Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вопрос - Сущность и назначение банковского надзора





Важным условием успешного функционирования бан­ковской системы рыночного типа является ее государствен­ное регулирование. Необходимость регулирования банковской деятель­ности вообще, и государственного в частности, обусловли­вается особой экономической и социальной природой бан­ков, их значимостью для развития экономики страны. Учитывая эти обстоятельства, государство прибегает к регулированию банковской деятельности в целях обеспе­чения ее стабильности и защиты интересов инвесторов, кpeдитopoв и вкладчиков.

Государственное регулирование банковской деятель­ности осуществляется законодательными органами посред­ством принятия соответствующих законов, касающихся банков, а также уполномоченным государством специаль­ным органом, устанавливающим регулятивные нормы и тре­бования к кредитным институтам. Банковский надзор – это особая система, включающая совокупность мер по установлению и проведению в жизнь требований к кре­дитным институтам, направленных на обеспечение стабиль­ного функционирования всей банковской системы.

Банковский надзор могут осуществлять как централь­ные банки, так и дpyгой орган, уполномоченный гocyдap­ством. В настоящее время в мировой практике тенденция такова, что банковское регулирование и банковский над­зор осуществляют разные органы.

В нашей стране органом банковского регулирования и надзора в соответствии с Федеральным законом «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» является Банк России.

Банковский надзор следует опреде­лить как разновидность государственного (банковского) регулирования, осуществляемого надзорным органом посредством специфических процедур, технологий и инст­рументов.

Функции и содержание банковского надзора. Всего у надзора можно выделить три функции: превен­тuвную, сигнализирующую и контрольную.

- Превентивная функция надзора выражает способность надзора располагать специальными инструментарием, регу­лирующим процесс вхождения кредитных институтов в банковскую среду и их деятельность. Данная функция предполагает обеспеченность надзорного органа регулятив­ными нормами и требованиями к кредитным институтам, достаточным для того, чтобы формировать и поддерживать стабильность банковской системы.

- Сигнализирующая функция надзора выражает его спо­собность обладать диагностическим инструментарием, позволяющим своевременно выявлять негативные тенден­ции в деятельности банков и принимать меры надзорного реагирования. Данная функция сигнализирует в надзорный орган и непосредственно в банк о возникающих проблемах и побуждает их к активным действиям. Аля реализации этой функции надзорный орган должен располагать специаль­ной информационно-аналитической системой мониторинга финансового состояния банков и мер надзорного реаги­рования.

- Контрольная функция надзора призвана выявлять отклонения в соблюдении регулятивных норм и требова­ний, причины их возникновения, эффективность действий надзорного органа и кредитного института по предотвра­щению и устранению возникающих проблем. Основным инструментом, сопровождающим контроль, являются про­верки кредитного института на месте.

Банковский надзор представляет собой систему, включающую ряд элементов:

- субъекты надзора;

- сфера (предмет);

- методы;

- механизм;

- правовая основа.

Субъектами надзора выступают две стороны: орган осуществляющий надзор, и поднадзорная кредитная орга­низация.

Объектом надзора в современных условиях являются:

- процессы вступления (выхода) кредитных организа­ций в банковскую среду, т.е. процессы организаци­онно-правового формирования банковской системы;

- текущая деятельность и управление ею;

- состояние учета и отчетности кредитных органи­заций.

Мeтoды надзора определяют специфику контактного и бесконтактного надзора, то есть надзора, опирающегося на изучение состояния соответствующего кредитного института непосредственно на месте, и надзора, осущест­вляемого методом внешнего наблюдения.

Механизм надзора как совокупность действий надзор­ного органа можно рассматривать в разных аспектах. С точки зрения направлений надзорной деятельности выделяются:

- лицензирование и государственная регистрация банковской деятельности; - дистанционный надзор;

- контактный надзор.

С точки зрения содержания надзорной деятельности выделяются следующие направления:

- разработка методологических документов, определя­ющих требования к кредитным институтам для их лицензирования; пруденциальные нормы и требо­вания к действующим кредитным институтам; осно­вания для отзыва лицензии; про граммы аналити­ческих и институциональных проверок;

- аналитическая работа по изучению представляемой банками отчетности и материалов инспекционных и аудиторских проверок; по оценке перспектив финансовой устойчивости кредитных институтов;

- контрольная работа, охватывающая оценку досто­верности представляемой банком отчетности, его финансового состояния и качества управления; - оценочная работа, осуществляемая на основе анали­тических и контрольных процедур и имеющая результатом классификацию банков по степени про­блемности;

- организация дифференцированных отношений с каждым банком: предоставление права на получе­ние от центрального банка (если он является надзорным органом) определенных кредитов или введение режима предписаний и ограничений, обусловленного выявленными недостатками в деятельности кре­дитной организации.

Единство системы надзора обеспечивается его правовой основой, входящей в эту сис­тему в качестве самостоятельного элемента. Правовая основа банковского надзора охватывает законодательные акты, определяющие субъекты и сферу надзора, функции и права органов, осу­ществляющих надзор.

Вопрос - Содержание и организация лицензионной деятельности Банка России

Лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России. Кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России.

Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций.

Реестр выданных кредитным организациям лицензий подлежит публикации Банком России в официальном издании Банка России ("Вестнике Банка России") не реже одного раза в год. Изменения и дополнения в указанный реестр публикуются Банком России в месячный срок со дня их внесения в реестр.

В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.

Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.

Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии, если получение такой лицензии является обязательным, влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России.

Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции, если получение такой лицензии является обязательным.

Граждане, незаконно осуществляющие банковские операции, несут в установленном законом порядке гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.

Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" вправе осуществлять банковские операции, право на осуществление которых предоставлено ей на основании Федерального закона "О банке развития".

Коммерческая организация, не являющаяся кредитной организацией и осуществляющая функции центрального контрагента в соответствии с Федеральным законом "О клиринге и клиринговой деятельности", вправе осуществлять без лицензии, выдаваемой Банком России, операции, в этом Федеральном законе, при заключении на бирже договоров о приобретении (об отчуждении) иностранной валюты в целях выполнения функций центрального контрагента.

Для получения лицензии на осуществление банковских операций в Банк России в установленном им порядке представляются следующие документы:

1) заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций; в заявлении также указываются сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа кредитной организации, по которому осуществляется связь с кредитной организацией;

2) учредительный договор (подлинник или нотариально удостоверенная копия), если его подписание предусмотрено федеральным законом;

3) устав (подлинник или нотариально удостоверенная копия);

4) бизнес-план, утвержденный собранием учредителей (участников) кредитной организации, протокол собрания учредителей (участников), содержащий решения об утверждении устава кредитной организации, а также кандидатур для назначения на должности руководителя кредитной организации и главного бухгалтера кредитной организации. Порядок составления бизнес-плана кредитной организации и критерии его оценки устанавливаются нормативными актами Банка России;

5) документы об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию кредитной организации и за предоставление лицензии на осуществление банковских операций при создании кредитной организации;

6) аудиторские заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности учредителей - юридических лиц;

7) документы (согласно перечню, установленному нормативными актами Банка России), подтверждающие источники происхождения средств, вносимых учредителями - физическими лицами в уставный капитал кредитной организации;

8) анкеты кандидатов на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, руководителя, главного бухгалтера филиала кредитной организации. Указанные анкеты заполняются этими кандидатами собственноручно и должны содержать сведения, установленные нормативными актами Банка России, а также сведения:

- о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования (с представлением копии документа об образовании и о квалификации) и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования - опыта руководства таким подразделением не менее двух лет;

- о наличии (об отсутствии) судимости (с представлением оригинала справки о наличии (об отсутствии) судимости, выданной Министерством внутренних дел Российской Федерации);

9) анкеты кандидатов на должности единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций. Указанные анкеты заполняются этими кандидатами собственноручно и должны содержать сведения, установленные нормативными актами Банка России, а также сведения:

- о наличии у этих лиц высшего образования (с представлением копии документа об образовании и о квалификации);

- о наличии (об отсутствии) судимости (с представлением оригинала справки о наличии (об отсутствии) судимости, выданной Министерством внутренних дел Российской Федерации);

10) документы (согласно перечню, установленному нормативными актами Банка России), необходимые для оценки деловой репутации учредителей (участников) кредитных организаций, кандидатов в члены совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица - учредителя (участника) кредитной организации, приобретающего более 10 процентов акций (долей) кредитной организации.

Помимо указанных документов Центральный банк Российской Федерации самостоятельно запрашивает в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, сведения о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями кредитной организации, а в налоговом органе запрашивает сведения о выполнении учредителями - юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года. Кредитная организация вправе представить документы, содержащие указанные сведения, по собственной инициативе.

При представлении документов Банк России выдает учредителям кредитной организации письменное подтверждение получения от них документов, необходимых для получения лицензии на осуществление банковских операций.

Принятие решения о выдаче лицензии на осуществление банковских операций или об отказе в этом производится в срок, не превышающий шести месяцев с даты представления всех документов, а принятие такого решения в отношении небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, - в срок, не превышающий трех месяцев.

На основании указанного решения, принятого Банком России, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России.

Банк России не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о кредитной организации уведомляет об этом ее учредителей с требованием произвести в месячный срок оплату 100 процентов объявленного уставного капитала кредитной организации и выдает учредителям документ, подтверждающий факт внесения записи о кредитной организации в единый государственный реестр юридических лиц.

Неоплата или неполная оплата уставного капитала в установленный срок является основанием для обращения Банка России в суд с требованием о ликвидации кредитной организации.

При предъявлении документов, подтверждающих оплату 100 процентов объявленного уставного капитала кредитной организации, Банк России в трехдневный срок выдает кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций.

Виды лицензий на осуществление банковских операций

Созданному путем учреждения банку могут быть выданы лицензии следующих видов:

1.Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц)

2.Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц и осуществления инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассового обслуживания физических и юридических лиц)

3.Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц)

4. Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц и осуществления инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассового обслуживания физических и юридических лиц)

5.Лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов

6.Лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях

7.Лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте.

 

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2023 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.