Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Требования к оформлению презентаций





Практически неоспоримым является факт, что дизайн презентаций оказывает самое непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и ряд других важных показателей. Поэтому дизайн интерфейса обучающей среды не должен разрабатываться на интуитивном уровне. Требуется научно обоснованный, взвешенный и продуманный системный подход. Существует мнение, что наглядный материал не просто некоторая информация в чувственной форме представления, а информационная модель определенного педагогического опыта, которая должна соответствовать требованиям эстетики, эргономики и дизайна.

Чтобы презентация хорошо воспринималась слушателями, не вызывала отрицательных эмоций (подсознательных или вполне осознанных) и достигала учебных целей, необходимо соблюдать ряд правил ее оформления.

В оформлении презентаций выделяют два блока правил, описывающих:

Представление информации

Оформление слайдов

Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляе­мых к организации и оформлению данных блоков.

Презентация предполагает сочетание информации различных типов: текста, графических изображений, музыкальных и звуковых эффектов, анимации и видеофрагментов. Поэтому необходимо учитывать специфику комбинирования фрагментов информации различных типов. Кроме того, оформление и демонстрация каждого из перечисленных типов информации также подчиняется определенным правилам. Так, например, для текстовой информации важен выбор шрифта, для графической — яркость и насыщенность цвета, для наилучшего их совместного восприятия необходимо оптимальное взаиморасположение на слайде.



Следует выделить наиболее общие требования к средствам, формам и способам представления содержания учебного материала в электронной презентации. Рассмотрим рекомендации по оформлению и представлению на экране материалов различного вида.

Представление информации

Объем и форма представления информации:

• Рекомендуется сжатый, информационный способ изложения материала.

• Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: человек в среднем может единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.

• Один слайд учебной презентации в среднем рассчитывается на 1.5-2 минуты урока.

• Для достижения наибольшей эффективности ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

• Желательно присутствие на слайде блоков с разнотипной информацией (текст, графики, диаграммы, таблицы, рисунки), дополняющей друг друга.

• Заголовки должны быть краткими и привлекать внимание аудитории.

• В текстовых блоках необходимо использовать короткие слова и предложения.

• Рекомендуется минимизировать количество предлогов, наречий, прилагательных.

• В таблицах рекомендуется использовать минимум строк и столбцов.

• Вся вербальная информация должна тщательно проверяться на отсутствие орфографических, грамматических и стилистических ошибок.

• При проектировании характера и последовательности предъявления учебного материала должен соблюдаться принцип стадийности: информация может разделяться в пространстве (одновременное отображение в разных зонах одного слайда) или во времени (размещение информации на последовательно демонстрируемых слайдах).

• Презентация должна дополнять, иллюстрировать то, о чем идет речь на занятии. С одной стороны, не должна становиться главной частью урока, а с другой, не должна полностью дублировать материал урока.

Расположение информационных блоков на слайде

Структура слайда должна быть одинаковой на всей презентации.

Логика предъявления информации на слайдах и в презентации должна соответствовать логике ее изложения.

• Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

• Информационных блоков на слайде не должно быть слишком много (оптимально 3, максимум 5).

• Рекомендуется объединение семантически связанных информационных элементов в целостно воспринимаю­щиеся группы;

• Рекомендуемый размер одного информационного блока — не более 1/2 размера слайда;

• Информационные блоки рекомендуется располагать горизонтально, связанные по смыслу блоки — слева направо.

• Поясняющая надпись должна располагаться под рисунком (фотографией, диаграммой, схемой).

Способы и правила выделения информации

• Все информационные элементы (текст, изображения, диаграммы, элементы схем, таблицы) должны ясно и рельефно выделяться на фоне слайда, для этого используются:

• рамки, прорисовка границ (для оформления изображений, таблиц);

• тени (для отделения контура текста и объектов от фона);

• заливка, штриховка (для дизайна основ информационных блоков);

• стрелки (для оформления схем и логических блоков).

Ключевые слова в информационном блоке необходимо выделить (цветом, подчеркиванием, полужирным и курсивным начертанием, размером шрифта).

• Однако при выделении следует соблюдать меру — выделенные элементы не должны превышать 1/3-1/2 общего объема текста слайда.

• Для иллюстрации наиболее важных фактов, используются рисунки, диаграммы, схемы.

4.2 Оформление слайдов:

Единый стиль презентации

• Вся презентация должна должны быть выдержана в едином стиле, на базе одного шаблона.

• Стиль включает в себя:

• общую схему шаблона: способ размещения информационных блоков;

• общую цветовую схему дизайна слайда;

• цвет фона или фоновый рисунок, декоративный элемент небольшого размера и др.;

• параметры шрифтов (гарнитура, цвет, размер) и их оформления (эффекты), используемых для различных типов текстовой информации (заголовки, основной текст, выделенный текст, гиперссылки, списки, подписи);

• способы оформления иллюстраций, схем, диаграмм, таблиц и др.

• Необходимо обеспечить унификацию структуры и формы представления учебного материала.

• Цветовая схема должна быть одинаковой на всех слайдах. Это создает у обучающегося ощущение связности, преемственности, стильности, комфортности.

• В стилевом оформлении презентации не рекомендуется использовать более 3 основных цветов и более 3 типов шрифта.

• Следует избегать излишне пёстрых стилей — оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от содержательной части доносимой информации.

• Белое пространство признается одним из сильнейших средств выразительности, малогарнитурный набор — признаком стиля.

• Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

• При выборе элементов стиля (цветовых соотношений, размера текста, иллюстраций, таблиц) рекомендуется проводить проверку шаблона презентации на удобство чтения с экрана компьютера.

Правила использования цвета

Одним из основных компонентов дизайна учебной презентации является учет физиологических особенностей восприятия цветов человеком. К наиболее значимым из них относят :

• стимулирующие (теплые) цвета способствуют возбуждению и действуют как раздражители (в порядке убывания интенсивности воздействия): красный, оранжевый, желтый;

• дезинтегрирующие (холодные) цвета успокаивают, вызывают сонное состояние (в том же порядке): фиолетовый, синий, голубой, сине-зеленый; зеленый;

• нейтральные цвета: светло-розовый, серо-голубой, желто-зеленый, коричневый;

• сочетание двух цветов — цвета знака и цвета фона — существенно влияет на зрительный комфорт, причем некоторые пары цветов не только утомляют зрение, но и могут привести к стрессу (например, зеленые буквы на красном фоне);

• наиболее хорошо воспринимаемые сочетания цветов шрифта и фона: белый на темно-синем, лимонно-желтый на пурпурном, черный на белом, желтый на синем.

Можно сформулировать следующие рекомендации по использованию цвета в презентации:

• На одном слайде рекомендуется использовать не более трех базовых цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.

• Составление цветовой схемы презентации начинается с выбора:

• трех базовых цветов: фона — текста — заголовка;

• трех главных функциональных цветов, которые используются для представления обычного текста, гиперссылок и посещенных ссылок.

• Для фона и текста необходимо использовать контрастные цвета: текст должен хорошо читаться, но не резать глаза.

• Следует обратить внимание на цвет гиперссылок (до и после использования): их цвет должен заметно отличаться от цвета текста, но не контрастировать с ним.

• Согласно нормативам [1] в учебных презентациях для детей и подростков не допускается применять:

• более 4 цветов различных длин волн на одной электронной странице;

• красный фон;

• соотношение яркостей знаков и фона для позитивного изображения должно быть не менее 1:3 и для негативного изображения (выворотки) -3:1.

Правила использования фона

• Фон является элементом заднего (второго) плана, должен выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее.

• Легкие пастельные тона лучше подходят для фона, чем белый цвет.

• Для фона предпочтительны холодные тона.

• Вместо того, чтобы использовать сплошной цвет лучше выбрать плавный градиентный переход гармонично сочетающихся цветов, мягкую (неконтрастную) текстуру или нейтральный фон.

• Любой активный фоновый рисунок повышает утомляемость глаз обучаемого и снижает эффективность восприятия материала.

• При планировании дизайна слайда следует всячески избегать проецирования текстовых блоков на области фона, содержащие изображения и декоративные элементы.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.