Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Кафедра безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф





Лечебный факультет

Кафедра безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф

 

УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф профессор, д.м.н., чл.-корр. РАН И.М.Чиж   «___ »____________2015 г.  

 

 

Тема № __ Медико-санитарное обеспечение населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций транспортного, взрыво- и пожароопасного характера

ЛЕКЦИЯ

для обучающихся по специальности 31.05.02 Педиатрия

 

Обсуждена на заседании кафедры «__ »______________201_ г. Протокол №____

 

 

Москва 2015

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п Учебные вопросы Время (мин)
  Введение
1. Медико-тактическая характеристика чрезвычайных ситуаций при транспортных авариях и катастрофах
2. Медико-тактическая характеристика чрезвычайных ситуаций при взрывах и пожарах
3. Организация медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций транспортного, взрыво- и пожароопасного характера
  Заключение.
Всего:

Литература

ОСНОВНАЯ

1. Сахно И. И., Сахно В. И..Медицина катастроф (организационные вопросы):учебник для студентов мед. Вузов.- М.: ГОУ ВУНМЦ Минздрава России, 2002. - 560 с.

2. Левчук И.П., Третьяков Н.В. Медицина катастроф. Учебное пособие для мед.вузов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2012. - 240с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

1. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Медицина катастроф и реабилитация. – М.: МГФ «Знание», 1999. – 735 с. –Глава 17. – С. 439-464.

2. Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

3. Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

 

Технические средства обучения

• Мультимедийный проектор.

• Компьютер (программное обеспечение Microsoft Power Point 2013).

 

Введение.

Транспортный травматизм стал серьезной социальной и медицинской проблемой для большинства развитых стран современного мира. Миллионы раненых и погибших, высокий процент инвалидизации, астрономические показатели материальных потерь - всё это является причиной особой озабоченности мирового сообщества. На дорогах мира ежегодно гибнет около 300 тыс. чел. и почти 8 млн. получают травмы. Не менее актуален вопрос об огромных медико-санитарных потерях при взрывах и пожарах

Транспортные аварии и катастрофы занимают ведущее место как по частоте, так и по числу пораженных и погибших. По данным штаба ВСМК, в Российской Федерации среди зарегистрированных антропогенных и природных ЧС, в которых пострадало 3 и более человек, на долю транспортных приходится 68,1%. Хотя при транспортных происшествиях санитарные потери составляют лишь 19,3%, количество погибших достигает 54,8% от их общего числа. Последнее обстоятельство указывает на значительную тяжесть повреждений, получаемых в этих ЧС. Из всех транспортных происшествий дорожно-транспортные составляют 94,2%, происшествия на водном транспорте – 3,9%, на авиационном – 1,4%, на железнодорожном – 0,5%.

Общие подходы к организации медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций дорожно-транспортного, взрыво- и пожароопасного характера базируются на основных принципах охраны здоровья населения, которые отражены в Конституции РФ, Федеральных законах РФ («О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – 1994 г.» и «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации – 2011 г», других законодательных документах, составляющих юридическую основу безопасности жизнедеятельности населения России.

1. Медико-тактическая характеристика чрезвычайных ситуаций при транспортных авариях и катастрофах

Под транспортными авариями и катастрофами понимают быстротечные события, возникшие при прямом или косвенном участии транспортных средств, при которых гибнут или получают ранения люди, повреждаются транспортные средства, сооружения, грузы либо причиняется иной материальный ущерб.

Основными видами транспортных аварий и катастроф являются:

-железнодорожные;

-авиационные;

-на водном транспорте;

-при дорожно-транспортных происшествиях.

Медико-тактическая характеристика чрезвычайных ситуаций при железнодорожных авариях и катастрофах

Происшествия на железных дорогах делятся:

а) по характеру поражения:

- с ожоговыми травмами;

- с отравлениями химическими веществами;

- катастрофы с механическими повреждениями;

- с радиационными поражениями;

- с комбинированными поражениями;

- с загрязнением окружающей среды.

б) по локализации травмы:

- голова – 60 %;

- конечности – до 35 %;

- грудь, живот – более 20 %;

- бедро и крупные суставы – до 10-12 %.

в) по тяжести травмы:

- легкие травмы – более 50 %;

- средней тяжести – более 30 %;

- тяжелые и крайне тяжелые – до 10-12 %.

На долю раненых, из числа пострадавших при ЧС на железнодорожном транспорте, приходится почти 50%. Основное место в структуре санитарных потерь занимают механические травмы (до 90%). Особенностью механических повреждений при столкновении и сходах подвижного состава являются преимущественно ушибленные раны, закрытые переломы конечностей и закрытые черепно-мозговые травмы (до 50%).

Наряду с этим более чем в 60% случаев отмечаются множественные и сочетанные травмы и случаи травм с синдромом длительного сдавления, который имеет место при невозможности быстрого высвобождения пораженных из деформированных конструкций вагонов и локомотивов. Эти особенности железнодорожных травм наиболее четко проявляются при крупномасштабных катастрофах.

Медико-санитарные службы на железных дорогах разработали классификацию ЧС по медицинским и экологическим последствиям. Согласно этой классификации, они подразделяются по виду подвижного состава на катастрофы с пассажирскими, с грузовыми и одновременно с пассажирскими игрузовыми поездами. По техническим последствиям они классифицируются на крушения, аварии, особые случаи брака в работе.

По характеру происшествия катастрофы делятся на столкновения, сходы, пожары, комбинированные катастрофы.

При катастрофах на железнодорожном транспорте могут возникать не только механические, но и чисто «ожоговые» травмы, а также комбинированные (механическая + термическая травма).

Наглядным примером крупной железнодорожной катастрофы является крушение поезда «Невский экспресс», которое произошло в ноябре 2009 г. в Бологоевском районе Тверской области на перегоне «Алешино-Угловка» Октябрьской железной дороги. В результате этой катастрофы пострадало 138 человек . Из них – 95 чел. было госпитализировано с травмами различной степени тяжести, 18 чел. получили амбулаторную помощь, 25 чел. – погибли.

Основные проблемы при проведении аварийно-спасательных работ и оказании медицинской помощи при этой катастрофе были связаны с отсутствием подъездных автомобильных дорог в лесистой и болотистой местности и со значительным удалением медицинских организаций от места катастрофы. Особенностью данной катастрофы явилось то обстоятельство, что трагедия произошла на стыке субъектов РФ (Новгородской и Тверской областей) и повлекла за собой нарушение сообщения между двумя крупными городами; к ликвидации медико-санитарных последствий были привлечены силы и средства федерального уровня.

Состояние большинства пострадавших расценивалось как тяжелое и крайне тяжелой степени (75 %). Пострадавшие средней степени тяжести составили 12 %, легкопораженные – 13 %. По характеру поражения -91% пораженных имели сочетанные и комбинированные поражения; 9 % - изолированные поражения.

Медико-тактическая характеристика чрезвычайных ситуаций при авиационных авариях и катастрофах

Авиационное происшествие– событие, связанное с эксплуатацией воздушного судна, происшедшее в период нахождения на его борту пассажиров или членов экипажа, вызвавшее травмы людей, или не причинившее им телесных повреждений, а также повлекшее за собой повреждение или разрушение воздушного судна.

Авиационные происшествия могут быть летные и наземные. В зависимости от последствий для пассажиров, экипажа и воздушного судна летные и наземные авиационные происшествия подразделяют на поломки, аварии и катастрофы.

Поломка–авиационное происшествие, за которым не последовала гибель членов экипажа и пассажиров, приведшее к повреждению воздушного судна, ремонт которого возможен и экономически целесообразен.

Авария–авиационное происшествие, не повлекшее за собой гибель членов экипажа и пассажиров, однако приведшее к полному разрушению или тяжелому повреждению воздушного судна, в результате которого восстановление его технически невозможно и экономически нецелесообразно.

Катастрофа –авиационное происшествие, которое повлекло за собой гибель членов экипажа или пассажиров при разрушении или повреждении воздушного судна, а также смерть людей от полученных ранений, наступившую в течение 30 суток с момента происшествия.

Причины авиационных катастроф:

- отказы техники, ошибки при техническом обслуживании;

- ухудшение качества надзора за выполнением авиационных норм и правил;

- ошибки пилота (неточный заход на посадку и др.);

-террористические акты.

Основные ошибки пилотов: нарушение процедур пилотирования, ошибки из-за сложных метеоусловий, дезориентация при полете в незнакомой местности, усталость и проблемы со здоровьем. Наземные службы могут ошибаться в случае неправильной передачи информации от диспетчера до пилота и неправильного обслуживания и ремонта воздушного судна.

За период с января 1997 г. по июнь 2012 г. в мире произошло 496 авиакатастроф, число погибших в них составило12799 человек.

Катастрофы в гражданской авиации, кажущиеся очень частыми и драматичными по сравнению с другими транспортными происшествиями, характеризуются более скромными средними показателями санитарных потерь. Вместе с тем в авиационных катастрофах часто имеет место почти 100% гибель экипажа и пассажиров, исключения здесь редки. Обычно размеры санитарных потерь в этих случаях могут достигать 80-90% от общего числа людей, находящихся на воздушном судне.

По данным МЧС России ежегодно в среднем происходит до 60 авиакатастроф, из которых в 58,3% случаев гибнут все пассажиры и экипаж. У оставшихся в живых в 40-90% могут быть травмы, обусловленные воздействием механического поражающего фактора; комбинированные и сочетанные поражения встречаются в 10 и 20% соответственно; в 40-60% возможны черепно-мозговые травмы; у 10% пострадавших развивается шок. Повреждения тяжелой степени может иметь почти половина пассажиров и членов экипажа воздушного судна.

Мировая статистика свидетельствует, что почти 50% авиакатастроф происходит на летном поле. Например, в аэропорту г. Гаваны в 1989 г. разбился ИЛ-62М, погибло 125 чел., в Свердловском аэропорту в 1990 г. разбился самолет ЯК-42, погибло 122 чел., на летном поле аэропорта г. Казани в 2013 г. разбился «Боинг 737» авиакомпании «Татарстан», погибло 50 человек (44 пассажира и 6 членов экипажа).

В остальных случаях катастрофы происходят в воздухе на различных высотах и терпящее бедствие воздушное судно является причиной гибели не только пассажиров и экипажа, но и людей на земле.

Справочно: В 1988 г. на жилые кварталы шотландского г. Локерби с высоты 10 тыс. м. упал "Боинг-747" с 258 пассажирами на борту и вместе с ними погибли 15 местных жителей города. 9 мая 1993 года в Нижнем Тагиле во время авиашоу в честь празднования 48-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне при выполнении виража самолёт Як-52 потерял управление и рухнул на Театральную площадь. Оба пилота и 17 жителей города погибли, 17 человек получили тяжелые ранения. В 1994 г. под Иркутском при падении самолета ТУ-154 погибло 125 чел., из них 1 местный житель, случайно оказавшийся на месте происшествия. 29 декабря 2012 года самолёт Ту-204 совершил аварийную посадку в аэропорту «Внуково», обломки самолёта вылетели на Киевское шоссе. В результате падения самолёта погибло пять человек, пострадало четверо, в том числе водитель автомобиля, в который попало отлетевшее самолётное колесо.

Заключение

Таким образом, медико-санитарное обеспечение населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций транспортного, взрыво- и пожароопасного характера требует жесткой оперативности, высоких профессиональных навыков, как спасателей аварийно-спасательных служб и формирований, так и медицинских работников на любом уровне ВСМК: федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом.

 

 

Профессор кафедры безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф доктор медицинских наук     В.Я. Колягин
  «___»__________________201 г.  

Лечебный факультет

Кафедра безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф

 

УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф профессор, д.м.н., чл.-корр. РАН И.М.Чиж   «___ »____________2015 г.  

 

 

Тема № __ Медико-санитарное обеспечение населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций транспортного, взрыво- и пожароопасного характера

ЛЕКЦИЯ

для обучающихся по специальности 31.05.02 Педиатрия

 

Обсуждена на заседании кафедры «__ »______________201_ г. Протокол №____

 

 

Москва 2015

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п Учебные вопросы Время (мин)
  Введение
1. Медико-тактическая характеристика чрезвычайных ситуаций при транспортных авариях и катастрофах
2. Медико-тактическая характеристика чрезвычайных ситуаций при взрывах и пожарах
3. Организация медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций транспортного, взрыво- и пожароопасного характера
  Заключение.
Всего:

Литература

ОСНОВНАЯ

1. Сахно И. И., Сахно В. И..Медицина катастроф (организационные вопросы):учебник для студентов мед. Вузов.- М.: ГОУ ВУНМЦ Минздрава России, 2002. - 560 с.

2. Левчук И.П., Третьяков Н.В. Медицина катастроф. Учебное пособие для мед.вузов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2012. - 240с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

1. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Медицина катастроф и реабилитация. – М.: МГФ «Знание», 1999. – 735 с. –Глава 17. – С. 439-464.

2. Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

3. Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2023 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.