Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 10. Организация финансов в Советском Союзе во второй половине XX в.





 

10.1. Денежная реформа 1947г. и ее последствия

10.2. Денежная реформа 1961г. и последующие преобразования

10.3. Характеристика отечественных финансов в период экономического застоя (1970-1985 гг.)

10.4. Обострение финансовых проблем в конце 1980-х гг. и попытки их разрешения

 

10.1. Денежная реформа 1947г. и ее последствия

 

Денежная система в годы Великой Отечественной войны в основ­ном выполняла свои функции, несмотря на значительную эмиссию денег, вызванную возросшими военными расходами. Уменьшение объемов потребления привело к тому, что скорость оборота денег за­медлилась. Объем наличных денег в стране увеличился по сравнению с реальной потребностью в них. На оккупированных и временно за­нятых территориях СССР немцы в большом количестве выпускали фальшивые денежные знаки. В результате к моменту окончания вой­ны количество денег, находившихся в обращении, увеличилось при­мерно в 4 раза по сравнению с довоенным уровнем.

В 1943г. впервые встал вопрос о необходимости проведения денеж­ной реформы. На протяжении последующих лет велась работа по определению целей, принципов, содержания, механизма денежной реформы, просчитывались ее возможные последствия, время прове­дения, тщательно прорабатывались все детали организации.

14 декабря 1947г. было опубликовано постановление Совета Мини­стров СССР и ЦК ВКП(б) «О проведении денежной реформы и отме­не карточек на продовольственные и промышленные товары». Содер­жание денежной реформы сводилось к следующему.

1. Реформа проводилась в виде деноминации. Выпускались новые
деньги образца 1947г. Все старые деньги подлежали обмену в соотношении 10 руб. старого образца на 1 руб. нового образца, кроме размен­ной монеты.

Обмен проводился в течение одной недели, начиная с 16 декабря. В отдаленных районах период обмена увеличивался до двух недель. В течение всего периода обмена можно было производить плате­жи старыми деньгами из расчета 1/10 их нарицательной стоимости.

3. С целью зашиты наименее обеспеченных слоев населения стра­ны, а также материального поощрения лиц, хранивших во время вой­ны свои деньги в сберегательных учреждениях, была разработана диф­ференцированная система переоценки вкладов в Сбербанке. Вклады до 3 тыс. руб. обменивались без изменения в номинальной сумме (1:1), вклады от 3 до 10 тыс. руб. из расчета 3:2, свыше 10 тыс. руб. — 2:1 и так далее по принципу, чем больше был размер вклада, тем дешевле стоил каждый старый рубль по отношению к новому.

4. Было проведено объединение всех ранее выпущенных государ­ственных займов в новый единый 2%-ный заем, при этом старые об­лигации обменивались на новые в соотношении 3:1, а облигации сво­бодно реализуемого займа 1930г. — из расчета 5:1.

5. Денежные средства кооперативов и коллективных хозяйств
в банковских вкладах были переоценены в соотношении 5:4, денеж­ные средства в банковских вкладах государственных предприятий не переоценивались.

В результате реализации всех обозначенных мер значительные де­нежные средства были изъяты из обращения у населения посредством переоценки денег. Характер выпуска новых денег и их обращения не изменился. Реформа имела ярко выраженный конфискационный характер.

Денежная реформа 1947г. не затронула золотого содержания и ва­лютного курса советского рубля. Чтобы продемонстрировать проч­ность финансовых позиций СССР, советское руководство 1 марта 1950 г. приняло решение перевести рубль на золотую основу и по­высить его курс в отношении иностранных валют (т.е. фактически провести ревальвацию). Было установлено, что 1 руб. должен состав­лять 0,222 168г чистого золота. Исходя из этой величины валютный курс был повышен до 4 руб. за 1 дол. США.

После реформы и до конца 1950-х гг. в СССР сохранялась тенден­ция повышения покупательной способности рубля. Финансово-экономическая стабильность обеспечивалась, с одной стороны, повы­шением эффективности производства и грамотным управлением в кредитно-денежной и финансовой сферах, а также высокой степе­нью эффективности этих сфер в обеспечении денежно-финансовой стабильности при высоких как абсолютных, так и относительных темпах роста бюджета и кредитных вложений в народное хозяйство. Но одновременно на это влияло и использование жестких методов руко­водства, основанных на системе внеэкономического принуждения. Все это время из деревни изымались огромные средства, а крестьяне, не имея паспортов, были лишены свободы передвижения. В государ­стве практически бесплатно работала многомиллионная армия заклю­ченных ГУЛАГа и военнопленных, последние из которых покинули СССР в 1955г. Использовались и другие жесткие административные меры — повышались налоги, повсеместно вводилось обязательное (практически принудительное) приобретение облигаций государ­ственных займов.

В послевоенные годы использование средств государственного бюджета было подчинено решению важнейшей задачи — ликвидации последствий войны и восстановлению разрушенного хозяйства стра­ны. Наибольшая доля государственных расходов направлялась на ка­питальные вложения в промышленность и жилищный фонд, а также на увеличение оборотных средств предприятий. Кроме того, бюджет­ные средства направлялись на дальнейшее укрепление оборонной мощи страны, на увеличение государственных резервов и запасов, на социально-культурные мероприятия.

Расходы государственного бюджета за 1950г. по сравнению с 1940г. увеличились в 2,4 раза, в том числе на народное хозяйство — более чем в 2 раза. Почти в 3 раза возросли в 1950г. по сравнению с 1940г. рас­ходы на социально-культурные мероприятия, но и они в полной мере не могли удовлетворить потребности в восстановлении и финансиро­вании текущего содержания указанных учреждений. Расходы на обо­рону страны в бюджете 1950г. составили 20,1% против 32,5% в 1940г. и 50,8% в годы Великой Отечественной войны. Наряду со средствами государственного бюджета на развитие народного хозяйства в значи­тельных размерах использовались собственные средства предприятий и хозяйственных организаций. За счет средств государственного бюд­жета также финансировались программы восстановления и развития сельского хозяйства.

Рост поступлений в бюджет в виде налога с оборота и отчислений от прибыли восстановленных промышленных предприятий позволил несколько снизить поступления от налогов с населения. С 1 января 1946г. был отменен военный налог, с сентября того же года — повы­шен необлагаемый минимум для рабочих и служащих. В последующие годы были внесены существенные изменения в сельскохозяйствен­ный и подоходный налоги. В доходах государственного бюджета 1962г. поступления от населения составили 6,1 млрд. руб., или 7,2% всех до­ходов бюджета.

В 1950-е гг. наблюдалось наращивание государственных вложений в развитие образования, здравоохранения и науку, о чем свидетельству­ют масштабы увеличение расходов на эти цели из бюджета. Расходы бюджета на просвещение выросли с 5,7 млрд. руб. в 1950г. до 10,3 млрд. руб. в 1960г.; на нужды здравоохранения и физической культуры за этот же период — с 2,1 млрд. руб. до 4,8 млрд. руб., т.е. в 2 раза. По доле расходов на образование, здравоохранение и науку в ВВП в этот пери­од СССР занимал одно из самых высоких мест в мире.

Серьезнейшим экономическим достижением 1950-х гг. явилась редко встречавшаяся в XX в. финансовая стабилизация, выражавшая­ся в постоянном профицитном бюджете. Благодаря этому начиная с середины 1950-х гг. стали расширяться бюджетные права союзных республик. С 1955г. в государственном бюджете СССР доходы и рас­ходы республик стали предусматриваться только в общих объемах. Непосредственное распределение их между республиканским и мест­ным бюджетами осуществлялось самими республиками. Им было предоставлено право самостоятельно распоряжаться дополнительно выявленными и полученными в течение года доходами для финан­сирования потребностей сверх общих ассигнований. С введением в 1957г. централизованного порядка взимания отчислений от прибы­ли существенно выросли закрепленные доходы республиканских бюд­жетов. Темпы роста отчислений от прибыли значительно превышали темпы поступлений от налога с оборота, хотя на протяжении данного периода он традиционно оставался основным регулирующим доходом республиканских бюджетов.

Логическим результатом финансовых достижений 1950-х гг. было заметное увеличение благосостояния советских граждан. Концентри­рованным выражением мер по повышению уровня жизни населения стал рост средней продолжительности жизни в СССР до 69 лет, то есть до уровня самых высокоразвитых стран мира. Можно сказать, что за 1950-е гг. с точки зрения уровня жизни населения появилась новая страна, свободная от нищеты, а по мировым меркам хотя и не богатая, но обеспеченная для основной части своих граждан.

 

10.2. Денежная реформа 1961г. и последующие преобразования

 

В конце 1950-х гг. в СССР стала проявляться инфляция. За 1947-1958 гг. закупочные цены на пшеницу увеличились в 6 раз, на рожь - в 11 раз, на хлопок — в 2 раза, на лен — в 8 раз, на сахарную свеклу – в 3 раза, на подсолнечник — в 8 раз, на картофель — в 9 раз, на крупный рогатый скот — в 27 раз, на овец и коз — в 19 раз, на свиней — в 12 раз, на молоко — в 5 раз. Если бы речь шла о рыночной экономике, то при­веденные выше данные могли бы рассматриваться как признаки гало­пирующей инфляции. Однако советская двухмасштабная система цен создавала определенный резерв, позволявший увеличивать закупоч­ные цены при снижении розничных цен. Так, в 1954г. розничные цены за говядину превышали заготовительные цены на крупный рога­тый скот в 5 раз, на молоко — в 3 раза, а на свеклу — в 4 раза.

В целях улучшения планирования и расчетов в народном хозяй­стве, облегчения организации денежного учета, сокращения издержек обращения за счет номинального уменьшения наличной денежной массы 4 мая 1960г. Совет Министров СССР принял постановление «Об изменении масштаба цен и замене ныне обращающихся денег но­выми деньгами». Непосредственное руководство проведением денеж­ной реформы осуществлял назначенный 16 мая 1960г. на пост мини­стра финансов СССР Василий Федорович Гарбузов.

С 1 января 1961г. в обращение вводились новые купюры. Обмен старых денег проводился в пропорции 10:1, в том же соотношении ме­нялись цены и заработная плата. Обмен денежных знаков старого об­разца на новые деньги производится в течение I квартала 1961г. через обменные пункты, открываемые учреждениями Госбанка СССР. Хож­дение старых денег по 1/10 их нарицательной стоимости продолжалось без ограничений до 1 апреля 1961г.

Интенсивный обмен денег осуществлялся в основном до середины января 1961г., после чего пятая часть обменных пунктов была досроч­но закрыта. Через обменные пункты прошло чуть больше трети общей суммы старых денег. К февралю свыше 90% старых денег было изъято из оборота. Население меняло деньги спокойно и в удобное время. Около 4,5% старых денег населением к обмену не предъявлялось. Од­нако порой перерасчеты заработной платы и платежей проводились с ошибками — оклады в новом масштабе цен завышались, государ­ственные пенсии и пособия занижались, в магазинах чаще встреча­лось завышение цен, чем занижение.

В постановлении вместе с изменением масштаба цен предусмат­ривалась такая мера, как изменение золотого содержания рубля. На балансе Госбанка СССР на момент проведения реформы числилось 497,1 т золота. 15 ноября 1960г. решением Правительства СССР преду­сматривалось укрепление советской денежной единицы путем увели­чения ее золотого содержания с 0,222 168 чистого золота до 0,987 412г.

Курс рубля с 1961г. определялся 90 коп. = 1 дол. США. Покупная цена на золото устанавливалась 1 руб. за 1 грамм. Таким образом, на практике деноминация превратилась в скрытую девальвацию, по­тому что при десятикратном изменении масштаба цен золотое содер­жание рубля должно было подняться до 2,221 680г, а курс бы составил 1дол. США =40 коп.

Изменение масштаба цен и замена денег старого образца новыми затруднялись рядом обстоятельств, в частности нехваткой товарных фондов. Их дефицит составлял в 1961г. примерно 1,2 млрд. руб. Осо­бенно остро в торговле ощущался недостаток мяса, рыбы, животного и растительного масел, круп и муки, трикотажных изделий, мебели, стройматериалов, товаров культурного и хозяйственного обихода. Наблюдался рост цен на колхозных рынках. С целью разрешения этой проблемы с 1 июня 1962г. было проведено «временное» повы­шение цен на некоторые виды продуктов питания животноводческо­го происхождения в среднем на 30% и одновременно пересмотрены тарифные ставки рабочих. Данное мероприятие вышло далеко за рамки экономических преобразований, завершившись трагедией в Новочеркасске.

С начала 1960-х гг. особое внимание стало уделяться совершенство­ванию экономических методов управления народным хозяйством. Наиболее значимая попытка усовершенствовать хозяйственный меха­низм была предпринята во второй половине 1960-х гг. Реформа 1965г. была направлена на усиление стимулирующего воздействия прибыли, на развитие производства, для чего вводился новый порядок ее рас­пределения, который предусматривал организацию новой системы экономического стимулирования.

На каждом предприятии за счет прибыли образовывались три фон­да: фонд материального поощрения, фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и фонд развития произ­водства. Прибыль должна была стать основным источником финан­сирования капитальных вложений и прироста оборотных средств и других плановых затрат. Предусматривалась существенная пере­стройка системы взаимоотношений предприятия с бюджетом по от­числениям от прибыли путем введения новых видов платежей: платы за производственные фонды, фиксированных платежей, а также взно­сов свободного остатка прибыли в бюджет.

Реформа, проведение которой предусматривало два этапа, затро­нула промышленность, строительство, сельское хозяйство. Ее основ­ными направлениями стали: новая административная централизация — упразднение совнархозов и восстановление промышленных министерств (отраслевого управления); введение хозрасчета на пред­приятиях; изменения в системе управления промышленностью и строительством (сокращение числа планируемых сверху показате­лей); развитие экономического стимулирования предприятий.

Предприятия, перешедшие на новую систему, в целом улучшили показатели своей работы. Период 1966-1970 гг. был одним из лучших в условиях плановой экономики. Объем промышленного производ­ства вырос в 1,5 раза.

Вместе с преобразованием системы мобилизации бюджетных до­ходов изменялся подход к предоставлению бюджетных ассигнований с учетом наличия собственных средств. На передовых предприятиях наблюдались невиданные темпы роста объемов производства, но ре­сурсы предприятий постепенно истощались, их интенсивное исполь­зование не подкреплялось накоплением, результатом чего стало край­не тяжелое положение таких предприятий. Стимулирование деятельности предприятий по их развитию путем реализации финан­совых ресурсов через фонд развития производства натолкнулось на дефицит материальных ресурсов. Преобладал административный путь решения данной проблемы, в итоге даже ограниченные права, предо­ставленные предприятиям, впоследствии были изъяты.

Предпринятые государством попытки совершенствования финан­совых отношений в целом не были доведены до конца и не дали ожи­даемых результатов. Это произошло потому, что реформирование хо­зяйственных отношений не поднялось выше первичного звена, не затронуло основ сложившейся системы управления и сущностных взаимосвязей предприятий и государства в процессе воспроизводства. Не были созданы стабильные экономические отношения в хозяйстве и в рамках очередного пятилетнего плана. Вся система показателей, нормативов, стимулов, фондов базировалась на показателях годового плана, что подрывало хозрасчетные интересы коллектива. Несмотря на то, что реформа 1965г. предусматривала широкую реализацию всей совокупности товарно-стоимостных форм, на практике сфера исполь­зования товарных отношений была сведена к минимуму. Первый этап реформы затянулся, последовательность ее осуществления в опреде­ленных временных границах намеченных преобразований была нару­шена. Длительное сосуществование старых и новых форм и методов хозяйствования отрицательно сказалось на первоначальном плане проведения реформы. Ко второму этапу ее проведения так и не перешли.

 

10.3. Характеристика отечественных финансов в период экономического застоя (1970-1985 гг.)

 

Серьезные проблемы, с которыми экономика СССР начала стал­киваться в начале — середине 1970-х гг., имели в том числе и финансо­вые корни. Материальные затраты в народном хозяйстве росли бы­стрее, чем национальный доход. Заметно снизились темпы роста промышленности и сельского хозяйства, одновременно существенно возросли объемы незавершенного строительства. Все это свидетель­ствовало о том, что большая часть средств производства шла на «самовоспроизводство», а не на достижение конечных результатов. Доля государственного бюджета в финансовых ресурсах страны заметно снизилась.

Главной причиной такого положения было изменение состава фи­нансовых ресурсов. В них снизилась доля средств, частично или пол­ностью поступающих в бюджет (прибыль, налог с оборота, отчисле­ния на социальное страхование), возрос удельный вес ресурсов, не связанных напрямую с бюджетом (прежде всего, амортизации). Рост доли амортизационных отчислений в составе финансовых ресур­сов объяснялся не только быстрым ростом основных фондов народ­ного хозяйства, их переоценкой, изменением норм амортизационных отчислений, но и негативными факторами — уменьшением фондоот­дачи и снижением уровня рентабельности в народном хозяйстве. По­пытки отдельных членов тогдашнего руководства страны во главе с бывшим министром финансов, а в ту пору Председателем Совмина СССР АН. Косыгиным предпринять адекватные экономические шаги в рамках «санационной» пятилетки не увенчались успехом.

Для того чтобы изменить сложившееся в экономике страны поло­жение, в конце 1970-х гг. была разработана экономическая модель от­раслевого хозрасчета и самоокупаемости. В соответствии с постанов­лением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979г. № 695 «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственно­го механизма на повышение эффективности производства и качества работы» вводился нормативный метод распределения прибыли. Ми­нистерствам на основе утвержденных пятилетним финансовым пла­ном показателей устанавливались стабильные, дифференцированные по годам нормативы отчислений от балансовой прибыли, поступаю­щей в их распоряжение. При этом нормативы определялись с таким расчетом, чтобы обеспечить финансирование капитальных вложений, погашение банковских кредитов и уплату процентов за них, прирост оборотных средств, образование единого фонда развития науки и тех­ники и фондов экономического стимулирования, а также других за­трат по развитию отрасли.

Указанное постановление вносило изменения и в финансовое пла­нирование. Было установлено, что сводный финансовый баланс госу­дарства должен составляться на пять лет с распределением доходов и расходов по годам, обеспечивать финансовыми ресурсами все меро­приятия, установленные в государственных планах, а также образова­ние финансовых резервов. Предусматривались существенные измене­ния в финансировании строительства, в частности внедрение расчетов между заказчиками и подрядчиками за полностью законченные рабо­ты. Все эти меры были направлены на повышение стабильности эко­номического развития страны, увеличение поступлений в доходы го­сударственного бюджета, изменение структуры бюджетных расходов.

В первой половине 1980-х гг. в целях совершенствования хозяй­ственного механизма проводился эксперимент по распространению на предприятиях новых методов хозяйствования, несколько позже стали внедрять полный хозрасчет и самофинансирование. Производ­ственные объединения (предприятия) вносили в бюджет плату за про­изводственные фонды с широкой дифференциацией ставок, делали отчисления от прибыли или дохода за трудовые и природные ресурсы на основе стабильных долговременных нормативов. Принцип само­финансирования предполагал также ограничение или полный отказ от бюджетных ассигнований. На практике не всегда удавалось учесть одновременно как интересы предприятия, так и интересы государства. Большое количество предприятий специально занижали плановые обязательства. Все эти явления отразились на государственном бюд­жете. Высокая степень бюджетного перераспределения ресурсов ослабляла хозрасчетные стимулы повышения эффективности произ­водства, порождала стремление жить за государственный счет, подры­вала стабильность и сбалансированность бюджета.

Экстенсивный характер развития экономики привел к форсиро­ванному развитию топливно-энергетического комплекса СССР. Если в 1971—1975 гг. он составлял 11% общего объема капиталовложений, то в 1992г. — 21%. В 1980г. комплекс давал 10% мировой добычи неф­ти и газа.

На нужды военно-промышленного комплекса расходовалось еже­годно 45% бюджетных средств, выделявшихся промышленности. В военно-промышленной отрасли было занято 80% машинострои­тельных заводов. На фоне развития мировой экономики руководством страны осознавалась потребность перехода к интенсивным методам производства. С 1970 по 1985 г. удельный вес отраслей, определявших научно-технический прогресс в народном хозяйстве (машинострое­ние, металлообработка, химия и нефтехимия, электроэнергетика), в валовой продукции вырос с 25 до 38%. К этому времени в индустри­ально развитых державах их доля достигала 55-65%. Наряду с созда­нием научно-производственных объединений возникли новые отрас­ли — роботостроение, микроэлектроника, атомное машиностроение и др. Но определяющими для развития экономики эти тенденции не стали.

Мероприятия по реформированию хозяйственных отношений в промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях, сопрово­ждавшиеся значительным увеличением затрат из общегосударствен­ного денежного фонда, в итоге не привели к соответствующему росту финансовых ресурсов страны. Доходы росли медленнее расходов, воз­ник дефицит государственного бюджета. В покрытие затрат стали во­влекаться средства, не являющиеся по своей сущности доходами (часть ресурсов Сберегательного банка, резервы Госстраха и др.). Бюд­жетный дефицит негативно воздействовал на экономику, подрывал устойчивость денежного обращения, порождал инфляционные процессы.

Аграрная политика СССР характеризовалась крупными капи­таловложениями в сельское хозяйство, превысившими 1/5 часть всех инвестиций. Среди предпринятых мер были следующие: ослаблен контроль над колхозами, повышены (в среднем на 20%) цены на сель­хозпродукцию, установлен на шесть лет твердый план госзакупок, введена 50%-ная надбавка за сверхплановую продукцию. При этом упор делался на агропромышленную интеграцию — объединение сельского хозяйства с отраслями, которые его обслуживают. Создан­ные агропромышленные комплексы не стали, однако, жизнеспособ­ными экономическими организмами, превратившись в чисто адми­нистративную структуру. Со второй половины 1970-х гг. ситуация в сельском хозяйстве стала принимать кризисный характер. Темпы роста сельхозпроизводства в первой половине 1960-х гг. составляли 4,3%, в первой половине 1980-х — 1,4%. Большинство колхозов и со­вхозов являлись убыточным.

К середине 1980-х гг. СССР оказался в состоянии глубокого эконо­мического, политического и социального кризиса. Произошло паде­ние темпов роста национального дохода (с 7,7% в конце 1960-х гг. до 3,8% в начале 1980-х) и производительности труда (с 6,8 до 3% соот­ветственно). Сложилась кризисная ситуация в сфере потребительского рынка и финансов, в том числе в связи с понижением мировых цен на нефть к началу 1980-х гг. К концу 1970-х гг. обнаружились признаки товарного голода, увеличился дефицит. Экономический застой ком­пенсировался большим удельным весом военных затрат в бюджете. Для экономики был характерен остаточный принцип финансирова­ния социальной сферы, науки и культуры.

Уровень жизни в СССР медленно повышался до середины 1970-х гг. и затем более чем пятилетие не снижался. Реальные доходы на душу населения в начале 1980-х гг. по сравнению с 1966-1970 гг. уменьши­лись в 2,8 раза.

 

 

10.4. Обострение финансовых проблем в конце 1980-х гг. и попытки их разрешения

 

Во второй половине 1980-х гг. в стране резко ухудшилась экономи­ческая ситуация, что не могло не отразиться и на финансовом состоя­нии. 13 декабря 1985г. на пост министра финансов СССР был назна­чен Борис Иванович Гостев.

По итогам деятельности за 1988г. негативные тенденции в финан­совой сфере проявились в наличии бюджетного дефицита, перенасы­щении денежного оборота платежными средствами, несбалансиро­ванности расчетов в иностранной валюте, резком отставании выпуска товаров народного потребления и предоставления услуг населению от роста их денежных доходов. Сумма неудовлетворенного спроса со­ставляла 70 млрд. руб. В результате усилились инфляционные процес­сы, снизилась покупательная способность рубля, дестабилизировался потребительский рынок. Величина непроизводственных потерь и рас­ходов превысила 24 млрд. руб. Резкое падение мировых цен на нефть привело к потере за пять лет 40 млрд. руб. На 36 млрд. руб. снизился на­лог с оборота из-за сокращения реализации винно-водочной продук­ции. 8 млрд. руб. составили незапланированные расходы на ликвида­цию последствий аварии на Чернобыльской АЭС. На 18 млрд. руб. сверх плана было направлено средств в социальную сферу.

Государственный бюджет на 1989г. впервые был принят с дефи­цитом, который имел место и ранее (по некоторым оценкам, с конца 1960-х гг.), но тщательно скрывался. Предварительно расходы состав­ляли 494,7 млрд. руб., доходы — 458,4 млрд. руб., дефицит — 36,3 млрд. руб., или 7,3% к величине расходов. Более тщательный анализ бюдже­та показал, что часть отраженных в нем средств в качестве доходов представляют средства ссудного фонда, т.е. заемные средства, предна­значенные на покрытие разрыва между доходами и расходами. В ре­зультате этого реально величина бюджетного дефицита составила 120,8 млрд. руб., или 24,4% к величине расходов.

Внешняя задолженность СССР на начало 1989г. составила 33,6 млрд. руб., в 2 раза превысив размер годовых валютных поступле­ний. Государство вплотную приблизилось к «красной черте» — пока­зателю, применяемому в мировой практике и равному 25% платежей на погашение кредитов по отношению к валютным поступлениям.

На состоявшемся 26 апреля 1989г. итоговом заседании Совета Ми­нистров СССР в числе наиболее обострившихся проблем наряду с со­стоянием потребительского рынка были названы вопросы денежного обращения и финансов, включая нарушения в сфере финансовой дис­циплины. 17 июля 1989г. министром финансов СССР назначен Ва­лентин Сергеевич Павлов.

Его назначение совпало с первыми попытками перехода страны к экономическим рычагам управления народным хозяйством, где не­маловажная роль отводилась кредитно-финансовым инструментам. При Павлове были заложены многие важные элементы реформ — соз­дание Пенсионного фонда; организация налоговой инспекции, аренд­ных коллективов, совместных предприятий, формирование сети ком­мерческих банков, поддержание кооперации, трудовых коллективов, расширение услуг населению; участие в учреждении Европейского банка реконструкции и развития; организация бирж; создание систе­мы свободных, регулируемых и фиксированных оптовых и закупоч­ных цен; разработка нормативных методов формирования и регули­рования бюджетов, бюджет развития и многое другое.

Однако даже столь разнообразная финансовая деятельность не по­зволила стабилизировать существенно подорванную экономику госу­дарства. В бюджете на 1990г. официально был отражен бюджетный дефицит. Впервые за двадцать с лишним лет сократилась по сравне­нию с предыдущим годом величина бюджетных расходов. Также впер­вые в проект бюджета в процессе его обсуждения на Съезде народных депутатов СССР были внесены пусть и незначительные, но реальные изменения органом представительной власти. Попытки стабилизации денежного обращения за счет замораживания роста заработной платы не увенчались успехом. Не удалось сократить и бюджетные расходы, более того, они возросли за счет увеличения различных социальных выплат. Рост доходов бюджета, несмотря на создание специализиро­ванного фискального органа — налоговой инспекции, значительно отставал от его расходов, поэтому на практике продолжали приме­няться традиционные методы: денежная эмиссия и внешние займы. По оценкам западных аналитиков, внешний долг СССР увеличился в 1989г. на 6,5 млрд. дол. США, в следующем — еще на 4,2 млрд. дол., достигнув к концу 1990г. 68,8 млрд. дол. США.

В начале 1991-го в результате реформы правительства Павлов ста­новится его главой, продолжая еще два месяца, вплоть до формирова­ния нового состава, параллельно исполнять обязанности министра финансов. Одной из первых акций нового правительства стал прину­дительный обмен старых денежных купюр на новые, получивший крайне негативную оценку как в прессе, так и среди населения.

По словам тогдашнего председателя Госбанка СССР В.В. Гера­щенко, на начало обменной операции в налично-денежном обраще­нии 34% всей денежной массы было представлено 50- и 100-рублевыми купюрами на сумму 48,2 млрд. руб. В результате обмена было сдано де­нег приблизительно на сумму 40 млрд. руб. Таким образом, более 8 млрд. руб., или 5,8% всей денежной массы, было изъято из обраще­ния, при этом затраты на проведение обмена составили 80 млн. руб., или 1% от выведенных из обращения средств.

Реформа носила конфискационный характер, но на практике, в условиях пустых магазинов она ничего не решила. Ничтожность ре­формы подтверждается и колоссальным ростом цен в ходе либерали­зации, последовавшей менее чем через год после нее. Экономика не стала эффективнее, а магазины не наполнились товарами.

7 марта 1991г. министром финансов СССР был утвержден Влади­мир Ефимович Орлов. Под его руководством Министерство финансов продолжало активно работать над формированием системы налого­обложения. Только за I квартал 1991г. дважды были изменены ставки налоговых отчислений предприятий от облагаемой прибыли: в начале года они были понижены до 45%, а со 2 апреля — до 35%. Это увели­чило доходы предприятий и позволило сократить государственные дотации. Также продолжалась работа в области налогов на имущество, землю, операции с ценными бумагами. Другим направлением дея­тельности министерства было формирование рынка ценных бумаг и создание инфраструктуры для его функционирования. В апреле 1991г. Минфином была начата реформа розничных цен — весьма не­обходимая для оздоровления финансового состояния экономики, но крайне непопулярная для населения, поскольку уровень цен повы­шался вдвое.

Кризисные явления, характеризовавшие отечественную экономи­ку и раньше, в это время резко усугубились, финансы оказались как никогда несбалансированными. Так, по итогам I квартала 1991г. до­ходы союзного бюджета оказались в 2,5 раза ниже плановых показате­лей (21,3 млрд. руб. вместо 54,0). Главная причина бюджетного «недо­бора» — отказ отдельных республик платить свой взнос в союзный бюджет. В результате пришлось сокращать многие запланированные бюджетные расходы, финансируя лишь первоочередные и жизненно важные из них. По итогам трех первых месяцев бюджетный дефицит составил 24,4 млрд. руб., с целью его частичного финансирования в Госбанке СССР была взята ссуда в размере 5 млрд. руб. под 6% годо­вых. Сознавая, что сложившиеся тенденции в будущем могут только усугубиться, Минфин предпринял попытку на второе полугодие раз­работать чрезвычайный бюджет. Однако ни эта, ни другие меры в той ситуации уже не были способны что-либо изменить.








Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2023 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.