|
Тема 10. Организация финансов в Советском Союзе во второй половине XX в.
10.1. Денежная реформа 1947г. и ее последствия 10.2. Денежная реформа 1961г. и последующие преобразования 10.3. Характеристика отечественных финансов в период экономического застоя (1970-1985 гг.) 10.4. Обострение финансовых проблем в конце 1980-х гг. и попытки их разрешения
10.1. Денежная реформа 1947г. и ее последствия
Денежная система в годы Великой Отечественной войны в основном выполняла свои функции, несмотря на значительную эмиссию денег, вызванную возросшими военными расходами. Уменьшение объемов потребления привело к тому, что скорость оборота денег замедлилась. Объем наличных денег в стране увеличился по сравнению с реальной потребностью в них. На оккупированных и временно занятых территориях СССР немцы в большом количестве выпускали фальшивые денежные знаки. В результате к моменту окончания войны количество денег, находившихся в обращении, увеличилось примерно в 4 раза по сравнению с довоенным уровнем. В 1943г. впервые встал вопрос о необходимости проведения денежной реформы. На протяжении последующих лет велась работа по определению целей, принципов, содержания, механизма денежной реформы, просчитывались ее возможные последствия, время проведения, тщательно прорабатывались все детали организации. 14 декабря 1947г. было опубликовано постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары». Содержание денежной реформы сводилось к следующему. 1. Реформа проводилась в виде деноминации. Выпускались новые Обмен проводился в течение одной недели, начиная с 16 декабря. В отдаленных районах период обмена увеличивался до двух недель. В течение всего периода обмена можно было производить платежи старыми деньгами из расчета 1/10 их нарицательной стоимости. 3. С целью зашиты наименее обеспеченных слоев населения страны, а также материального поощрения лиц, хранивших во время войны свои деньги в сберегательных учреждениях, была разработана дифференцированная система переоценки вкладов в Сбербанке. Вклады до 3 тыс. руб. обменивались без изменения в номинальной сумме (1:1), вклады от 3 до 10 тыс. руб. из расчета 3:2, свыше 10 тыс. руб. — 2:1 и так далее по принципу, чем больше был размер вклада, тем дешевле стоил каждый старый рубль по отношению к новому. 4. Было проведено объединение всех ранее выпущенных государственных займов в новый единый 2%-ный заем, при этом старые облигации обменивались на новые в соотношении 3:1, а облигации свободно реализуемого займа 1930г. — из расчета 5:1. 5. Денежные средства кооперативов и коллективных хозяйств В результате реализации всех обозначенных мер значительные денежные средства были изъяты из обращения у населения посредством переоценки денег. Характер выпуска новых денег и их обращения не изменился. Реформа имела ярко выраженный конфискационный характер. Денежная реформа 1947г. не затронула золотого содержания и валютного курса советского рубля. Чтобы продемонстрировать прочность финансовых позиций СССР, советское руководство 1 марта 1950 г. приняло решение перевести рубль на золотую основу и повысить его курс в отношении иностранных валют (т.е. фактически провести ревальвацию). Было установлено, что 1 руб. должен составлять 0,222 168г чистого золота. Исходя из этой величины валютный курс был повышен до 4 руб. за 1 дол. США. После реформы и до конца 1950-х гг. в СССР сохранялась тенденция повышения покупательной способности рубля. Финансово-экономическая стабильность обеспечивалась, с одной стороны, повышением эффективности производства и грамотным управлением в кредитно-денежной и финансовой сферах, а также высокой степенью эффективности этих сфер в обеспечении денежно-финансовой стабильности при высоких как абсолютных, так и относительных темпах роста бюджета и кредитных вложений в народное хозяйство. Но одновременно на это влияло и использование жестких методов руководства, основанных на системе внеэкономического принуждения. Все это время из деревни изымались огромные средства, а крестьяне, не имея паспортов, были лишены свободы передвижения. В государстве практически бесплатно работала многомиллионная армия заключенных ГУЛАГа и военнопленных, последние из которых покинули СССР в 1955г. Использовались и другие жесткие административные меры — повышались налоги, повсеместно вводилось обязательное (практически принудительное) приобретение облигаций государственных займов. В послевоенные годы использование средств государственного бюджета было подчинено решению важнейшей задачи — ликвидации последствий войны и восстановлению разрушенного хозяйства страны. Наибольшая доля государственных расходов направлялась на капитальные вложения в промышленность и жилищный фонд, а также на увеличение оборотных средств предприятий. Кроме того, бюджетные средства направлялись на дальнейшее укрепление оборонной мощи страны, на увеличение государственных резервов и запасов, на социально-культурные мероприятия. Расходы государственного бюджета за 1950г. по сравнению с 1940г. увеличились в 2,4 раза, в том числе на народное хозяйство — более чем в 2 раза. Почти в 3 раза возросли в 1950г. по сравнению с 1940г. расходы на социально-культурные мероприятия, но и они в полной мере не могли удовлетворить потребности в восстановлении и финансировании текущего содержания указанных учреждений. Расходы на оборону страны в бюджете 1950г. составили 20,1% против 32,5% в 1940г. и 50,8% в годы Великой Отечественной войны. Наряду со средствами государственного бюджета на развитие народного хозяйства в значительных размерах использовались собственные средства предприятий и хозяйственных организаций. За счет средств государственного бюджета также финансировались программы восстановления и развития сельского хозяйства. Рост поступлений в бюджет в виде налога с оборота и отчислений от прибыли восстановленных промышленных предприятий позволил несколько снизить поступления от налогов с населения. С 1 января 1946г. был отменен военный налог, с сентября того же года — повышен необлагаемый минимум для рабочих и служащих. В последующие годы были внесены существенные изменения в сельскохозяйственный и подоходный налоги. В доходах государственного бюджета 1962г. поступления от населения составили 6,1 млрд. руб., или 7,2% всех доходов бюджета. В 1950-е гг. наблюдалось наращивание государственных вложений в развитие образования, здравоохранения и науку, о чем свидетельствуют масштабы увеличение расходов на эти цели из бюджета. Расходы бюджета на просвещение выросли с 5,7 млрд. руб. в 1950г. до 10,3 млрд. руб. в 1960г.; на нужды здравоохранения и физической культуры за этот же период — с 2,1 млрд. руб. до 4,8 млрд. руб., т.е. в 2 раза. По доле расходов на образование, здравоохранение и науку в ВВП в этот период СССР занимал одно из самых высоких мест в мире. Серьезнейшим экономическим достижением 1950-х гг. явилась редко встречавшаяся в XX в. финансовая стабилизация, выражавшаяся в постоянном профицитном бюджете. Благодаря этому начиная с середины 1950-х гг. стали расширяться бюджетные права союзных республик. С 1955г. в государственном бюджете СССР доходы и расходы республик стали предусматриваться только в общих объемах. Непосредственное распределение их между республиканским и местным бюджетами осуществлялось самими республиками. Им было предоставлено право самостоятельно распоряжаться дополнительно выявленными и полученными в течение года доходами для финансирования потребностей сверх общих ассигнований. С введением в 1957г. централизованного порядка взимания отчислений от прибыли существенно выросли закрепленные доходы республиканских бюджетов. Темпы роста отчислений от прибыли значительно превышали темпы поступлений от налога с оборота, хотя на протяжении данного периода он традиционно оставался основным регулирующим доходом республиканских бюджетов. Логическим результатом финансовых достижений 1950-х гг. было заметное увеличение благосостояния советских граждан. Концентрированным выражением мер по повышению уровня жизни населения стал рост средней продолжительности жизни в СССР до 69 лет, то есть до уровня самых высокоразвитых стран мира. Можно сказать, что за 1950-е гг. с точки зрения уровня жизни населения появилась новая страна, свободная от нищеты, а по мировым меркам хотя и не богатая, но обеспеченная для основной части своих граждан.
10.2. Денежная реформа 1961г. и последующие преобразования
В конце 1950-х гг. в СССР стала проявляться инфляция. За 1947-1958 гг. закупочные цены на пшеницу увеличились в 6 раз, на рожь - в 11 раз, на хлопок — в 2 раза, на лен — в 8 раз, на сахарную свеклу – в 3 раза, на подсолнечник — в 8 раз, на картофель — в 9 раз, на крупный рогатый скот — в 27 раз, на овец и коз — в 19 раз, на свиней — в 12 раз, на молоко — в 5 раз. Если бы речь шла о рыночной экономике, то приведенные выше данные могли бы рассматриваться как признаки галопирующей инфляции. Однако советская двухмасштабная система цен создавала определенный резерв, позволявший увеличивать закупочные цены при снижении розничных цен. Так, в 1954г. розничные цены за говядину превышали заготовительные цены на крупный рогатый скот в 5 раз, на молоко — в 3 раза, а на свеклу — в 4 раза. В целях улучшения планирования и расчетов в народном хозяйстве, облегчения организации денежного учета, сокращения издержек обращения за счет номинального уменьшения наличной денежной массы 4 мая 1960г. Совет Министров СССР принял постановление «Об изменении масштаба цен и замене ныне обращающихся денег новыми деньгами». Непосредственное руководство проведением денежной реформы осуществлял назначенный 16 мая 1960г. на пост министра финансов СССР Василий Федорович Гарбузов. С 1 января 1961г. в обращение вводились новые купюры. Обмен старых денег проводился в пропорции 10:1, в том же соотношении менялись цены и заработная плата. Обмен денежных знаков старого образца на новые деньги производится в течение I квартала 1961г. через обменные пункты, открываемые учреждениями Госбанка СССР. Хождение старых денег по 1/10 их нарицательной стоимости продолжалось без ограничений до 1 апреля 1961г. Интенсивный обмен денег осуществлялся в основном до середины января 1961г., после чего пятая часть обменных пунктов была досрочно закрыта. Через обменные пункты прошло чуть больше трети общей суммы старых денег. К февралю свыше 90% старых денег было изъято из оборота. Население меняло деньги спокойно и в удобное время. Около 4,5% старых денег населением к обмену не предъявлялось. Однако порой перерасчеты заработной платы и платежей проводились с ошибками — оклады в новом масштабе цен завышались, государственные пенсии и пособия занижались, в магазинах чаще встречалось завышение цен, чем занижение. В постановлении вместе с изменением масштаба цен предусматривалась такая мера, как изменение золотого содержания рубля. На балансе Госбанка СССР на момент проведения реформы числилось 497,1 т золота. 15 ноября 1960г. решением Правительства СССР предусматривалось укрепление советской денежной единицы путем увеличения ее золотого содержания с 0,222 168 чистого золота до 0,987 412г. Курс рубля с 1961г. определялся 90 коп. = 1 дол. США. Покупная цена на золото устанавливалась 1 руб. за 1 грамм. Таким образом, на практике деноминация превратилась в скрытую девальвацию, потому что при десятикратном изменении масштаба цен золотое содержание рубля должно было подняться до 2,221 680г, а курс бы составил 1дол. США =40 коп. Изменение масштаба цен и замена денег старого образца новыми затруднялись рядом обстоятельств, в частности нехваткой товарных фондов. Их дефицит составлял в 1961г. примерно 1,2 млрд. руб. Особенно остро в торговле ощущался недостаток мяса, рыбы, животного и растительного масел, круп и муки, трикотажных изделий, мебели, стройматериалов, товаров культурного и хозяйственного обихода. Наблюдался рост цен на колхозных рынках. С целью разрешения этой проблемы с 1 июня 1962г. было проведено «временное» повышение цен на некоторые виды продуктов питания животноводческого происхождения в среднем на 30% и одновременно пересмотрены тарифные ставки рабочих. Данное мероприятие вышло далеко за рамки экономических преобразований, завершившись трагедией в Новочеркасске. С начала 1960-х гг. особое внимание стало уделяться совершенствованию экономических методов управления народным хозяйством. Наиболее значимая попытка усовершенствовать хозяйственный механизм была предпринята во второй половине 1960-х гг. Реформа 1965г. была направлена на усиление стимулирующего воздействия прибыли, на развитие производства, для чего вводился новый порядок ее распределения, который предусматривал организацию новой системы экономического стимулирования. На каждом предприятии за счет прибыли образовывались три фонда: фонд материального поощрения, фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и фонд развития производства. Прибыль должна была стать основным источником финансирования капитальных вложений и прироста оборотных средств и других плановых затрат. Предусматривалась существенная перестройка системы взаимоотношений предприятия с бюджетом по отчислениям от прибыли путем введения новых видов платежей: платы за производственные фонды, фиксированных платежей, а также взносов свободного остатка прибыли в бюджет. Реформа, проведение которой предусматривало два этапа, затронула промышленность, строительство, сельское хозяйство. Ее основными направлениями стали: новая административная централизация — упразднение совнархозов и восстановление промышленных министерств (отраслевого управления); введение хозрасчета на предприятиях; изменения в системе управления промышленностью и строительством (сокращение числа планируемых сверху показателей); развитие экономического стимулирования предприятий. Предприятия, перешедшие на новую систему, в целом улучшили показатели своей работы. Период 1966-1970 гг. был одним из лучших в условиях плановой экономики. Объем промышленного производства вырос в 1,5 раза. Вместе с преобразованием системы мобилизации бюджетных доходов изменялся подход к предоставлению бюджетных ассигнований с учетом наличия собственных средств. На передовых предприятиях наблюдались невиданные темпы роста объемов производства, но ресурсы предприятий постепенно истощались, их интенсивное использование не подкреплялось накоплением, результатом чего стало крайне тяжелое положение таких предприятий. Стимулирование деятельности предприятий по их развитию путем реализации финансовых ресурсов через фонд развития производства натолкнулось на дефицит материальных ресурсов. Преобладал административный путь решения данной проблемы, в итоге даже ограниченные права, предоставленные предприятиям, впоследствии были изъяты. Предпринятые государством попытки совершенствования финансовых отношений в целом не были доведены до конца и не дали ожидаемых результатов. Это произошло потому, что реформирование хозяйственных отношений не поднялось выше первичного звена, не затронуло основ сложившейся системы управления и сущностных взаимосвязей предприятий и государства в процессе воспроизводства. Не были созданы стабильные экономические отношения в хозяйстве и в рамках очередного пятилетнего плана. Вся система показателей, нормативов, стимулов, фондов базировалась на показателях годового плана, что подрывало хозрасчетные интересы коллектива. Несмотря на то, что реформа 1965г. предусматривала широкую реализацию всей совокупности товарно-стоимостных форм, на практике сфера использования товарных отношений была сведена к минимуму. Первый этап реформы затянулся, последовательность ее осуществления в определенных временных границах намеченных преобразований была нарушена. Длительное сосуществование старых и новых форм и методов хозяйствования отрицательно сказалось на первоначальном плане проведения реформы. Ко второму этапу ее проведения так и не перешли.
10.3. Характеристика отечественных финансов в период экономического застоя (1970-1985 гг.)
Серьезные проблемы, с которыми экономика СССР начала сталкиваться в начале — середине 1970-х гг., имели в том числе и финансовые корни. Материальные затраты в народном хозяйстве росли быстрее, чем национальный доход. Заметно снизились темпы роста промышленности и сельского хозяйства, одновременно существенно возросли объемы незавершенного строительства. Все это свидетельствовало о том, что большая часть средств производства шла на «самовоспроизводство», а не на достижение конечных результатов. Доля государственного бюджета в финансовых ресурсах страны заметно снизилась. Главной причиной такого положения было изменение состава финансовых ресурсов. В них снизилась доля средств, частично или полностью поступающих в бюджет (прибыль, налог с оборота, отчисления на социальное страхование), возрос удельный вес ресурсов, не связанных напрямую с бюджетом (прежде всего, амортизации). Рост доли амортизационных отчислений в составе финансовых ресурсов объяснялся не только быстрым ростом основных фондов народного хозяйства, их переоценкой, изменением норм амортизационных отчислений, но и негативными факторами — уменьшением фондоотдачи и снижением уровня рентабельности в народном хозяйстве. Попытки отдельных членов тогдашнего руководства страны во главе с бывшим министром финансов, а в ту пору Председателем Совмина СССР АН. Косыгиным предпринять адекватные экономические шаги в рамках «санационной» пятилетки не увенчались успехом. Для того чтобы изменить сложившееся в экономике страны положение, в конце 1970-х гг. была разработана экономическая модель отраслевого хозрасчета и самоокупаемости. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979г. № 695 «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы» вводился нормативный метод распределения прибыли. Министерствам на основе утвержденных пятилетним финансовым планом показателей устанавливались стабильные, дифференцированные по годам нормативы отчислений от балансовой прибыли, поступающей в их распоряжение. При этом нормативы определялись с таким расчетом, чтобы обеспечить финансирование капитальных вложений, погашение банковских кредитов и уплату процентов за них, прирост оборотных средств, образование единого фонда развития науки и техники и фондов экономического стимулирования, а также других затрат по развитию отрасли. Указанное постановление вносило изменения и в финансовое планирование. Было установлено, что сводный финансовый баланс государства должен составляться на пять лет с распределением доходов и расходов по годам, обеспечивать финансовыми ресурсами все мероприятия, установленные в государственных планах, а также образование финансовых резервов. Предусматривались существенные изменения в финансировании строительства, в частности внедрение расчетов между заказчиками и подрядчиками за полностью законченные работы. Все эти меры были направлены на повышение стабильности экономического развития страны, увеличение поступлений в доходы государственного бюджета, изменение структуры бюджетных расходов. В первой половине 1980-х гг. в целях совершенствования хозяйственного механизма проводился эксперимент по распространению на предприятиях новых методов хозяйствования, несколько позже стали внедрять полный хозрасчет и самофинансирование. Производственные объединения (предприятия) вносили в бюджет плату за производственные фонды с широкой дифференциацией ставок, делали отчисления от прибыли или дохода за трудовые и природные ресурсы на основе стабильных долговременных нормативов. Принцип самофинансирования предполагал также ограничение или полный отказ от бюджетных ассигнований. На практике не всегда удавалось учесть одновременно как интересы предприятия, так и интересы государства. Большое количество предприятий специально занижали плановые обязательства. Все эти явления отразились на государственном бюджете. Высокая степень бюджетного перераспределения ресурсов ослабляла хозрасчетные стимулы повышения эффективности производства, порождала стремление жить за государственный счет, подрывала стабильность и сбалансированность бюджета. Экстенсивный характер развития экономики привел к форсированному развитию топливно-энергетического комплекса СССР. Если в 1971—1975 гг. он составлял 11% общего объема капиталовложений, то в 1992г. — 21%. В 1980г. комплекс давал 10% мировой добычи нефти и газа. На нужды военно-промышленного комплекса расходовалось ежегодно 45% бюджетных средств, выделявшихся промышленности. В военно-промышленной отрасли было занято 80% машиностроительных заводов. На фоне развития мировой экономики руководством страны осознавалась потребность перехода к интенсивным методам производства. С 1970 по 1985 г. удельный вес отраслей, определявших научно-технический прогресс в народном хозяйстве (машиностроение, металлообработка, химия и нефтехимия, электроэнергетика), в валовой продукции вырос с 25 до 38%. К этому времени в индустриально развитых державах их доля достигала 55-65%. Наряду с созданием научно-производственных объединений возникли новые отрасли — роботостроение, микроэлектроника, атомное машиностроение и др. Но определяющими для развития экономики эти тенденции не стали. Мероприятия по реформированию хозяйственных отношений в промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях, сопровождавшиеся значительным увеличением затрат из общегосударственного денежного фонда, в итоге не привели к соответствующему росту финансовых ресурсов страны. Доходы росли медленнее расходов, возник дефицит государственного бюджета. В покрытие затрат стали вовлекаться средства, не являющиеся по своей сущности доходами (часть ресурсов Сберегательного банка, резервы Госстраха и др.). Бюджетный дефицит негативно воздействовал на экономику, подрывал устойчивость денежного обращения, порождал инфляционные процессы. Аграрная политика СССР характеризовалась крупными капиталовложениями в сельское хозяйство, превысившими 1/5 часть всех инвестиций. Среди предпринятых мер были следующие: ослаблен контроль над колхозами, повышены (в среднем на 20%) цены на сельхозпродукцию, установлен на шесть лет твердый план госзакупок, введена 50%-ная надбавка за сверхплановую продукцию. При этом упор делался на агропромышленную интеграцию — объединение сельского хозяйства с отраслями, которые его обслуживают. Созданные агропромышленные комплексы не стали, однако, жизнеспособными экономическими организмами, превратившись в чисто административную структуру. Со второй половины 1970-х гг. ситуация в сельском хозяйстве стала принимать кризисный характер. Темпы роста сельхозпроизводства в первой половине 1960-х гг. составляли 4,3%, в первой половине 1980-х — 1,4%. Большинство колхозов и совхозов являлись убыточным. К середине 1980-х гг. СССР оказался в состоянии глубокого экономического, политического и социального кризиса. Произошло падение темпов роста национального дохода (с 7,7% в конце 1960-х гг. до 3,8% в начале 1980-х) и производительности труда (с 6,8 до 3% соответственно). Сложилась кризисная ситуация в сфере потребительского рынка и финансов, в том числе в связи с понижением мировых цен на нефть к началу 1980-х гг. К концу 1970-х гг. обнаружились признаки товарного голода, увеличился дефицит. Экономический застой компенсировался большим удельным весом военных затрат в бюджете. Для экономики был характерен остаточный принцип финансирования социальной сферы, науки и культуры. Уровень жизни в СССР медленно повышался до середины 1970-х гг. и затем более чем пятилетие не снижался. Реальные доходы на душу населения в начале 1980-х гг. по сравнению с 1966-1970 гг. уменьшились в 2,8 раза.
10.4. Обострение финансовых проблем в конце 1980-х гг. и попытки их разрешения
Во второй половине 1980-х гг. в стране резко ухудшилась экономическая ситуация, что не могло не отразиться и на финансовом состоянии. 13 декабря 1985г. на пост министра финансов СССР был назначен Борис Иванович Гостев. По итогам деятельности за 1988г. негативные тенденции в финансовой сфере проявились в наличии бюджетного дефицита, перенасыщении денежного оборота платежными средствами, несбалансированности расчетов в иностранной валюте, резком отставании выпуска товаров народного потребления и предоставления услуг населению от роста их денежных доходов. Сумма неудовлетворенного спроса составляла 70 млрд. руб. В результате усилились инфляционные процессы, снизилась покупательная способность рубля, дестабилизировался потребительский рынок. Величина непроизводственных потерь и расходов превысила 24 млрд. руб. Резкое падение мировых цен на нефть привело к потере за пять лет 40 млрд. руб. На 36 млрд. руб. снизился налог с оборота из-за сокращения реализации винно-водочной продукции. 8 млрд. руб. составили незапланированные расходы на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС. На 18 млрд. руб. сверх плана было направлено средств в социальную сферу. Государственный бюджет на 1989г. впервые был принят с дефицитом, который имел место и ранее (по некоторым оценкам, с конца 1960-х гг.), но тщательно скрывался. Предварительно расходы составляли 494,7 млрд. руб., доходы — 458,4 млрд. руб., дефицит — 36,3 млрд. руб., или 7,3% к величине расходов. Более тщательный анализ бюджета показал, что часть отраженных в нем средств в качестве доходов представляют средства ссудного фонда, т.е. заемные средства, предназначенные на покрытие разрыва между доходами и расходами. В результате этого реально величина бюджетного дефицита составила 120,8 млрд. руб., или 24,4% к величине расходов. Внешняя задолженность СССР на начало 1989г. составила 33,6 млрд. руб., в 2 раза превысив размер годовых валютных поступлений. Государство вплотную приблизилось к «красной черте» — показателю, применяемому в мировой практике и равному 25% платежей на погашение кредитов по отношению к валютным поступлениям. На состоявшемся 26 апреля 1989г. итоговом заседании Совета Министров СССР в числе наиболее обострившихся проблем наряду с состоянием потребительского рынка были названы вопросы денежного обращения и финансов, включая нарушения в сфере финансовой дисциплины. 17 июля 1989г. министром финансов СССР назначен Валентин Сергеевич Павлов. Его назначение совпало с первыми попытками перехода страны к экономическим рычагам управления народным хозяйством, где немаловажная роль отводилась кредитно-финансовым инструментам. При Павлове были заложены многие важные элементы реформ — создание Пенсионного фонда; организация налоговой инспекции, арендных коллективов, совместных предприятий, формирование сети коммерческих банков, поддержание кооперации, трудовых коллективов, расширение услуг населению; участие в учреждении Европейского банка реконструкции и развития; организация бирж; создание системы свободных, регулируемых и фиксированных оптовых и закупочных цен; разработка нормативных методов формирования и регулирования бюджетов, бюджет развития и многое другое. Однако даже столь разнообразная финансовая деятельность не позволила стабилизировать существенно подорванную экономику государства. В бюджете на 1990г. официально был отражен бюджетный дефицит. Впервые за двадцать с лишним лет сократилась по сравнению с предыдущим годом величина бюджетных расходов. Также впервые в проект бюджета в процессе его обсуждения на Съезде народных депутатов СССР были внесены пусть и незначительные, но реальные изменения органом представительной власти. Попытки стабилизации денежного обращения за счет замораживания роста заработной платы не увенчались успехом. Не удалось сократить и бюджетные расходы, более того, они возросли за счет увеличения различных социальных выплат. Рост доходов бюджета, несмотря на создание специализированного фискального органа — налоговой инспекции, значительно отставал от его расходов, поэтому на практике продолжали применяться традиционные методы: денежная эмиссия и внешние займы. По оценкам западных аналитиков, внешний долг СССР увеличился в 1989г. на 6,5 млрд. дол. США, в следующем — еще на 4,2 млрд. дол., достигнув к концу 1990г. 68,8 млрд. дол. США. В начале 1991-го в результате реформы правительства Павлов становится его главой, продолжая еще два месяца, вплоть до формирования нового состава, параллельно исполнять обязанности министра финансов. Одной из первых акций нового правительства стал принудительный обмен старых денежных купюр на новые, получивший крайне негативную оценку как в прессе, так и среди населения. По словам тогдашнего председателя Госбанка СССР В.В. Геращенко, на начало обменной операции в налично-денежном обращении 34% всей денежной массы было представлено 50- и 100-рублевыми купюрами на сумму 48,2 млрд. руб. В результате обмена было сдано денег приблизительно на сумму 40 млрд. руб. Таким образом, более 8 млрд. руб., или 5,8% всей денежной массы, было изъято из обращения, при этом затраты на проведение обмена составили 80 млн. руб., или 1% от выведенных из обращения средств. Реформа носила конфискационный характер, но на практике, в условиях пустых магазинов она ничего не решила. Ничтожность реформы подтверждается и колоссальным ростом цен в ходе либерализации, последовавшей менее чем через год после нее. Экономика не стала эффективнее, а магазины не наполнились товарами. 7 марта 1991г. министром финансов СССР был утвержден Владимир Ефимович Орлов. Под его руководством Министерство финансов продолжало активно работать над формированием системы налогообложения. Только за I квартал 1991г. дважды были изменены ставки налоговых отчислений предприятий от облагаемой прибыли: в начале года они были понижены до 45%, а со 2 апреля — до 35%. Это увеличило доходы предприятий и позволило сократить государственные дотации. Также продолжалась работа в области налогов на имущество, землю, операции с ценными бумагами. Другим направлением деятельности министерства было формирование рынка ценных бумаг и создание инфраструктуры для его функционирования. В апреле 1991г. Минфином была начата реформа розничных цен — весьма необходимая для оздоровления финансового состояния экономики, но крайне непопулярная для населения, поскольку уровень цен повышался вдвое. Кризисные явления, характеризовавшие отечественную экономику и раньше, в это время резко усугубились, финансы оказались как никогда несбалансированными. Так, по итогам I квартала 1991г. доходы союзного бюджета оказались в 2,5 раза ниже плановых показателей (21,3 млрд. руб. вместо 54,0). Главная причина бюджетного «недобора» — отказ отдельных республик платить свой взнос в союзный бюджет. В результате пришлось сокращать многие запланированные бюджетные расходы, финансируя лишь первоочередные и жизненно важные из них. По итогам трех первых месяцев бюджетный дефицит составил 24,4 млрд. руб., с целью его частичного финансирования в Госбанке СССР была взята ссуда в размере 5 млрд. руб. под 6% годовых. Сознавая, что сложившиеся тенденции в будущем могут только усугубиться, Минфин предпринял попытку на второе полугодие разработать чрезвычайный бюджет. Однако ни эта, ни другие меры в той ситуации уже не были способны что-либо изменить. ![]() ![]() Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ![]() Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ![]() Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|