Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ СТАНДАРТОВ И НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ





ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ СТАНДАРТОВ И НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

 

 

С А М А Р А


Содержание

Тема 1 СТАНДАРТИЗАЦИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ. 4

Тема 2 ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И ПОДТВЕРЖДЕНИЮ СООТВЕТСТВИЯ.. 6

Тема 3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАНДАРТИЗАЦИИ.. 10

3.1 Цель, принципы и функции стандартизации. 10

3.2 Объекты, аспекты, области и уровни стандартизации. 12

3.3 Краткая история развития отечественной стандартизации. 12

Тема 4 НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ.. 16

4.1.3 Классификаторы технико-экономической и социальной информации. 17

4.1.6 Технические условия. 21

4.4 Применение НД по стандартизации. 24

4.5 Требования к обозначению стандарта. 25

Тема 5 ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ СТАНДАРТОВ.. 28

5.1 Порядок и стадии разработки стандарта. 28

5.1.1 Организация разработки стандарта. 28

5.1.2 Разработка проекта стандарта (первая редакция) 29

5.1.3 Разработка окончательной редакции проекта стандарта и представление документа для принятия. 29

5.1.4 Принятие, государственная регистрация и издание стандарта. 30

5.2 Требования к построению стандарта. 31

5.3 Обновление стандарта, отмена стандарта. 31

5.3.1 Изменение стандарта. 31

5.3.2 Пересмотр стандарта. 32

5.3.3 Отмена стандарта. 32

Тема 6 ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА.. 33

6.1 Порядок и стадии разработки технического регламента. 33

6.2 Требования, включаемые в технический регламент. 35

6.3 Структура технического регламента. 36

6.4 Порядок изменения и отмены технического регламента. 38

Тема 7 СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ В РФ.. 39

7.1 Общая характеристика системы и ее реформирования. 39

7.2 Органы и службы стандартизации Российской Федерации. 41

Тема 8 МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ.. 43

8.1 Международная организация по стандартизации (ИСО) 43

8.2 Международная электротехническая комиссия (МЭК) 44

Тема 9 МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ СИСТЕМЫ (КОМПЛЕКСЫ) СТАНДАРТОВ.. 45

9.1 Единая система конструкторской документации (ЕСКД) 47

9.2 Единая система технологической документации (ЕСТД) 48

9.3 Комплексы стандартов по безопасности жизнедеятельности. 49

9.4 Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП) 52

9.5 Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП) 52

9.6 Единая система программных документов (ЕСПД) 53


Тема 1 СТАНДАРТИЗАЦИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ

Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.

За рубежом уже в начале 1980-х гг. пришли к выводу, что успех бизнеса определяется прежде всего качеством продукции и услуг. 80% опрошенных при обследовании 200 крупных фирм США ответили, что качество является основным фактором реализации товара по выгодной цене. Отсюда вывод: овладение методами обеспечения качества, базирующимися на триаде «стандартизация, метрология, подтверждение соответствия», является одним из главных условий выхода поставщика на рынок с конкурентоспособной продукцией (услугой), а значит, и коммерческого успеха.

 

Итак, что же такое качество?

Качество это философское понятие и большинство философов дали ему свое определение.

Рассмотрим понятие качества.

По ГОСТ Р ИСО 9000-2011

Качество – степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям.

Понятие качества включает три элемента: объект, характеристики, потребности (требования).

Первый элемент - Объект качества -это может быть продукция, процесс, услуга, организация или отдельное лицо, а также любая комбинация из них (например, качество жизни).

Продукция – результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.

Процесс - совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности, которая преобразует элементы входа в элементы выхода.

Услуга - результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя.

Второй элемент качества – Характеристики.

Характеристика (ГОСТ Р ИСО 9000-2011) – отличительное свойство.

Она может быть качественной или количественной.

Основные характеристики (показатели качества) могут быть:

- показатели назначения (классификационные, функциональные, конструктивные, технической эффективности, состава и структуры продукции);

- надежности (безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость);

- технологичности (трудоемкости, себестоимости, энергоемкости, матеиалоемкости);

- эргономические (антропогенные, физиологические, психологические, гигиенические);

- экологические (использование ресурсов, загрязнение окр.среды);

- безопасности;

- эстетические (информационная выразительность, рациональность форм, целостности композиции);

- показатели стандартизации и унификации;

- патенто-правовые показатели;

- экономические.

Характеристика может быть в виде взаимосвязанных, зависимых и независимых переменных, определяющих состояние объекта (ППУ), выраженные в виде текста, таблицы, математические формулы, графики и т.д.

Третий элемент - Требование – потребность или ожидание, которое установлено обычно предполагаемым или является обязательным.

«Обычно предполагается» означает, что это общепринятая практика организации, её потребителей и других заинтересованных сторон, когда предполагаются рассматриваемые потребности или ожидания.

Установленным является такое требование, которое определено в документе (регламенте, стандарте, чертеже, инструкции).

Требования потребителей обычно являются добровольными и оцениваются добровольной сертификацией. Они, в настоящее время, в основном, отражены в технических условиях (ТУ), национальных стандартах или в стандартах организаций.

Обязательные требования отражают безопасность и проходят оценку соответствия (декларирования или сертификации) государственными органами.

Они отражены до 2003 г. в ГОСТ Р (государственных стандартах), а после 2003 в ТР (технических регламентах).

Качество продукции –это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

С качеством тесно связаны 6 видов деятельности: стандартизация, метрология, подтверждение соответствия, а также исследование, проектирование и производство.


Тема 3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАНДАРТИЗАЦИИ

Характеристика категорий стандартов

Национальные стандарты

Национальный стандарт Российской Федерации – стандарт, утвержденный национальным органом РФ по стандартизации.

Национальные стандарты применяются на добровольной основе. Обязательность соблюдения национальных стандартов наступает при прямом указание на это в действующем законодательстве, договорах, контрактах, правомерно принятых нормативных документах федеральных органов исполнительной власти или предприятий любых форм собстенности.

Разработка НС осуществляется с участием технических комитетов по стандартизации.

 

Стандарты организаций

Применение СТО, как и национального стандарта, направлено на достижение целей, указанных с ст.11 ФЗ о тех.рег. В частности, СТО применяются для: а) совершенствования производства; б) обеспечения качества продукции (выполнения работ, оказания услуг); в) распространения и использования результатов исследований (испытаний) и разработок в разных областях знаний.

Кроме того, СТО могут разрабатываться для обеспечения соблюдения технических регламентов, российских национальных стандартов, международных и региональных стандартов, национальных стандартов других стран, стандартов зарубежных фирм. В рекомендациях по использованию в нашей стране международных и региональных стандартов (Р 50.1035- 2001) указывается, что «до принятия международных и региональных стандартов в национальных стандартах они могут применяться в качестве стандартов организаций».

Объекты СТО.В зависимости от объектов, на которые распространяется стандарт, СТО бывают «внутренние» и «внешние».

В частности, объектами стандартизации внутри организации могут быть: составные части разрабатываемой и изготавливаемой продукции; технологическая оснастка и инструмент; процессы менеджмента и пр.

Объектами «внешнего» СТО могут быть: продукция, создаваемая и поставляемая данной организацией на внутренний и внешний рынки; закупаемая продукция; оказываемые ею на стороне услуги в соответствии с заключенными договорами (контрактами). В качестве поставляемой продукции может быть новая продукция. Например, в ТР на молочную продукцию (п. 5 ст. 7) указывается, что разработка и производство новых продуктов могут осуществляться по стандартам организации.

Требования к разрабатываемым стандартам.Разработку СТО осуществляют с учетом в качестве основополагающих национальных стандартов (стандартов общетехнических систем) и стандартов на продукцию. Перед утверждением «внешних» СТО проводят их экспертизу силами самой организации или специализированной организации (метрологической, правовой и пр.).

Согласование проекта СТО с заинтересованными лицами перед утверждением осуществляют в порядке, установленном организацией, принимающей стандарт.

СТО утверждают, как правило, без ограничения срока действия.

СТО не должны противоречить требованиям ТР, а также национальных стандартов, разработанных для содействия соблюдению требований ТР.

В СТО нельзя устанавливать требования, противоречащие национальным стандартам.

В состав обозначения стандарта, распространяющегося на продукцию, поставляемую на внутренний и внешний рынки, или работы (услуги), выполняемые на стороне, следует согласно ГОСТ Р 1.4 включать:

— аббревиатуру

— СТО;

— код органа по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;

— регистрационный номер, присваиваемый организации;

— год утверждения стандарта.

Своды правил (СП)

СП-НД в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов.

Как и стандарт, СП являются документами добровольного применения, но распространяются на специфические объекты и аспекты деятельности: строительство, безопасность процессов жизненного цикла продукции (н-р, пищевой продукции), безопасность условий деятельности человека. В отличие от национальных стандартов, утверждаемых национальным органом по стандартизации (Росстандарт), СП принимаются различными федеральными органами исполнительной власти, но эти правила действуют в общероссийском масштабе.

К СП относятся давно известные в стране документы: строительные нормы и правила (СНиПы), нормы пожарной безопасности (НПБ), Санитарные правила и нормы (СанПиНы) и пр.

 

Технические условия

Хотя технические условия не были включены Законом о тех.рег. в перечень нормативных документов, но до сир пор они выступают в роли технических и нормативных документов. К НД относятся те ТУ, на которые делаются ссылки в договорах на поставляемую продукцию (оказываемые услуги).

Технические условия – это документ предприятия для внешнего использования. Он является аналогом национального стандарта на продукцию.

Технические условия - документ, в котором конкретный изготовитель добровольно устанавливает требования к качеству и безопасности конкретной продукции, необходимые и достаточные для ее идентификации, контроля качества и безопасности при изготовлении, хранении, транспортировании и эксплуатации.

В технических условиях в полной мере реализован принцип добровольного применения стандартов, предусмотренный в ст.12 Закона о техническом регулировании, поскольку разработчику ТУ удобно и выгодно использовать применительно к своей продукции стандартные требования, например, по методам контроля, правилам приемки, методам отбора проб и т.д.

Необходимо особо подчеркнуть, что ТУ фактически - документы межотраслевого применения, так как устанавливают требования к продукции, которые должны соблюдать не только изготовитель, но и приобретатель в части применения и эксплуатации продукции, а так же субъекты хозяйственной деятельности, транспортирующие и хранящие продукцию.

Технические условия являются документом, который разрабатывается по решению изготовителя или требованию потребителя продукции.

Технические условия должны содержать вводную часть и разделы, расположенные в следующей последовательности:

·технические требования;

·требования безопасности;

·требования охраны окружающей среды;

·правила приемки;

·методы контроля;

·транспортирование и хранение;

·указание по эксплуатации;

·гарантия изготовителя.

Содержание технических условий на продукцию соответствует содержанию стандарта общих технических условий, различие состоит в уровне принятия: федеральный или уровень поставщика-потребителя.

 

4.3 Виды стандартов:

1) Основополагающие стандарты:

- организационно-методические стандарты;

- общетехнические стандарты;

2) стандарты на продукцию;

3) стандарты на услуги;

4) стандарты на процессы (работы);

5) стандарты на методы контроля;

6) стандарты на термины и определения.

 

Основополагающий стандарт – стандарт, имеющий широкую область распространения и (или) содержащий общие положения для определённой области.

Основополагающий стандарт может применяться непосредственно в качестве стандарта или служить основой для разработки других стандартов и иных нормативных или технических док-тов.

Основополагающий стандарт устанавливает общие организационно-методические положения для определенной области деятельности, а также общетехнических требований (нормы правила), обеспечивающие взаимопонимание, совместимость и взаимозаменяемость, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции; охрану окружающей среды; безопасность здоровья людей и имущества и других общетехнических требований, обеспечивающие интересы национальной экономики и безопасности.

Основополагающие организационно-методические стандарты устанавливают общие организационно-технические положения по проведению работ в определённой области (н-р, ГОСТ Р 1.2 -2004 «Ст-ция в РФ. Стандарты национальные. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены).

Основополагающие общетехнические стандарты устанавливают:

Научно-технические термины, многократно используемые в науке, технике, производстве; условные обозначения различных объектов стандартизации – коды, метки, символы (н-р, ГОСТ 14192-96 «Маркировка грузов»); требования по обеспечению единства измерений (ГОСТ Р 8.000-2000 «Гос-ная с-ма обеспечения единства измерений») и пр.

Общая доля основополагающих ст-тов в общем фонде – 18%.

Стандарты на продукцию - стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять продукция или группа однородной продукции, с тем, чтобы обеспечить ее соответствие своему назначению.

В ГОСТ Р 1.0 — 2004 указывается, что стандарты на продукцию устанавливают для групп однородной продукции или конкретной продукции: а) технические требования; б) методы контроля безопасности; в) технические требования к основным потребительским свойствам; г) требования к условиям и правилам эксплуатации; д) требования к транспортированию, хранению, применению и утилизации.

На продукцию разрабатывают следующие основные подвиды стандартов: 1) стандарт общих технических условий; 2) стандарт технических условий. В первом случае стандарт содержит общие требования к группам однородной продукции, во втором — к конкретной продукции. Указанные стандарты в общем случае включают следующие разделы: классификация, основные параметры и (или) размеры; общие технические требования; правила приемки; маркировка, упаковка, транспортирование, хранение. По группам однородной продукции могут разрабатываться стандарты узкого назначения: стандарты технических требований; стандарты правил приемки; стандарты правил упаковки, транспортирования и хранения.

Стандарт на процессы устанавливает требования к выполнению различного рода работ на отдельных этапах жизненного цикла продукции (услуги) — разработка, изготовление, хранение, транспортирование, эксплуатация, утилизация для обеспечения их технического единства и оптимальности. (Н-р,ГОСТ 26907 — 86 «Сахар. Условия длительного хранения»; 2) ГОСТ 7595 — 79 «Мясо. Разделка говядины для розничной торговли»).

Стандарты на работы (процессы) должны содержать требования безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей природной среды при проведении технологических операций.

Стандарт на методы контроля должен в первую очередь обеспечивать всестороннюю проверку всех обязательных требований к качеству продукции (услуги). Устанавливаемые в стандартах методы контроля должны быть объективными, точными и обеспечивать воспроизводимые результаты. Выполнение этих условий в значительной степени зависит от наличия в стандарте сведений о погрешности измерений и других характеристиках, предусмотренных комплексом стандартов, выполненных на основе международных стандартов ИСО.

Для каждого метода в зависимости от специфики его проведения устанавливают: а) средства испытаний и вспомогательные устройства; б) порядок подготовки к проведению испытаний; в) порядок проведения испытаний; г) правила обработки результатов испытаний; д) правила оформления результатов испытаний; е) допустимую погрешность испытаний.

В связи с широким распространением фальсификации товаров на мировом рынке и в России в частности очень актуально введение в действие стандартов, позволяющих проводить идентификацию продукции и тем самым выявлять фальсифицированную продукцию. В частности, в 2002 г. введены в действие ГОСТЫ по идентификации ряда групп пищевой продукции — молочных и молокосодержащих продуктов, натурального растворимого кофе, продуктов сахарной промышленности и пр. Особое внимание уделяется разработке стандартов на микробиологические методы, позволяющие выявлять радиационнообработанные пищевые продукты.

Практика обязательной сертификации вызвала необходимость разработки стандартов смешанного вида — стандартов на продукцию и методы контроля, в частности стандартов на требования безопасности к продукции (услуге) и методы контроля безопасности. Пример: ГОСТ 25779 «Игрушки. Общие требования к безопасности и методы контроля».

Доля стандартов на методы контроля в общем фонде стандартов составляет 24%.

Стандарт на услугу устанавливает требования, которым должна удовлетворять группа однородных услуг (услуги туристские, услуги транспортные) или конкретные услуги (классификация гостиниц, грузовые перевозки) с тем, чтобы обеспечить соответствие услуги ее назначению.

 

Стандарт на термины и определениястандарт, устанавливающий термины, к которым даны определения, содержащие необходимые и достаточные признаки понятия.

Терминологические стандарты выполняют одну из главных задач стандартизации — обеспечение взаимопонимания между всеми сторонами, заинтересованными в объекте стандартизации.

 

Пример - Требования безопасности электрических медицинских изделий регламентированы следующими стандартами: ГОСТ 30324.0-95, ГОСТ 30324.2-95, ГОСТ 30324.3-95, причем общие требования установлены ГОСТ 30324.0-95.

Если к данному объекту стандартизации нецелесообразно устанавливать общие (основные) требования (например на методы определения), но нулевой дополнительный номер в обозначении стандарта не применяют.

Примеры: ГОСТ Р 50231-98

(ИСО 7173-96).

10 Если идентичный стандарт входит в комплекс межгосударственных стандартов, но в этом комплексе применены не все части аналогичного комплекса международных (региональных) стандартов, или не все его части применены в качестве идентичных стандартов, то полное обозначение данного идентичного стандарта формируют из его обозначения как межгосударственного стандарта, входящего в комплекс, и отделенного от него косой чертой обозначения примененной части комплекса международного (регионального) стандарта.

Пример - В комплексе межгосударственных стандартов ГОСТ 24445.0 - ГОСТ 24445.10 в качестве идентичных приняты только отдельные части комплекса международных стандартов ИСО 1389 (ИСО 1389-1, ИСО 1389-3, ИСО 1389-4, ИСО 1389-8, ИСО 1389-9, ИСО 1389-10, ИСО 1389-11). Остальные части комплекса стандартов ИСО 1389 (такие как ИСО 1389-5 и ИСО 1389-7) применены в ГОСТ 24445.2-80 и ГОСТ 24445.3-80 путем их модификации либо (такие как ИСО 1389-2 и ИСО 1389-6) вообще не использованы в данном комплексе межгосударственных стандартов.

Поэтому в комплексе межгосударственных стандартов на методы анализа фталевого ангидрида (ГОСТ 24445) в обозначения идентичных стандартов целесообразно включить обозначения примененных международных стандартов:

Данный способ обозначения идентичных стандартов также позволит выделить обозначение межгосударственного стандарта, содержащего общие требования к методам анализа фталевого ангидрида, используя нулевой дополнительный номер.


Изменение стандарта

Изменение к стандарту разрабатывают при замене, добавлении или исключении отдельных требований стандарта.

Изменение к стандарту на продукцию разрабатывают при введении в него новых, более прогрессивных требований, которые не влекут за собой нарушение взаимозаменяемости и совместимости новой продукции с продукцией, изготовленной по действующему стандарту.

При разработке изменения к стандарту одновременно осуществляют подготовку предложений по изменению взаимосвязанных нормативных документов по стандартизации.

Проект изменения к стандарту направляют на утверждение в национальный орган по стандартизации не позднее чем за 9 месяцев до предполагаемой даты введения изменения в действие.

Каждому вносимому в стандарт изменению национальный орган по стандартизации присваивает порядковый номер и устанавливает дату введения изменения в действие.

Пересмотр стандарта

При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего. При этом действующий стандарт отменяют, а в новом стандарте указывают, взамен какого стандарта он разработан. Новому стандарту присваивают обозначение старого стандарта с заменой двух последних цифр года принятия.

Пересмотр стандарта на продукцию осуществляют при установлении новых, более прогрессивных требований, если они приводят к нарушению взаимозаменяемости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту.

При пересмотре стандарта одновременно осуществляют подготовку предложений по обновлению или отмене взаимосвязанных нормативных документов по стандартизации.

Отмена стандарта

При согласии с предложением об отмене стандарта ТК направляет в национальный орган по стандартизации следующую документацию:

· сопроводительное письмо, подписанное председателем ТК;

· протокол заседания ТК, содержащий предложение об отмене стандарта и информацию о том, какой документ будет действовать взамен или сообщение об отмене стандарта без замены;

· документы, подтверждающие согласование возможности отмены стандарта с органами государственного контроля и надзора, ранее согласовавшими стандарт.

Национальный орган по стандартизации регистрирует документ об отмене стандарта и публикует эту информацию в информационном указателе за 3 месяца до даты отмены стандарта.


ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ СТАНДАРТОВ И НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

 

 

С А М А Р А


Содержание

Тема 1 СТАНДАРТИЗАЦИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ. 4

Тема 2 ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И ПОДТВЕРЖДЕНИЮ СООТВЕТСТВИЯ.. 6

Тема 3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАНДАРТИЗАЦИИ.. 10

3.1 Цель, принципы и функции стандартизации. 10

3.2 Объекты, аспекты, области и уровни стандартизации. 12

3.3 Краткая история развития отечественной стандартизации. 12

Тема 4 НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ.. 16

4.1.3 Классификаторы технико-экономической и социальной информации. 17

4.1.6 Технические условия. 21

4.4 Применение НД по стандартизации. 24

4.5 Требования к обозначению стандарта. 25

Тема 5 ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ СТАНДАРТОВ.. 28

5.1 Порядок и стадии разработки стандарта. 28

5.1.1 Организация разработки стандарта. 28

5.1.2 Разработка проекта стандарта (первая редакция) 29

5.1.3 Разработка окончательной редакции проекта стандарта и представление документа для принятия. 29

5.1.4 Принятие, государственная регистрация и издание стандарта. 30

5.2 Требования к построению стандарта. 31

5.3 Обновление стандарта, отмена стандарта. 31

5.3.1 Изменение стандарта. 31

5.3.2 Пересмотр стандарта. 32

5.3.3 Отмена стандарта. 32

Тема 6 ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА.. 33

6.1 Порядок и стадии разработки технического регламента. 33

6.2 Требования, включаемые в технический регламент. 35

6.3 Структура технического регламента. 36

6.4 Порядок изменения и отмены технического регламента. 38

Тема 7 СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ В РФ.. 39

7.1 Общая характеристика системы и ее реформирования. 39

7.2 Органы и службы стандартизации Российской Федерации. 41

Тема 8 МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ.. 43

8.1 Международная организация по стандартизации (ИСО) 43

8.2 Международная электротехническая комиссия (МЭК) 44

Тема 9 МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ СИСТЕМЫ (КОМПЛЕКСЫ) СТАНДАРТОВ.. 45

9.1 Единая система конструкторской документации (ЕСКД) 47

9.2 Единая система технологической документации (ЕСТД) 48

9.3 Комплексы стандартов по безопасности жизнедеятельности. 49

9.4 Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП) 52

9.5 Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП) 52

9.6 Единая система программных документов (ЕСПД) 53


Тема 1 СТАНДАРТИЗАЦИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ

Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.

За рубежом уже в начале 1980-х гг. пришли к выводу, что успех бизнеса определяется прежде всего качеством продукции и услуг. 80% опрошенных при обследовании 200 крупных фирм США ответили, что качество является основным фактором реализации товара по выгодной цене. Отсюда вывод: овладение методами обеспечения качества, базирующимися на триаде «стандартизация, метрология, подтверждение соответствия», является одним из главных условий выхода поставщика на рынок с конкурентоспособной продукцией (услугой), а значит, и коммерческого успеха.

 

Итак, что же такое качество?

Качество это философское понятие и большинство философов дали ему свое определение.

Рассмотрим понятие качества.

По ГОСТ Р ИСО 9000-2011

Качество – степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям.

Понятие качества включает три элемента: объект, характеристики, потребности (требования).

Первый элемент - Объект качества -это может быть продукция, процесс, услуга, организация или отдельное лицо, а также любая комбинация из них (например, качество жизни).

Продукция – результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.

Процесс - совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности, которая преобразует элементы входа в элементы выхода.

Услуга - результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя.

Второй элемент качества – Характеристики.

Характеристика (ГОСТ Р ИСО 9000-2011) – отличительное свойство.

Она может быть качественной или количественной.

Основные характеристики (показатели качества) могут быть:

- показатели назначения (классификационные, функциональные, конструктивные, технической эффективности, состава и структуры продукции);

- надежности (безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость);

- технологичности (трудоемкости, себестоимости, энергоемкости, матеиалоемкости);

- эргономические (антропогенные, физиологические, психологические, гигиенические);

- экологические (использование ресурсов, загрязнение окр.среды);

- безопасности;

- эстетические (информационная выразительность, рациональность форм, целостности композиции);

- показатели стандартизации и унификации;

- патенто-правовые показатели;

- экономические.

Характеристика может быть в виде взаимосвязанных, зависимых и независимых переменных, определяющих состояние объекта (ППУ), выраженные в виде текста, таблицы, математические формулы, графики и т.д.

Третий элемент - Требование – потребность или ожидание, которое установлено обычно предполагаемым или является обязательным.

«Обычно предполагается» означает, что это общепринятая практика организации, её потребителей и других заинтересованных сторон, когда предполагаются рассматриваемые потребности или ожидания.

Установленным является такое требование, которое определено в документе (регламенте, стандарте, чертеже, инструкции).

Требования потребителей обычно являются добровольными и оцениваются добровольной сертификацией. Они, в настоящее время, в основном, отражены в технических условиях (ТУ), национальных стандартах или в стандартах организаций.

Обязательные требования отражают безопасность и проходят оценку соответствия (декларирования или сертификации) государственными органами.

Они отражены до 2003 г. в ГОСТ Р (государственных стандартах), а после 2003 в ТР (технических регламентах).

Качество продукции –это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

С качеством тесно связаны 6 видов деятельности: стандартизация, метрология, подтверждение соответствия, а также исследование, проектирование и производство.








Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2023 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.