Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие и классификация государственных (муниципальных) услуг





 

Главной функцией государства является предоставление гражданам страны услуг, обеспечивающих социальную и экономическую стабильность в обществе, развитие системы здравоохранения, образования, культуры и т.д. Для населения качество государственных услуг является главным показателем эффективности работы государства.

Для реализации своих функций государственные органы власти и местного самоуправления создают государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие деятельность по оказанию государственных (муниципальных) услуг или работ.

 

Государственная (муниципальная) услуга (работа) - услуга (работа), оказываемая (выполняемая) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.

 

Формирование перечня услуг является базовым условием функционирования государственных учреждений.

В перечни услуг включаются показатели объема и качества услуг, категории потребителей, группы учреждений, оказывающих соответствующие услуги (выполняющих работы).

В данном учебном пособии предлагается следующее определение государственных «услуг» и «работ»:

Услуга - это результат деятельности учреждения в интересах определенного физического (юридического) лица – получателя услуги (например, реализация образовательных программ среднего профессионального образования, первичная медико-санитарная помощь, библиотечное обслуживание пользователей библиотеки).

Работа - это результат деятельности учреждения в интересах неопределенного количества лиц или общества в целом (например, создание театральной постановки, организация выставок и соревнований, благоустройство территории).



Таким образом, основным отличием услуги от работы является возможность измерения количества потенциальных потребителей услуги. То есть для услуги можно измерить объем оказания, поскольку можно посчитать количество потребителей (например, число посещений врача, число обучающихся в классе и т.п.). В случае с работой оценить точное количество потребителей затруднительно, а сами работы существенно отличаются по своей сути, исходя из чего крайне затруднительно рассчитать нормативы затрат на единицу выполненных работ. Для «услуги» характерно определенное число потребителей и однородность оказываемой им услуги, как следствие, объем оказания услуги может быть измерен, и норматив затрат может быть рассчитан на единицу оказания услуги. Например, сложно оценить точное количество потребителей автомобильной дороги, или численность людей, посетивших общественный праздник.

При формировании структуры государственных услуг применяются два вида перечней таких услуг:

1) Базовый (отраслевой) перечень услуг должен полностью охватывать все государственные гарантии в части обеспечения бесплатного образования, медицинской помощи, социальных гарантий и т.п. по каждой сфере деятельности в соответствии с действующим законодательством. Отраслевые перечни услуг по каждой сфере деятельности могут быть утверждены высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

2) Ведомственный перечень услуг формируется учредителем, путем включения в него услуг (работ), предусмотренных отраслевыми перечнями услуг в соответствующих основной деятельности подведомственных учреждений сферах, в целях последующего формирования заданий для подведомственных учреждений. Ведомственный перечень услуг утверждается нормативно-правовым актом органа исполнительной власти (местного самоуправления), выполняющим функции и полномочия учредителя учреждения.

Разделение перечней услуг на отраслевой и ведомственные характеризуют соответствующие им функциональную и ведомственную классификации расходов.

Следует понимать, что услуги в области образования могут осуществляться не только собственно учреждениями образования. Так, например повышение квалификации, профессиональная подготовка, научные разработки и прочее могут осуществляться также учреждениями здравоохранения, правоохранительной деятельности, учреждениями науки и культуры и т.д.

Таким образом, базовые (отраслевые) перечни государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями в установленной сфере деятельности устанавливают федеральные или субфедеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности (например, Министерство финансов РФ). В то время как отраслевые перечни принимаются органами власти, осуществляющими регулирование в определенной области (например, Министерство образования, Министерство социального развития и т.п.)

При этом показатели ведомственных перечней могут быть дополнены и детализированы, но не должны противоречить показателям базовых перечней.

Ведомственный перечень формируется учредителем государственного учреждения, поэтому он является основой для формирования государственного задания тем учреждениям, которые подведомственны соответствующему органу исполнительной власти. То есть, государственное задание (и как следствие, субсидия на финансовое обеспечение его выполнения), распространяется только на те услуги (работы), которые включены в ведомственный перечень.

Следовательно, функции базового и ведомственного перечней разные:

- Базовые перечни должны обеспечить единообразие представления аналогичных услуг во всех ведомственных перечнях.

- Ведомственные перечни формируются органом исполнительной власти, выполняющим функции и полномочия учредителя на основании базовых (если таковые утверждены в соответствующей сфере деятельности) и определяют услуги (работы) выполняемые государственными учреждениями, подведомственными им.

На федеральном уровне федеральными органами власти сформированы и утверждены ведомственные перечни, которые размещены на их официальных сайтах в сети интернет.

На федеральном уровне принимаются и базовые, и ведомственные перечни услуг. А вот на уровне регионов может быть реализован один из двух подходов:

1) формирование двухуровневой структуры перечня услуг. Формирование двух уровней перечней услуг возможно в том случае, если в регионе разработана региональная программа социально-экономического развития и есть определенная позиция отраслевых органов исполнительной власти по осуществлению региональной политики в сферах деятельности. Базовый перечень услуг в таком случае устанавливается высшими органами исполнительной власти субъекта РФ.

2) формирование единого перечня услуг. Такой подход реализуется путем формирования только ведомственного перечня услуг, который устанавливается учредителем в целях последующего формирования заданий для подведомственных учреждений. При этом ведомственный перечень формируется учредителем в соответствующей сфере деятельности.

В случае, если в субъекте Российской Федерации реализуется первый подход, предполагающий двухуровневый перечень, на муниципальном уровне рекомендуется формировать только ведомственные перечни услуг.

Важным моментом при формировании отраслевых и ведомственных перечней услуг является указание не только на сами наименования услуг, но и на показатели, характеризующие качество услуги и результаты ее оказания.

Еще одним классификационным признаком является деление государственных услуг, на услуги, предоставляемые лично и в электронном виде.

Основная часть услуг, оказываемых государственными (муниципальными) учреждениями, возможна только путем личного обращения. Например, оказание медицинской помощи, образовательные услуги детских садов, посещение театральных постановок и т.д. Однако, часть услуг в настоящее время может быть предоставлена и в электронном виде с использованием дистанционных технологий. Например, получение информации родителями об успеваемости учащегося, постановка в очередь на посещение специалиста поликлиники, запись на экскурсии и т.п.

Следует отличать услуги, оказываемые государственными (муниципальными) учреждениями от услуг, оказываемых органами государственной (муниципальной) власти. Эти два вида услуг отличаются по своей сути, порядку оказания и финансирования.

Прежде всего, услуги государственных (муниципальных) учреждений и органов власти регулируются разными нормативными актами:

1) Услуги органов государственной власти регулируются законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

2) услуги, оказываемые государственными (муниципальными) учреждениями регулируются федеральным законом от 8 мая 2010 г. №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Услуги, оказываемые органами государственной власти, делятся на два вида:

1) Услуги, которые предоставляются по запросам заявителей в пределах установленных полномочий органов власти, предоставляющих услуги;

2) услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных (муниципальных) услуг в контексте федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ. Такие услуги оказываются заявителю, в том числе на платной основе в соответствии с требованиями статьи 9 указанного закона.

Таким образом, услуги органов государственной власти предоставляются по личному заявлению заказчика и могут предусматривать плату за их оказание в виде пошлины либо платы за проведение определенных видов работ.

Услуги государственных (муниципальных) учреждений предоставляются в рамках установленных для этих учреждений государственных (муниципальных) заданий. Потребителями услуг, оказываемых учреждениями согласно законодательству, могут быть различные физические или юридические лица, а так же государственные органы. Перечень таких услуг устанавливается для каждой сферы в ведомственных перечнях государственных (муниципальных) услуг.

Таким образом, услуги органами государственной власти и государственными учреждениями предоставляются по разным основаниям и предусматривают разный субъектный состав получателей услуг.









ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.