Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Политические и правовые учения в Древнем Риме.





План:

1. Учение Цицерона о государстве и праве.

2. Римские стоики.

3. Римские юристы.

4. Политико-правовые идеи первоначального христианства. Зарождение теократических доктрин.

Литература:

1. Бартошек М. Римское право: понятие, термины, определения. М., 1989.

2. Дигесты Юстиниана. Избранные фрагменты. М., 1984.

3. Кащеев В.Н. Эллинистический мир и Рим. М., 1993.

4. Сергеев С. Истоки христианства // Наука и жизнь. 1993. №3.

5. Утченко С.Л. Цицерон и его время. М., 1972.

 

История древнеримской политико-правовой мысли охватывает целое тысячелетие. Собственно историю Древнего Рима принято делить на три периода: царский (754-510гг. до н.э.), республиканский (509-28г-до н.э;), императорский (27г. до н.э. - 476г. н.э.). В 395г. н.э. единая Римская империя была окончательно разделена на Западную (Рим) и Восточную (Константинополь) империи. Последняя (Византия) просуществовала до 1453г.

Главнейшим достижением древнеримской мысли было создание самостоятельной науки-юриспруденции. Римские юристы тщательно разработали обширный комплекс политико-правовой проблематики в области общей теории государства и права, а также отдельных юридических дисциплин: гражданского права, государственного и административного права, уголовного-права, международного права.

Для лучшего усвоения темы целесообразно повторить материал из других историко-ориентированных курсов (Реформы VI римского царя Сервия Тулия и включение плебеев в состав «римского народа»; 494г. до н.э. плебеи покидают Рим, и консул Менений Агриппа убеждает их вернуться с помощью сравнения римской гражданской общины с единым организмом - одна из первых формулировок органической концепции общества и государства; деятельность народных трибунов Тиберия и Гая Гракхов (133 и 123гг. до н.э.); появление письменного законодательства – Законы ХII таблиц (первые 10-ть в 451г. до н.э., последние - в 450-449гг. до н.э.); развитие идей Демокрита и Эпикура в поэме Тита Лукреция Кара (99-55гт. до н.э.) «О природе вещей»; история становления христианства).



1.Виднейшим идеологом римской аристократии был знаменитый оратор Марк Туллий Цицерон (106-43гг. до н.э.). Подражая Платону, он изложил свое политико-правовое учение в диалогах «О государстве» и «О законах». Ряд сюжетов затрагиваются в сочинениях по этике («Об обязанностях» и др.) и в многочисленных речах.

Цицерон исходит из общих для всех сторонников аристократии представлений о естественном происхождении государства (Хрестоматия. С.74-75). Государственная власть должна быть вручена мудрецам, способным приблизиться к постижению мирового божественного разума.

«Истинный и первый закон, способный, приказывать и воспрещать, есть прямой разум всевышнего Юпитера. На страже божественного естественного закона обязаны стоять жрецы». По Цицерону, возникновение права «следует выводить из понятия закона». (Хрестоматия. С.78-79).

Не противореча самому себе, Цицерон утверждает, что государство - не только естественный организм, но и искусственное образование, т.е. «народное установление». Цель государства - охрана имущественных интересов граждан. Государство «держится на кредите». Цицерон стоит у истоков юридизации понятия «государство».

Политический идеал Цицерона - аристократическая сенатская республика. В общетеоретическом плане он обосновывает свой идеал учением о смешанной форме правления. Как и ряд греческих мыслителей, Цицерон различает три основные формы государства: царскую власть - монархию, власть оптиматов - аристократию, власть народа - демократию. Из них - лучшая монархия. Каждая из этих простых форм неизбежно вырождается в порочное состояние - тиранию, клику богатых и власть толпы (черни). Смешанное государство: начала монархии, аристократии, демократии - лучший вариант. (Хрестоматия. С.75-78).

Цицерон пропагандирует идеи космополитизма; выделяет разновидности права; проводит различие между естественным правом, правом народа и правом римских граждан.

С позиции сторонника «всеобщего согласия» и блага государства Цицерон критиковал своих политических противников. За решительное поведение при подавлении «заговора Катилины» Цицерон получил от народного собрания благодарность и почетный титул «отец отечества» (63г. до н.э.). А в 58г. до н.э. он вынужден на 17 месяцев скрываться из Рима (от Клодия). В конце 50-х гг. Цицерон выступал против всевластия триумвиров (Помпея, Цезаря, Красса). В 40-е гг. Цезарь устанавливает режим личной власти, что, по Цицерону, равно тирании («ночь республики», «утрата свободы в государстве»). Не участвуя в заговоре, Цицерон приветствовал убийство Цезаря в 44г. до н.э. Последний год его жизни - 43г. до н.э. прошел в борьбе против диктатуры стремящихся к власти триумвиров: Антония, Октавия, Лепида. Цицерон выступал от имени сторонников республики. После победы триумвиров имя Цицерона было включено в списки лиц, подлежащих смерти без суда. 7 декабря 43г. до н.э. он был обезглавлен сторонниками триумвиров.

2.Ведущими представителями римского стоицизма были Луций Анней Сенека (3-65гг.), Эпиктéт (≈50 - ≈140гг.), Марк Аврелий Антонин (121-180гг.). Творчество римских стоиков развивалось в условиях усилившегося кризиса ценностей прежней полисной идеологии, превращения Римской империи в мировую державу. Соответственно, римские стоики более чем греческие склонялись к проповеди фатализма, политической пассивности, космополитизма, этики нравственного самоусовершенствования.

Сенека был сенатором, воспитателем императора Нерона. Жизнь он закончил самоубийством по приказу своего жестокого ученика. Сенека более других стоиков отстаивал идею духовной- свободы. «Тот, кто думает, что рабство распространяется на всю личность, заблуждается: ее лучшая часть свободна от рабства. Только тело подчинено и принадлежит господину, дух же сам себе господин».

«А покажите мне, кто не рабствует в той или другом смысле! Этот вот - раб похоти, тот - корыстной жадности, а тот - честолюбия... Нет рабства более позорного, чем рабство добровольное».

Судьба (бог, природа, провидение...) - причина всех причин. «Закон судьбы совершает свое право». Исходя из стоической идеи единства божественного и человеческого мира, Сенека считал, что люди «родные друг другу», «члены единого тела».

В естественно - правовой концепции Сенеки «закон судьбы» играет роль того права природы, которому подчинены все человеческие установления, в том числе - государство и закон. Соответствие человеческих отношений божественному началу базируется на разуме: человеческий разум - часть божественного духа. «Мы должны представить в воображении своем два государства: одно - которое включает в себя богов и людей; в нем взор наш не ограничен тем или иным уголком земли, границы нашего государства мы измеряем движением солнца; другое - это то, к которому нас приписала случайность. Это второе может быть афинским или карфагенским, оно связано еще с каким-либо народом; оно касается не всех людей, а только одной определенной группы их. Есть люди, которые в одно и то же время служат и большому, и малому государству, есть такие, которые служат только большому, и такие, которые служат только малому». Этически более ценно «большое государство» (как для отдельных людей, так и государств).

Сходные идеи развивал раб, отпущенный на волю, Эпиктéт и император (в 161-180гг.) Марк Аврелий Антонин. Эпиктéт не только призывал к нравственному совершенствованию, но и резко критиковал богатство и рабство. «Чего не желаешь себе, не желай и другим; тебе не нравится быть рабом - не обращай и других в рабство. Раз ты не можешь обойтись без услуг рабов, ты, прежде всего, сам раб, - как не уживаются друг с другом добродетель и порок, так и свобода и рабство».

Марк Аврелий Антонин развивал представление о государстве с равным для всех законом, управляемом согласно равенству и равноправию всех, и царстве, превыше всего чтущем свободу подданных. В сочинении «К самому себе» он отмечал, что в силу общего всем людям духовного начала все мы - разумные существа. «Если так, то и разум, повелевающий, что делать и чего не делать, тоже будет общим; если так, то и закон общий; если так, то мы граждане. Следовательно, мы причастны какому-нибудь гражданскому устройству, а мир подобен Граду. Ибо кто мог бы указать на какое-нибудь другое общее устройство, которому был бы причастен весь род человеческий? Отсюда-то, из этого града, и духовное начало в нас, и разумное, и закон». Дух целого, - считал Марк Аврелий, требует общения, но не хаотического, а соответствующего стойкому порядку мира. Отсюда вытекает повсеместное в мире «подчинение и соподчинение», а среди людей - «единомыслие» (достижению чего и служат стоики).

Ряд идей греческих и римских стоиков (отстаиваемый индивидуум, естественно-правовые положения...) оказали влияние на взгляды римских юристов.

3. В Древнем Риме занятие правом первоначально было делом понтификов (одной из коллегий жрецов). Около 300г. до н.э. юриспруденция освобождается от понтификов. По преданию начало светской юриспруденции связано с именем Гнея Флавия. Будучи вольноотпущенником и писцом видного государственного деятеля Аппия Клавдия Цека, он похитил и опубликовал составленный последним сборник юридических формул, употреблявшихся по закону в процессе. Публикация получила название «Цивильное право Флавия».

В 253г. до н.э. первый верховный понтифик из плебеев Тиберий Корунканий начал в присутствии учеников разбирать юридические вопросы, т.е. положил начало публичному обучению юриспруденции. Во П в. до н.э. глубокие комментарии к разным аспектам правовых вопросов дали Секст Элий Пет, Манилий, Муций Сцевола, Юний Брут; в I в. до н.э. - Сервий Сульпиций Руф (консул 51г. до н.э.), Офилий (ученик Сервия), Элий Туберон (ученик Офилия).

Римские юристы оформляли свое мнение по делу в виде письменного обращения к судьям или в виде протокола, который содержал запись устной консультации и составлялся при свидетелях. При разборе дел юристы интерпретировали существовавшие правовые нормы в духе их соответствия требованиям справедливости. Правотребующая (нередко правообразующая) деятельность юристов обеспечивала взаимосвязь различных источников римского права и содействовала дальнейшему развитию. Расцвет римской юриспруденции приходится на эпоху ранней империи (I в. до н.э. - III в н.э.). В этот период императоры, стремясь ограничить законодательную власть сената, предоставляют видным юристам право давать разъяснения и толкования действующих правовых норм, обязательные для всех должностных лиц и судей. Разъяснения правоведов приравниваются тем самым к закону. Со II-ой половины III в., когда законодательная власть была сосредоточена в руках императора, пожалование такой привилегии прекращается; юриспруденция приходит в упадок.

Из многочисленных юристов классического периода наиболее выдающимися были Гай (II в.), Папиан (II - III вв.), Павел (II - III вв.), Ульпиан (II - III вв.), Модестин (II - III вв.). Специальным законом Валентиниана III (426г.) о цитировании юристов, положениям этих пяти юристов была придана законная сила. При разноречиях между их мнениями спор решался большинством, а если и это было невозможно, то предпочтение отдавалось мнению Папиниана. Упомянутый закон признавал значение положений и других юристов, которые цитировались в трудах названных пяти юристов. К таким цитируемым юристам прежде всего относились Сабин, Сцевола, Юлиан и Марцелл.

Сочинения римских юристов стали важной частью кодификации Юстиниана, которая включала: 1. — Институции, т.е. освещение основ римского права для начального обучения (Работы Гая, Ульпиана, Флорентина, Марциана); 2. - Дигесты (Пандекты), т.е. собрание отрывков из сочинений 38 римских юристов (I в. до н.э. - IV в. н.э.); 3. - Кодекс Юстиниана (собрание императорских конституций). Руководил кодификационной работой выдающийся юрист VI в. Трибониан. Именно собрание текстов римских юристов обеспечило кодификации Юстиниана выдающееся место в истории права.

Понятие права юристы выводили, подобно Цицерону, из стоической идеи мирового, всеобщего закона природы. Согласно определению Цельса, принятому многими римскими юристами, право - это искусство добра и справедливости. По Ульпиану, правосудие есть «познание божественных и человеческих дел, наука о справедливом и несправедливом». Т.е. юристы еще не отделяли право от нравственности; источником права считали мировой божественный разум.

В составе права, действовавшего в Римской империи, юристы выделяли три части: естественное право, право народов, право граждан.

Естественное право, по их представлениям, распространялось как на людей, так и на животных. К его установлениям относятся брак, семья и воспитание детей. По естественному праву все рождаются свободными.

Право народов, в отличие от естественного, охватывает правила, которые мировой разум установил для людей. Римляне используют это право в своих отношениях с покоренными народами и соседними государствами. Правом народов введены война, рабство, основание царств, международная торговля и ряд других установлений.

Право граждан (цивильное право) регулирует отношения между свободными римлянами. По словам Гая, цивильное право является «собственным правом государства». Источниками этого права Папиниан называл законы, решения плебеев, постановления сената, декреты принцепса и «мнения мудрых».

Право в Древнем Риме также делилось на частное и публичное. По знаменитой формуле Ульпиана, публичное право относится к положению государства, частное - к пользе отдельных лиц. Частное право включает в себя предписания права естественного, предписания права народов и предписания права цивильного.

Основное внимание юристы уделяли частному праву. В их трудах были заложены основы теории гражданского права - цивилистики. Разрешая споры по гражданским делам, юристы разграничили виды сделок, выработали формулы исков, определили правомочия собственника и других субъектов права.

К изучению публичного права римская юриспруденция обратилась в I - II вв., когда правоведы, получившие привилегию официального толкования закона, выступили в поддержку императорского режима. В публичном праве они проводили идеи неограниченных полномочий принцепса, передачи ему законодательной власти.

Принципы римского частного права были усвоены теоретической юриспруденцией во многих странах континентальной Европы. Под влиянием римской цивилистики сложились классические правовые доктрины XVIII - XIX вв., наделившие собственника абсолютным правом распоряжаться принадлежащей ему вещью по своему усмотрению.

Одни юристы занимали высокие должности в государстве и жили в согласии с власть имущими. Другие становились их жертвами. Ульпиан в качестве префекта преторианцев пытался бороться с произволом гвардии. После ряда покушений, он был убит в 228г. в присутствии императора Александра Севера. Несколько раньше, в 212г., при Каракалле был казнен Папиниан, тоже бывший префектом преторианцев. Каракалла, убив своего брата Гету, потребовал от знаменитого юриста оправдания своих действий. Папиниан отказался от этого, сказав: «Оправдание убийства не легче, чем его совершение».

4.Политико-правовые идеи христианства начинают складываться в I в. н.э. В развитии организации христиан обычно различают два этапа: «апостольскую церковь» (I - II вв.) и пришедшая ей на смену (2-ая половина II в.) «епископальная церковь». Основные идеи христианства содержаться в книгах «Нового завета». Говоря о развитии взаимоотношений христианства и государства, развитии христианской концепции права и философии права. С позиций этой классификации, необходимо выделить этап ранней церкви, когда христиане при несомненном признании существовавших в обществе законов и властей относились к ним индифферентно, этап развития положительной концепции государственной власти (нач. II – 313 г.). Этап развитой христианской философии истории и права, когда христианство становится государственной религией Византийской и Римской империи.

В произведениях раннехристианской литературы (Откровение Иоанна Богослова - «Апокалипсис») осуждается рабовладельческий Рим и его императоры, особенно «зверь - антихрист Нерон». Христиане мечтали об уничтожении Римской империи как «царства дьявола». Они ждали пришествия мессии, Христа, который сокрушит царство зла и установит обещанное пророками тысячелетнее царство, обитатели которого «не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной». В ожидании мессии проповедовалось смирение: «Никому не воздавайте злом за зло».

Христианские общины были организованы на демократических началах. Имущество отдавалось общине. Связь между общинами поддерживали странствующие проповедники (апостолы), не имевшие привилегий. Община, кормила апостола несколько дней, после чего он должен был либо идти дальше, либо работать с другими.

В христианском учении в религиозной форме выражены многие общечеловеческие ценности. Заповеди: не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй... Со II века христианские общины пополнились выходцами из имущих и образованных слоев общества (изменение социального состава).

К середине II в. в христианстве берет верх то направление, которое делало упор на мистические стороны учения. Одновременно складывается церковная иерархия. Руководство общинами переходит в руки епископов, пресвитеров, дьяконов, образовавших стоящий над верующими клир (духовенство). Епископы (как правило, состоятельные люди) установили между собой прочные связи. Таким образом, была создана вселенская церковь. Была разработана сложная система обрядов, служб, догм.

В христианской литературе II - III вв. большое место занимает апологетика (христианская литература этого периода почти полностью - апологетика). Христианские писатели уверяют, что новая религия - союзник государства и императора. При императоре Константине христианство было объявлено равноправной с другими религией (313гг.), а затем господствующей – при императоре Феодосие Великом (конец IV в.).

Эволюция христианства сопровождалась ожесточенной борьбой между церковью и различными ересями (вероучение, основанное на некоторых общих с официальной церковью догматах, но оппозиционное, отличное от церковного).

Так, во 2-й половине II в. В Малой Азии возникла секта монтанистов, продолжавших проповедать ненависть к Римской империи. Они сохранили демократические порядки первых общин.

Чуть ранее (I в. н.э.) возникли антицерковные секты гностиков (гносис - знание) соединявшие ряд положений христианства с учением о «логосе» (заимствованного у Филона Александрийского и др.). Некоторые гностики (Эпифан), опираясь на послания Апостола Павла, критиковали общественное неравенство (Ап. Павел писал: «Нет ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного – но все едины во Иисусе Христе».).

В Северной Африке развивалось и движение донатистов - христиан, стремившихся сохранить чистоту церкви; почитавших мучеников, пострадавших во время гонений. Это движение стремилось обособиться от государства. «Что императору до церкви?» - говорил епископ Донат, по имени которого названо движение. В середине IV в. донатисты объединились с агностиками. Церковь же просила у императора вооруженных репрессий к тем и другим.

Признание христианства государственной религией не исключало того, что между императорской властью и церковью возможны трения. Стремление церкви участвовать в государственной власти обосновывалось теократическими теориями. Одним из первых теоретиков был константинопольский епископ Иоанн Златоуст (345-407). «... царь преклоняет голову под руку священника».

Заметной вехой в развитии политике - правовой идеологии христианства стало учение епископа г. Гиппона (Северная Африка) - Аврелия Августина (354-430гг.), прозванного православной церковью «Блаженный», а католической - признавшей его святым и учителем церкви («отцом церкви»).

В произведении «О граде божием» Августин писал, что в мире существуют два государства: «божий град» (церковь) и «град земной» (государство).

«Церковь и теперь есть царствие небесное». Только к ней подходит определение государства, данное Цицероном, т.к. лишь в церкви - право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой. К граду божию принадлежит первый праведник - Авель. Основателем града земного был братоубийца Каин. В то же время Августин говорил о наличии двух видов земных царств: одни - организации насилия и разбоя, начинаются с братоубийцы Каина, продолжаются братоубийцей Ромулом. Другие царства - это «христианские государства». В конечном счете, оправдание государства - в служении церкви. (Хрестоматия. С. 82-85).

Одним из первых Августин стал призывать насильственно приобщать к христианской церкви, вооруженным путем искоренять ереси.

«Имя рабства заслужила вина, а не природа». Источник рабства - прегрешение библейского Хама. «Грех - первая причина рабства, и это бывает не иначе, как по суду божию, у которого нет неправды».

Божественным установлением являются и частная собственность, имущественное неравенство, деление на бедных и богатых. «Кто сотворил тех и других? - Господь! Богатого - чтобы помочь бедному, бедного - чтобы испытать богатого».

«Государство лучше всего устрояется и хранится, будучи основано и связано верой и прочным согласием, когда все любят общее благо; высшее же благо есть Бог». Практически образцом этого идеала явилось рабовладельческое христианское государство, управляемое при участии духовенства, насильственно подавляющее инакомыслие, ведущее агрессивные войны. Оправдывая последние, Августин перетолковал заповедь «не убий». «Ее отнюдь не преступают те, которые ведут войны по полномочию от Бога».

Теократические идеи Августина в определенной мере осуществились в определенной мере осуществились в Византии. Союз церкви и государства, переплетение их механизмов создали теократическую империю, задержавшую распад рабовладельческого строя.

Политико-правовые учения Древнего Рима привлекают внимание и современных исследователей, что закономерно, т.к. многие современные понятия, конструкции восходят к римскому праву. Исключительное влияние на весь исторический процесс оказало и христианство.


Тема 5









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.