Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методические рекомендации к семинару по теме: «Киевская Русь: образование и развитие Древнерусского государства (IX-XII вв.)».






План семинарского занятия.

1. Восточные славяне: социальное, политическое, культурное развитие в VI-IX вв. (территориальная община, племенные союзы, торговля и возникновение первых русских городов, язычество).

2. Норманнская и антинорманнская теории происхождения древнерусского государства. Деятельность первых князей (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав).

3. Русь и Византия. Принятие восточного христианства на Руси. Владимир I.

4. Расцвет Киевской державы. Ярослав Мудрый и Владимир Мономах.

Обязательная литература:

1. Орлов А. С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. – М.: «ПРОСПЕКТ», 2013. – С. 7-45

2. История России с древнейших времен до 1861 года. /Под ред. Н. Павленко. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – С. 53-117

 

Дополнительная литература:

1. Греков Б.Д. Киевская Русь. – Л.: Алгоритм, 2012. – 567 с.

2. Горский А. Государство или конгломерат конунгов. Русь первой половины X века.// Вопросы истории. – 1999. – №8 – С. 43-53.

3. Древнерусская литература. – М.: Школа-Пресс, 1999. – С. 94-113.

4. История России с древнейших времен до наших дней. Отв. ред. А.Н. Сахаров. - М: «Изд. АСТ-ЛТД» 2012. – С. 11-32.

5. Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. – М.: Айрис-Пресс, 2007. – С. 8-32.

6. Е.Н. Носов. Речная сеть восточной Европы и ее роль в образовании городских центров северной Руси. /Великий Новгород в истории средневековой Европы. – М.: «Русские словари». 2005. – С. 157-170.

7. ПетровА.В., Кибасова Г.П. У истоков формирования русского правового сознания// Вестник ВОЛГУ, 2014, № 2, с. 39-46.

Ключевые понятия:

Варяги (норманны), вече, военная демократия, вотчина, государство, феодализм, раннефеодальная монархия, свод законов, «Русская правда», племенной союз, норманнская и антинорманнская теория происхождения Древнерусского государства, летопись, лествинический (родовой) принцип наследования, натуральное хозяйство, полюдье, христианство, католичество, православие, язычество, двоеверие, родовая община, соседская община.

Методические рекомендации

Прежде чем начать подготовку вспомните, что говорится в «Повести Временных лет» (далее ПВЛ) о расселении славян, какие географические территории они заняли, с кем соседствовали, каковы природные особенности территории расселения, какую роль играли реки в аграрный период истории, с какой рекой связана ранняя истории восточных славян.

Первый вопрос является наиболее сложным. Существующая литература по нему крайне противоречива и недостаточна. Поэтому подготовку по первой части вопроса можно ограничить материалами лекции и работой с картой. Проверьте себя, ответив на следующие вопросы:

· Кого греки называли «варварами»?

· Когда произошло великое переселение народов? Что означает этот термин?

· Как изменилась политическая карта Европы в ходе великого переселения народов?

· Как изменилась хозяйственная жизнь европейцев?

На карте Римской империи найдите место расселения славян в I-VI веках нашей эры. Как изменилось место расселения славян в ходе и после великого переселения. На какие группы разделились славянские племена. Предками, каких современных народов являлись эти славянские группы?

Прочитайте отрывок из «Повести временных лет» и сравните его с картой расселения восточных славян и современной картой Восточной Европы. По карте расселения славян и по материалам лекции назовите, какие государства являлись соседями восточных славян.

Прочитайте текст лекции и раздел учебника под редакцией Н.И. Павленко и сформируйте понимание следующих аспектов проблемы:

· какие племена заселяли эти территории до прихода восточных славян;

· какое влияние природные условия вновь освоенных территорий оказали на хозяйственную деятельность восточных славян;

· какой вид деятельности являлся жизнеобеспечивающим;

· какую роль в жизни восточных славян играла торговля;

· когда и как зарождаются первые города в русской истории;

· используя ПВЛ проследите по карте знаменитый путь «Из варяг в греки»;

· чем территориальная община отличается от родовой общины;

· как шёл процесс образования племенных союзов;

· в чём причины социального расслоения внутри общины и племени;

· каковы особенности быта славян;

· каковы ранние религиозные представления славян.

Завершая подготовку по этому вопросу, Вы должны подойти к выводу о том, что у восточных славян уже в ранние века истории формируется центростремительная тенденция к объединению племён в племенные союзы, небольших союзов во всё более крупные. Особую роль в этом процессе играл путь «Из варяг в греки», имеющий общеевропейское значение.

Второй вопрос нужно начать с выяснения сути принципиально важной для отечественной истории проблемы: кто был основателем древнерусского государства, сами славяне или наёмные дружины варягов (норманны). Используя лекцию, составьте представление о том, как оформлялось пронорманнское направление в отечественной исторической науке, и как формировался лагерь их противников. Какую роль в этом сыграл М.В. Ломоносов? Как менялось отношение к данной проблеме на протяжении истории, каким идеологическим целям она служила, как решается сейчас. Сопоставьте имеющиеся позиции, выскажите свою точку зрения.

Обратите внимание на историю появления первой правящей династии на Руси. В качестве исторического источника используйте “Повесть временных лет”. Означает ли варяжское происхождение первых русских князей, что государственность была привнесена на Русь иноземцами? О каком уровне развития общества восточных славян свидетельствует тот факт, что новгородцы приглашают княжить варягов? На примере деятельности первых русских князей (Олег, Игорь, Ольга, Святослав) выделите этапы образования древнерусского государства. Сравните характеристики личности каждого, данные Нестором в ПВЛ и современные научные оценки. В заключение подумайте, возможно ли искусственное создание государства, может ли оно вообще быть предметом экспорта или импорта в истории.

При подготовке третьего вопроса вернитесь к характеристике язычества, сравните древнюю славянскую религию с другими известными Вам языческими религиями, выделите общие мифологические сюжеты. Известно, что до принятия христианства князь Владимир пытался реформировать язычество Киевской Руси, чем можно объяснить эту попытку и почему она не удалась? Как Вы думаете, почему князь Владимир резко порывает с прежней верой, вплоть до уничтожения идолов?

Обратите внимание на особенности развития Византии в период средневековья. Важно помнить, что Византия длительное время (с IV по XII века) являлась мировым лидером. Она выполняла роль связующего звена между Западной Европой и Восточными странами, единственной хранительницей античного наследия. Этот вопрос требует особой подготовки, так как этот материал имеет важную роль при изучении тем по истории средневековой Руси, поскольку Киевская Русь и Византия были географическими соседями (их соединял торговый путь «Из варяг в греки»). Византия оказала большое влияние на ранние этапы отечественной истории. Ответ на вопрос требует знания следующих аспектов: образование Византии, территория, общественный строй, социальный и этнический состав;

· Подумайте можно ли считать Византию мировым лидером VI – ХII веков?

· Сформулируйте основные признаки восточно-православного христианства и его отличия от католицизма;

· Какова была роль православия в идеологической и духовной жизни византийского общества?

После внимательного ознакомления с лекцией, учебником Павленко, четко выделите причины принятия христианства. Какие цели преследовал Владимир, вводя новую религию? Прочитайте рекомендуемый отрывок из “Повести Временных лет”. Обратите внимание, как ПВЛ описывает причины, ход и значение принятия христианства, при этом помните, что летопись создавалась в начале XII в., и автором её считается Нестор – монах Киево-Печерского монастыря. Как Вы думаете, какие изменения в жизнь Руси принесла новая религия? Четко выделите значение принятия новой религии. Определите роль церкви в жизни Киевской Руси. Подумайте, совершила ли Русь ошибку, как считал П.Я. Чаадаев, приняв восточное, а не западное христианство?

При подготовке четвёртого вопроса необходимо сосредоточить внимание на анализе вопроса: почему время правления Ярослава Мудрого на Руси считают расцветом Древнерусского государства? Подумайте, почему Ярослава называли Мудрым? Обратите внимание на прозвища других русских князей. Как Вы оцениваете время правления Ярослава Мудрого? Перечислите главные направления внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого. Какие действия Вы считаете главной заслугой Ярослава Мудрого?

Прежде чем перейти к изучению текста такого исторического источника как «Русская правда» вспомните историю его создания. Какие редакции этого документа нам известны? Кто являлся автором этого документа? Прочитайте статьи, авторство которых приписывается Ярославу Мудрому. Докажите, что «Русская правда» Ярослава ограничивала право кровной мести. Что сообщает нам «Русская правда» о политическом устройстве государства? По возможности сравните «Русскую правду» с известными Вам варварскими правдами (например, с «Салической правдой»). Какие сходства и различия можно выделить?

Время правления Владимира Мономаха завершает период расцвета Киевской Руси. Ознакомьтесь с документом «Поучение Владимира Мономаха». О какой политической обстановке на Руси свидетельствует «Поучение Владимира Мономаха»? Когда на Руси начинают появляться черты политической раздробленности? В этой связи попробуйте объяснить, как Владимиру Мономаху удалось сдержать на время этот процесс, почему он выступил инициатором созыва нескольких съездов князей, какое важное решение было принято на съезде в Любече в 1097г, как оно повлияло на дальнейшее развитие событий. В завершение подготовки по этому вопросу подумайте, какой у Вас сложился образ Владимира Мономаха – как личности и как политического деятеля?

В заключение необходимо обобщить полученные знания и подойти к выводу о том, что образование древнерусского государства было закономерным процессом, вызванным объективными центростремительными тенденциями у восточных славян. Киевская Русь, как раннефеодальная монархия, обеспечила формирование частной собственности на землю и слоя землевладельцев-феодалов. Киевская Русь не уступала другим европейским монархиям того времени по уровню экономического, политического, культурного и законотворческого развития.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2023 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.