Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Теоретические основы государственных (муниципальных) услуг





Теоретические основы государственных (муниципальных) услуг

 

 

Основы организации деятельности государственных (муниципальных) учреждений

 

 

Понятие и типы государственных (муниципальных) учреждений

 

Государственные (муниципальные) учреждения – это организации, создаваемые собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемые им полностью или частично.

 

Госучреждения создаются в целях предоставления государственных (муниципальных) услуг или работ.

Как уже было сказано, в результате реформирования учреждений бюджетной сферы было сформировано три типа государственных (муниципальных) учреждений:

- казенное учреждение;

- бюджетное учреждение;

- автономное учреждение.

Основные отличия в правовом статусе автономных, казенных и бюджетных учреждений приведены в таблице 1.

 

Таблица 1.

Отличия в статусе различных типов государственных (муниципальных) учреждений

Признак Характеристика признака Применение признака для каждого типа учреждения
КУ БУ АУ
Государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ) Обязательность формирования для данного типа учреждений - + +
Может быть сформировано по решению учредителя, но не обязательно + - -
Финансовое обеспечение Бюджетная смета + - -
Субсидия - + +
Открытие и ведение счетов (лицевых счетов) Обязательно лицевые счета в Федеральном казначействе(ФК), финансовом органе соответствующего ППО(далее - ФО) + + -
Возможность открытия и ведения счетов в кредитной организации и/или в ФК ФО) - - +
Субсидиарная ответственность учредителя Наличие зависимости от типа учреждения + - -
Принципы ведения бухгалтерского учета Применение единого плана счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений + + +
Возможность для перевода отдельных видов учреждений в определенный тип в зависимости от сферы и характера деятельности Здравоохранение, образование, культура, физкультура и спорт, занятость населения, социальная защита, в иных сферах, в случаях, установленных федеральными законами + + +
Наличие ограничений по сферам деятельности - - +
Требование о размещении информации в открытом доступе Обязательно с 1 января 2012 г. + + +
Возможность распоряжения имуществом без согласия учредителя Недвижимым имуществом, закрепленным собственником, приобретенным за счет выделенных собственником средств - - -
Недвижимым имуществом, приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности - - +
Особо ценным движимым имуществом, закрепленным собственником, приобретенным за счет выделенных собственником средств - - -
Особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности - + +
Иным имуществом - + +
Возможность ведения приносящей доход деятельности в соответствии с уставом (оказание платных услуг физическим и юридическим лицам) С зачислением доходов в соответствующий бюджет + - -
С правом распоряжения полученными доходами - + +
Финансовое обеспечение учредителем содержания имущества, сдаваемого в аренду В рамках бюджетной сметы или субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания + - -
Распространение действия положений закона о закупках При приобретении товаров, работ, услуг за счет всех источников + + -
Органы управления государственным (муниципальным) учреждением Руководитель, назначенный учредителем + + +
Руководитель, назначенный учредителем и одобренный наблюдательным советом - - +

Примечание: КУ – казенное учреждение, БУ – бюджетное учреждение, АУ – автономное учреждение



 

Первоначально при создании различных типов учреждений предполагалось, что основную часть автономных учреждений составят учреждения дошкольного образования и медицинские организации. В качестве бюджетных организаций главным образом выступят учреждения культуры и общего среднего образования.

Одним из результатов реформы стало повышение открытости и прозрачности информации о деятельности различных типов государственных (муниципальных) учреждений путем создания официального сайта для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (bus.gov.ru), благодаря чему становится возможным осуществление мониторинга в этой сфере.

Основную часть учреждений составляют бюджетные, в то время как на автономные учреждения приходится наименьшая доля.

Не все однозначно оказалось и с расширением самостоятельности учреждений, поскольку доля платных услуг в структуре услуг, оказываемых государственными (муниципальными) учреждениями, постепенно снижается.

В республике Татарстан так же как и в России в целом, преобладающим является бюджетный тип учреждений, причем основную их долю составляют учреждения, созданные муниципальными образованиями. В настоящее время в РТ функционирует почти 5 тысяч государственных (муниципальных) учреждений. При этом основная часть государственных учреждений в форме автономных организована в сфере дошкольного образования – 33%, а также в медицинской сфере – 14%.

Бюджетные учреждения представлены практически полностью сферой образования – 96%. Казенные учреждения в основном представлены сферой правоохранительной деятельности (органы внутренних дел, содержание тюрем, колоний), а также учреждениями социального обслуживания населения.

Финансовый механизм ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ

 

Планирование доходов и расходов казенного учреждения

 

Ст.161 БК РФ устанавливает, что финансовое обеспечение деятельности казенных учреждений осуществляется на основании бюджетной сметы. В отличие от других типов государственных (муниципальных) учреждений предоставление субсидий казенным учреждениям запрещено.

Вместе с тем, по решению учредителя, казенным учреждениям может также формироваться государственное (муниципальное) задание, однако при этом сохраняется сметный порядок финансирования.

Составление, утверждение и ведение сметы осуществляется в соответствии с Общими требованиями к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденными Приказом Минфина РФ от 20.11.2007 №112н (далее - Приказ Минфина РФ №112).

Форма бюджетной сметы утверждена тем же Приказом №112, которым определено право главного распорядителя бюджетных средств при формировании порядка составления и ведения бюджетной сметы установить дополнительные разделы, реквизиты, а также определить правила ее заполнения.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения предполагает:

- составление бюджетной сметы;

- утверждение бюджетной сметы;

- ведение бюджетной сметы.

В соответствии с Приказом Минфина №112н:

 

Составление сметы – это установление объема и распределения направлений расходования средств бюджета на основании доведенных до учреждения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета.

 

Лимит бюджетных обязательств (ЛБО) — это объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

 

Показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджета с детализацией до кодов статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления (далее – КОСГУ).

Смета составляется учреждением на основании разработанных и установленных распорядителем средств бюджета расчетных показателей на соответствующий финансовый год, характеризующих деятельность учреждения и доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств. В обязательном порядке к проекту сметы прилагаются обоснования плановых сметных показателей, которые использовались при формировании сметы. Распорядители средств бюджета самостоятельно определяют порядок расчета плановых показателей по кодам классификации КОСГУ. В качестве примера можно привести Приказ Минздрава России от 18.03.2013 г. №141 «Об утверждении порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет Министерства здравоохранения Российской Федерации и федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации», который устанавливает требования к бюджетной смете, а также порядку расчета плановых показателей. Аналогичные нормативные акты принимаются и другими распорядителями (главными распорядителями) бюджетных средств.

Форма проекта сметы устанавливается Приказом Минфина №112н и представлена в Приложении 4. Нормативными актами предусмотрено право главного распорядителя, распорядителя средств бюджета, а также самого казенного учреждения дополнительно детализировать показатели сметы по кодам аналитических показателей.

Проект сметы утверждается:

- для казенных учреждений, являющихся органом государственной (муниципальной) власти, а также органом управления государственного внебюджетного фонда и при этом являющегося главным распорядителем бюджетных средств – руководителем этого органа;

- для казенных учреждений, не являющихся главным распорядителем бюджетных средств – руководителем главного распорядителя бюджетных средств. Однако руководитель главного распорядителя имеет право передать функции по утверждению бюджетной сметы руководителю самого казенного учреждения. Смета утверждается руководителем казенного учреждения также в том случае, если учреждение работает на основе государственного (муниципального) задания;

- для обособленного (структурного) подразделения учреждения без прав юридического лица, осуществляющего полномочия по ведению бюджетного учета - руководителем учреждения, в составе которого создано данное подразделение.

Утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения.

Смета составляется учреждением по образцу, представленному в Приложении 5.

В течение финансового года на основе утвержденных плановых значений осуществляется ведение сметы.

 

Ведение сметы – внесение изменений в смету в пределах доведенных учреждению объемов соответствующих лимитов бюджетных обязательств.

 

Изменения показателей сметы составляются учреждением по образцу, представленному в Приложении 6.

Внесение изменений в смету осуществляется путем утверждения изменений показателей - сумм увеличения, отражающихся со знаком "плюс," и (или) уменьшения объемов сметных назначений, отражающихся со знаком «минус».

Изменение сметы производится в случае:

- изменения объемов лимитов бюджетных обязательств;

- изменения распределения сметных назначений по кодам классификации расходов бюджетов бюджетной классификации, требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и лимитов бюджетных обязательств;

- изменения распределения сметных назначений по кодам классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ);

- изменения распределения сметных назначений по дополнительным кодам аналитических показателей, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и утвержденного объема лимитов бюджетных обязательств.

Изменения в смете утверждаются аналогично порядку, предусмотренному для утверждения сметы.

 

3.2. Сущность и порядок формирования государственного задания государственных (муниципальных) учреждений

Финансовое обеспечение деятельности бюджетных и автономных учреждений осуществляется на основе государственного (муниципального) задания.

Государственное задание (муниципальное задание) – документ, устанавливающий требования к объему, качеству, составу, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

 

Формирование задания устанавливается для автономных учреждений с момента их создания в 2007 году, в то время как бюджетные учреждения перешли на данный вид финансирования с момента реформы 2011 года. Для казенных учреждений формирование государственного задания не является обязательным и осуществляется в том случае, если принято соответствующее решение органа власти, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

Появление государственного задания, как уже отмечалось ранее, стало одним из этапов бюджетной реформы, направленной на повышение качества бюджетных расходов путем расширения программно-целевого финансирования. Принципиальным отличием государственного задания от сметного порядка финансирования является наличие зависимости объемов финансирования учреждения от показателей эффективности его деятельности.

Следовательно, задание представляет собой ключевой управленческий и мотивирующий инструмент органа государственной (муниципальной) власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя, и является основой для финансового обеспечения деятельности учреждений.

Исходя из этого, основными отличиями государственного задания от традиционной системы финансирования, являются:

• Объем задания является переменной величиной и зависит не от исторически сложившихся объемов сметного финансирования, а от планируемых результатов деятельности учреждений, качества оказываемых ими услуг (выполнения работ) и иных факторов по решению учредителя.

• Финансируется не учреждение, а оказываемые им услуги, а значит следует уделить особое внимание формированию содержания каждой конкретной услуги (работы).

Порядок формирования и финансирования государственного задания регламентируется:

- ст.69.2 Бюджетного кодекса РФ;

- Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 №671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания»;

- Письмом Минфина России от 16.05.2011 №12-08-22/1959 «Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;

- Приказом Минфина РФ №138н, Минэкономразвития РФ №528 от 29.10.2010 «Об утверждении примерной формы соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания».

Законодательство определяет, что государственное (муниципальное) задание формируется учредителем государственного (муниципального) учреждения в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами бюджетного или автономного учреждения. Государственное задание устанавливает показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) государственной услуги (работы), а также порядок ее оказания (выполнения).

Главная особенность нового порядка финансирования деятельности бюджетных и автономных учреждений заключается в том, что государственное задание выступает основой для составления проекта бюджета и планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг. Такой подход коренным образом изменяет порядок формирования соответствующего бюджета, а также создает условия для учета показателей реально оказываемых услуг (выполняемых работ) при его формировании. Следовательно, это способствует повышению эффективности бюджетных расходов. Вместе с тем, задание формируется на этапе планирования бюджета с учетом действующих бюджетных ограничений.

Государственное задание формируется на основе ведомственного перечня государственных (муниципальных) услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в их ведении учреждениями в качестве основных видов деятельности, и показателей качества государственных услуг (при их установлении).

На первом этапе:

1) Определяются основные виды деятельности учреждения на основе его учредительных документов;

2) Разрабатывается ведомственный перечень услуг (работ) оказываемых (выполняемых) учреждениями

На втором этапе учредителями формируется государственное (муниципальное) задание на срок 1 или 3 года, в зависимости от порядка планирования бюджета, применяемого в субъекте РФ (муниципальном образовании). Форма государственного задания представлена в Приложении 7.

Государственное задание должно содержать:

· показатели, характеризующие качество и объем оказываемых услуг;

· категории физических (юридических) лиц – потребителей услуг;

· порядок оказания услуг;

· предельные цены (тарифы) на оплату услуг или порядок их установления;

· порядок контроля;

· требования к отчетности.

В том случае, если в деятельности учреждения существует стандарт оказания услуги, то в госзадании должна быть дана ссылка на соответствующий стандарт (например, Федеральный государственный образовательный стандарт и т.п.). Следовательно, в данной ситуации стандарт будет являться обязательным требованием выполнения задания, то есть невыполнение стандарта является невыполнением задания. В то же время показатели, описывающие качество услуги, будут использоваться для определения дополнительных характеристик оказания услуги или результата оказания услуги (например, доля выпускников школы, поступивших в высшие учебные заведения, является показателем качества оказания услуги по реализации образовательной программы общего образования в данной школе).

Если государственное (муниципальное) учреждение в рамках выполнения государственного задания должно оказывать несколько услуг (работ), то государственное задание формируется из нескольких разделов, каждый из которых должен содержать требования к оказанию одной государственной услуги (выполнению одной работы). Если государственное (муниципальное) учреждение осуществляет и оказание услуг, и выполнение работ, то государственное задание формируется из 2 частей, каждая из которых должна содержать отдельно требования к оказанию государственной услуги и выполнению работы.

В ходе формирования государственного задания определяется порядок оказания государственной (муниципальной) услуги, включая нормативные правовые акты, регулирующие порядок оказания услуги, и способы информирования потенциальных потребителей услуги. В качестве способов информирования потребителей могут быть использованы:

- информирование при личном обращении о получении услуги;

- телефонная консультация;

- информация у входа в здание;

- информация в помещении;

- информация в сети Интернет.

В государственном задании могут быть предусмотрены платные услуги, если платность таких услуг установлена законом (например, оплата услуг за содержание детей в детских садах, посещение театров). В этом случае в задании определяются цены (тарифы) на оказание услуг, а также наименование органа, устанавливающего эти значения.

Задание также предусматривает установление порядка контроля за выполнением государственного задания (п.7 задания). В качестве форм контроля могут быть установлены:

- выездная проверка;

- камеральная проверка;

- ведение журнала звонков, полученных от населения по «горячей линии», организованной органом исполнительной власти;

- ведение книги обращений с заявлениями, жалобами и предложениями.

На третьем этапе осуществляется планирование затрат на выполнение государственного задания. Планирование и формирование задания как правило происходят одновременно. Порядок планирования затрат будет рассмотрен в соответствующем разделе пособия.

На четвертом этапе осуществляется:

1) утверждение государственного (муниципального) задания;

2) назначение ответственного за выполнение государственного (муниципального) задания;

3) размещение государственного (муниципального) задания на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (www.bus.gov.ru).

На пятом этапе осуществляется подготовка соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания. Примерная форма соглашения утверждена совместным приказом Минфина России и Минэкономразвития России от 29.10.2010 № 138н/528. Примерная форма представлена в Приложении 8.

Соглашение определяет права, обязанности и ответственность сторон, периодичность перечисления субсидии в течение года, а также возможные отклонения от установленных показателей, в пределах которых государственное задание считается выполненным.

Все перечисленные этапы осуществляются на стадии формирования проекта бюджета. Утверждение задания происходит только после утверждения закона (решения) о бюджете и формирования сводной бюджетной росписи. Утвержденное задание должно незамедлительно доводиться до учреждения для исполнения. Показатели задания должны своевременно доводиться до учреждения для обеспечения возможности формирования им плана финансово-хозяйственной деятельности на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период).

После утверждения государственного (муниципального) задания учреждение осуществляет его выполнение за счет средств, предоставляемых в виде субсидий из соответствующего бюджета.

В отличие от сметного финансирования, предусматривающего выделение средств в пределах лимитов бюджетных обязательств, после утверждения государственного задания внесение в него изменений предполагает более сложную процедуру. В соответствии с изменениями, внесенными федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ, изменение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, возможно только в случае соответствующего изменения государственного (муниципального) задания. По сути это означает, что учредитель может сократить объем бюджетных ассигнований только при изменении параметров самого государственного задания – объема или качества оказания государственных (муниципальных) услуг (работ).

В случае изменения госзадания, формируется новое государственное (муниципальное) задание, которое утверждается учредителем. Новое государственное задание формируется в случаях:

1) внесения изменений в показатели государственного (муниципального) задания;

2) внесения изменений в нормативно-правовые акты, на основе которых сформировано государственное (муниципальное) задание;

3) изменения размера бюджетных ассигнований, предусмотренных в соответствующем бюджете для финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания.

 

 

Теоретические основы государственных (муниципальных) услуг

 

 









Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.