Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Преступления категории Тазир





 

Теория мусульманского деликтного права определяет тазир в качестве наказания, точно не установленного Кораном, Сунной или единогласным мнением богословов и применяемого за совершение правонарушений, которые могут затрагивать как всей общины, так и частные интересы. Мусульманские правоведы подчеркивают, что принципиальная возможность такого вида наказания основывается на отдельных положениях Корана и Сунны.

Тазир – это исправительное наказание[15]. В случае совершения проступка, противоречащего постановлению Корана или сопряженного с нарушением закона или постановления законной власти, или же идущего вразрез с нравственным чувством, но за которое не положено ни хадда, ни кисаса, или, наконец, если кадий найдет, что кто-либо заслуживает за свой поступок наказания, то он имеет право подвергнуть это лицо исправительному наказанию (тазир).

Под исправительным наказанием тазир понимаются любые виды наказания, не определенные за совершение конкретных преступлений в Коране и Сунне и не являющиеся по своей сущности и цели воздаянием равным. Тазир может состоять в простом увещании, в наказании плетьми, в заключении в тюрьму, в денежном штрафе и в изгнании. Во всяком случае, тазир не должен превышать хадда, как: нельзя приговорить человека больше чем к 39 ударам плетьми. Заключение в тюрьму, по мнению большинства правоведов, не должно продолжаться более шести месяцев, а смертная казнь ни в коем случае не может быть применена как тазир, так как это противоречило бы идее исправительного наказания. За умершего вследствие применения тазира уплачивается из государственной казны диет. Потерпевшая сторона может простить присужденного к тазиру.

Назидательное наказание тазир полагается за совершение всех преступлений, кроме семи упомянутых в самом Коране или Сунне и "кровавых преступлений" (убийства и нанесение ранений), назидательному наказанию может быть подвергнуто лицо, совершившее какое-либо из упомянутых преступлений, если по тем или иным причинам определенное наказание хадд или воздаяние равным (кисас) наложены быть не могут. Например, при краже запрещенного имущества или имущества, стоимость которого меньше установленного минимума, в случаях прощения виновного потерпевшей стороной и т.п.

Принадлежащими к данной категории являются, например, неисполнение некоторых религиозных обязанностей (неуплата заката, отказ от совершения молитвы, несоблюдение поста и др.), представляющее собой посягательство на «права Аллаха»; нанесение любого материального ущерба отдельным лицам (за исключением кражи и разбоя, наказываемых санкцией хадд), в частности, нарушение обязательств по сделкам, неуплата выкупа за кровь, обмеривание, обвешивание и мошенничество, взяточничество и растрата средств казны или сирот; умышленное вынесение неправомерного судебного решения и лжесвидетельство; нарушение правил поведения в общественных местах, особенно касающееся интересов и морали женщин; притеснение подданных или произвол по отношению к подчиненным; отрицание основополагающих выводов мусульманских догм.

Тазир может применяться и за совершение преступлений, влекущих строго определенное наказание хадд или кисас либо религиозное искупление каффара, когда данные санкции, в дополнение тому, что уже отмечалось, не могут быть наложены в силу «сомнения» в объекте или субъекте.

Покушение на совершение преступления категории хадд или кисас мусульманско-правовая наука расценивает как самостоятельное правонарушение, влекущее тазир. В некоторых случаях аналогичная санкция применялась и за соучастие в преступлениях категорий хадд и кисас. Например, если в совершении кражи вместе с посторонними принимал участие и слуга хозяина дома, то он не подвергается отсечению руки, а если он являлся соисполнителем кражи, то все преступники наказывались тазиром, поскольку имелось «сомнение» в субъекте преступления. Кроме того, лицо, скрывавшее вора, разбойника или убийцу, также подвергалось тазиру, как правило, в виде телесного наказания и лишения свободы.

В качестве меры исправительного наказания и предупреждения тазир мог быть применен также в случае прощения лица, совершившего преступление – кисас. Некоторые толкователи мусульманского права считали обязанностью правителя в рамках правовой политики наказать прощенного потерпевшим правонарушителя, нанесшего побои или оскорбления, тазиром в интересах всей общины. Другие полагали, что при прощении убийцы правитель может подвергнуть его тазиру в виде телесного наказания (100 ударов) и лишения свободы на один год[16].

В случае необходимости одновременно используются несколько видов тазира, например, телесное наказание сочетается с высылкой. Причем избранное наказание не обязательно должно иметь жесткие рамки (например, срок лишения свободы) и во многих случаях применяется до тех пор, пока нарушитель не раскается или не исправится — уплатит долг, выполнит религиозную обязанность, которой он ранее избегал, и т. п. Вместе с тем в публичных интересах допускается даже превентивное наказание тазиром лиц, которые еще не совершили никаких проступков, но имеются достаточные основания подозревать, что они могут это сделать.

Относительно разновидностей тазира среди мусульманских исследователей нет единства: называют от 4-5 до 11 видов этого наказания. Причем среди них указываются такие своеобразные санкции, как устное порицание (оно применялось, например, к лжесвидетелям) или просто молчаливое проявление осуждения, бойкот или отлучение - так советует Коран мужьям обращаться с провинившимися женами, унижение нарушителя бритьем головы (но не бороды), чернением лица или вождением его в полуобнаженном виде по улицам города с публичным оглашением совершенного им греха, распятие на три дня без лишения жизни, но с запретом принимать пищу[17].

Интересно, что даже общеизвестные меры наказания за правонарушения - например лишение свободы, материальные санкции или телесное наказание - отличались в мусульманском праве большим своеобразием. К примеру, при мусульманских судах первоначально не имелось специальных тюрем, и правонарушители, приговоренные к лишению свободы, содержались у себя дома или в мечети без права их покидать. Кроме того, никто не мог быть осужден к ссылке на срок более одного года.

Широко применялось в качестве меры наказания причинение правонарушителю материального, имущественного ущерба путем конфискации, наложения штрафа и даже уничтожения имущества (например, лавки виноторговцев сжигались). Вместе с тем последователи шафиитского и ханбалитского толков мусульманского права, а также многие маликиты допускали применение данного вида санкции в иной форме - в виде временного изъятия всего имущества или его части до тех пор, пока правонарушитель не раскается. Сторонники других правовых школ считали, что имущество должно оставаться у преступника и подлежит конфискации только в том случае, если он в течение определенного времени не раскается. По мнению третьих, возможна лишь окончательная, конфискация имущества в пользу казны по решению суда, а ханифиты вообще не допускали подобный вид тазира[18].

Несовпадающие оценки тазира, включая и имущественные санкции, наглядно демонстрируют, что различные школы мусульманского права (а внутри школ - отдельные правоведы), пользуясь правом на иджтихад, применяли несовпадающие нормы при решении сходных вопросов. Ярким примером, подтверждающим данный вывод, является трактовка телесного наказания. По-своему толкуя положения сунны, различные мусульманско-правовые школы сформулировали собственные нормы, регулирующие применение этого наиболее распространенного вида тазира.

Так, ханбалиты считали, что телесное наказание может колебаться от 3 до 10 ударов палкой, розгами или кнутом. Ханифиты, исходя из того, что тазир в любом случае должен быть меньше санкции хадд, устанавливали максимальный предел телесного наказания в 39 ударов (напомню, что по ханифитскому толку за употребление алкоголя свободному мусульманину полагается 40 ударов). Согласно шафиитскому толку высший предел для этого вида наказания - 19 ударов для всех мусульман[19]. Некоторые правоведы полагали, что тазир за наиболее опасные преступления при отсутствии всех необходимых условий для применения за их совершение точно установленной санкции хадд не может превышать максимального размера телесного наказания для этой категории преступлений, установленного в 100 ударов (за прелюбодеяние). Например, лицо, совершившее кражу, но не подлежащее по каким-либо причинам отсечению руки, может быть подвергнуто телесному наказанию 99 ударами. Сторонники маликитского толка мусульманского права считали, что наказание тазир может быть даже более суровым, чем санкция хадд за аналогичные преступления, если она не подлежит применению из-за «сомнения». За другие правонарушения, по их мнению, тазир может достигать 100 ударов (например, за умышленное убийство при прощении преступника) и больше (маликиты ссылались на предание, согласно которому халиф Омар наказывал за подделку документов с целью овладения средствами государственной казны 100 ударами трижды - в течение трех дней подряд)[20]. Отдельные правоведы полагали, что тазир в виде телесного наказания не имеет строго определенных границ, которые всякий раз устанавливает компетентный государственный орган по своему усмотрению, исходя из конкретных обстоятельств проступка и руководствуясь «общими интересами» общины.

Специальное внимание мусульманские правоведы уделяли смертной казни как одному из видов тазира. Они полагают, что данная мера наказания может и должна применяться за наиболее тяжкие преступления, посягающие на общие интересы общины или власть правителя. Так, маликиты требовали смертной казни за шпионаж в пользу врага, находящегося в состоянии войны с мусульманами. По мнению шафиитов и ханбалитов, аналогичная мера наказания, исходя из «общей пользы» для верующих, может применяться за призыв к смуте и отказу от основных принципов мусульманской веры, зафиксированных в Коране и сунне[21]. Ханифиты выступали против смертной казни в этих случаях, но допускали ее в отношении преступников-рецидивистов, неоднократно совершавших серьезные преступления и не исправившихся под влиянием иных мер наказания[22].

Для применения тазира, как и иных санкций, достаточно признания нарушителя или доказательства его вины свидетельскими показаниями. Однако в отличие от хадда или кисаса этот вид наказания может быть применен к любому лицу, находящемуся в здравом рассудке, в том числе к несовершеннолетнему, а также в случае «сомнения».

Характерная особенность тазира заключается в том, что он не представляет собой систему строго установленных формально определенных санкций за конкретные проступки, и правоприменительный орган может достаточно гибко выбирать вид и размер наказания в зависимости от характера проступка и личности виновного.

 

Преступления категории Хадд

Преступ­ления категории Хадд, согласно мусульманской доктрине, восходили к указаниям самого Мухаммеда. Они трактовались как посягательст­ва на "права Аллаха" и большинство современных исследователей мусульманского деликтного права понимают под хаддответственность за деяния, которые, во-первых, посягают только на интересы всей общины («права Аллаха») и, во-вторых, влекут наказания либо однозначно определенные Кораном или сунной, либо нормативно точно установленные правоприменительной практикой праведных халифов, в-третьих, не допускают прощения[23]. Однако, мусульманские ученые-юристы не единогласны в том, какие именно правонарушения должны быть включены в данную категорию преступлений. Большинство исследователей полагают, что к ним относятся семь наиболее опасных общественных деяний - прелюбодеяние, употребление спиртных напитков, кража, разбой, недоказанное обвинение в прелюбодеянии, вероотступничество и бунт.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2023 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.