Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Управление государственной и муниципальной собственностью





Управление государственной и муниципальной собственностью

Виды объектов, находящиеся в государственной собственности

Государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом. Важно отметить, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Имущество, находящееся в государственной собственности, подразделяется на две части. Одна часть закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Другая часть – средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

В государственной собственности могут находиться, в частности:

- унитарные предприятия;

- объекты интеллектуальной собственности;

- финансовые ресурсы, акции, доли, денежные средства, драгоценности;

- имущественные комплексы в виде зданий, сооружений, жилых объектов, оборудования, других имущественных ценностей;



- недра, полезные ископаемые;

- земли сельскохозяйственного и иного назначения;

- водные ресурсы;

- леса и лесные богатства;

- памятники истории и архитектуры.

Объекты государственной собственности можно разделить на три группы по степени их значимости и функциональному назначению.

1. Объекты, составляющие основу национального богатства страны, объекты, предназначенные для выполнения общегосударственных задач.

- Земли, недра, лесные, водные ресурсы, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации, охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение).

- Объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения; объекты, связанные с охраной памятников истории и культуры.

- Объекты, связанные с обеспечением обороны и безопасности, защитой государственных границ, в т.ч. имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации.

- Средства республиканского бюджета Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации; золотой запас, алмазный и валютный фонды.

- Объекты, связанные с проведением фундаментальных научных исследований, государственные научные центры, высшие учебные заведения.

- Предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы, контроля над состоянием и охраны окружающей природной среды и природных ресурсов.

- Государственные запасы и мобилизационные резервы, а также предприятия, обеспечивающие их сохранение.

- Предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений.

- Предприятия патентной службы, стандартизации и метрологии, машиноиспытательные станции и полигоны.

- Крупные транспортные магистрали и объекты, связанные с их эксплуатацией и обслуживанием.

- Прочие объекты, необходимые для обеспечения функционирования государственных органов власти и управления и решения общегосударственных задач.

2. Объекты, обеспечивающие поддержание и развитие ведущего экономического потенциала страны.

- Объекты оборонного производства: предприятия, производящие системы и элементы вооружения, боеприпасы и т.п.

- Предприятия и объекты электроэнергетики, предприятия топливно-энергетического комплекса, трубопроводного транспорта.

- Предприятия по добыче и переработке драгоценных металлов и камней, радиоактивных и редкоземельных элементов.

- Предприятия и объекты ракетно-космической отрасли, атомного машиностроения.

- Прочие объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность и развитие экономики России.

3. Объекты, через которые государство берет на себя функции проведения централизованной социально-экономической политики и социальной защиты населения: учреждения и организации здравоохранения, средние специальные учебные заведения и общеобразовательные школы, учреждения культуры и искусства, органы социального страхования и социального обеспечения, учреждения социальной защиты и др.

Критерии эффективности управления федеральной собственностью

Для оценки эффективности управления федеральной собственностью можно использовать две концепции:

1.Концепция управления финансовыми потоками, основанная на росте прибыли от управления.

Основным условием повышения эффективности управления федеральной собственностью является максимизация доходов при заданных затратах или минимизация затрат при заданных доходах. При этом доходы от управления федеральной собственностью складываются из:

- доходов от продажи (приватизации) объектов собственности;

- доходов от управления пакетами акций (дивиденды), находящихся в собственности РФ;

- доходов от деятельности унитарных предприятий и др.

Затраты на управление федеральной собственностью включают:

- затраты на содержание органов государственной власти, задействованных в управлении федеральной собственностью;

- затраты на содержание казенных предприятий;

- затраты на проведение тендеров;

- текущие операционные расходы для осуществления уставной основной деятельности государственных унитарных предприятий;

- текущие операционные расходы предприятий с госдолей, пропорциональные этим долям и др.

2. Концепция портфеля собственности, основанная на совокупном росте стоимости федеральной собственности, входящей в данный портфель.
Эта концепция основана на рассмотрении интегральной совокупности элементов федеральной собственности как портфеля собственности.
Главным принципом этой концепции является повышение совокупной стоимости портфеля, состоящей из суммы рыночных стоимостей элементов портфеля.

Помимо указанных концепций, оценить эффективность использования федеральной собственности можно на основе анализа состояния и тенденций изменения ее вклада в формирование базы неналоговых доходов федерального бюджета.

Планирование и программирование использования муниципальной собственности

Планирование использования муниципальной собственности заключается в определении желаемых параметров состояния объектов собственности в будущем и установлении методов, способов и сроков достижения данного состояния, т.е. необходимо определить цели и пути их достижения. Программирование использования муниципальной собственности включает разработку программ эффективного управления объектами муниципальной собственности. Программирование является одной из форм планирования и может быть комплексным, охватывающим социально-экономическое развитие в целом, и целевым, направленным на решение определенных проблем.

Система планирования комплексного социально-экономического развития муниципального образования включает в себя прогнозирование, текущее и стратегическое планирование.

Основными документами в сфере комплексного социально-экономического развития муниципального образования являются концепция и разрабатываемая на ее основе комплексная программа (стратегический план) социально-экономического развития. Может быть разработан и один обобщающий документ. В зависимости от стоящих задач концепции и стратегические планы бывают среднесрочные (3 - 5 лет) и долгосрочные (до 10 - 15 лет). Чем глубже характер предстоящих перемен, тем на больший срок должен разрабатываться стратегический план, но и в долгосрочных программах важно выделять среднесрочную перспективу.

При разработке стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития рассматривается вопрос стратегического выбора пути развития муниципального образования. Две крайние позиции в этом вопросе могут быть следующими:

- сохранение существующего направления развития (инерционная стратегия);

- полная смена приоритетов и структурная перестройка экономики муниципального образования (инновационная стратегия).

На самом деле, скорее всего, потребуется сочетание обеих этих стратегий в разных пропорциях, в зависимости от конкретных условий. С учетом этого должны быть определены основные цели и задачи перспективного развития. Они должны носить вариантный характер и учитывать возможные сценарии развития государства в целом, его экономической политики и политики субъекта РФ. Чаще всего рассматриваются три сценария: оптимистический, пессимистический и наиболее реалистический (средний).

В составе концепции или стратегического плана могут быть выделены подпрограммы (целевые программы) по отдельным проблемам, например "Жилище", "Здравоохранение" и т.п. На основе общей концепции развития органы местного самоуправления принимают ряд программных документов: программы приватизации, генеральные планы, планы планировки и застройки населенных пунктов и др.

Бюджетный кодекс РФ 2004 года предусматривает обязательную разработку перспективного финансового плана развития муниципального образования на трехлетний (среднесрочный) период. Этот план разрабатывается на основе прогноза социально-экономического развития территории на тот же период. Прогноз разрабатывается на основе данных социально-экономического развития территории за последний отчетный период и тенденций развития экономики и социальной сферы муниципального образования. При этом прогноз на первый год служит базой для разработки бюджета, а следующие два года являются плановым периодом, на протяжении которого отслеживаются реальные результаты заявленной экономической политики органов местного самоуправления. Такой прогноз ежегодно корректируется со сдвигом планового периода на год вперед. При разработке финансового плана учитываются дефляторы, характеризующие изменение ценовых факторов по сравнению с предыдущим годом.

Для муниципального хозяйства в целом и отдельных муниципальных предприятий и учреждений может быть разработан директивный план, обязательный для исполнения.

При разработке прогноза комплексного социально-экономического развития важно сформулировать основные цели и задачи муниципального образования на планируемый период и пути их достижения. Далее они конкретизируются по направлениям (целевым программам).

Для большинства муниципальных образований, особенно с моноотраслевым характером экономики, в основу прогноза должны быть положены прогнозы и планы развития градообразующих предприятий. Именно они определяют налоговый контингент местного бюджета, занятость населения, участие предприятий в комплексном социально-экономическом развитии территории и содержании отдельных отраслей муниципального хозяйства и социальной сферы.

Текущее планирование и прогнозирование в муниципальном образовании осуществляется на очередной год с разбивкой по кварталам и с прогнозом на 2 последующих года. Такой подход позволяет планировать и осуществлять программные мероприятия, срок реализации которых превышает 1 год. На основании прогноза социально-экономического развития территории и вытекающих из него бюджетных проектировок администрация разрабатывает комплексный годовой план социально-экономического развития территории. В нем устанавливаются конкретные задачи и показатели для всех сфер муниципальной деятельности: жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи, здравоохранения и т.д. Поскольку сумма отраслевых заявок всегда превышает возможности бюджета, необходимо организовать компетентное рассмотрение всех предложений, обеспечить их отбор в соответствии с выбранными приоритетами. Решающая роль в этой работе принадлежит экономической службе администрации.

Существенным элементом плана являются муниципальные целевые программы по решению отдельных задач развития, которые также должны быть увязаны с прогнозируемыми объемами бюджетных ассигнований. И здесь необходим тщательный анализ и отбор заявок. Комплексный годовой план социально-экономического развития территории вместе с прогнозом на 2 последующих года и целевыми программами вносится главой администрации на рассмотрение представительного органа муниципального образования одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год и финансовым планом на 2 последующих года. Эти документы должны утверждаться совместно.

Муниципальная целевая программа представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение экономических, экологических, социальных и иных проблем развития муниципальных образований.

Муниципальные целевые программы могут быть текущими и перспективными и являются составными частями соответствующих планов. Расходы на реализацию целевых программ формируют бюджет развития муниципального образования.

Муниципальная целевая программа в общем случае должна включать следующие разделы:

- описание проблемы, на решение которой направлена целевая программа;

- социально-экономическое положение и основные направления развития муниципального образования, обосновывающие необходимость осуществления данной программы;

- цели, задачи, сроки и этапы реализации программы, а также целевые индикаторы и показатели, характеризующие достижение ее результатов;

- система программных мероприятий;

- механизм реализации программы;

- ресурсное обеспечение программы;

- оценка социально-экономической и экологической эффективности программы;

- организация управления программой и контроль хода ее реализации.

Муниципальная целевая программа должна иметь паспорт, составляемый по специальной форме. Важнейшей ее составляющей является система целевых индикаторов и показателей, характеризующих ее эффективность. Это требование связано с необходимостью повышения результативности бюджетных расходов.

Муниципальные целевые программы могут разрабатываться по разным направлениям:

- создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата;

- нормативно-правовые преобразования;

- содействие реформированию промышленности;

- развитие инфраструктуры транспорта, связи и обеспечение бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства и т.п.

При разработке муниципальных целевых программ необходимо оценивать каждое программное мероприятие по ряду критериев: цель и решаемая проблема, планируемые объемы производства продукции или услуг (для инвестиционных проектов), сроки реализации, объемы и источники финансирования, показатели эффективности (платежи в бюджеты всех уровней, сроки окупаемости, количество новых рабочих мест) и т.д.

Реализация планов социально-экономического развития муниципальных образований, а также отдельных целевых программ требует привлечения инвестиций. Муниципальная власть заинтересована в привлечении инвестиций на свою территорию. Кроме решения конкретных задач каждого инвестиционного проекта, инвестиции обеспечивают занятость населения и пополнение местного бюджета. Деятельность органов местного самоуправления по привлечению и наиболее эффективному использованию средств, вкладываемых на территории муниципального образования, составляет суть муниципальной инвестиционной политики.

Содержание нематериальных активов предприятия. Амортизация нематериальных активов

В целом нематериальные активы – это результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них).

При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве нематериальных необходимо единовременное выполнение следующих условий:

- отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;

- возможность идентификации (выделения, отделения) организацией имущества;

- использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

- использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 мес. или обычного операционного цикла, если он превышает 12 мес.;

- организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества;

- способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;

- наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.).

В соответствии с этими условиями к нематериальным активам относится исключительное право:

- патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;

- автора на программы для ЭВМ, базы данных;

- автора или иного патентообладателя на топологии интегральных микросхем;

- владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименования места происхождения товаров;

- патентообладателя на селекционные достижения.

В составе нематериальных активов учитываются также деловая репутация организации и организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал организации).

В состав нематериальных активов не включаются интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них. Нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, т.е. сумме фактических расходов на их создание и изготовление или приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).

Для целей бухгалтерского учета амортизация нематериальных активов производится одним из следующих способов начисления амортизационных отчислений:

- линейный;

- уменьшаемого остатка;

- списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Применение одного из способов по группе однородных нематериальных активов производится в течение всего их срока полезного использования.

Годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется при:

- линейном способе – исходя из первоначальной стоимости нематериальных активов и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта;

- способе уменьшаемого остатка – из остаточной стоимости нематериальных активов на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта. В течение отчетного года амортизационные отчисления по нематериальным активам начисляются ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы по этим двум способам;

- способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) - начисление производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости нематериальных активов и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования нематериального актива. Срок полезного использования нематериальных активов определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету. Его определение производится исходя из:

- срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности согласно законодательству РФ;

- ожидаемого срока использования этого объекта, в течение которого организация может получать экономические выгоды.

Для отдельных групп нематериальных активов срок полезного использования определяется исходя из количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.

По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизационных отчислений устанавливаются в расчете на 20 лет (но не более срока деятельности организации).

Методы оценки недвижимости

Большинство методов оценки недвижимости объединены в три подхода: доходный, затратный и сравнительный (рыночный). Оценщик может использовать несколько оценочных методов в целях достижения обоснованности выводов оценочного заключения.

Затратный подход объединяет методы оценки стоимости недвижимости, основанные на определении затрат, которые необходимы для ее восстановления либо замещения, с учетом накопленного износа. Затратный подход к оценке недвижимости состоит из следующих этапов: стоимость земельного участка оценивается как незастроенная; оценивается полная стоимость воспроизводства; оцениваются виды износа имеющихся улучшений; стоимости воспроизводства и земли (замены) улучшений складываются для получения величины стоимости оцениваемого объекта недвижимости. Применение затратных методов целесообразно в том случае, когда по различным причинам необходимо определить стоимость зданий и сооружений отдельно от стоимости земельного участка. Также затратный подход применяется для исчисления величины износа с целью его отражения в бухгалтерском балансе, а также в целях налогообложения. Кроме того, затратный подход используется при анализе эффективности нового строительства, оценке объектов для целей страхования и др.

Сравнительный (рыночный) подход объединяет методы оценки стоимости недвижимости, основанные на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними.

Эта оценка нужна при вторичной эмиссии акций приватизированных предприятий, стремящихся прибавить свой уставный капитал на величину, подкрепленную реальными материальными средствами. Это позволит инвесторам избежать ошибок при установлении котировок акций. Оценка необходима при имущественном разделе, определении способов оптимального коммерческого использования земельных участков и недвижимости и во всех других операциях, связанных с недвижимостью.

Доходный подход включает методы оценки стоимости недвижимости, основанные на определении будущих доходов от коммерческого использования оцениваемого имущества. В соответствии с этими методами прогнозируют величину доходов и расходов при эксплуатации объекта в течение прогнозного периода, затем разделяют чистый операционный доход на ставку дисконтирования, которая представляет собой процент дохода на вложенный капитал. Ставка капитализации (дисконтирования) определяется оценщиком в соответствии с существующими методиками.

Выделяют два метода этой оценки:

- метод капитализации прибыли;

- метод дисконтирования денежных потоков.

Метод капитализации используется, когда имеется достаточно данных для прогноза денежного потока, текущий денежный поток примерно равен будущим денежным потокам, ожидаемые темпы роста денежного потока предсказуемы. Он применим к объектам, приносящим доход, со стабильными, предсказуемыми суммами доходов и расходов.

Метод дисконтированных денежных потоков используется, когда ожидается, что будущие уровни денежных потоков отличаются от текущих, можно предугадать и определить будущие денежные потоки, прогнозируемые будущие денежные потоки являются положительными величинами для большинства прогнозных лет. Метод применим к наиболее приносящим доход объектам, имеющим нестабильные потоки доходов и расходов.

Управление государственной и муниципальной собственностью









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.