Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1. Понятие, предмет, метод и система информационного права





Информационное право

Опорный конспект лекций

для студентов факультета права специальности 1-24 01 02 – «Правоведение»

 

 

Автор-составитель:

Котов Е.Н., кандидат юридических наук,

доцент кафедры государственно-правовых дисциплин БГЭУ

 

МИНСК-2015

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Понятие, предмет, метод и система информационного права………….3

Тема 2. Информационно-правовые нормы и информационные правоотношения……………………………………………………………………12

Тема 3. Право на информацию, его охрана и защита……………………………21

Тема 4. Документированная информация как объект информационных правоотношений……………………………………………………………………29

Тема 5. Правовые основы обеспечения информационной безопасности………44

Тема 6. Юридическая ответственность за правонарушения в информационной сфере………………………………………………………………………………...50

Тема 7. Институт интеллектуальной собственности в системе информационного права…………………………………………………………………………………59

Тема 8. Правовое регулирование информационных отношений при создании и распространении массовой информации………………………………………....69

Тема 9. Правовое регулирование информационных отношений в области библиотечного дела………………………………………………………………...80

Тема 10. Правовое регулирование информационных отношений в области архивного дела……………………………………………………………………...87

Тема 11. Правовое регулирование информационных отношений в области персональных данных……………………………………………………………...98

 

 

Тема 1. Понятие, предмет, метод и система информационного права

 

Вопросы:

1. Понятие информации, ее признаки и виды



2. Понятие информационного права, его предмет и принципы

3. Источники информационного права

4. Система информационного права

 

Понятие информации, ее признаки и виды

Существуют десятки научных определений понятия «информация». При этом большинство современных ученых в различных областях знаний вынуждены признать, что исчерпывающее понятие информации сформулировать невозможно, поскольку оно будет варьироваться в зависимости от направлений научных исследований и решаемых в каждой научно-прикладной ситуации задач.

Законодатель в ст.1 Закона Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» от 10 ноября 2008 г. № 455 года определяет информацию как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Признаки информация

Признакиинформации имеют универсальный характер и проявляются в любых формах ее существования.

1. Идеальность и субстанциональная несамостоятельность информации. Пока информация находится в памяти человека, она идеальна.

В случае же ее переноса на материальный носитель (на бумагу, в компьютер и т.д.) информация не материализуется, она остается идеальной для субъектов ее использующих.

Является материальным лишь носитель информации. Несамостоятельность информации проявляется в невозможности для нее существовать и функционировать без материального носителя.

2. Неисчерпаемость информации. Проявляется в том, что информация при ее передаче может иметь неограниченное число пользователей и при этом оставаться неизменной.

3. Преемственность информации. Преемственность проявляется в том, что всем изменениям информации сопутствуют изменения в материальных системах, носящие поступательный характер, что обеспечивает преемственность состояний как на физическом, так и на информационном уровне.

4. Селективность информации. Это означает возможность выбора или отбора информации при ее использовании, накоплении или переработки.

5. Трансформируемость информации. Это означает возможность передавать одно и то же содержание в разной форме и при различных способах предъявления.

6. Универсальность информации. Проявляется в том, что ее содержание может быть связано с любыми явлениями и процессами физической, биологической, социальной реальности.

7. Комплексное качество информации. Данный признак характеризует соответствие информации потребностям системы по следующим параметрам:

• адекватность — степень соответствия тому содержанию, ко­торое вложил в информацию ее производитель;

• достоверность — соответствие объективной реальности ок­ружающего мира;

• полнота — достаточность для принятия решения;

• избыточность — повышение достоверности информации, в результате чего она занимает больший объем;

• доступность — мера возможности получить ту или иную информацию;

• ценность — степень ее важности, необходимости для приня­тия информационных решений.

Из перечисленных признаков информации ученые-юристы выводят те свойства, которые определяют специфику правового регулирования информационных правоотношений.

Из признака идеальности и субстанциональной несамостоятельности информации вытекает юридическое свойство, которое заключается в двуединстве информации и материального носителя, на котором она закрепляется.

Из признака неисчерпаемости информации следует такое юридическое свойство информации, как бесконечный неисчерпаемый ресурс, ее физическая неотчуждаемость (знания неотчуждаемы) от создателя, обладателя и потребителя информации. После передачи информации от одного субъекта к другому одна и та же информация одновременно принадлежит двум участникам информационных отношений. Это основное отличие информации от вещи и энергии. Исходя из этого при передаче информации от одного субъекта к другому процедура отчуждения носителя с информацией должна сопровождаться передачей прав на ее использование, а информация должна передаваться вместе с этими правами.

Из качественных характеристик можно выделить такие свойства, как субъективная ценность информации, вытекающая из качественной характеристики информации, т.е. ее значимость для конкретного субъекта в каких-либо правоотношениях, и нелинейность — отсутствие зависимости между объемом или количеством информации и процессами, которые начинают протекать благодаря ее воздействию, т.е. количество информации не тождественно ее субъективной ценности.

Таким образом, информация имеет свои, присущие только ей признаки, имеющие важное значение при правовом регулировании тех общественных отношений, в которых она выступает как объект права.

Виды информации

Информация может классифицироваться по разным основаниям. В информационном праве основными критериями, по которым классифицируют информацию, принято считать два:

1) по роли, в которой она выступает в правовой системе, — нормативная правовая и ненормативная правовая информация

Нормативная правовая информация создается в порядке правотворческой деятельности и содержится в нормативных правовых актах.

Ненормативная правовая информация создается в порядке правоприменительной и правоохранительной деятельности.

К ненормативной правовой информации можно отнести:

1) общую информацию о состоянии законности и правопорядка;

2) информацию о гражданско-правовых отношениях, договорных и иных обязательствах;

3) информацию, связанную с раскрытием и расследованием правонарушений (криминологическая, криминалистическая, судебно-экспертная, оперативно-розыскная);

2) по степени доступности — информация открытая и ограниченного доступа.

К открытой можно отнести:

1) информацию как объект гражданских прав;

2) массовую информацию;

3) информацию о выборах, референдумах;

4) официальные документы.

К информации с ограниченным доступом относятся:

1) государственная и служебная тайна;

2) секреты производства и коммерческая тайна;

3) персональные данные;

4) другие виды тайн (врачебная, адвокатская, нотариальная, семейная).

Юридическая информация отличается от иных видов информации своими свойствами, а именно юридическая информация обладает:

1) физической неотчуждаемостью, так как при передаче информации от одного лица к другому и юридического закрепления этого факта процедура отчуждения должна заменятся передачей прав на ее использование и передаваться вместе с этими правами;

2) обособляемостью, поскольку для включения в оборот информация всегда овеществляется в виде символов, знаков, волн, вследствие этого обособляется от ее производителя и существует отдельно и независимо от него;

3) материальностью. Это свойство возникает в силу того, что информация передается и распространяется только на материальных носителях, а это позволяет распространить на информационную вещъ совместное и взаимосвязанное действие двух институтов — авторского права и вещного права;

4) распространяемостью, так как информация может распространятся и тиражироваться в неограниченном количестве экземпляров без изменения ее содержания, поэтому может принадлежать неограниченному кругу лиц. Отсюда следует, что необходимо юридически закреплять объем прав по использованию информации.

 

Статья 15. Виды информации

В зависимости от категории доступа информация делится на:

1. общедоступную информацию;

2. информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено.

Таким образом, в теории информационного права правовые режимы информации по их доступности делятся на режимы свободного или ограниченного доступа.

Режим свободного доступа

Режим ограниченного доступа

Понятие «информация с ограниченным доступом» применяется в ст. 17 Закона Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации».

Дисциплинарная и материальная ответственность за проступки в информационной сфере

Дисциплинарную ответственностьза проступки в информационной сфере несут работники предприятий, учреждений, организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего трудового распорядка и другими нормативными актами.

Совершение дисциплинарного проступка,то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

Порядок применения дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством.

До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. В случае отказа работника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт. Отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудитор­ской проверки — позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку в течение трех рабочих дней со дня его издания. В случае отказа работника подписать указанный приказ (распоряжение) составляется соответствующий акт.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственные инспекции труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

В соответствии с трудовым законодательством за правонарушения в информационной сфере предусмотрена и материальная ответственность— это имущественная ответственность работников, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли расходы по возмещению вреда, причиненного информационным правонарушением.

Подробно порядок и условия материальной ответственности рабочих и служащих регламентированы трудовым законодательством.

Трудовым договором или заключаемыми в письменной форме соглашениями, прилагаемыми к нему, может конкретизироваться материальная ответственность сторон этого договора.

Расторжение трудового договора после причинения ущерба не влечет за собой освобождения стороны этого договора от материальной ответственности.

Материальная ответственность за нарушения информационного законодательства наступает наряду с привлечением нарушителя к любым иным видам ответственности (дисциплинарной, административной или уголовной ответственности).

Материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия).

Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества.

Установление размеров материальной ответственности работников за ущерб определяется в соответствии с ТК РБ.

 

Правовой режим архивов

Право на создание архивовпринадлежит юридическим и физичес­ким лицам РБ.

Не допускается создание тайных архивов

· из документов государственной части Национального архивного фонда Рес­публики Беларусь,

· из документов негосударствен­ной части Национального архивного фонда Республики Беларусь, отнесенных в установленном порядке к катего­рии особо ценных, уникальных документов и документаль­ных памятников

· из документов, затрагивающих права и законные интересы других физических лиц.

Виды архивов

Основными видами архивов в Республике Беларусь яв­ляются:

· государственные,

· ведомственные (межведомствен­ные) архивы

· архивы негосударственной части Националь­ного архивного фонда Республики Беларусь.

Государственными архивами в Республике Беларусь яв­ляются республиканские, областные, зональные, районные и городские архивы.

Государственные архивы осуществляют прием и посто­янное хранение:

· документов государственных ор­ганов, государственных предприятий, учреждений, органи­заций,

· документов архивов негосударственной части Нацио­нального архивного фонда Республики Беларусь.

Республиканские государственные архивы являются рес­публиканскими научно-методическими и научно-исследова­тельскими центрами по работе с документами Националь­ного архивного фонда Республики Беларусь,

Областные ар­хивы - научно-методическими центрами.

Ведомственными (межведомственными) архивами явля­ются архивные учреждения или структурные подразделения государственных органов, государственных предприятий, учреждений и организаций, осуществляющие прием и хра­нение документов этих государственных органов, государ­ственных предприятий, учреждений и организаций в тече­ние периода времени, установленного настоящим Законом.

Государственные архивы могут быть

· в установленном порядке быть отнесены к особо ценным и уникальным объектам культурного наследия народа Республики Беларусь,

· быть вклю­чены в Государственный список историко-культурных цен­ностей Республики Беларусь

· находиться на особом режи­ме охраны и использования в соответствии с законодатель­ством Республики Беларусь.

К архивам негосударственной части Национального ар­хивного фонда Республики Беларусь относятся:

· частные архивы физических лиц - комплексы архивных документов, созданные лицом, семьей, родом либо приобре­тенные ими на законных основаниях и находящиеся в их собственности, а также комплексы архивных документов, созданные на предприятиях торговли и обслуживания, объектах культуры и искусства, находящихся в частной собственности физических лиц, и зарегистрированные в ус­тановленном порядке республиканскими органами Государ­ственной архивной службы Республики Беларусь;

· архивы юридических лиц негосударственной формы соб­ственности, а также религиозных организаций, архивные документы которых созданы после отделения церкви от го­сударства.

Архивные фонды и архивные документы государственных архивов, осуществляющих их постоянное хранение, являются собственностью государства и не могут быть объектами купли-продажи и других сделок по их отчуждению.

Государственные архивы, а также государственные му­зеи и библиотеки являются владельцами находящихся у них на постоянном хранении архивных документов.

Архивные фонды и архивные документы ведомственных (межведомственных) архивов, осуществляющих их времен­ное хранение, являются собственностью государства и не могут быть объектами купли-продажи и других сделок по их отчуждению. По истечении установленных сроков хра­нения эти архивные фонды и архивные документы переда­ются в государственные архивы на постоянное хранение.

Собственники архивных фондов и архивных докумен­тов негосударственной части Национального архивного фонда Республики Беларусь владеют, пользуются и распо­ряжаются ими в соответствии с законом.

При согласии органов государственной архивной служ­бы их документы, имеющие научно-историческую ценность, могут быть приняты на государственное хранение с ком­пенсацией собственником государству расходов по их хра­нению и использованию.

Размер платы за хранение и поря­док пользования архивными документами определяются договором между государственным архивом и собственни­ком документов.

Поступившие на временное хранение архивные докумен­ты, собственники которых без уважительных причин сво­евременно не продлили договор на их хранение и не востре­бовали указанные документы в течение срока, оговоренно­го в договоре, переходят по постановлению суда в собствен­ность государства.

При неуплате собственником архивных документов компенсации за их хранение в государственном архиве последний имеет право возвратить собственнику эти документы и потребовать уплаты компенсации в порядке, установленном договором.

При передаче юридическим или физическим лицом пра­ва собственности на архивные документы новому собствен­нику последний обязан подписать с государственным архи­вом охранное обязательство.

При реорганизации государственных органов, государ­ственных предприятий, учреждений, организаций образо­вавшиеся в процессе их деятельности документы передают­ся правопреемникам.

В случае ликвидации названных органов, предприятий, учреждений, организаций:

· документы, относящиеся к Нацио­нальному архивному фонду Республики Беларусь, переда­ются в соответствующий государственный архив;

· архи­вные документы с неистекшими сроками временного хране­ния и документы по личному составу - в архив вышестоя­щей организации.

В случае приватизации государственных предприятий архивные фонды и архивные документы, образовавшиеся в процессе деятельности этих предприятий до приватизации, остаются в составе государственной части Национального архивного фонда Республики Беларусь независимо от места их хранения.

 

Информационное право

Опорный конспект лекций

для студентов факультета права специальности 1-24 01 02 – «Правоведение»

 

 

Автор-составитель:

Котов Е.Н., кандидат юридических наук,

доцент кафедры государственно-правовых дисциплин БГЭУ

 

МИНСК-2015

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Понятие, предмет, метод и система информационного права………….3

Тема 2. Информационно-правовые нормы и информационные правоотношения……………………………………………………………………12

Тема 3. Право на информацию, его охрана и защита……………………………21

Тема 4. Документированная информация как объект информационных правоотношений……………………………………………………………………29

Тема 5. Правовые основы обеспечения информационной безопасности………44

Тема 6. Юридическая ответственность за правонарушения в информационной сфере………………………………………………………………………………...50

Тема 7. Институт интеллектуальной собственности в системе информационного права…………………………………………………………………………………59

Тема 8. Правовое регулирование информационных отношений при создании и распространении массовой информации………………………………………....69

Тема 9. Правовое регулирование информационных отношений в области библиотечного дела………………………………………………………………...80

Тема 10. Правовое регулирование информационных отношений в области архивного дела……………………………………………………………………...87

Тема 11. Правовое регулирование информационных отношений в области персональных данных……………………………………………………………...98

 

 

Тема 1. Понятие, предмет, метод и система информационного права

 

Вопросы:

1. Понятие информации, ее признаки и виды

2. Понятие информационного права, его предмет и принципы

3. Источники информационного права

4. Система информационного права

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.