|
Внутренняя и внешняя политика Александра III
- Вступление на престол 1 марта 1881 г.
- Проблемы:
| политические
| - реформ 60-70-х гг.;
- последствия русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг.;
- деятельность радикальных и террористических организаций;
- крестьянское недовольство;
|
| экономические
| - финансы и бюджет;
- сельское хозяйство;
- замедление промышленного роста.
| Для выхода из кризисного состояния предлагается сменить либеральный правительственный курс (отставка М.Т. Лорис-Меликова (министр внутренних дел), усиление позиций К.П. Победоносцева (обер-прокурор Синода).
29 апреля 1881 г. Александр III выступил с манифестом «О незыблемости самодержавия» (основные направления внутренней и внешней политики правительства):
| - неограниченность самодержавия;
- лозунг "Россия для русских";
- принципом поддержания мира со всеми государствами.
| Основные направления внутренней политики:
- Первоочередные меры правительства были направлены на предотвращение революции: министром внутренних дел назначен Н.П. Игнатьев, 14 августа 1881 г. им было издано «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия»:
| - любая местность могла быть объявлена на чрезвычайном положении;
- губернаторы и местная администрация получали право арестовывать в административном порядке на срок до 3 мес., штрафовать на сумму от 500 до 5000 руб.;
- передавать дело на рассмотрение военного суда;
- закрывать учебные заведения, торговые и промышленные предприятия, приостанавливать деятельность земств и городских дум, закрывать органы печати.
| -Политика в области цензуры. После отставки Н.П. Игнатьева министром внутренних дел стал Д.А. Толстой. Одновременно он был назначен и шефом жандармов. 27 августа 1882 г. были утверждены новые «Временные правила о печати»:
| - правительство создавало Особое совещание четырёх министров - внутренних дел, юстиции, народного просвещения и обер-прокурора Синода, которое устанавливало строгий административный надзор над газетами и журналами;
- редакторы по требованию министра внутренних дел должны были сообщать имена авторов статей, печатающихся под псевдонимами;
- любой печатный орган после трёхкратного предупреждения мог быть закрыт решением Особого совещания.
|
- Политика правительства в области просвещения. В 1884 г. был отменён либеральный университетский устав:
| - отменялась выборность ректоров, деканов, профессоров;
- автономия университетов;
- введено назначение ректоров и профессоров министром просвещения;
- организован надзор за поведением студентов, вновь вводилась форменная одежда;
- плата за обучение в университетах повысилась с 10 руб. до 50 руб. в год;
- в случае неповиновения студента исключали из университета, и он оказывался по закону о всеобщей воинской повинности в армии в качестве рядового.
| В 1887 г. был издан циркуляр, получивший название указа «о кухаркиных детях»:
| - предписывалось не принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одарённых необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат»;
- резко повышалась плата за обучение в гимназиях;
- реальные училища были преобразованы в технические школы, окончание которых не давало право поступления в университет.
| - Правительство предприняло меры к укреплению государственной власти на местах. В 1889 г. было издано «Положение о земских участковых начальниках»:
| - в 40 губерниях России создавалось 2200 земских участков во главе с земскими начальниками;
- земские начальники назначались министром внутренних дел по представлению губернаторов и губернских предводителей дворянства из местных потомственных дворян – землевладельцев;
- земский начальник мог отменить любое решение схода, получал право суда над крестьянами, по своему усмотрению мог подвергать крестьянина телесным наказаниям, арестовывать без всякого суда сроком до 3 дней и штрафовать его на сумму до 6 руб., давал разрешение на раздел семьи, на передел земли;
- земский начальник также назначал членов волостного суда из предложенных крестьянами кандидатур, мог отменить любое решение волостного суда, а самих судей арестовывать, подвергать телесным наказаниям, штрафовать;
- постановления и решения земских начальников считались окончательными и не подлежали обжалованию.
| - Изменения в области местного управления и суда. В 1890 г. было утверждено новое «Положение о губернских и земских учреждениях»:
| - для дворян снижался избирательный ценз вдвое, число гласных землевладельческой курии ещё более увеличивалось, соответственно число гласных по другим куриям - городской и сельской – уменьшалось;
- крестьяне фактически лишались земского представительства. Теперь они могли выбирать только кандидатов в земские гласные, список же этот рассматривал уездный съезд земских начальников;
- резко повышался избирательный ценз для городской курии, вследствие этого более половины городских жителей лишались права участвовать в выборах в земства;
- губернатор мог отменить любое постановление земства и внести на рассмотрение земства любой вопрос, исходя из принципа целесообразности.
Таким образом: правительство попыталось усилить роль дворянства в земствах и ограничить в них представительство недворянских элементов, ограничить компетенцию земств и поставить земства под жёсткий контроль правительства.
| В 1892 г. было издано новое «Городовое положение»:
| - был значительно повышен избирательный ценз, вследствие чего избирательных прав были лишены мелкая буржуазия, мелкие торговцы, приказчики и т.д.;
- городские думы были поставлены под контроль местного губернатора;
- городские головы и члены городских управ отныне стали считаться государственными чиновниками.
| - Частичным изменениям подверглось судопроизводство:
| - в 1881 г. существенно ограничивалась гласность в судопроизводстве по политическим делам, прекратились публикации отчётов о политических процессах;
- в 1887 г. был издан указ, согласно которому министру юстиции предоставлялось право запрещать публичное рассмотрение в суде любого дела;
- в 1889 г. был издан указ, по которому ограничивалась роль присяжных заседателей (повышался ценз для присяжных).
| - Национальная политика правительства была направлена на укрепление официального православия, на русификацию окраин и на стеснение в правах некоторых национальностей:
| - появился лозунг «Россия для русских и православных», на территории России началось усиленное строительство православных храмов. За 11 лет правления Александра III было построено 5000 церквей;
- в религиозной политике правительство стало преследовать последователей христианских неправославных сект, старообрядцев, католиков;
- бурятам и калмыкам было запрещено строительство буддистских храмов;
- в 1882 г. были изданы «Временные правила», согласно которым евреи были лишены права селиться вне городов и местечек, определённых «чертой оседлости» (черта оседлости, в пределах которой им разрешено было проживание, включала Польшу, Литву, Белоруссию, Правобережную Украину, Бессарабию, Черниговскую и Полтавскую области), им также запрещалось приобретение и аренда недвижимого имущества;
- в 1887 г. для евреев была определена процентная норма при приёме в высшие учебные заведения - 3% в столицах, 5% - вне черты оседлости;
- с 1889 г. был приостановлен приём евреев на должности присяжных поверенных (адвокатов);
- правительство проводило активную политику по «обрусению» Польши. На все важные посты в Польше назначались русские, русский язык усиленно насаждался в школе и в делопроизводстве польских административных учреждений;
- в то же время автономия Финляндии была существенно расширена. Великое княжество Финляндское вошло в состав Российской империи в 1809 г. По традиции оно обладало самой широкой автономией: имело свой сейм, свои войска, свою денежную систему. Финский сейм при Александре III получил право законодательной инициативы, которого он добивался два десятка лет.
|
- Экономическая политика правительства. В 80-е гг. XIX вв. России начался спад экономического роста. Поэтому с самого начала правления Александр III поставил перед правительством задачу - вывести российскую экономику из кризисного состояния:
- Финансы. В мае 1881 г. на пост министра финансов был назначен выдающийся учёный-экономист, ректор Киевского университета Н.Х.Бунге:
| - на 1 января 1881 г. государственный долг составлял 6 млрд. руб.;
Н.Х. Бунге решил оздоровить финансы страны путём реформирования системы сбора налогов:
- в 1887 г. в России была отменена подушная подать (прямой налог);
- в 1881 - 1886 гг. вводятся косвенные налоги: акцизные сборы на водку, сахар, табак, нефть;
- увеличены поземельный налог, с недвижимости в городах, с золотодобывающей промышленности, раскладочные сборы с торгово-промышленных предприятий, с доходов от денежных капиталов, были введены налоги на наследство и на заграничные паспорта (перераспределение налогового бремени);
- с 1882 по 1885 гг. на 30% были увеличены таможенные пошлины, это автоматически уменьшало импорт товаров в Россию, но увеличивало ввоз капиталов (возможность роста местной промышленности);
- правительство отказалось от прямого финансирования большинства предприятий, число опекаемых предприятий резко сократилось, но продолжало поддерживать стратегически важные производства - горные и оружейные заводы, паровозостроение;
- правительство усиливало государственный контроль над оборотами железных дорог для прекращения крупных спекуляций, выкупало наименее доходные частные железные дороги;
- Н.Х. Бунге выступал против льгот поместному дворянству, был сторонником частного капитала, выступал за сокращение вооружённых сил;
- по инициативе Н.Х. Бунге начал издаваться «Вестник финансов, промышленности и торговли», где впервые начались публикации государственного бюджета.
|
1 января 1887 г. министром финансов стал крупнейший учёный - математик, предприниматель И.А. Вышеградский, основная цель - ликвидировать дефицит бюджета, ужесточением налоговой политики:
| - резко увеличены прямые налоги: государственный поземельный, с городских недвижимых имуществ, торговые и промысловые;
- резко были повышены косвенные налоги на предметы первой необходимости: на спички и осветительные масла, питейный акциз;
- усилил протекционистское направление таможенной политики: в 1891 г. был издан новый таможенный тариф, который был больше прежнего уже на 1/3;
- значительно увеличен экспорт хлеба и других продовольственных товаров;
- правительство установило ещё более жесткий контроль над деятельностью частных железно - дорожных компаний, скупало частные железные дороги. К 1894 г. государству уже принадлежало 52% всех железных дорог (особое внимание железнодорожной отрасли – экономический мультипликатор).
В результате: И.А. Вышнеградскому удалось увеличить доходную часть бюджета с 958 млн. до 1167 млн. руб. Дефицит бюджета был ликвидирован, доходы даже несколько превысили расходы. И.А. Вышнеградский создал золотой запас свыше 500 млн. руб., начал подготовку винной и табачной монополий. На посту министра финансов своё личное состояние удвоил и довёл до 25 млн.
| - Правительство предприняло важные меры для привлечения отечественного капитала в промышленность. В 90-е гг. начинается заметное оживление всех отраслей экономики, особенно металлургической, машиностроительной, химической, текстильной, пищевой:
| - В правление Александра III уделялось большое внимание развитию транспорта, особенно железнодорожного.
| - Новым вопросом в экономической политике становится рабочий вопрос, и было положено начало рабочему законодательству:
| - рабочий день малолетних детей от 12 до 15 лет ограничивался 8 часами;
- труд детей до 12 лет вообще запрещался;
- был принят закон о штрафах (штрафы регламентировались и не могли превышать 1/3 зарплаты, причём штрафные деньги должны были расходоваться на нужды рабочих);
- вводились фабричные инспекции.
Российское рабочее законодательство вскоре опередило западноевропейское.
| -Сельское хозяйство. Сельское хозяйство продолжало оставаться отсталой отраслью экономики:
| - в 1885 г. был создан Дворянский банк, он выдавал помещикам ссуду на срок от 11 до 66 лет из расчёта 4,5% годовых (ситуация с колхозами);
- в целях обеспечения помещичьих хозяйств рабочей силой в 1886 г. были установлены строгие наказания за уход батраков от помещика раньше намеченного срока;
- правительство предпринимало меры к снижению налогообложения крестьянства, в 1881 г. были понижены выкупные платежи за землю и прощены крестьянам накопившиеся по выкупным платежам недоимки;
- в 1893 г. был принят закон о пресечении постоянных переделов земли в общинах, так как это вело к росту напряжённости в деревне;
- в 1882 г. был создан Крестьянский банк. Он предоставлял крестьянам на выгодных условиях кредиты и ссуды для совершения операций с землёй.
| Общий вывод: правительство предприняло ряд мер, направленных на ограничение характера и действия реформ 60-х - 70-х гг. Происходила корректировка либерального курса Александра II с учётом российских реалий.
- Итоги и значение либеральных реформ в России для ее дальнейшего исторического развития. Создание условий для определенной экономической, социальной и политической стабильности в обществе.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|