Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Правовой режим имущества субъектов коммерческой деятельности





Имущественную основу ведения хозяйственной дея­тельности составляет право собственности. Право собственности— важнейшее из вещных прав. Отноше­ния собственности получили свое закрепление и развитие в Конституции Республики Беларусь, прежде всего в ст. 13 и 44 Основного Закона [32]. В силу конституционных норм государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению. Государство поощряет и охраняет сбережения граждан, создает гарантии возврата вкладов. Определение права собственности, используемое в хозяйственном обо­роте, было сформулировано А. В. Венедиктовым, по мнению которого право собственности— это право индивида или коллектива использовать средства и продукты производст­ва своей властью и в своем интересе.

В сочетании признаков «своей власти» и «своего инте­реса» заключается специфическое отличие права собствен­ности от других — как вещных, так и обязательственных прав на те же объекты. Право собственности представляет собой наиболее широкое по содержанию вещное право, ко­торое дает возможность собственнику определять содержа­ние и направления использования принадлежащего ему имущества (за исключением ограничений, устанавливае­мых законодательными актами).

ГК Республики Беларусь рас­крывает содержание права собственности посредством известной триады правомочий собственника. «Собственни­ку принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом»(п.1 ст.210 ГК).

Правомочие владенияэто юридически обеспе­ченная возможность хозяйственного господства над ве­щью. Это не означает, что соб­ственник все время имеет непосредственный контакт с имуществом.



Правомочие пользованияэто юридически обеспеченная возможность извлечения из имущества его полезных свойств в процессе личного или хозяйственно­го потребления имущества.

Правомочие распоряженияэто юридически обеспеченная возможность определять судьбу имущества.

Статья 13 Конституции Республики Беларусь и п. 1 ст. 213 ГК предусматривают, что собственность может быть государственной и частной.

При этом государство гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности (ч.2 ст.13 Конституции).

Государственная и частная формы собственности, в свою очередь, делятся в зависимости от круга субъектов права собственности.

Государственная собственностьвыступает в виде республиканской собственности (собственность Республики Беларусь) и коммунальной собственности (собственность административно-территориальных единиц).

Республиканская собственность используется в интересах всего населения Республики Беларусь. Имущество республиканской собственности закреплено за предприятиями и учреждениями Республики Беларусь.

Средства республиканского бюджета, золотовалютный запас и алмазный фонд, объекты исключительной собственности Республики Беларусь и иное государственное имущество, не закрепленное за республиканскими юридическими лицами, составляют казну Республики Беларусь.

Закон не содержит никаких ограничений относительно объектов, которые могут находиться в собственности Республики Беларусь.

Собственность административно-территориальных единиц(коммунальная собственность) используется в интересах народа соответствующей административно-территориальной единицы. Она не является одновременно республиканской собственностью.

Коммунальная собственностьсостоит из казны административно-территориальной единицы (средств местного бюджета и иного коммунального имущества, не закрепленного за коммунальными юридическими лицами) и имущества, закрепленного за предприятиями и учреждениями административно-территориальной единицы.

Частная собственностьтакже делится в зависимости от состава субъектов этой собственности на частную собственность физических лиц и частную собственность негосударственных юридических лиц.

Юридические лица частной формы собственности и физические лица, виновные в незаконном владении, пользовании и распоряжении объектами, которые должны находиться только в собственности государства, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Частная собственность юридических лиц негосударствен­ной формы собственности и частная собственность физических лиц используется исключительно в их интересах.

Что касается права собственности и иных вещных прав на недвижимое и движимое имущество иностранных юридических и физических лиц, то оно определяется по праву страны, где это имущество находится, если иное не предусмотрено законодательными актами. Принадлежность их имущества к недвижимым и движимым вещам, а также иная юридическая квалификация имущества определяется по праву страны, где это имущество находится (ст.1119 ГК).

Деление права собственности на формы, виды и подвиды дает возможность выявить особенности соответствующего вида и подвида права собственности.

К числу ограниченных вещных прав относятся право хозяйственного ведения и оперативного управления.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления какправо в объективном смысле представляют собой совокупность правовых норм, регулирующих отно­шения, связанные с непосредственным воздействием юри­дических лиц-несобственников на закрепленное за ними имущество и определяющих объем владения, пользования и распоряжения им. В таком качестве право хозяйственно­го ведения и право оперативного управления являются институтом гражданского права.

Право хозяйственного ведения можно определить как основанное на праве соб­ственности вещное право юридического лица-несобственника владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним в установленном порядке имуществом в пределах, определяемых в соответствии с законодательством.

Субъектами рассматриваемого прававыступают уни­тарные предприятия, основанные на государственной или частной собственности физического или юридического лица, созданные ими дочерние предприятия (п. 7 ст. 114 ГК), а также государственные концерны.

Объектом права хозяйственного веденияявляется комплекс имущества, которое в установленном порядке закреплено за носителями этого права.

Содержание права хозяйственного ведениясоставля­ют правомочия владения, пользования и распоряжения указанным комплексом имущества.

В составе права хозяйственного ведения определенные ограничения установлены в осуществлении правомочия распоряжения. Так, без согласия собственника унитарное предприятие не может распоряжаться недвижимым имуще­ством. Если собственником выступает государство, соответствующее разрешение дает­ся уполномоченными государственными органами.

Субъектами права оперативного управлениявысту­пают две группы юридических лиц, различных по направ­ленности деятельности:

― казенные предприятия, являющиеся видом уни­тарных и относящиеся к коммерческим органи­зациям;

― учреждения как вид некоммерческих юридичес­ких лиц.

Объект рассматриваемого правасоставляет комп­лекс имущества, закрепленного за указанными юриди­ческими лицами, но по структуре он неодинаков в зави­симости от того, идет ли речь о коммерческих или некоммерческих организациях.

Содержание права оперативного управлениясостоит из правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом. Однако объем этих правомочий и их реализа­ция обусловлены определенными пределами:

― предписаниями законодательства, что можно рассматривать как общую границу установле­ния и осуществления указанных правомочий;

― целями деятельности соответствующего юриди­ческого лица;

― заданиями собственника;

― назначением имущества.

Три последних фактора являются специальными гра­ницами, поскольку не могут быть одинаковыми для всех носителей права оперативного управления. Таким образом, объем правомочий в составе права оперативного управле­ния уже не только объема одноименных правомочий соб­ственника, но и носителя права хозяйственного ведения. Особенно это сказывается на правомочии распоряжения. Как казенное предприятие, так и учреждение может распо­ряжаться принадлежащим ему на праве оперативного управления имуществом только с согласия его собственни­ка (ст. 278, 279 ГК), причем независимо от принадлежно­сти его к недвижимому или движимому.

Узок объем самостоятельности носителей права опера­тивного управления в распоряжении имуществом. Так, применительно к казенному предприятию оно ограничива­ется только возможностью реализации производимой про­дукции. Учреждение же, которое в соответствии с учредительными документами получило право осуществ­лять деятельность, приносящую доходы, может самостоя­тельно распоряжаться как этими доходами, так и приобретенным на них имуществом. Это имущество должно учитываться на отдельном балансе.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.