Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







МЕТОДЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ





ПЕРСОНАЛОМ

Методы обследования (сбор данных): Самообследование, Интервьюирование,

Беседа, Активное наблюдение рабочего дня, Моментные наблюдения, Анкетирование, Изучение документов, Функционально-стоимостного анализа.

Методы анализа: Системный, Экономический, Декомпозиция, Последовательной постановки, Сравнений, Динамический, Структуризации целей, Экспертно-аналитический, Нормативный,Параметрический,Моделирование,Функционально-стоимостного анализа, Главных компонент, Балансовый, Корреляционный и регрессионный, Опытный, Матричный.

Методы формирования: Системный подход, Аналогий, Экспертно-аналитический, Параметрический,Блочный,Моделирования,Функционально-стоимостного анализа

Структуризации целей, Опытный, Творческих совещаний, Коллективного блокнота, Контрольных вопросов,6-5-3,Морфологический анализ.

Методы обоснования: Аналогий,Сравнений,Нормативный,Экспертно-аналитический,Моделирование фактического и желаемого состояния исследуемого объекта, Расчет количественных и качественных показателей оценки экономической эффективности предлагаемых вариантов, Функционально-стоимостного анализа.

Методы внедрения: Обучение, переподготовка и повышение квалификации работников аппарата управления, Материальное и моральное стимулирование нововведений, Привлечение общественных организаций, Функционально-стоимостного

Анализа.

Системный анализ служит методическим средством системного подхода к решению проблем совершенствования системы УП. Системный подход ориентирует исследователя на раскрытие системы УП в целом и составляющих ее компонентов: целей, функций, организационной структуры, кадров, технических средств управления, информации, методов управления людьми, технологии управления, управленческих решений; на выявление многообразных типов связей этих компонентов между собой и внешней средой и сведение их в единую целостную картину. Внешней средой для УП являются не только другие подсистемы системы управления данной организации (например, подсистема управления внешними хозяйственными связями и т.п.), но и внешние организации (поставщики и потребители, вышестоящие организации и т.п.).



Экономический анализ заключается в изучении и сопоставлении затрат на производство продукции или оказание услуг с ре-зультатами, полученными при реализации продукции или оказании услуг.

Метод декомпозиции позволяет расчленить сложные явления на более простые. Чем проще элементы, тем полнее проникновение в глубь явления и определение его сущности. Например, систему УП можно расчленить на подсистемы, подсистемы — на функции, функции — на процедуры, процедуры — на операции. После расчленения необходимо воссоздать систему УП как единое целое, т.е. синтезировать. При этом применяется метод декомпозиционного моделирования, где модели могут быть логическими, графическими и цифровыми.

Метод последовательной подстановки позволяет изучить влияние на формирование системы УП каждого фактора в отдельности, исключая действия других факторов. Факторы ранжируются, и отбираются наиболее существенные.

Метод сравнений позволяет сравнить существующую систему УП с подобной системой передовой организации, с нормативным состоянием или состоянием в прошлом периоде. Следует учитывать, что сравнение дает положительный результат при условии сопоставимости систем, их однородности. Расширить границы сопоставимости можно путем исключения факторов несопоставимости.

Динамический метод предусматривает расположение данных в динамическом ряду и исключение из него случайных отклонений. Тогда ряд отражает устойчивые тенденции. Этот метод используется при исследовании количественных показателей, характеризующих систему УП.

Метод структуризации целей предусматривает количественное и качественное обоснование целей организации в целом и целей системы УП с точки зрения их соответствия целям организации. Анализ целей, развертывание их в иерархическую систему, установление ответственности подразделений законечные результаты работы, определение их места в системе производства и управления, устранение дублирования в их работе являются важной предпосылкой построения рациональной системы УП. При структуризации должно быть обеспечены взаимоувязка, полнота, сопоставимость целей разных уровней УП.

Экспертно-аналитический метод совершенствования УП основывается на привлечении высококвалифицированных специалистов по УП, управленческого персонала предприятия к процессу совершенствования. При использовании этого метода очень важна проработка форм систематизации, записи и ясного представления мнений и заключений экспертов. С помощью этого метода выявляются основные направления совершенствования УП, оценки результатов анализа и причины недостатков. Однако он не всегда обладает высокой точностью и объективностью в свя-зи с тем, что у экспертов отсутствуют единые критерии оценок. Этот метод наиболее эффективен при многошаговой экспертизе.

Исключительный эффект в практике совершенствования УП дает нормативный метод. Он предусматривает применение системы нормативов, которые определяют состав и содержание функций по УП, численность работников по функциям, тип организационной структуры, критерии построения структуры аппарата управления организации в целом и системы УП (норма управляемости, степень централизации функций, количество ступеней управления, звеньев, размеры подразделений, порядок подчиненности и взаимосвязи подразделений), разделение и кооперацию труда руководителей и специалистов УП организации.

Все шире применяется параметрический метод. Задача этого метода — установление функциональных зависимостей между параметрами элементов производственной системы и системы УП для выявления степени их соответствия.

В последнее время при совершенствовании системы УП начали применять метод функционально-стоимостного анализа. Этот метод позволяет выбрать такой вариант построения системы УП или выполнения той или иной функции УП, который требует наименьших затрат и является наиболее эффективным с точки зрения конечных результатов. Он позволяет выявить лишние или дублирующие функции управления, функции, которые по тем или иным причинам не выполняются, определить степень централизации и децентрализации функций УП и т.п.

этапы: подготовительный, информационный, аналитический, твор-

ческий, исследовательский, рекомендательный, внедренческий.

1.На подготовительном этапе проводится комплексное обследование состояния производства и управления организацией, осуществляется выбор объекта, определяются конкретные задачи проведения анализа, составляются рабочий план и приказ о проведении. Здесь используются методы: самообследования, интервьюирования, фотографии рабочего дня, анкетирования и т.п.

2. На информационном этапе осуществляются сбор, систематизация и изучение сведений, характеризующих систему УП или отдельные ее подсистемы, а также данные по аналогичным системам, передовому опыту совершенствования управления. Здесь используются те же методы, что и на подготовительном этапе.

3.Аналитический этап является наиболее трудоемким. На нем осуществляются формулировка, анализ и классификация функций, их декомпозиция, анализ функциональных взаимосвязей между подразделениями аппарата управления, рассчитываются затраты на выполнение и уровень качества функций. Здесь определяются степень значимости функции и причины их несоответствия уровню затрат и качества осуществления функций. Выявляются излишние, вредные, несвойственные, дублируемые функции. Формулируются задачи по поиску идей и путей совершенствования системы УП.

4.На творческом этапе осуществляются выдвижение идей и способов выполнения функций управления, формулирования на их основе вариантов реализации функций, предварительная оценка и отбор наиболее целесообразных и реальных из них. С целью нахождения возможно большего количества вариантов путей совершенствования системы УП рекомендуется использовать разнообразные методы. Выбор методов поиска идей осуществляется исходя из особенностей объекта анализа и конкретных ситуаций, сложившихся в процессе выполнения функций управления.

5.На исследовательском этапе производятся подробное описание каждого отобранного варианта, их сравнительная организационно-экономическая оценка и отбор наиболее рациональных из них для реализации. На данном этапе разрабатывается проект системы УП со всеми необходимыми обоснованиями. Проект может охватывать всю систему УП или отдельную подсистему, подразделение. Отв;арактера объекта проектирования зависит трудоемкость и длительность разработки проекта. Здесь используются методы обоснования.

6.На рекомендательном этапе осуществляются анализ и утверждение проекта системы управления и принимается решение о порядке его внедрения. Составляется и утверждается план-график внедрения рекомендаций.

7.На этапе внедрения результатов ФСА проводится социально-психологическая, профессиональная, материально-техническая подготовка к внедрению. Здесь разрабатывается система материального и морального стимулирования внедрения проекта, осуществляются обучение, переподготовка и повышение квалификации персонала, дается оценка экономической эффективности ее реализации.

Метод главных компонент позволяет отразить в одном показателе (компоненте) свойства десятков показателей. Это дает возможность сравнивать не множество показателей одной системы УП с множеством показателей другой подобной системы, а только один (1, 2 и 3-ю компоненту).

Балансовый метод позволяет произвести балансовые сопоставления, увязки. Например, сравниваются результаты обработки фотографий рабочего дня и технологических карт выполнения управленческих операций и процедур с действительным фондом рабочего времени их выполнения.

Корреляционный и регрессионный анализ (КРА) — установление линейной зависимости и тесноты связи между параметрами (численностью персонала и влияющими на нее факторами).Математический аппарат КРА подробно рассматривается в специальной литературе по статистике.

Опытный метод базируется на опыте предшествующего периода данной дистемы УП и опыте другой аналогичной системы.

Наибольшее развитие в деле совершенствования УП получил метод аналогий. Он заключается в применении организационных форм, которые оправдали себя в функционирующих системах УП со сходными

экономико-организационными характеристиками по отношению к рассматриваемой системе. Сущность метода аналогий заключается в разработке типовых решений (например, типовой оргструктуры УП) и определении границ и ус-

ловий их применения.

Эффективным методом использования типовых решений при совершенствовании УП является блочный метод типизации подсистем линейно-функциональных и программно-целевых структур. Типовые блочные решения увязываются вместе с оригинальными организационными решениями в единой организационной системе УП. Блочный метод ускоряет процесс формирования новой системы УП и повышает эффективность функционирования системы с наименьшими затратами.

Метод творческих совещаний предполагает коллективное обсуждение направлений развития системы УП группой специалистов и руководителей. Эффективность метода состоит в том, что идея, высказанная одним человеком,вызывает у других участников совещания новые идеи, в результате чего возникает поток идей. Цель творческого совещания —выявить возможно больше вариантов путей совершенствования системы УП.

Метод коллективного блокнота (≪банка≫ идей) позволяет сочетать независимое выдвижение идей каждым экспертом с последующей их коллективной оценкой на совещании по поиску путей совершенствования системы УП.

Метод контрольных вопросов заключается в активизации творческого поиска решения задачи совершенствования системы УП с помощью заранее подготовленного списка наводящих вопросов. Форма вопросов должна быть такой, чтобы в них имелась ≪подсказка≫ о том, что и как следует сделать

для решения задачи.

Метод 6-5-3 предназначен для систематизации процесса нахождения идей по развитию системы УП. Суть этого метода заключается в том, что каждый их шести членов экспертной группы пишет на отдельном листе бумаги по три идеи и передает их остальным членам группы, которые, в свою очередь, на основе уже предложенных вариантов пишут еще по три идеи, и т.д. По окончании этой процедуры на каждом из шести листов будет записано по 18 вариантов решений, а всего будет

108 вариантов.

Морфологический анализ — средство изучения всевозможных комбинаций вариантов организационных решений, предлагаемых для осуществления отдельных функций УП. Если записать столбиком все функции, а затем против каждой функции построчно указать все возможные варианты ее выполнения, то получим морфологическую матрицу.Идея этого метода заключается в том, чтобы сложную задачу разбить на мелкие подзадачи, которые легче решать по отдельности. При этом предполагается, что решение сложной задачи складывается из решений подзадач.



 


 









ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.