Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Анализ национального и международного опыта в области популяризации и пропаганды энергосбережения и повышения энергоэффективности





Об эффективности деятельности по популяризации и пропаганде энергосбережения и повышения энергоэффективности свидетельствует мировой опыт. По данным Международного энергетического агентства (МЭА) с дефицитом электрических мощностей в разное время сталкивались страны Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. Эти проблемы явились толчком для активизации поиска мер по энергосбережению. В частности, в рамках мероприятий по энергосбережению массовая информационная кампания дала хорошие результаты в Швеции[8], Японии[9], США[10] и Новой Зеландии[11].

Чтобы убедить население беречь электроэнергию МЭА предлагает печатать призывы и рецепты на всем, включая подносы в столовых, привлекать к пропаганде бережливости звезд и приравнять энергосбережение к проявлению патриотизма, гражданского долга и, если возможно, сделать его модным. В частности, одна из идей – продвижение энергоэффективной бытовой техники и электроники как «экологичных товаров»[12].

Европейские страны, Соединенные Штаты Америки и Канада широко используют такие инструменты популяризации и пропаганды энергосбережения и повышения энергетической эффективности, как:

· тематические теле- и радиопередачи, информационно-просветительские программы о мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

· статьи в газетах и журналах о передовых технологиях в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

· сообщения в сети Интернет о разрабатываемых и реализуемых программах энергосбережения и повышения энергетической эффективности, о действующем законодательстве в данной сфере, о мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности и т.п.;

· выставки, семинары, конференции различного уровня по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

При продвижении информации о повышении энергетической эффективности, в частности, о переходе на возобновляемые источники энергии, используют термины «зеленая энергия», «зеленый сертификат», что создает устойчивую ассоциацию как у энергетических компаний, так и у энергопотребителей, что они делают вклад в экологическую чистоту энергии и своей среды обитания.

Интересен опыт Восточной Европы, когда при переходе от плановой к рыночной экономике национальным правительствам пришлось задуматься над вопросами повышения энергоэффективности в различных сферах. Ни опыта, ни средств на осуществление подобных программ такие страны, как Румыния, Болгария, Босния и Герцеговина, Македония, Албания, Хорватия, Сербия, Монтенегро, Турция, Украина, Грузия, Молдавия, не имели. Поэтому начиная с 90-х годов прошлого века, большинство программ, способствующих повышению энергоэффективности в государственном секторе в этих странах, были профинансированы и реализованы при помощи таких организаций, как Агентство США по международному развитию, Мировой банк, Глобальный экологический фонд, Европейский Союз[13]. Они были направлены на повышение энергоэффективности функционирования школ, больниц, детских домов, детских садов, а также на обеспечение энергосбережения в процессе теплоснабжения и освещения общественных зданий. В настоящее время правительства признали важность и потенциал энергоэффективности в государственном секторе. В Болгарии, Румынии и на Украине разработали комплексные программы, содействующие проведению энергоаудита и реализации энергоэффективных проектов в муниципальных жилых и общественных зданиях. Например, в Болгарии Международный фонд выделил 5 миллионов евро на реализацию пилотного проекта «Энергоэффективность общественных зданий - образование, здравоохранение, культура»[14], предполагающего обязательную сертификацию данного типа зданий. Румынские власти обязали местные администраций в населенных пунктах с численностью более чем 20 000 жителей разрабатывать программы по повышению энергоэффективности[15]. Закон об энергетике Хорватии предусматривает разработку программ повышения энергоэффективности для государственного сектора[16]. Сербия имеет большое количество программ, способствующих и финансирования энергоэффективности в государственном секторе. Программа по улучшению энергоэффективности в общественных зданиях «Проект по энергоэффективности Республики Сербия (SEEP)» финансируется за счет кредита Всемирного банка[17].

В ходе реализации вышеперечисленных программ исполнителями была признана необходимость пропаганды, популяризации и повышения осведомленности по продвижению энергоэффективности для всех соответствующих целевых групп: государственные и муниципальные органы власти, консультанты по вопросам энергоснабжения, руководители и технический персонал энергетических предприятий, представители банковского сектора и других финансовых институтов, а также потребители энергии, включая Управляющие компании и ТСЖ. Практически все законы по энергоэффективности в зарубежных странах содержат статьи, посвященные повышению информированности общественности о преимуществах энергосбережения и пропаганде энергоэффективной продукции. В Болгарии, например, реализуются образовательные проекты в начальной и средней школе, а также проводятся кампании в средствах массовой информации, направленные на изменение поведения различных групп потребителей энергии (так называемые BEHAVE проекты)[18]. Республика Хорватия имеет широкий спектр программ по повышению осведомленности об энергоэффективности в различных областях, таких как когенерация, централизованное теплоснабжение зданий и т.д. В Молдавии Альянсом по энергосбережению организована кампания по повышению осведомленности, включающая круглые столы, дискуссии, буклеты, тренинги, ознакомительные поездки по объектам[19].

В Российской Федерации также в настоящее время на общегосударственном и региональном уровне реализуются проекты по популяризации и пропаганде энергосбережения и повышения энергоэффективности. Например, на сайте «Энергоэффективная Россия» национального союза энергосбережения (www.energy2020.ru) представлена информация о результатах деятельности рабочей группы Совета Федерации по мониторингу практики применения 261-ФЗ, о последних изменения в законодательстве по энергоэффективности, о наиболее успешных проектах по энергосбережению в различных сферах и повышению энергоэффективности различных объектов.

На сайте Государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (http://gisee.ru/) представлены разделы «Для населения», «Бюджетные организации», «Бизнесу», «ЖКХ и строительство», «Энергоаудит», «Энергосервис», «Обучение», «Детям» и т.д., где можно найти различную полезную информацию для указанных групп пользователей информационного портала. Интересно, что в разделе для детей представлены мультипликационные фильмы, игры и другие интерактивные формы, позволяющие привлечь внимание младших возрастных групп к вопросам энергоэффективности.

Разработка плана популяризации энергосбережения на уровне региона

Разделы по популяризации и пропаганде энергосбережения и повышения энергоэффективности входят составной частью в соответствующие муниципальные и региональные программы.

Основными направлениями деятельности в таких разделах являются:

1. Создание системы отчетности, анализа и мониторинга, а также информационной системы в области энергосбережения и повышения эффективности использования энергии;

2. Проведение обучения специалистов органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций с участием представителей государства и муниципальных образований, ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности, и специалистов других организаций по вопросам повышения эффективности использования энергии;

3. Содействие формированию бережливой модели поведения населения, включая создание набора инструментов для информирования граждан о возможных типовых решениях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

4. Пропаганда в средствах массовой информации идеи энергосбережения и повышения эффективности использования энергии.

Для реализации выше поставленных задач необходимо выполнить следующие мероприятия:

- создать рабочую группу;

- назначить ответственных;

- составить план работы;

- разработать собственную программу энергосбережения;

- разработать систему отчета и контроля;

- определить источники финансирования мероприятий.

После чего ответственные за энергосбережение и повышение энергетической эффективности лица приступают к выполнению следующих задач по направлениям:

· сбор и систематизацию статистической и аналитической информации о реализации мероприятий Программы;

· внедрение информационных технологий и обеспечение их применения в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом выполнения мероприятий Программы, обеспечение размещения в сети Интернет текста Программы, нормативных правовых актов по управлению реализацией Программы и контролю за ходом выполнения ее мероприятий, а также материалов о ходе и результатах реализации Программы, осуществление информационного обеспечения специализированного сайта в сети Интернет;

· формирование аналитической информации о реализации мероприятий Программы и подготовка отчетности о реализации Программы;

· осуществление технологического, информационного, консультационного и экспертного сопровождения реализации Программы и информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

· обучение руководителей учреждений бюджетной и жилищной сферы по использованию различных финансовых механизмов для реализации мероприятий по энергосбережению;

· обучение специалистов по самостоятельному внедрению и разработке мероприятий по энергосбережению;

· формирование культуры энергопотребления на школьных уроках, особенно тех, где речь идет об энергии, экономике, ресурсах и жизнеобеспечении;

· организация обучения элементам этих курсов школьных преподавателей естественных дисциплин;

· проведение конкурсов детских творческих работ и педагогических разработок в сфере энергосбережения. Привлечение внимания педагогов и детей к проблеме разумного и рационального использования энергии, а через детей влияние оказывается на членов их семей;

· информирование потребителей энергии о региональных программах в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, об изменениях и дополнениях в действующем законодательстве в этой области, а также о лучшем практическом опыте в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

· обеспечение методической поддержки бюджетных и коммерческих организаций по вопросам выполнения мероприятий в области энергосбережения и повышения энергоэффективности (организация энергетических обследований, оснащения приборами учета, энергосервисной деятельности, обучения ответственных лиц и прочих мероприятий);

· организация консультирования потребителей энергии по вопросам максимально эффективного сбережения энергоресурсов;

· осуществление взаимодействия с региональными СМИ (средства массовой информации) в целях пропаганды энергоэффективности и энергосбережения.

В процессе взаимодействия со средствами массовой информации (СМИ) (газеты, радио, ТВ) необходимо:

- разработать медиа-план, в котором будут указаны названия СМИ и сроки, в которые будут выходить информационные сообщения;

- разрабатывать планы статей и пресс-релизы на тему энергоэффективности и энергосбережения, любым доступным способом (с помощью почты, электронной рассылки или факса) разослать пресс-релизы адресатам из списка СМИ;

- готовить сценарии видеосюжетов на тему энергоэффективности и энергосбережения, разместить на местном телевидении;

- подготовить сценарии аудиосюжетов на тему энергоэффективности и энергосбережения, разместить материал на местных радиостанциях.

В процессе использования сети интернет необходимо:

- создать интернет-страницы, посвященные энергосбережению и энергоэффективности, на сайтах муниципальных образований области, предприятий и учреждений;

- обеспечить формирование и пополнение актуальной новостной ленты по следующим темам: «Технологические новости», «Новости энергокомпаний», «Экологические новости», «Календарь мероприятий по энергосбережению», «Пропаганда и обучение в области энергоэффективности и энергосбережения», «Энергоаудит и энергосервисные услуги» и другие.

Например, в Красноярском крае в 2012 году был разработан и реализован комплекс мероприятий по пропаганде и популяризации энергосбережения и повышения энергетической эффективности, включающий:

Телевидение:

Произведено и размещено на телеканалах - 25 телепередач и 24 видеоролика (игровых и тематических)

Радио:

Произведено и размещено на радиоканалах - 25 радиопередач, 20 аудиороликов и 12 аудиоджинглов.

Интернет:

Произведено и размещено в сети Интернет - 40 статей, 140 новостей, 5 рекламных баннеров, 10 графических информационных материалов.

Печатные СМИ:

Созданы и размещены в печатных средствах массовой информации (3 краевых и 55 районных газеты) 40 статей и 10 рекламных блоков.

Проведен творческий конкурс среди средств массовой информации (теле-радио-, интернет-, печатных изданиях)

Иные мероприятия:

изданы и распространены тематические дневники для школьников 5-11 классов в количестве 170 тыс. экземпляров

- произведены и распространены тематические брошюры для 4 целевых аудиторий (школьники, студенты, собственники квартир, владельцы частных домов) в количестве 200 тыс. экземпляров;

- разработаны и размещены на наружных носителях в городах Красноярского края 150 информационных баннеров (10 видов макетов);

- обеспечено создание и функционирование краевого Контакт-центра по работе с населением по вопросам энергосбережения и энергоэффективности и продвижение его услуг;

- приобретены и установлены 20 специальных информационных терминала;

- проведены специализированные демонстрационно-образовательные мероприятия (семинары, демонстрационно-образовательный конкурс проектов) для 5-ти целевых аудиторий (школьники, студенты, собственники квартир, владельцы частных домов, ответственные за энергосбережение бюджетных объектов);

- проведено социологическое и аналитическое исследование по проблеме энергосбережения в Красноярском крае, ставшее базовым основополагающим инструментом для планирования и проведения региональных агитационно-пропагандистских мероприятий в 2013 году.

 


 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2023 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.