Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Нормативное регулирование учета в России.





Тема 1. СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, БУХГАЛТЕРСКОГО ФИНАНСОВОГО И УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

Нормативное регулирование учета в России.

2. Содержание и основные понятия различных видов учета.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные нормативные документы, в соответствие с которыми ведется бухгалтерский учет в РФ?

2. Сколько уровней нормативного регулирования существует в России?

3. Какие виды учета существуют? Дайте определение.

4. Что такое бухгалтерский учет, и на какие части он подразделяется?

5. Какие виды пользователей бухгалтерской информацией вы знаете?

6. Сущность экономического анализа?

7. Основные задачи экономического анализа?

 

Список основных и дополнительных источников литературы

а) основная литература

1. Анциферова, И.В. Бухгалтерский финансовый учет [Текст]: практикум / И. В. Анциферова. – М.: Дашков и К, 2012. – 368 с. – ISBN 978-5-394-01102-3

2. Гальчина, О.Н. Теория экономического анализа [Текст]: учебное пособие / О. Н. Гальчина, Т. А. Пожидаева. – М.: Дашков и К, 2013. – 240 с. – ISBN 978-5-394-01532-8

3. Поленова, С.Н. Теория бухгалтерского учета [Текст]: учебник для студ. эконом. вузов по напр. подготовки "Экономика"; рек. МОН РФ / С. Н. Поленова. – 3-е изд. – М.: Дашков и К, 2013. – 464 с. - ISBN 978-5-394-02172-5

б) дополнительная литература:

4. Кондраков Н. П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет: учебник. - Москва: Проспект, 2009. - 442 с.

5. Максименко Т. С.Теориябухгалтерскогоучета: конспект лекций. – Таганрог: Изд-во НОУ ВПО "Таганрогский ин-т упр. и экономики", 2011. - 113 с.

6. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: Учеб. Пособие.– 5-е изд., перераб.и доп. М.: ИНФРА –М, 2009.



 


Тема 2. ПРЕДМЕТ И МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА. ПОНЯТИЕ О БУХГАЛТЕРСКОМ БАЛАНСЕ

 

Методологические приемы бухгалтерского учета.

Классификация хозяйственных средств.

Вопросы для самоконтроля

1. Что изучает бухгалтерский учет?

2. Назовите основные методические приемы бухгалтерского учета.

3. Как можно классифицировать хозяйственные средства в организации?

4. Классификация хозяйственных средств по составу и размещению.

5. Классификация хозяйственных средств по источникам образования и целевому назначению.

6. Что такое бухгалтерский баланс? Валюта баланса?

7. Виды бухгалтерских балансов.

8. Значение бухгалтерского баланса.

 

 

Список основных и дополнительных источников литературы

а) основная литература

  1. Анциферова, И.В. Бухгалтерский финансовый учет [Текст]: практикум / И. В. Анциферова. – М.: Дашков и К, 2012. – 368 с. – ISBN 978-5-394-01102-3

2. Гальчина, О.Н. Теория экономического анализа [Текст]: учебное пособие / О. Н. Гальчина, Т. А. Пожидаева. – М.: Дашков и К, 2013. – 240 с. – ISBN 978-5-394-01532-8

3. Поленова, С.Н. Теория бухгалтерского учета [Текст]: учебник для студ. эконом. вузов по напр. подготовки "Экономика"; рек. МОН РФ / С. Н. Поленова. – 3-е изд. – М.: Дашков и К, 2013. – 464 с. - ISBN 978-5-394-02172-5

б) дополнительная литература:

  1. Максименко Т. С.Теория бухгалтерского учета: конспект лекций. – Таганрог: Изд-во НОУ ВПО "Таганрогский ин-т упр. и экономики", 2011. - 113 с.
  2. Электронная библиотека СГАУ - http://library.sgau.ru

 


Тема 3. СИСТЕМА СЧЕТОВ И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ

1. Счета бухгалтерского учета, их содержание и строение

Понятие и сущность двойной записи на счетах

Синтетические и аналитические счета

План счетов бухгалтерского учета и его назначение

Счета бухгалтерского учета– это способ текущего взаимосвязанного отражения и группировки имущества по составу и размещению, по источникам его образования, а также хозяйственных операций по качественно однородным признакам, выраженным в денежных, натуральных и трудовых измерителях.

В зависимости от содержания бухгалтерские счета подразделяются на активные, пассивные и активно-пассивные.

Активные счета– это те счета, которые предназначены для учета имущества по наличию, составу и размещению, счета (статьи) расположены в активной части баланса. Они имеют следующее строение: остаток по счету может быть только дебетовым, оборот по дебету означает поступление активов, а оборот по кредиту – их использование (выбытие)

Все счета источников образования активов – пассивные.Пассивные счета (статьи) расположены в пассивной части баланса. Они имеют следующее строение: начальный остаток всегда показывается по кредиту (кредитовое сальдо), на этой же стороне счета отражается и увеличение источника, уменьшение источников – по дебету.

Кроме активных и пассивных счетов, в практике бухгалтерского учета используются активно-пассивные счета, которые могут иметь дебетовое или кредитовое сальдо одновременно. Если активно-пассивному счету выведено одно сальдо, то оно является результативным и показывает конечный итог от противоположных операций. Например, на счете 99 «Прибыль и убытки» отражаются как прибыли, так и убытки, но в конце месяца выводится окончательный финансовый результат – прибыль (если сальдо кредитовое) или убыток (если сальдо дебетовое). В отдельных случаях в активно-пассивных счетах результативное сальдо вывести нельзя, это бывает тогда, когда результативное сальдо искажает учетные показатели. Например, счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» могли бы заменить два счета: «Расчеты с дебиторами» – активный счет и «Расчеты с кредиторами» – пассивный счет. Необходимость учитывать эти расчеты на одном счете объясняется постоянным изменением во взаимных расчетах, дебитор может стать кредитором и наоборот, и разбивать этот счет на два отдельных нецелесообразно.

Изменения средств организации являются результатом хозяйственных операций, которые учитываются на бухгалтерских счетах при помощи двойной записи.

Так как каждая хозяйственная операция, исходя из ее экономического содержания, затрагивает два объекта учета, то она имеет двойственный характер. Например, если организация приобретает материалы, то, с одной стороны, увеличивается остаток материалов, а с другой – уменьшаются средства, за счет которых они приобретены, т.е. обязательно указывается счет источника приобретения (за наличный расчет – счет «Касса», за безналичный расчет – счет «Расчетный счет», образовалась кредиторская задолженность поставщику – счет «Расчеты с поставщиками и одрядчиками» и т.д.).

Двойная запись – способ отражения каждой хозяйственной операции в дебет одного и кредит другого счета в одной и той же сумме.

Двойная запись обеспечивает выявление ошибок в счетных записях. Каждая сумма отражается по дебету и кредиту разных счетов, поэтому оборот по дебету всех счетов должен быть равен обороту по кредиту всех счетов. Нарушение этого равенства свидетельствует о допущении ошибок в записях.

В каждом бухгалтерском счете хозяйственные операции отражаются систематически, в последовательности их свершения, т.е. в хронологическом порядке. Запись на счетах бухгалтерского учета производят на основании документов, поэтому все принятые бухгалтерией документы подвергают бухгалтерской обработке. Один из ее этапов – запись корреспондирующих счетов по каждой операции, отраженной в документе. Взаимосвязь между дебетом одного и кредитом другого счета, возникшая в результате

двойной записи на них хозяйственной операции в бухгалтерском учете, называется корреспонденцией счетов, а сами счета – корреспондирующими.

Отражение на счетах хозяйственных операций называется бухгалтерской записью (проводкой)

 

Для руководства хозяйственной деятельностью необходимо иметь информацию об объектах бухгалтерского учета различной степени детализации. Поэтому для получения различных по степени обобщения данных в бухгалтерском учете используются три группы счетов: синтетические, аналитические и субсчета.

Синтетические счетаслужат для укрупненной группировки и учета однородных объектов, а аналитические– для подробной их характеристики.

Отражение объектов бухгалтерского учета на синтетических счетах называется синтетическим учетом, а отражение их на аналитических счетах – аналитическим.

Синтетические счетасодержат обобщенные показатели об имуществе, обязательствах и операциях организации по экономически однородным группам, выраженные в денежном измерителе. К синтетическим счетам относятся: 01 «Основные средства»; 10 «Материалы»; 50 «Касса»; 51 «Расчетные счета»; 43 «Готовая продукция»; 41 «Товары»; 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»; 80 «Уставный капитал» и др.

Аналитические счетадетализируют содержание синтетических счетов, отражая данные по отдельным видам имущества, обязательств и операций, выраженных в натуральных, денежных и трудовых измерителях. В частности, по счету 41 «Товары» следует знать не только общее количество товаров, но и конкретно наличие и местонахождение каждого вида товара или группы товаров, а по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – не только общую задолженность, но и конкретную задолженность по каждому поставщику отдельно.

Субсчета(синтетические счета II порядка), являясь промежуточными счетами между синтетическими и аналитическими, предназначены для дополнительной группировки аналитических счетов в пределах данного синтетического счета. Учет в них ведется в натуральных и в денежных измерителях. Несколько аналитических счетов составляют один субсчет, а несколько субсчетов – один синтетический счет.

Многообразие различных хозяйственных операций, возникающих в процессе поступления и использования имущества, а также источников его образования, требует применения большого количества счетов бухгалтерского учета. Информация, накапливаемая на счетах, должна в полной мере удовлетворять как аппарат управления конкретной фирмы для принятия соответствующих решений, так и внешних пользователей.

Соблюдение указанных выше требований обеспечивается применением Плана учетов бухгалтерского учета, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. № 94н.

План счетов бухгалтерского учета представляет собой упорядоченную номенклатуру перечня синтетических счетов, который должны применять и соблюдать все предприятия и организации (кроме кредитных и бюджетных) всех форм собственности и организационно-правовых форм, осуществляющих учет методом двойной записи.

План счетов бухгалтерского учета дает возможность установить, какой конкретно объект надо учитывать на том или ином счете.

План счетов представляет собой строго иерархическую структуру, основу которой составляют синтетические счета (счета первого порядка) и субсчета (счета второго порядка). Причем если ведение счетов и указание их нумерации является строго обязательным, то использование в текущем учете субсчетов и аналитических счетов такой жесткой регламентации не предусматривает; их можно исключать, объединять, вводить новые.

В Плане счетов бухгалтерского учета счета группируются по разделам в соответствии с их экономическим содержанием. В основе данной группировки лежит экономическая классификация объектов учета. План счетов включает 8 разделов, объединяющих 62 синтетических счета. Обособленную группу составляют забалансовые счета, состоящие из 11 счетов.

Каждый счет, представленный в соответствующем разделе, помимо наименования обозначен шифром (кодом). Сделано это с целью сокращения учетных записей, так как указание шифра позволяет отказаться от на именования счета. Шифры счетов обозначаются двузначными числами от 01 до 99. Забалансовые счета в силу своей специфики в плане счетов, выделены обособленно и раскрывают информацию о наличии и движении имущества, не принадлежащего предприятию.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Счета бухгалтерского учета, их содержание и строение

2. Понятие и сущность двойной записи на счетах

3. Синтетические и аналитические счета

4. План счетов бухгалтерского учета и его назначение

 

Учет кассовых операций

Виды банковских счетов

Формы безналичных расчетов

Вопросы для самоконтроля

1. Порядок ведения кассовых операций

2. Учет кассовых операций

3. Виды банковских счетов

4. Формы безналичных расчетов

5. Учет операций по расчетному, валютному и другим счетам банка

6. Инвентаризация денежных средств

 

Вопросы для самоконтроля

1. Понятие основных средств и их оценка.

2. Документальное оформление движения основных средств.

3. Аналитический и синтетический учет основных средств.

4. Учет амортизации основных средств.

5. Инвентаризация основных средств.

 

Вопросы для самоконтроля

Вопросы для самоконтроля

  1. Материально-производственные запасы, их классификация
  2. Оценка материально-производственных запасов
  3. Синтетический и аналитический учет МПЗ

 

Вопросы для самоконтроля

  1. Документальное оформление операций с учредителями
  2. Синтетический и аналитический учет расчетов с учредителями

 

Вопросы для самоконтроля

1. Автоматизация бухгалтерского учета.

2. Использование 1 С для ведения учета.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Документальное оформление операций с поставщиками и подрядчиками

2. Синтетический и аналитический учет операций с поставщиками и подрядчиками

3. Документальное оформление операций с покупателями и заказчиками

4. Синтетический и аналитический учет операций с покупателями и заказчиками

Вопросы для самоконтроля

1. Учет расчетов с подотчетными лицами

2. Учет расчетов с дебиторами и кредиторами

Вопросы для самоконтроля

1. Учет краткосрочных кредитов и займов.

2. Учет долгосрочных кредитов и займов.

Формы оплаты труда

Вопросы для самоконтроля

1. Формы оплаты труда

2. Документы по учету личного состава, труда и его оплаты

3. Учет расчетов с персоналом по оплате труда

4. Учет удержаний из заработной платы

Бухгалтерский учет продаж.

Вопросы для самоконтроля

1. Бухгалтерский учет продаж.

2. Бухгалтерский учет прочих доходов и расходов.

3. Учет финансовых результатов.

Вопросы для самоконтроля

1. Бухгалтерский учет капитала.

2. Бухгалтерский учет и резервов.

3. Учет целевого финансирования.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Понятие и виды бухгалтерской отёчности.

2. Основные формы бухгалтерской отчетности.

 

Тема 17. СОДЕРЖАНИЕ, ПРИНЦИПЫ И НАЗНАЧЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

Содержание и принципы управленческого учета

Вопросы для самоконтроля

1. Содержание и принципы управленческого учета

2. Назначение управленческого учета

 

Вопросы для самоконтроля

1. Концепция классификации затрат.

2. Терминология классификации затрат и результатов производственной деятельности

 

Вопросы для самоконтроля

1. Понятие системы учета затрат.

2. Основные системы учета затрат.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Управленческий учет затрат на виду.

2. Управленческий учет затрат по назначению.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Исчисление затрат по местам формирования.

2. Исчисление затрат по центрам ответственности.

 

Нормативный учет.

Стандарт-кост.

Директ-костинг.

С точки зрения оперативности учета затрат можно выделить учет фактических (прошлых, исторических) затрат и учет стандартных (нормативных) затрат, называемый в мировой практике учетом по системе «стандарт-кост».

Наиболее прогрессивный — это учет нормативных затрат, особенно в условиях рыночных отношений и конкуренции. Основной целью системы нормативного учета является полное использование производственных факторов и экономное осуществление хозяйственной деятельности. Нормативный метод учета затрат был разработан в 1930-е годы в СССР на базе американской системы «стандарт-кост». Система «стандарт-кост» возникла в США в начале XX в. Название standard costподразумевает себестоимость, установленную заранее.

Суть этой системы заключается в том, что в учет вносится только то, что должно произойти, а не то, что произошло, и обособленно отражаются возникшие отклонения. Основная задача данной системы — учитывать потери и отклонения в прибыли предприятия. В ее основе лежит четкое, твердое установление норм затрат материалов, энергии, рабочего времени, труда, заработной платы и всех других расходов по производству продукции. Причем установленные нормы нельзя перевыполнить. Выполнение их даже на 80% означает успешную работу. Превышение нормы говорит о том, что она была установлена ошибочно.

 

В современных условиях хозяйствования процесс принятия управленческих решений тактического и стратегического характера базируется на информации о затратах и финансовых результатах деятельности предприятия. Одним из эффективных инструментов в управлении затратами предприятия является система учета «Стандарт-кост», в основе которой лежит принцип учета и контроля затрат в пределах установленных норм и нормативов и по отклонениям от них.

В основе системы «Стандарт-кост» лежит предварительное (до начала производственного процесса) нормирование затрат по статьям расходов:

основные материалы;

оплата труда основных производственных рабочих;

производственные накладные расходы (заработная плата вспомогательных рабочих, вспомогательные материалы, арендная плата, амортизация оборудования и др.);

коммерческие расходы (расходы по сбыту, реализации про­дук­ции).

Предварительно исчисленные нормы рассматрива­ют­ся как твердо установленные ставки, с тем чтобы привести фактические затраты в соответ­ствие со стандартами путем умелого руководства предприятием. При возник­новении отклонений стандартные нормы не изменяют, они остаются относительно постоянными на весь установ­ленный период, за исключением серьезных изменений, вызываемых новыми экономическими усло­виями, значи­тель­ным повышением или снижением стои­мости материалов, рабочей силы или изменением условий и методов производства. Отклонения между действи­тельными и предполагаемыми затратами, воз­ни­каю­щие в каждом отчетном периоде, в течение года накапливаются на отдельных счетах отклонений и полностью списывают­ся не на затраты производства, а непосредственно на финансовые результаты предприя­тия.

Наименование «директ-костинг», или «директ-кост», введенное в 1936 г. американцем Д. Харрисом в его работе, означает «учет прямых затрат». Оно не отражает в полной мере сущности системы, ведь главное в ней – организация раздельного учета переменных и постоянных затрат и использование его преимущества в целях повышения эффективности управления. Поэтому часто систему учета переменных затрат называют Variable Costing – «учет переменных затрат».

Основной характеристикой директ-костинга является подразделение затрат на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства. При этом в себестоимость продуктов включаются только переменные затраты, а затраты постоянные сразу относятся на финансовый результат.

Главной особенностью директ-костинга является то, что себестоимость промышленной продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собирают на отдельном счете и с заданной периодичностью списывают непосредственно на дебет счета финансовых результатов, например «Прибыли и убытки».

Постоянные расходы не включают в расчет себестоимости изделий, а как расходы данного периода списывают с полученной прибыли в течение того периода, в котором они были произведены. По переменным расходам оцениваются также остатки готовой продукции на складах на начало и конец года и незавершенное производство.

Важной особенностью директ-костинга является то, что благодаря ему можно изучать взаимосвязи и взаимозависимости между объемом производства, затратами и прибылью.

Вопросы для самоконтроля

1. Нормативный учет.

2. Стандарт-кост.

3. Директ-костинг.

 

Бюджетирование.

Контроль затрат.

Внедрение бюджетирования помогает создать целостную и достаточно эффективную систему управления. Причем, грамотно поставленная система бюджетирования должна помогать не только решать задачи оперативного управления, но и достигать стратегических целей, которые ставит руководство компании.

Бюджетирование (планирование, budgeting) – это процесс планирования движения ресурсов по предприятию на заданный будущий период и (или) проект.

Финансовое планирование в небольших компаниях обычно сводится к составлению сметы доходов и расходов. И это нормально. Если коллектив сотрудников и обороты невелики, а также если фирма занимается производством или торговлей каким-то одним товаром, то составление детальных бюджетов может только усложнить работу и замедлить процесс принятия решений. Но как только предприятие начинает расти, денежные потоки становятся менее управляемыми, прибыль – непредсказуемой. Приходит время заняться бюджетированием. Обычно этот момент наступает в тех случаях, когда компания начинает развиваться в разных направлениях, а в штате работает более 100 человек.

Грамотно налаженная система бюджетирования дает руководителю возможность оценить и то, как идут дела в различных подразделениях компании, и то, как складывается ситуация в целом. Она позволяет эффективно управлять не просто отдельными бизнесами, а сочетанием различных видов деятельности.

Бюджетирование необходимо и тогда, когда компания привлекает внешние инвестиции. Ведь инвесторам важно иметь достоверную информацию о развитии бизнеса. А ее можно почерпнуть только из детально прописанных бюджетов. Принятие решения о внедрении бюджетирования зависит и от долгосрочных планов компании. Если она намерена последовательно расти, то реализация этой программы предполагает прохождение ряда этапов. Бюджеты позволяют спрогнозировать, как будет складываться ситуация на том или ином этапе. В отличие от бизнес-планирования, которое дает принципиальный ответ на вопрос о перспективности нового проекта, бюджетирование помогает оценить, как, где и когда следует использовать имеющиеся ресурсы, чтобы обеспечить повышение общей эффективности компании.

Снижение себестоимости продукции – важная задача в деятельности предприятий и фирм, одно из условий повышения конкурентоспособности товаров, средство увеличения объема производства при неизменной стоимости материальных и трудовых ресурсов. Основными факторами снижения себестоимости являются: повышение технического уровня производства, улучшение организации труда, изменение объема и структуры выпускаемой продукции, повышение доли кооперированных поставок. В результате этого достигаются снижение материальных затрат (материалоемкости) и рост производительности труда.

В процессе анализа затрат на производство и себестоимости выпускаемой продукции промышленное предприятие:

изучает величину совокупных затрат за отчетный период и темпы ее изменения по сравнению с плановыми данными, в динамике и с темпами изменения объема продаж продукции;

оценивает структуру затрат, удельного веса каждой статьи в их совокупной величине и темпы изменения величины затрат по статьям по сравнению с плановыми данными и в динамике;

сравнивает фактическую производственную и полную себестоимость по основным видам продукции и по их совокупности с плановыми показателями и в динамике, рассчитывает влияние основных факторов на отклонение указанных показателей;

исследует постоянные и переменные затраты, устанавливает точки безубыточности по основным видам продукции и в целом по предприятию;

исследует показатели вклада на покрытие запаса финансовой прочности и операционного рычага;

оценивает себестоимость продукции по структурным подразделениям, сопоставляет прямые затраты с их плановой величиной в увязке с объемом выпуска продукции, а общепроизводственные и общехозяйственные затраты — с плановой сметой;

определяет долю непроизводственных затрат и тенденций ее изменения по сравнению с данными прошлого периода;

устанавливает обоснованность выбора базы распределения различных видов затрат (общепроизводственных, общехозяйственных и т. д.)

Резервы снижения себестоимости представляют собой элементы затрат, за счет экономии которых могут быть снижены издержки производства. К основным источникам снижения себестоимости относятся:

снижение расхода сырья, материалов, топлива, энергии;

уменьшение размера амортизационных отчислений;

сокращение расхода заработной платы;

уменьшение административно-управленческих расходов.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Бюджетирование.

2. Контроль затрат.

 

Вопросы для самоконтроля

1.Учет затрат в ремонтной мастерской

2.Учет затрат в машинотракторном парке

 

Вопросы для самоконтроля

1. Учет затрат продукции растениеводства.

2. Учет выхода продукции растениеводства.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Учет затрат продукции животноводства.

2. Учет выхода продукции животноводства.

 

Вопросы для самоконтроля

1 Управленческий учет как подсистема информационного обмена в структуре управления предприятием

2 Классификация управленческих решений

 

Вопросы для самоконтроля

1. Особенности управленческого учета в зарубежных фирмах.

2. Управленческий учет на российских предприятиях.

 

Алгоритм принятия решения

Вопросы для самоконтроля

1. Принятие решений. Функции управления экономической системой

2. Алгоритм стратегического планирования в экономических системах

3. Функции активизации, координации, контроля

4. Реализация управленческих функций

5. Классификация видов управленческих решений

6. Алгоритм принятия решения

7. Количественные показатели, используемые при анализе проблем

 

Вопросы для самоконтроля

1. Сущность теории экономического анализа.

2. Предмет и объект экономического анализа.

3. Функции и задачи экономического анализа.

4. Место экономического анализа в системе экономических наук.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Метод экономического анализа.

2. Методика экономического анализа

3. Способы экономического анализа

• Логические способы обработки информации

• Способы детерминированного факторного анализа

• Способы стохастического факторного анализа

• Методы оптимизационного решения экономических задач

 

Способ сравнения в анализе

Эвристические методы

Способ сравнения – это совокупность приемов сопоставления аналогичных показателей исследуемого объекта, для нахождения черт сходства либо различий между ними. С помощью сравнения выявляется общее и особенное в экономических явлениях, устанавливаются изменения в уровне ис­следуемых объектов, изучаются тенденции и закономерности их раз­вития. [Подчеркивая его важность, можно сослаться на поговорку «Все познается в сравнении».]

В экономическом анализе различают следующие виды сравнительного анализа:

горизонтальный сравнительный анализ – используется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового (планового, прошлого периода, среднего уровня и т.д.)

вертикальный сравнительный анализ изучает структуру экономических явлений и процессов путем расчета удельного веса частей в общем целом (удельный вес собственного капитала в его общей сумме), соотношение частей целого между собой (например, собственного и заемного капитала, ос­новного и оборотного капитала), а также влияние факторов на уровень результативных показателей путем сравнения их вели­чины до и после изменения соответствующего фактора.

Трендовый анализ применяется при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базис­ного года, т.е. при исследовании основной тенденции динами­ки показателей.

Динамические (временные) сравнения используют для изучения изменения исследуемых показателей во времени, а статические (пространственные) сравнения — для оценки уровня показателей одного периода по различным хозяйствующим субъектам.

При одномерном сравнительном анализе делаются сопоставле­ния по одному или нескольким показателям одного объекта или сопоставление нескольких объектов по одному показателю.

С помощью многомерного сравнительного анализа сопоставля­ются результаты деятельности нескольких предприятий (подраз­делений) по широкому спектру показателей (подробнее он рас­смотрен в дальнейшем).

 

Экономические явления и процессы выражаются обычно в абсо­лютных и относительных показателях.

Абсолютные показатели показывают количественные размеры яв­ления безотносительно к размеру других явлений в единицах меры, веса, объема, продолжительности, площади, стоимости и т.д. Абсолютная величина – это разность между фактическим и базовым значением показателя. Она может быть отрицательной величиной.

Относительные показатели вычисляются как отношение фактического значения показателей к базе сравнения, т.е. путем деления одной величины на другую. Относительные величины отражают соотношение величины изучаемого явления с величиной какого-либо другого явления или с величиной этого явления, но взятой за другое время или по другому объекту. Это могут быть данные плана, базисного года, другого предприятия, среднеотраслевые и т.д. Относительные величины выражаются в фор­ме коэффициентов (при базе 1) или процентов (при базе 100).

 

В практике экономической работы наряду с абсолютными и от­носительными показателями очень часто применяются средние ве­личины. Они используются в анализе для обобщенной количественной характеристики совокупности однородных явлений по какому-либо признаку, т.е. одним числом характеризуют всю совокупность объек­тов. Например, средняя заработная плата рабочих используется для обобщающей характеристики уровня оплаты труда изучаемой совокупности рабочих. С помощью средних величин можно сравнивать разные совокупности объектов, например районы по уровню уро­жайности культур, предприятия по уровню оплаты труда и т.д.

В анализе хозяйственной деятельности используются разные типы средних величин (простые и взвешенные среднеарифметические, среднегармонические, среднегеометрические, среднеквадратические и др.). [методика расчета которых деталь­но рассматривается в общей теории статистики.]

Наиболее часто в расчетах используется средняя арифметическая, а также среднегеометрическая.

Средняя арифметическая взвешенная :

 

X =∑ xf / ∑ f

Где ∑xf - сумма произведений величины признаков на их частоты (веса)

∑f - общая численность единиц совокупности.

Если частоты (веса) представлены не абсолютными величинами, а относительными, например, в долях единицы, в коэффициентах, то формула примет следующий вид:

 

X =∑ xd, где d – частотность.

Средняя геометрическая :

X =n√ x1x2x3x…..xn =n√ Пxi,

Где xi - варианты признака x,

n – число вариантов,

П – знак произведения.

Средняя геометрическая широко применяется для исчисления средних темпов измерения показателей в рядах динамики. Для использования средних величин в экономическом анализе формируют исходные группировки на качественно однородные группы в зависимости от того или иного признака.

 

Широкое применение находит группировка информации – деление массы изучаемой совокупности объектов на количественно однородные группы по соответствующим признакам. В зависимости от цели анализа используются типологические, структурные и аналитические группировки.

Примером типологических группировок могут быть группы населения по роду деятельности, группы предприятий по формам собственности и т.д.

Структурные группировки позволяют изучать внутреннее строение показателей, соотношения в нем отдельных частей. С их помощью изучают состав рабочих по профессиям, стажу работы, возрасту, выполнению норм выработки; состав предприятий по темпам при­роста производства продукции, состав себестоимости продукции и т.д. Особенно большое значение имеют структурные группировки при анализе сводной отчетности объединений, министерств и других крупных структурных единиц, так как они позволяют выявить пере­довые, средние и отстающие предприятия, определить направления поиска передового опыта, скрытых резервов.

Аналитические (причинно-следственные) группировки используются для определения наличия, направления и формы связи между изуча­емыми показателями. По характеру признаков, на которых основы­вается аналитическая группировка, она может быть качественной (когда признак не имеет количественного выражения) или количе­ственной.

По сложности построения различают два типа группировок: про­стые и комбинированные. С помощью простых группировок изучает­ся взаимосвязь между явлениями, сгруппированными по какому-либо одному признаку. В комбинированных группировках такое деление изу­чаемой совокупности делается сначала по одному признаку, а потом внутри каждой группы – по другому признаку и т.д. Таким образом, могут быть построены двух-, трехуровневые группировки. Они по­зволяют изучать очень разнообразные и сложные взаимосвязи.

 

Термин «баланс» используется для обозначения системы интерваль­ных показателей, характеризующих источники образования каких-либо ресурсов и направление их использования за определенный период (ин­тервал).

Баланс — система показателей, характеризующих какое-либо явление путем сопоставления или противопоставления отдельных его сторон.

В бухгалтерском балансе, например, отражаются средства по соста­ву (основные средства, производственные запасы, готовая продукция, касса и т.д.) и одновременно — по источникам формирования (устав­ный капитал, кредиты банка, задолженность поставщикам и т.д.).

Балансовый метод как способ представления данных широко ис­пользуется в планировании, учете и экономическом анализе. Кроме привычного бухгалтерского баланса в анализе используются трудовые, товарные, денежные балансы. Они могут быть плановыми и фактиче­скими (отчетными). При помощи этих балансов планируются образо­вание и распределение отдельных видов материалов, продукции, де­нежных средств, трудовых ресурсов.









ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.