Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Внутренняя и внешняя политика Александра III





- Вступление на престол 1 марта 1881 г.

- Проблемы: политические - реформ 60-70-х гг.; - последствия русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг.; - деятельность радикальных и террористических органи­заций; - крестьянское недовольство;
  экономические - финансы и бюджет; - сельское хозяйство; - замедление промышленного роста.

Для выхода из кризисного состояния предлагается сменить либеральный правительственный курс (отставка М.Т. Лорис-Меликова (министр внутренних дел), усиление позиций К.П. Победоносцева (обер-прокурор Синода).

 

29 апреля 1881 г. Александр III выступил с манифестом «О незыблемости самодержавия» (основные направления внутренней и внешней политики правительства):

  - неограниченность самодержавия; - лозунг "Россия для русских"; - принципом поддержания мира со всеми государствами.

Основные направления внутренней политики:

- Первоочередные меры правительства были направлены на предотвращение революции: министром внутренних дел назначен Н.П. Игнатьев, 14 августа 1881 г. им было издано «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия»:

  - любая местность могла быть объявлена на чрезвычайном положении; - губернаторы и местная администрация получали право арестовывать в административном порядке на срок до 3 мес., штрафовать на сумму от 500 до 5000 руб.; - передавать дело на рассмотрение военного суда; - закрывать учебные заведения, торговые и промышленные предприятия, приостанавливать деятельность земств и городских дум, закрывать органы печати.

-Политика в области цензуры. После отставки Н.П. Игнатьева министром внутренних дел стал Д.А. Толстой. Одновременно он был назначен и шефом жандармов. 27 августа 1882 г. были утверждены новые «Временные правила о печати»:

  - правительство создавало Особое совещание четырёх министров - внутренних дел, юстиции, народного просвещения и обер-прокурора Синода, которое устанавливало строгий административный надзор над газетами и журналами; - редакторы по требованию министра внутренних дел должны были сообщать имена авторов статей, печатающихся под псевдонимами; - любой печатный орган после трёхкратного предупреждения мог быть закрыт решением Особого совещания.  

 

 

- Политика правительства в области просвещения. В 1884 г. был отменён либеральный университетский устав:

  - отменялась выборность ректоров, деканов, профессоров; - автономия университетов; - введено назначение ректоров и профессоров министром просвещения; - организован надзор за поведением студентов, вновь вводилась форменная одежда; - плата за обучение в университетах повысилась с 10 руб. до 50 руб. в год; - в случае неповиновения студента исключали из университета, и он оказывался по закону о всеобщей воинской повинности в армии в качестве рядового.

В 1887 г. был издан циркуляр, получивший название указа «о кухаркиных детях»:

  - предписывалось не принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одарённых необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат»; - резко повышалась плата за обучение в гимназиях; - реальные училища были преобразованы в технические школы, окончание которых не давало право поступления в университет.

- Правительство предприняло меры к укреплению государственной власти на местах. В 1889 г. было издано «Положение о земских участковых начальниках»:

  - в 40 губерниях России создавалось 2200 земских участков во главе с земскими начальниками; - земские начальники назначались министром внутренних дел по представлению губернаторов и губернских предводителей дворянства из местных потомственных дворян – землевладельцев; - земский начальник мог отменить любое решение схода, получал право суда над крестьянами, по своему усмотрению мог подвергать крестьянина телесным наказаниям, арестовывать без всякого суда сроком до 3 дней и штрафовать его на сумму до 6 руб., давал разрешение на раздел семьи, на передел земли; - земский начальник также назначал членов волостного суда из предложенных крестьянами кандидатур, мог отменить любое решение волостного суда, а самих судей арестовывать, подвергать телесным наказаниям, штрафовать; - постановления и решения земских начальников считались окончательными и не подлежали обжалованию.

- Изменения в области местного управления и суда. В 1890 г. было утверждено новое «Положение о губернских и земских учреждениях»:

  - для дворян снижался избирательный ценз вдвое, число гласных землевладельческой курии ещё более увеличивалось, соответственно число гласных по другим куриям - городской и сельской – уменьшалось; - крестьяне фактически лишались земского представительства. Теперь они могли выбирать только кандидатов в земские гласные, список же этот рассматривал уездный съезд земских начальников; - резко повышался избирательный ценз для городской курии, вследствие этого более половины городских жителей лишались права участвовать в выборах в земства; - губернатор мог отменить любое постановление земства и внести на рассмотрение земства любой вопрос, исходя из принципа целесообразности. Таким образом: правительство попыталось усилить роль дворянства в земствах и ограничить в них представительство недворянских элементов, ограничить компетенцию земств и поставить земства под жёсткий контроль правительства.

В 1892 г. было издано новое «Городовое положение»:

  - был значительно повышен избирательный ценз, вследствие чего избирательных прав были лишены мелкая буржуазия, мелкие торговцы, приказчики и т.д.; - городские думы были поставлены под контроль местного губернатора; - городские головы и члены городских управ отныне стали считаться государственными чиновниками.

- Частичным изменениям подверглось судопроизводство:

  - в 1881 г. существенно ограничивалась гласность в судопроизводстве по политическим делам, прекратились публикации отчётов о политических процессах; - в 1887 г. был издан указ, согласно которому министру юстиции предоставлялось право запрещать публичное рассмотрение в суде любого дела; - в 1889 г. был издан указ, по которому ограничивалась роль присяжных заседателей (повышался ценз для присяжных).

- Национальная политика правительства была направлена на укрепление официального православия, на русификацию окраин и на стеснение в правах некоторых национальностей:

  - появился лозунг «Россия для русских и православных», на территории России началось усиленное строительство православных храмов. За 11 лет правления Александра III было построено 5000 церквей; - в религиозной политике правительство стало преследовать последователей христианских неправославных сект, старообрядцев, католиков; - бурятам и калмыкам было запрещено строительство буддистских храмов; - в 1882 г. были изданы «Временные правила», согласно которым евреи были лишены права селиться вне городов и местечек, определённых «чертой оседлости» (черта оседлости, в пределах которой им разрешено было проживание, включала Польшу, Литву, Белоруссию, Правобережную Украину, Бессарабию, Черниговскую и Полтавскую области), им также запрещалось приобретение и аренда недвижимого имущества; - в 1887 г. для евреев была определена процентная норма при приёме в высшие учебные заведения - 3% в столицах, 5% - вне черты оседлости; - с 1889 г. был приостановлен приём евреев на должности присяжных поверенных (адвокатов); - правительство проводило активную политику по «обрусению» Польши. На все важные посты в Польше назначались русские, русский язык усиленно насаждался в школе и в делопроизводстве польских административных учреждений; - в то же время автономия Финляндии была существенно расширена. Великое княжество Финляндское вошло в состав Российской империи в 1809 г. По традиции оно обладало самой широкой автономией: имело свой сейм, свои войска, свою денежную систему. Финский сейм при Александре III получил право законодательной инициативы, которого он добивался два десятка лет.

 

- Экономическая политика правительства. В 80-е гг. XIX вв. России начался спад экономического роста. Поэтому с самого начала правления Александр III поставил перед правительством задачу - вывести российскую экономику из кризисного состояния:

- Финансы. В мае 1881 г. на пост министра финансов был назначен выдающийся учёный-экономист, ректор Киевского университета Н.Х.Бунге:

  - на 1 января 1881 г. государственный долг составлял 6 млрд. руб.; Н.Х. Бунге решил оздоровить финансы страны путём реформирования системы сбора налогов: - в 1887 г. в России была отменена подушная подать (прямой налог); - в 1881 - 1886 гг. вводятся косвенные налоги: акцизные сборы на водку, сахар, табак, нефть; - увеличены поземельный налог, с недвижимости в городах, с золотодобывающей промышленности, раскладочные сборы с торгово-промышленных предприятий, с доходов от денежных капиталов, были введены налоги на наследство и на заграничные паспорта (перераспределение налогового бремени); - с 1882 по 1885 гг. на 30% были увеличены таможенные пошлины, это автоматически уменьшало импорт товаров в Россию, но увеличивало ввоз капиталов (возможность роста местной промышленности); - правительство отказалось от прямого финансирования большинства предприятий, число опекаемых предприятий резко сократилось, но продолжало поддерживать стратегически важные производства - горные и оружейные заводы, паровозостроение; - правительство усиливало государственный контроль над оборотами железных дорог для прекращения крупных спекуляций, выкупало наименее доходные частные железные дороги; - Н.Х. Бунге выступал против льгот поместному дворянству, был сторонником частного капитала, выступал за сокращение вооружённых сил; - по инициативе Н.Х. Бунге начал издаваться «Вестник финансов, промышленности и торговли», где впервые начались публикации государственного бюджета.

 

1 января 1887 г. министром финансов стал крупнейший учёный - математик, предприниматель И.А. Вышеградский, основная цель - ликвидировать дефицит бюджета, ужесточением налоговой политики:

  - резко увеличены прямые налоги: государственный поземельный, с городских недвижимых имуществ, торговые и промысловые; - резко были повышены косвенные налоги на предметы первой необходимости: на спички и осветительные масла, питейный акциз; - усилил протекционистское направление таможенной политики: в 1891 г. был издан новый таможенный тариф, который был больше прежнего уже на 1/3; - значительно увеличен экспорт хлеба и других продовольственных товаров; - правительство установило ещё более жесткий контроль над деятельностью частных железно - дорожных компаний, скупало частные железные дороги. К 1894 г. государству уже принадлежало 52% всех железных дорог (особое внимание железнодорожной отрасли – экономический мультипликатор). В результате: И.А. Вышнеградскому удалось увеличить доходную часть бюджета с 958 млн. до 1167 млн. руб. Дефицит бюджета был ликвидирован, доходы даже несколько превысили расходы. И.А. Вышнеградский создал золотой запас свыше 500 млн. руб., начал подготовку винной и табачной монополий. На посту министра финансов своё личное состояние удвоил и довёл до 25 млн.

- Правительство предприняло важные меры для привлечения отечественного капитала в промышленность. В 90-е гг. начинается заметное оживление всех отраслей экономики, особенно металлургической, машиностроительной, химической, текстильной, пищевой:

  - В правление Александра III уделялось большое внимание развитию транспорта, особенно железнодорожного.

- Новым вопросом в экономической политике становится рабочий вопрос, и было положено начало рабочему законодательству:

  - рабочий день малолетних детей от 12 до 15 лет ограничивался 8 часами; - труд детей до 12 лет вообще запрещался; - был принят закон о штрафах (штрафы регламентировались и не могли превышать 1/3 зарплаты, причём штрафные деньги должны были расходоваться на нужды рабочих); - вводились фабричные инспекции. Российское рабочее законодательство вскоре опередило западноевропейское.

-Сельское хозяйство. Сельское хозяйство продолжало оставаться отсталой отраслью экономики:

  - в 1885 г. был создан Дворянский банк, он выдавал помещикам ссуду на срок от 11 до 66 лет из расчёта 4,5% годовых (ситуация с колхозами); - в целях обеспечения помещичьих хозяйств рабочей силой в 1886 г. были установлены строгие наказания за уход батраков от помещика раньше намеченного срока; - правительство предпринимало меры к снижению налогообложения крестьянства, в 1881 г. были понижены выкупные платежи за землю и прощены крестьянам накопившиеся по выкупным платежам недоимки; - в 1893 г. был принят закон о пресечении постоянных переделов земли в общинах, так как это вело к росту напряжённости в деревне; - в 1882 г. был создан Крестьянский банк. Он предоставлял крестьянам на выгодных условиях кредиты и ссуды для совершения операций с землёй.  

Общий вывод: правительство предприняло ряд мер, направленных на ограничение характера и действия реформ 60-х - 70-х гг. Происходила корректировка либерального курса Александра II с учётом российских реалий.

 

- Итоги и значение либеральных реформ в России для ее дальнейшего исторического развития. Создание условий для определенной экономической, социальной и политической стабильности в обществе.

 

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2023 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.