Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Предпосылки возникновения социологии





Основной закон эволюции Г. Спенсера

интеграция(концентрация) как переход от простого к сложному;

дифференциациякак переход от однородного к разнородному;

функционирование(возрастание порядка) как переход от неопределенного к определенному.

 

Общество растет путем умножения числа индивидов и формирования групп (интеграция). Увеличение размера общества вызывает появление более крупных и разнообразных социальных структур, что приводит к росту дифференциации функций, которые они (структуры) выполняют (дифференциация). «Возрастание» общества понимается как постепенная перегруппировка имеющегося материала и недопустимость искусственного создания (например: в результате «общественного договора» или божественной воли) общества и его структурных компонентов (например: социальных институтов).

Г. Спенсер критиковал упрощенные однолинейные схемы развития, но, как и другие эволюционисты, главной задачей считал исследование этапов развития общества. Он выделял классификацию и типологию эволюционных процессов.

Классификация располагает все общество по шкале сложности структуры и функциональной организации: от простого к сложным, вдвойне сложным и втройне сложным обществам (от «малого простого агрегата» до «большого агрегата»).

 

Типология основана на конструировании двух полярных идеальных типов (моделей), с помощью которых выясняются направленность и этапы эволюции. С одной стороны, – это военные («воинственные») общества, а, с другой, – промышленные («производственные»).

Проблема стабильности общества

Стабильность обществасоциальное равновесие.

Основные факторы стабильности:

приспособительные действия;

гармония интересов людей и социальных институтов (основной фактор);

компромиссы в действиях людей и социальных институтов.

социальный контроль – «страх перед живыми» (государство), «страх перед мертвыми» (церковь).

Распад общества – процесс, обратный социальной гармонизации.

Основные факторы распада:

снижение эффективности государственных институтов (институт власти, армии и т.д.);

малоэффективность деятельности «промышленных» классов;

неверные действия политиков и др.

Социальные институты общества

Теория социальных институтов Г. Спенсера представляла попытку системного исследования общества. Все институты общества составляют единое целое, функционирование каждого из них зависит от всех других и от четкого разделения сфер влияния и ответственности. В любом обществе имеется определенный уровень согласованности в деятельности основных институтов, в противном случае начинается регресс или распад общества. Каждый социальный институт призван удовлетворять определенную общественную потребность и не подменять другие институты. Все же вместе они направлены на поддержание устойчивости общества и воспроизводство человеческого рода.

Типы социальных институтов

домашние;

обрядовые, или церемониальные;

политические;

церковные;

профессиональные и промышленные.

 

Недооценка Г. Спенсером качественной специфики общества и человека по сравнению с природой привела к острой критике теории социального эволюционизма в конце XIX века. Между тем, классический эволюционизм оказал значительное влияние на духовную и научную жизнь своей эпохи, способствовал сближению общественных и естественных наук, стимулировал развитие целого ряда социологических школ и направлений.

 

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – выдающийся французский социолог. Родился в религиозной еврейской семье в Эпинале, во Франции. Значительное влияние на формирование его взглядов оказали идеи Ш. Монтескье, О. Конта, Г. Спенсера. С его именем связан процесс институционализации социологии во Франции, становление ее как научной дисциплины. По его инициативе в Сорбонне была создана кафедра социологии. Он основал и редактировал журнал «Социологический ежегодник» и руководил им на протяжении ряда лет.

В 1896 г. Э. Дюркгейм стал профессором в Бордо. В 1906 г. стал профессором педагогики во французском университете Сорбонне. В 1913 г. он стал профессором педагогики и социологии.

Основные работы Э. Дюркгейма:

«Элементы социологии» (1889);

«О разделении общественного труда» (1893);

«Правила социологического метода» (1895);

«Самоубийство» (1897);

«Элементарные формы религиозной жизни» (1912);

«Социология и философия» (1924) и др.

Социальный реализм

В работе «О разделении общественного труда» (1893) Э. Дюркгейм предпринял попытку построения оригинальной социологической теории общества:

социальная жизнь как самостоятельная сфера общества;

независимость социальной жизни от психологии отдельного человека;

возможность объяснения социальных явлений социальными фактами;

исходным моментом анализа поведения людей является общество как система взаимодействия индивидов, социальных групп и социальных институтов.

Учение о социальных фактах

Главная задача социологии – изучение социальной реальности, элементами которой выступают социальные факты.

Главными признаками социального факта являются:

их независимое, объективное существование (образы мыслей, действий и чувствований);

их принудительный характер, т.е. способность оказывать на индивида внешнее давление (коллективное сознание).

Каждый социальный факт распространяется подражанием. Стать общим он может лишь с помощью принуждения (нормативный характер). Отсюда, социальное как обязательное, общее не сводимо к индивидуальному.

В работе «Правила социологического метода» (1895 г.) Э. Дюркгейм сформулировал основные правила наблюдения социальных фактов, содержащие практические требования:

Первое правило состоит в том, чтобы «рассматривать социальные факты как вещи». Это означает, что:

социальные факты внешни для индивидов;

социальные факты могут быть объектами в том смысле, что они материальны, строго соблюдаемы и безличны;

устанавливаемые между двумя или множеством социальных фактов отношения причинности помогают формулировать постоянные законы функционирования общества.

Второе правило состоит в том, чтобы «систематически отмежевываться от всех врожденных идей». Это означает:

социология прежде всего должна порвать свои связи со всякими идеологиями и личностными пристрастиями;

она также должна освободиться от всех предрассудков, которыми обладают индивиды в отношении социальных фактов.

Третье правило состоит в признании примата (приоритета) целостности над составляющими ее частями. Это означает признание, что:

источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивидов;

общество есть автономная система, управляемая своими собственными законами, несводимыми к сознанию или действию каждого индивида.

Эмпирическое исследование

Образцом эмпирического анализа социального факта у Э. Дюркгейма было исследование самоубийства. Работа «Самоубийство» (1897) – классическое произведение западной социологии – основана на анализе статистического материала, характеризирующего динамику самоубийств в различных европейских странах.

Проблема самоубийства привлекла внимание Э. Дюркгейма по некоторым причинам.

Во-первых, это была «ясно очерченная группа факторов», которые легко определить.

Во-вторых, Э. Дюркгейм рассматривал свою работу как применение к эмпирическому материалу главного принципа социологического метода: изучение социального факта как «вещи», т.е. признания существования особой, внешней по отношению к индивиду, реальности – общественной, которая определяет его поведение и не зависит от его воли.

На основании фактического материала автор приходит к выводу, что изменение в количестве самоубийств – это социологический и статистический факт, который можно объяснить только действиями социальных сил, не зависимых от психических состояний индивидов. Даже такой фактор, как индивидуальная психическая предрасположенность рассматривалась Э. Дюркгеймом сквозь призму социальных условий.

Отсюда практические рекомендации:

Во-первых, суицид не есть что-то необычное, это социальная норма. Следует опасаться роста самоубийств, когда их число переваливает за границы среднестатистического показателя.

Во-вторых, процент самоубийств (отношение количества самоубийств к численности населения) является функцией нескольких социальных переменных: отношений, складывающихся в религиозных, семейных, политических, национальных и других группах. Различия в уровнях самоубийств определяются различиями в степени социальной солидарности.

В-третьих, в руках общества есть деятельные меры по предупреждению самоубийства. К ним относятся репрессивное преследование и воспитание. Но в любом случае необходимо начинать с причин, т.е. со сплочения группы вокруг индивида, сформирования условий органической солидарности.

Макс Вебер (1864 – 1920) – немецкий социолог, социальный философ и историк. Родился в семье юриста. Ранее интеллектуальное развитие и блестящие способности обусловили его дальнейшие творческие достижения и успехи. В студенческие годы изучал право. В 30 лет был уже профессором, преподавал в университетах Берлина, Фрейбурга, Гейдельберга, Вены, Мюнхена, основал немецкое социологическое общество. Умер в расцвете творческих сил от пневмонии.

Основные сочинения М. Вебера:

«К истории торговых обществ в средние века» (1889);

«Римская аграрная история и ее значение для государственного и частного права» (1891);

«Национальное государство и народно-хозяйственная политика» (1895);

«Объективность социально-научного и социально-политического познания» (1904);

«Протестантская этика и дух капитализма» (1905);

«Критические исследования в области наук о культуре» (1906);

«К положению буржуазной демократии в России» (1906);

«О категориях понимающей социологии» (1913);

«Хозяйственная этика мировых религий» (1919);

«Хозяйство и общество» (1921) и др.

«Понимающая социология» и ее задачи

Социология, по мнению М. Вебера, это пограничная наука между двумя типами научного знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного знания). Поэтому она должна заимствовать у естествознания и гуманитарных наук все лучшее. У естествознания социология заимствует приверженность к точным фактам и причинно-следственное объяснение действительности. У гуманитарных наук – метод понимания и отнесение к ценности. Отсюда: задачи социологии:

понять и объяснить, посредством каких осмысленных действий люди осуществляют свои стремления, в какой степени и по какой причине это удалось – понимание через прямое наблюдение;

понять и объяснить, какие понятные последствия имели их стремления для «осмысленно соотнесенного поведения других людей» – объяснительное понимание;

разобраться в субъективных мотивах деятельности, понять содержание духовного мира субъекта социального действия – причинное объяснение.

В качестве предпосылки общества у М. Вебера выступает не социум, а осмысленно действующие индивиды. Однако существо общества определяет не психика индивидов, а их социальное действие. Для М. Вебера социология – это наука о социальных действиях, понимающая социальное действие через объяснения. Однако не каждый поведенческий акт индивида можно считать социальным действием.

Действие, о котором человек не задумывается, не является социальным действием. Так, к социальному действию нельзя отнести непреднамеренное падение человека, или же непроизвольный крик от боли, ибо в них отсутствует мыслительный процесс. Действие не является социальным и в том случае, если оно никак не затрагивает интересы других людей, остается дл них незамеченным.

Действие человека обретает характер социального, если в нем присутствуют два момента:

субъективная мотивация индивида, который вкладывает в свое действие определенный смысл;

ориентация на поведение другого (других), которую М. Вебер называет еще и «ожиданием».

Процедура социологического исследования по М. Веберу:

наблюдение;

интерпретация;

конструирование идеального типа;

«понимание» мотивов (смысла);

определение причин.

Концепция идеальных типов

Концепция идеальных типов М. Вебера это шаг на пути постижения мотивов человеческой деятельности (понимания). Такие понятия, как «экономический обмен», «экономический человек», «капитализм», «церковь», «секта», «христианство», согласно М. Веберу, идеально-типические конструкции, употребляемые в качестве средств изображения индивидуальных исторических образований.

Идеальный тип – это «интерес эпохи», выраженный в виде теоретической конструкции; идеальная модель того, что отвечает интересам человека в современной ему эпохи. Учение об идеальных типах может служить методологической установкой социального познания и решения практических задач.

 

Применяя идеальный тип в познании социальных фактов, М. Вебер предложил типологию социальных действий и типов государства.

 

Типы социальных действий

целерациональное действие: человек ясно представляет цель и средства ее достижения и ответную реакцию других людей на свои действия. Критерий рациональности – успех. Наука – «наиболее чистое воплощение принципа рациональности»;

ценностно-рациональное действие: совершается через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную ценность данного поведения, независимо от конечного успеха;

аффективное действие: через эмоции, чувства;

традиционное действие: побуждается усвоенными обычаями и привычными образцами.

 

Из всех перечисленных видов вполне социальными могут считаться только два первых, ибо третье детерминировано психически, а четвертое и вовсе подсознательно. При этом целерациональное действие выступает как идеальный тип и служит образцом социального действия, с которым соотносятся все остальные виды действия.

Традиционный

(докапиталистические общества)

приверженность традиции и следование законам предков;

структура власти схожа со структурой патриархальной семьи;

властные полномочия передаются по наследству;

господство формального права и личной ответственности перед главой.

Харизматический

(может встречаться везде)

массовая вера в харизму (харизма – дар благодати) политического лидера или вождя;

господство основано на человеческом величии, исключительной духовной одаренности (реформаторы, герои, вожди, фюреры);

вера в избранность (харизму) властителя.

Материальные

Общественные отношения

(не зависят от воли людей)

экономические

производственно-технологические

материальные отношения к природе

 

 

Идеологические

Общественные отношения

(складываются сознательно)

политические

правовые

нравственные

религиозные

К. Маркс был первым теоретиком, не только провозгласившим необходимость системного подхода к общественным явлениям, но и стремившимся реализовать эту методологическую установку в концепции общественно-экономических формаций.

Общественно-экономическая формация выступает как конкретно-исторический тип общества.

Основу общественно-экономической формации составляет определенный способ производства, представляющий диалектическое единство производительных сил и производственных отношений данного общества.

К производительным силам относятся, с одной стороны, средства производства, включающие в себя постоянно совершенствующиеся орудия труда и предмет труда, т.е. все то, на что направлен труд, а с другой стороны, работник с его навыками и умениями.

Производственные отношения – это общественные отношения, возникающие между людьми в процессе производства.

Производительные силы и производственные отношения составляют в совокупности экономический базис общества, над которым возвышается надстройка, включающая в себя: право, политику, общественное сознание, идеологию, мораль, науку, искусство, религию.

Экономический базис – совокупность экономических отношений, реальная экономическая структура общества.

Надстройка – взгляды социальных субъектов и реализующие эти взгляды на практике организации и учреждения.

 

Предпосылки возникновения социологии

Существуют различные точки зрения на вопрос о времени, месте и родоначальниках возникновения социологии. Одни историки науки относят зарождение социологии к античности, другие – к XVII-XVIII вв., третьи – к XIX в., а четвертые – лишь к XX столетию. По-разному определяется и место возникновения этой науки. Одни считают, что социология – это явление изначально европейское. Другие находят ее зачатки в обществах древнего Востока, например, в Индии или Китае.

Развитие учения об общественной жизни мы находим уже в античной философии в работах греческих философов Аристотеля («Полития») и Платона(«Государство», «Законы») и других. Еще активнее эта проблематика разрабатывается в Новое время в работах французских просветителей Ш. де Монтескье («О духе законов»), Ж.-Ж. Руссо («Общественный договор»), А. де Сен-Симона («Общество вообще»).

Однако все эти мыслители изображали скорее идеальное общество, чем анализировали реальное. Общество рассматривалось просто как часть природы, а знание о нем – как составная часть других, уже известных наук, как «политическая арифметика», «социальная физика» и т.д. И лишь к середине XIX века утверждается понимание социологии в качестве самостоятельной науки наряду с физикой, химией, биологией.

Социально-исторические условия:

переход от средневекового сословно-монархического устройства общества к новым формам организации экономической и политической жизни в конце XVIII – начале XIX века;

промышленный переворот и подъем капитализма в странах Западной Европы (Англия, Германия, Франция);

возникновение рабочего движения, нацеленного на низвержение капиталистической системы (восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии, чартистское движение в Англии);

рост радикальных движений за социальные и политические реформы;

политические революции XIX века вызвали интерес к вопросу социального порядка;

рост городов, процессы урбанизации и обострение социальных проблем.

Идейно-теоретические предпосылки:

социально-философские учения об обществе (от Аристотеля и Платона до А. де Сен-Симона и О. Конта);

утрата философией статуса науки и отнесение ее к метафизике на рубеже XVII – XVIII вв.;

формирование социологического подхода к анализу общества (историография, политическая экономия, утопический социализм);

научные открытия в химии и биологии в 30-40-х годах XIX века (Ч. Дарвин, М. Шлейден, Т. Шванн);

эмпирические исследования XVII – XVIII вв. (Д. Граунт и Э. Галлей);

развитие социалистических идей в обществознании;

формирование позитивного стиля мышления (А. Кетле и А. де Сен-Симон).

Огюст Конт (1798-1857) – один из создателей позитивной социологии. Он родился во Франции, в Монпелье, в семье функционера среднего ранга. Закончил лицей в г. Монпелье. Затем учился в Политехнической школе.

В 1817 году О. Конт стал учеником и секретарем А. Сен-Симона, философа, который был старше О. Конта на 40 лет; он остается его другом и сотрудником до 1824 г. Идеи этих двух мыслителей очень схожи, и все-таки между ними возникла ожесточенная борьба, которая привела к разрыву отношений.

В 1826 году О. Конт проводит в собственной квартире публичные лекции на основе его философских идей. 1830 г. – выход в свет первого тома «Курса позитивной философии».

С 1832 г. по 1844 г. О. Конт работал репетитором по анализу и механике в Политехнической школе.

В последние годы жизни увлекся религиозными идеями и попытался пересмотреть свою концепцию. О. Конт дошел до того, что вообразил себя высоким священником новой религии человечества; он верил в мир, которым в конце концов будут руководить социологи – священники.

На формирование взглядов О. Конта большое влияние оказали Ш. Монтескье и М. Кондорсе о естественно-закономерном развитии общества. Но особенно плодотворным было его сотрудничество с А. Сен-Симоном.

Основные сочинения О. Конта:

«Курс позитивной философии» в 6 т. (1830 -1842);

«Рассуждение о духе позитивной философии» (1844);

«Позитивистский катехизис» (1851);

«Система позитивной политики, или Трактат о социологии, устанавливающий религию Человечества» в 4 т. (1851-1854) и др.

В «Курсе позитивной философии»Огюста Конта впервые появился термин «социология»,означающий дисциплину, изучающую общество как целостный социальный организм и применяющую для этого все средства и методы научного познания. Новый термин «социология» довольно быстро был принят во Франции и в других странах. Его стали использовать Джеймс Милль, с которым О. Конт был в переписке, Герберт Спенсер, Фердинанд Теннис и другие выдающиеся ученые того времени. Идея социологии витала в воздухе. Не О. Конт, так кто-то другой выполнил бы эту работу. Но истории науки известен тот факт, что сделал это именно Огюст Конт.

Свое понимание новой науки Огюст Конт изложил в трех последних книгах «Курса позитивной философии», и особенно – в четвертом томе.

Для определения места и роли новой науки О. Конт классифицировал науки по нескольким основаниям:

историческому (по времени и последовательности возникновения);

логическому (от абстрактного к конкретному);

посложности предмета исследования (от простого к сложному);

по характеру связи с практикой.

Отсюда основные науки расположились в следующем порядке:

1. математика,

2. астрономия,

3. физика,

4. химия,

5. биология,

6. социология

Математика, по мнению О. Конта, меньше всего зависит от других наук, является наиболее абстрактной, простой и отдаленной от практики и поэтому возникла раньше всех других форм научного познания. Социология, напротив – непосредственно связана с практикой, сложна, конкретна, возникла позже других, так как опирается на их достижения. Социология – «склад» фактов всех конечных результатов естественных и гуманитарных наук, вершина позитивного знания (от латинского слова «positive» – положительный).







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2023 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.