Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основные составляющие процесса материально-технического обеспечения на предприятии





Составляющие процесса МТО Характеристика
Цель доведение до конкретных производственных потребителей конкретных ресурсов требуемых конструктивных, технологических свойств в необходимых объемах в точное время в определенном месте с минимально допустимыми затратами.
Предмет предметы и средства труда - товары предприятий-поставщиков, необходимые для обеспечения производственного процесса предприятия
Субъекты производственное предприятие и поставщики материально-технических ресурсов
Объекты потребители, субъекты функциональной, производственной деятельности.
Сущность имеет адресный характер, определяемый его целью и направленностью на обеспечение всей функциональной деятельности производственного предприятия, в первую очередь производственной, производной от потребностей конкретных потребителей товара (ценности) данного предприятия

 

Материально-техническое обеспечение является вспомогательной функцией производственного процесса, поэтому при организации МТО всегда прослеживается следующая взаимосвязь (рис 4.1):

Рис. 4.1. Взаимосвязи процессов производства, реализации и снабжения на производственном предприятии

 

Закупочная коммерческая деятельность на предприятии складывается из следующих этапов:

1) определение потребности в материальных ресурсах (далее МР);

2) исследование рынка сырья и материалов;

3) организация коммерческих связей с поставщиками и выбор поставщиков;

4) составление плана закупок МР;

5) организация закупок МР;

6) ведение расчетов с поставщиками за купленную продукцию;

7) стоимостной анализ заготовительной сферы.

Рассмотрим эти этапы подробнее.



Определение потребности предприятия.Это составная часть планирования и является важным фактором, влияющим на результаты его деятельности.

На предприятиях потребность в МР рассчитывается по следующим направлениям:

потребность на производство продукции

  ОБЩАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В МР
потребность на ремонтно-эксплуатационные нужды

на образование производственных запасов

потребность на НИР и ОКР

Для определения потребности в МР наиболее целесообразно использовать нормативный подход, основанные на нормах расхода и программе выпуска продукции или выполнения работ:

m

V= ∑ Ni ∙Qi (4.1)

i=1

где

V - потребность в материале;

Ni - норма расхода материала на единицу продукции или выполнения работы;

Qi- объем выпуска i-го изделия (или выполнения работы);

m - количество изделий или видов работ, при производстве которых требуется данный материал.

При нормативном подходе определения потребности требуются следующие данные:

· программа производства изделий (или выполнения работ), которая формируется путем исследования товарного рынка (рынка услуг);

· норма расхода МР в расчете на единицу продукции.

Использование нормативного метода требует интеграции производства, сбыта и снабжения. При этом производиться должно только то, что нужно покупателю, а заказываться поставщикам должны только те материалы, которые необходимы для предприятия.

Исследование рынка сырья и материалов. Один из элементов планирования МТО на промышленном предприятии. Целями исследования рынка сырья и материалов достижение обозримости этого рынка и возможность рациональной закупки сырья и материалов.

Изучение рынка сырья и материалов предполагает:

1) систематический сбор, обработку, анализ и оценку информации о предложении конкретных видов МР на рынке потенциальных поставщиков, ассортименте МР, новых технологиях изготовления МР;

2) хранение информации;

3) выработку четкой стратегии хранения, т. е. решение вопроса, будет ли предприятие закупать те или иные МР, детали, комплектующие изделия и т д. у поставщиков, посредников или производить их у себя.

Источники товарного обеспечения определяются, исходя из структуры конкретного рынка товаров, контингента покупателей, ассортимента товаров, товарооборачиваемости и финансовых возможностей торгового предприятия.

Выбор поставщика и организация коммерческих связей.Для оценки реальных и потенциальных возможностей поставщиков можно использовать следующие критерии:

· характер деятельности и возможности поставщика;

· конкретное положение поставщика на рынке закупок товаров;

· процедура и порядок исполнения коммерческих сделок;

· обеспечение необходимой номенклатуры и объема продукции;

· условия, гарантирующие качество приобретаемого товара;

· адекватное сочетание цены и потребительских свойств товара;

· условия поставки товара: стабильность, периодичность, сроки;

· предусматриваемая форма платежа и способы расчетов и пр.

Анализ поставщиков по приведенным критериям позволяет установить оправданные требования по закупке и поставке товаров на предприятие.

Коммерческим документом, представляющим договорные соглашения купли – продажи товара является контракт. Из самого названия документа следует, что одна сторона осуществляет закупку, а другая – продажу. В контракте указывается содержание договорных условий, порядок исполнения взаимных соглашений и ответственность сторон, а также предусматриваются следующие основные обязательства:

· наименование и объем подлежащего поставке товаров;

· качество, комплектность, упаковка и маркировка товара;

· цена и форма расчетов;

· сроки выполнения поставок и порядок сдачи – приема товара;

· базисные условия поставки;

· гарантийная защита и санкции;

· юридические адреса сторон и дата заключения контракта.

Разработка плана закупок. После определения потребности в МР разрабатывается план закупок. Этот план нужен для рациональной закупки МР. Составить план закупок – это значит определить объем закупок на определенный период, а также вид закупок.

Объем закупок определяется по формуле:

Lз= V – Oначкон - Мзак (4.2)

где Lз - объем закупок определенного вида сырья или материалов за установленный период времени;

V – потребность предприятия в материале (или сырье) за определенный период;

Oнач - остаток (запас) материала на складе отдела снабжения на начало периода;

Зкон - запас материала на складе на конец года;

Мзак - заказанная поставщику, но не поступившая на склад отдела снабжения партия материала.

В зависимости от объема закупок МР устанавливается возможный вид закупки:

· напрямую у изготовителя - осуществляется при больших объемах потребления;

· оптовые закупки через посредников или биржу – срочные закупки или закупается большой ассортимент;

· закупки мелкими партиями в магазинах розничной торговли – небольшие разовые объемы закупок;

§ закупки через торги посредством тендеров . Объявляется конкурс среди продавцов.

Через биржи и аукционы в основном закупается сельскохозяйственное сырье и для пищевой, кожевенной и текстильной промышленности.

Стоимостной анализ заготовительной сферы. В процессе планирования материального обеспечения предприятия в целях сокращения затрат должен осуществляться стоимостной анализ, результаты которого используются в процессе увязки (согласования) плана закупок со сметой затрат на производство.

В смете затрат на производство определяются все затраты на выполнение производственной программы, однако материальные затраты составляют наибольшую долю, в некоторых отраслях промышленности они могут достигать 80-90% общей суммы всех затрат.

Основными задачами специалистов отдела снабжения при проведении стоимостного анализа являются:

1) снижение затрат на МР;

2) повышение качества МР благодаря смене поставщиков, замены материалов альтернативными;

3) концентрация объема закупок.

Сбытовая деятельность.

Сбыт – это процесс, состоящий из ряда функций., а продажа – это завершающая часть сбыта, когда товар переходит в собственность покупателя.

Сбытовая коммерческая деятельность включает следующие этапы:

· планирование ассортимента;

· планирование сбыта;

· установление коммерческих связей с покупателями;

· заключение контрактов;

· оперативно-сбытовая деятельность: разработка планов – графиков отгрузки готовой продукции, приемка гот продукции, подготовка товара к отправке покупателям, контроль за выполнением заказов и т.п.

Планирование сбыта целесообразно осуществлять по направлениям: на известном рынке и на свободном рынке. Под известным рынкомподразумеваются заказы государственных организаций, военные заказы и поставка по долгосрочным контрактам. Главным при планировании сбыта на известном рынке является разработка портфеля заказов предприятия.

Портфель заказов предприятия – это количество продукции, которое должно быть произведено за определенный период времени и поставлено покупателям в соответствии с заказами или заключенными контрактами.

При формировании портфеля заказов предприятия-поставщики учитывают нормы заказа продукции и транзитные нормы. Норма заказа – это минимальное количество определенного вида продукции, менее которого завод-поставщик не производит и не поставляет одному адресату. Транзитная норма – представляет собой минимальное количество продукции, которое предприятие-поставщик отгружает в один адрес.

При недогруженности производственных мощностей предприятие может принять дополнительный заказ на изготовление требуемых заказчику изделий.

Основным содержанием планирования сбыта на свободном рынке являются:

· прогнозирование сбыта продукции;

· разработка планов сбыта;

· выбор наиболее эффективных каналов сбыта;

· распределение объема сбыта товаров по регионам.

· определение объективной цены продажи товара.

Прогнозирование сбыта продукции. Рыночное прогнозирование сбыта продукции возможно с помощью неколичественных и количественных методов. Неколичественные методы прогнозирования основаны на экспертных оценках руководителей высшего звена, мнения торговых агентов и покупателей. Данные методы имеют свои преимущества и недостатки. К преимуществам можно отнести: относительно недорого, оперативность получения результатов. Недостатки: субъективизм оценки. Например, метод экспертных оценок Делфи. Сбор мнений осуществляется путем письменного анкетного опроса. При этом каждый эксперт делает свой прогноз независимо от других.

Количественные методы прогнозирования объема сбыта продукции: методы экстраполяции, корреляционного и регрессионного анализа, анализа временных рядов, метод Бокса-Дженкинса. Например, метод экстраполяции основан на изучении сложившихся в прошлом и настоящем закономерностей развития изучаемого экономического явления и распространения этих закономерностей на будущее исходя из того, что они могут быть устойчивы в течение некоторого периода времени.

Разработка плана сбыта.Важной составной частью планирования сбыта является система планов, включающая планирование:

1) ассортимента;

2) каналов сбыта;

3) системы мероприятий по стимулированию сбыта (каналов продвижения);

4) цен реализации;

5) реализации продукции.

Выполнение планов сбыта должно постоянно контролироваться, квартальные планы необходимо корректировать в соответствии с результатами, достигнутыми в предшествующих периодах. Например, если к концу первого квартала стало известно, что план второго квартала выполнить невозможно, то он корректируется в сторону снижения с учетом сложившейся ситуации. Таким образом, необходимо, чтобы план сбыта был гибким.

Выбор каналов сбыта

Каналы распределения (каналы товародвижения, товаропроводящая сеть) — это все организации, выступающие как посредники или участники сбыта, принимающие на себя или помогающие передать другому лицу право собственности на товар; это путь, по которому товары движутся от поставщика к конечному потребителю.

Выбор оптимальной структуры каналов распределения и управление ею являются первостепенными задачами, стоящими перед стратегическим менеджментом предприятий. Ниже приведена схема, отражающая процесс построения структуры каналов распределения (рис. 4.2).

Длина каналов распределения. Означает количество звеньев или уровней, которые минует товар, прежде чем дойдет до конечного потребителя. Длинные каналы распределения, как правило, обеспечивают высокую насыщаемость рынка товарами компании, однако увеличивают его конечную стоимость для потребителя вследствие большей торговой наценки по всем уровням распределения.

Ширина каналов распределения. Означает количество перепродавцов на каждом уровне распределения. Чем шире канал, тем большее насыщение рынка он обеспечит, однако при этом тем большее количество клиентов компании придется обслужить и тем вероятнее в структуре распределения возникновение конфликтов между различными ее участниками, что обязательно отразится на деятельности компании.

Под уровнем канала распределения понимают любого посредника, который выполняет ту или иную работу по приближению товара и права собственности на него к конечному покупателю. Под уровнем канала распределения понимают (рис. 4.7):

Канал нулевого уровня

Одноуровневый канал


Двухуровневый канал


Трехуровневый канал

 

 


Рис.4.7. Виды уровней каналов

 









Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.