Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе





Проблема усвоения слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями близка всем учителям начальных классов. Специальные упражнения для работы с такими словами приходится готовить практически к каждому уроку. Задача данной статьи — познакомить учителей с системой изучения непроверяемых написаний, основанной на принципе двусторонней дифференциации, который предполагает учет как специфики орфограммы, так и особенностей учащихся.

Говоря о системе, мы имеем в виду методическую интерпретацию данного понятия Т. Г. Рамзаевой, которая пишет: «Под системой изучения языкового материала понимается целенаправленный процесс, обеспечивающий усвоение комплекса знаний в определенной последовательности и взаимосвязи, а также формирование на этой основе практических умений». Следовательно, невозможно реализовать системный подход к изучениюкакого-либо учебного материала, не определив цели обучения, последовательность изучения, взаимосвязь компонентов знаний, постепенное усложнение упражнений.

Раскрыть содержание системы изучения непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе невозможно и без ответа на целый ряд частных вопросов:

1. Сколько новых слов с непроверяемыми написаниями для изучения на одном уроке можно предлагать учащимся?

2. Сколько раз эти слова должны встречаться на последующих уроках, чтобы учащиеся хорошо усвоили их написание?

3. Какие особенности учащихся необходимо учитывать в процессе усвоения непроверяемых написаний? Как организовать обучение с учетом этих особенностей?

4. Как отбирать приемы изучения непроверяемых написаний? Какой должна быть последовательность применения этих приемов?

Программные списки слов для запоминания в начальной школе

Программа каждого класса по русскому языку включает список слов, написание которых учащиеся должны запомнить. С орфографической точки зрения состав этих слов неоднороден. Орфографические различия дают основание разделить все слова на три группы. В первую группу можно включить слова с непроверяемыми написаниями. Среди них есть слова с безударными гласными орона, малина),с двойными согласными (класс, суббота), со звонкими и глухими согласными (вокзал), с непроизносимыми согласными (лестница).

При помощи запоминания младшие школьники должны усваивать и написание ряда слов, подчиняющихся правилам, которые изучаются только в средней школе (вторая группа). Это относится, во-первых, к словам с чередованием гласных в корне астение, гореть); во-вторых, к сложным словам с соединительными гласными оили е (самолет, путешествие); в-третьих, к некоторым наречиям (наречия, которые пишутся слитно: сверху, снизу; наречия с приставками с- и на- и суффиксами и -о на конце: слева, справа, налево, направо); в-четвертых, к словам с гласными после шипящих в корне елтый, черный, шофер).

К третьей группе следует отнести слова, которые являются проверяемыми, но подбор проверочного слова может оказаться сложным для младших школьников. Например, для проверки буквы, обозначающей непроизносимый согласный в слове праздник, вполне подходит слово празден, но оно может быть незнакомым для учащихся начальной школы.

Учителям необходимо знать перечисленные выше орфографические особенности групп слов по целому ряду причин. Прежде всего, эти особенности важно учитывать в процессе формирования у младших школьников умения дифференцировать (различать) орфограммы и графически их обозначать.

Достаточно часто на уроках в начальной школе слова из программных списков называют словарными. Это название нельзя считать удачным, потому что, во-первых, оно не носит терминологического характера (как известно, все слова русского языка находятся в каких-то словарях). Во-вторых, оно абсолютно не проясняет для ученика сущность того орфографического явления, с которым он сталкивается в процессе усвоения «словарного слова», так как не названа сама орфограмма. Следовательно, о необходимости запоминать написание подобных слов ребенок узнает только из дополнительных пояснений учителя, но не из названия «словарные».

Некоторые учителя, говоря с учениками о непроверяемых написаниях, имеют в виду только непроверяемые безударные гласные, забывая, видимо, о других вариантах данной орфограммы.

Учитывая все вышесказанное, можно рекомендовать учителям по мере изучения соответствующих слов составлять, постепенно дополнять и использовать для дифференциации (различения) орфограмм следующую схему обобщающего характера, которая позволит учащимся осознавать непроверяемые написания как часть орфографической системы языка:

 

Непроверяемые написания в корне

непровер. безуд. гласн. в корне непровер. согл. в корне
ворона зв. и глух. непроизн. двойные
вокзал лестница класс

При таком подходе учащийся, объясняя правописание слова чувство, может сказать следующее: «В этом слове есть буква, обозначающая непроизносимый согласный. Эту букву нельзя проверить».

Организуя усвоение слов из 2-й группы, учитель не должен скрывать от учащихся, что правила правописания таких слов будут изучены позже. Некоторые из этих слов можно проверить, например, слова желтый и черный, хотя способ их проверки учащиеся еще просто не знают. Поэтому правописание слов из второй группы лучше комментировать так: «В слове самолет букву онужно запомнить». А учителю следует избегать по отношению к данным словам вопроса: «Какие орфограммы в этом слове?» Понятно, что подобный вопрос может спровоцировать неверный ответ.

Совершенно правильно поступают учителя, информирующие своих учеников о возможности проверки слов из 3-й группы. Конечно, конкретное проверочное слово может подсказать сам учитель. Но при орфографическом разборе ученики не должны называть букву ив слове лисица и букву дв слове праздник непроверяемыми. Бесспорным является лишь тот факт, что правописание данных слов, как и слов из 1-й и 2-й групп, учащиеся могут усваивать и при помощи запоминания. Именно поэтому при разработке системы изучения непроверяемых и труднопроверяемых написаний в большей мере учитывались не орфографические различия слов из разных групп, а общность способа их усвоения, принятого в начальной школе. Таким общим способом усвоения является запоминание орфографического облика каждого подобного слова. Максимальный эффект может быть достигнут в том случае, если процесс запоминания организуется с учетом особенностей памяти учащихся.

Учитель может предложить следующие приемы запоминания:

1) проговорить вслух негромко по слогам каждое слово (для учащихся с моторной памятью);

2) молча посмотреть на слова, прочитывая их про себя по слогам; потом закрыть глаза, чтобы представить его написанным; снова открыть глаза и проверить себя (для учащихся со зрительной памятью);

3)проговорить слова по слогам соседу по парте или послушать, как слова проговаривает сосед (для учащихся со слуховой памятью).







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2023 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.