Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Социально-демографическая политика в условиях депопуляции





 

[Демографическая ситуация в России и ее возможные политические и военные последствия стали предметом внимания множества работ, опубликованных за последние годы и в России, и на Западе.

В 1990 г. в журнале "Москва" появилась статья американского демографа М. Бернштама под названием "Сколько жить русскому народу?" Основная идея статьи состояла в том, что темпы роста численности славянских народов (в первую очередь русского) к концу XX века резко сократятся, а в XXI веке начнется процесс их вымирания. Эта статья вызвала бурную полемику, долго обсуждалась, но однозначного вывода так и не было сделано.

· Является ли депопуляция необратимой?

· Ждет ли нас массовое вырождение?

· Каковы демографические прогнозы?

· Возможно ли средствами социальной и демографической политики повлиять на режим воспроизводства и репродуктивное поведение населения?

Управлять демографическими процессами мы еще не научились, они очень инерционны. Задача эта чрезвычайно сложна. Пока механизм влияния на демографические процессы со стороны общества и государства изучен недостаточно, особенно в неблагоприятных, кризисных ситуациях, в одной из которых и находится Россия. До сих пор демографы ограничиваются констатацией существующих тенденций в изменении численности и состава населения и отдельными прогнозами на будущее, которые, кстати, очень часто не подтверждаются.]

 

Государство и общество в целом должны представлять оптимальный уровень количества и качества населения в конкретный исторический период и иметь ясныеприоритеты демографической политики.

18) Приоритет (лат. prior – "первый") – преобладающее значение.



19) Приоритетные цели и задачисоциально-демографической политики в условиях депопуляции – 1. снижение смертности и увеличение продолжительности жизни, 2. упрочение семьи как социального института, 3. повышение рождаемости, 4. привлечение и использование миграционного потенциала.

1. Цель: снижение смертности и увеличение продолжительности жизни.

Задачи:

· улучшение условий жизни,

· создание благоприятной экологической среды обитания,

· развитие здравоохранения,

· формирование здорового образа жизни населения.

· снижение преждевременной смертности (от всех потенциально предотвратимых причин).

Снижение смертности нужно рассматривать как самую неотложную задачу. [Смертность является, пожалуй, единственным демографическим показателем, который почти немедленно реагирует на изменение социально-экономической ситуации. С рождаемостью дело обстоит хуже - она крайне замедленно воспринимает любые изменения.]

Но преодолеть депопуляцию только за счет сокращения смертности невозможно, т.к. нынешнюю рождаемость способно компенсировать лишь бессмертие.

Необходим существенный подъем экономики страны, повышение уровня и качества жизни людей, утверждение экономической независимости и самостоятельности российской семьи. Это позволит существенно снизить смертность населения и значительно повысить уровень рождаемости за счет желаемого числа детей в семье.

 

2. Цель: упрочение семьи как социального института.

Задачи:

· поддержка конкретных семей, нуждающихся в помощи;

· поддержка материнства;

· забота о детстве, молодежи;

· улучшение качественных характеристик населения.

3. Цель: повышение рождаемости.

Задачи:

· создание условий для удовлетворения существующих у семей потребностей в детях (сейчас эта потребность определяется на уровне 1,1-1,9);

· формирование идеалов среднедетной семьи (2-4 ребенка);

· создание условий для сочетания родительства с активной профессиональной деятельностью.

Для увеличения потребности в большем количестве детей необходима координация усилий различных специалистов: экономистов, социологов, медиков, демографов, этнографов, социальных работников, психологов - и всего общества в целом. Только в этом случае можно будет говорить о действенной социально-демографической политике нашего государства.

Если сейчас приступить к активизации просемейной политики, тогда постепенный рост доли семей с 3 детьми способен остановить убыль населения лишь в 2040-2050 гг.

При сохранении существующих тенденций воспроизводства через 45 лет население страны может сократиться наполовину.

4. Цель: привлечение и использование миграционного потенциала.

Задачи:

· регулирование миграционных процессов, урбанизации и расселения;

· создание условий для интеграции мигрантов с основным населением.

20) Методы социально-демографической политики – экономические, административно-юридические, просветительные, социально-психологические.

Экономические

· оплачиваемые отпуска и различные пособия при рождении детей;

· пособия на детей - в зависимости от их числа, возраста, типа семьи;

· учет числа детей при налогообложении, при определении возраста и стажа работы для начисления пенсии женщине-матери;

· льготы для отцов семей при призыве на военную службу;

· ссуды, кредиты, жилищные льготы и т.д..

Административно-юридические

· законодательные акты, регламентирующие браки, разводы, положение детей в семьях;

· охрана материнства и детства, защита имущественных прав матери и детей в случае развода, алиментные обязанности;

· социальное обеспечение нетрудоспособных;

· регулирование условий занятости и режима труда работающих женщин-матерей.

Просветительные - использование средств контрацепции.

Социально-психологические (воспитательные ипропагандистские), направленные на формирование норм и стандартов демографического поведения и определенного демографического климата в обществе: отвечающих интересам развития страны демографических идеалов и общественного мнения в целом.

Контрольные вопросы:

1. В чем суть и каковы цели демографического прогнозирования?

2. Должны ли демографические проблемы быть приоритетными для современного российского общества и государства?Почему?

3. Какими методами общество и государство может воздействовать на демографические процессы?

4. Определите направления и приоритеты демографической политики в условиях депопуляции?

 

Раздел III. ЭТНИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА

 

Лекция 8. ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ПЛАНЕТЫ

 

1. Этнография: предмет, функции и методы. Социальная этнография.

2. Этническая история (предмет и функция).

3. Предпосылки формирования социально-этнических общностей.

4. Исторические этапы этногенеза.

5. Факторы динамики этнического состава населения.

6. Этногенетические процессы.

6.1. Этноэволюционные процессы (этноязыковые и этнокультурные).

6.2.Этнотрансформационные процессы.

6.3. Этноразделительные процессы: этническая парциация и этническая сепарация. Этноразделительные факторы.

6.4. Этнообъединительные процессы: конвергенция, фузия, консолидация, ассимиляция, этнорасовая миксация и межэтническая интеграция.

7. Современный этап этногенеза.

7.1. Многообразие форм этнических общностей.

7.2. Этническая глобализация.

Этнография

1) Этнос (социально-этническая общность)(гр. ethnos – "народ, вид, порода") - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, связанных общностью языка, хозяйства, культуры, психологического склада и этнического самосознания, зафиксированного в самоназвании (этнониме).

Древние греки использовали понятие "этнос" для определения других народов (не греков), которые отличались от них языком, обычаями, верованиями, образом жизни, ценностями и т.д.

2) Этнография (этнология) (гр. ethnos + graphö – "пишу"; logos – "слово, понятие, учение") – наука, изучающая этнический состав, происхождение (этногенез), расселение, культурно-исторические и бытовые особенности народов мира, а также их взаимодействия и взаимоотношения.

3) Методы этнографии:

· изучение этнографических источников (устных преданий, письменных исторических источников, археологических материалов);

· полевые исследования (длительное пребывание в этнической среде для изучения материальной и духовной культуры данного этноса);

· сравнительно-исторический метод;

· сравнительное языкознание (сравнение определенных слов из разных языков для выявления степени родства языков);

· метод типологического анализа (выделение одинаковых явлений у разных народов) и др.

4) Социальная этнография -научная дисциплина, изучающая взаимосвязь и взаимовлияние этнических и социальных процессов, уровень социального развития этносов и их межэтнические коммуникации.

2. Этническая история

 

Этническая история населения планеты обусловлена противоречивым взаимодействием множества факторов: природных, географических, антропологических, демографических, лингвистических, исторических, хозяйственных, культурных, политических и других.

5) Функция этнической истории – формирование общего представления о развитии и взаимодействии этносов, населяющих планету; анализ основных факторов этого развития и определение его перспектив.

6) Антропогенез(гр. anthröpos – "человек" +лат. genesis – "происхождение") – происхождение и развитие человека.

Процесс антропогенеза закончился примерно 30 тыс. лет назад возникновением человека разумного. Результатом антропогенеза стало появление отдельных групп людей, существовавших как замкнутые эндогамные коллективы. Началось становление ранних форм человеческого общества, зарождение основных типов хозяйственной деятельности, религии, искусства и т.п.

7) Социогенез(лат. societas – "общество" + genesis – "происхождение") – формирование и развитие человеческих сообществ.

Миллионы лет антропогенеза сформировали в людях способность входить в различного рода общности. Эта способность была прочно закреплена генетически и многократно проявлялась потом в критических ситуациях и обстоятельствах.

Умение создавать коллективы всегда играло и продолжает играть огромную роль в жизни человечества. Недооценивать значение коллективистских начал в истории нельзя, так как именно взаимодействие разнообразных коллективов людей является двигателем истории.

8) Этногенез (гр. ethnos - …; + genesis – "происхождение") – формирование и развитие этносов.

Данные археологии, палеонтологии и демографии позволяют сделать вывод, что приблизительно 16-15 тыс. лет назад люди освоили значительную часть Азии, всю Африку и почти всю Европу.

В это же время происходило заселение Австралии (со стороны Индонезии), а также Америки, куда первые люди проникли через Берингов пролив или существовавший на его месте перешеек.

Эти коллективы заселили достаточно большие пространства и оказались в значительной мере разобщенными, оторванными друг от друга, что и положило начало процессу формирования самостоятельных этносов.

9) 3. Предпосылки формирования социально-этнических общностей

 

· Генетические: общность происхожденияс переходом от родовой общины к соседской общине этот фактор утрачивает определяющее значение.

· Географические: общность территории.

В дальнейшем существовании этноса этот признак утрачивает главное значение и может совсем отсутствовать - некоторые этносы сохраняют свою идентичность, не имея единой территории.

· Экономические: совместная деятельность людей.

Со временем становится одним из ведущих факторов (доказательство – опережающее развитие экономической глобализации).

· Психологические: этническое самосознание (чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп).

· Историко-культурные: общность языка, представления об общности происхождения, историческая память, единые духовные ценности, нормы и образцы поведения -традиции, обычаи, обряды, фольклор(т.е. такие элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение и образуют специфическую этническую культуру).

Это важнейший фактор развития этнического самосознания. Роль этого фактора усиливается с течением времени.

Отметим, что общность языка в некоторых случаях является не предпосылкой, а результатом формирования этноса (например, в США, где этнос сложился в ходе развития хозяйственных, политических и других связей).

 

10) 4. Исторические этапы этногенезапоследовательное формирование основных типов социально-этнических общностей (племя→ народность→ нация).

 

11) I этап этногенезапериод родового строя. Формирование основ этничности.

 

12) Род - группа кровных родственников (по материнской или отцовской линии).

13) Родовой строй – начальный период общественного развития, в течение которого люди жили родовыми общинами (кланами) (т.н. "первобытно-общинный коммунизм").

14)Община – первичная форма социальной организации людей (сначала - родовая община; позднее – соседская община).

Родовая община - исторически первая форма этничности.

15) Этничность – совокупность характерных культурных черт, отличающих одну этническую группу от другой.

· Различия в языке и формирующейся культуре отдельных родовых общин осознавались людьми и позволяли им выделять себя среди всех других групп.

· Такие группы считали себя самостоятельными объединениями, отличающимися от других, и стремились сохранить свою независимость и специфику.

· В пределах этих групп закреплялись различные традиции, обычаи, трудовые навыки, а также формировалось первичное самосознание (на основе противопоставления своих чужим).

Таким образом, формирование этничности начинается с осознания различий "мы" и "они".

16) Дифференциация (лат. differentia – "различие") – углубление различий.

17) Этнизацияпроцесс формирования этничности на основе внешней дифференциации (различий с другим этносом) и внутренней интеграции этноса (общих психологических установок, стереотипов поведения, хозяйственной деятельности, языка и т.д).

 

18) II этап этногенезапериод разложения родовых отношений, формирование племен. Автономизация этносов.

 

19) Племя - союз кровных родов, объединенных в процессе консолидации на основе общности происхождения и территории.

Племя объединяло разрозненные родовые общины в единую этническую группу со своими особенностями в культуре, нормами обычного права, верованиями и особым языковым диалектом.

20) Автономизация (гр. autos – "сам"; + nomos – "закон") - становление самобытности, уникальности этноса.

Племя Функция общности Состав социально-этнической общности Основа общности Признаки общности
  Регулирование отношений между родами.   Защита общей территории.   Родовые общины (кланы)   1) кровнородственное единство; 2) внутриплеменные брачные союзы; 3) взаимопомощь; 4) общая территория (без четких границ). - выделение собственного названия, своего языка; - общие традиции, обычаи, религиозные представления и обряды; - формирование элементов единого хозяйственного уклада; - зачатки внутренней организации (племенные советы вождей, на которых решались важные для всех дела и вопросы).
Все это создавало благоприятные условия для этнической консолидации (внутреннего сплочения этноса) и развития этнического самосознания.

 

21) III этап этногенезаформирование народностей. Кровнородственные связи утратили свое значение. Объединения людей стали создаваться на базе общности хозяйственных интересов (прежде всего общего владения землей).

22) Народность – исторический тип социально-этнической общности, возникающий на основе общей территории и культурной близости племен (в результате их смешения и образования племенных союзов).

По мере возникновения народности формируется общий язык, территориальная, культурная и хозяйственная общность.

Интегрирующим показателем этих процессов было появление нового единого этнонима, под которым народность становилась известной своим соседям.

 

23) Этноним (гр. ethnos – "род, племя, народ"; + onyma – "имя") – название этноса.

Название новой крупной общности (этноним) обычно происходит от названия крупнейшей или ведущей этнической группы (например, поляки - от племени "полян", болгары - от племен "булгар" и т.п.), а также от имени прославившегося правителя (узбеки - от хана Узбека).

Иногда этноним принимается обдуманно: этноним "хакасы" первоначально был названием древних енисейских кыргызов. Объединившиеся племена "минусинских татар" (качинцы, кызыльцы, сагайцы и др.). официально и добровольно приняли это название.

24) Кыргызы – тюркоязычное племя, обитавшее в Минусинской котловине, занимавшееся оседлым скотоводством и земледелием и имевшее письменность. В монгольских степях видели поприще для боевых подвигов, целью которых являлась боевая добыча.

Народность   Функция общности Состав социально-этнической общности Основа общности Признаки общности
Защита общей территории. + Регулирование экономических отношений.   Племена и племенные союзы, сложившиеся в результате миксации (смешения) неродственных племен. 1) территориальное единство (с определенными границами); 2) общий язык; 3) хозяйственные связи; 4) единое правление; 5) элементы общей культуры; . + централизованная власть (совет старейшин, военачальник, народное собрание);   + общее собирательное имя.

· Первые народности возникли в районах древнейших цивилизаций (Египет, Двуречье).

· В Европе формирование народностей началось в эпоху великого переселения народов (IV-VII вв.).

· На территории России начало формирования народностей приходится на конец IX-X вв.

 

Народности складывались из разноязычных и разнокультурных общностей, часть которых подвергалась ассимиляции и входила в зарождающийся этнос в качестве субстрата (общей основы).

 

25) Ассимиляция(лат. assimilatio – "уподобление")– взаимодействие двух этносов, в результате которого один из них поглощается другим.

Так, например, при образовании древнерусской народности в нее (кроме славянских племен) вошли угро-финские и балтийские этнические племена, которые ассимилировались со славянскими племенами.

 

26) Титульный этнос (лат. titulus – "наименование") - народ, давший наименование национально-государственному образованию (например, древнерусский этнос, давший название государству "Киевская Русь").

 

27) IV этап этногенезаформирование наций (народов).

28) Нация (лат. natio – аналог древнегреческого ethnos – "род, племя, народ") - исторически сложившийся высший тип социально-этнической общности,в основе которой лежит национальное самосознание и единство политической, экономической и культурной жизнедеятельности людей.

На этой стадии этногенеза собственно этнические факторы перестают играть приоритетную роль в жизнедеятельности этносов, на первый план выступают политические факторы.

 

Нация (народ) Функция общности Состав социально-этнической общности Основа общности Признаки общности
Регулирование социальных процессов в основном политическими средствами -полиэтнична Национально-государственное образование: - единая территория (с четкими границами), - единство экономической, политической и культурной жизни, - национальное самосознание.

 

· Большинство современных наций сложилось из разных этнических общностей в процессе совместной жизнедеятельности в рамках единого государства, которое в конечном итоге и стало важнейшим фактором образования нации.

· Исторически первыми сформировались народы рабовладельческих государств (китайцы, индийцы, египтяне, греки, армяне и др.).

· Возраст современных народов очень различен.

Если персы и армяне сложились как этнические общности более двух тысяч лет назад, то американская нация существует немногим более двухсот лет.

Если японцы сформировались уже настолько давно, что антропологические различия между ними почти не прослеживаются (практически все они принадлежат к одному антропологическому типу), то молодые нации Латинской Америки нередко состоят из представителей нескольких человеческих рас, а также смешанных расовых типов.

· Процесс образования народов из разноязычных племен, смешавшихся в результате завоевания одних другими, в Европе, Азии и Африке завершился в основном к концу XV века.

· Русский этнос-один из самых молодых. Процесс его формирования завершился вXVI веке (параллельно с формированием централизованного Российского государства).

29)5. Факторы динамики этнического состава населения:

1. этногенетические процессы;

2. миграции;

3. демографическое развитие (изменение численности) этносов.

Этнический состав населения мира, стран, регионов непрерывно изменяется. Появлялись и бесследно исчезали народы, осваивались целые континенты, многие этносы покидали свою родную землю и пускались в дальние странствия.

· Еще 13 веков назад Северная Африка была заселена различными берберскими народами и потомками древних египтян — коптами, а ныне во всех североафриканских странах резко преобладают арабы.

· 500 лет назад все население Америки составляли индейцы и расселенные на крайнем севере эскимосы и алеуты, а теперь основную часть жителей образуют молодые нации, говорящие на испанском, португальском, английском и французском языках.

· 200 с небольшим лет назад по австралийскому континенту бродили лишь отсталые племена аборигенов, занимавшиеся охотой и собирательством, а теперь 97% населения Австралии - представители молодой англоавстралийской нации и постепенно сливающиеся с ней группы иммигрантов европейского происхождения.

 

Этнические процессы

 

30) Этнические (этногенетические) процессы – процессы, при которых происходит изменение различных компонентов этноса (элементов духовной и материальной культуры, языка, самосознания, социальной структуры и др.).

31) Типы этнических процессов: эволюционныетрансформационные; разделительные – объединительные.

32) Эволюция (лат.) – непрерывное постепенное изменение.

33) Трансформация (лат.) – преобразование, превращение.

Этноэволюционные процессы

 

34) Этноэволюционные процессы - процессы, не меняющие этническое самосознание и этническую принадлежность человека при изменении отдельных компонентов этноса. Чаще всего этноэволюционные процессы происходят в языке и культуре.

35) Этноязыковые процессы - изменение словарного состава и фразеологических оборотов этнического языка, расширение или сужение его социальных функций и т.д.

36) Этнолингвистика (гр. ethnos – "народ, вид, порода"; + лат. lingua – "язык") – научная дисциплина на стыке этнологии и языкознания, изучающая взаимоотношения этнической культуры и языка.

37) Этнокультурные процессы:

· внутриэтнические - ослабление или усиление культурно-бытовой однородности этноса;

· межэтнические - изменения, вызванные аккультурацией;

· надэтнические - изменения, вызванные модернизацией культуры.

38) Аккультурация (лат.) –приобретение одним народом различных форм культуры другого народа в результате их общения (культурная ассимиляция).

39) Модернизация культуры(фр. moderne – "современный") – вытеснение традиционных элементов культуры унифицированными продуктами материальной и духовной культуры.

40) Унификация (лат. uni – "едино…"; + лат. facere – "делать") – приведение к единообразию.

В разных концах планеты люди все чаще говорят на одном языке, слушают одну музыку, смотрят одни и те же фильмы, носят одинаковую одежду.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.