|
Особенности работы менеджера в кризисной ситуации
Развитие организаций происходит неравномерно, включает в себя периоды роста и спада и имеет циклический характер. Цикличность считается механизмом саморегулирования организаций и рыночной экономики в целом. Кризис (от греческого crisis – решение, переломный момент) представляет собой глубокое расстройство, резкий перелом, период обострения противоречий в процессе человеческой деятельности. Кризисы начинаются тогда, когда потенциал созидания главных элементов функционирующей системы в основном исчерпан и возникают элементы будущей системы, представляющие новый цикл, которые вступают в противоборство со старыми элементами. По отношению к организации кризис представляет собой перемену её состояния, которая выражается в резком переходе от состояния стабильности к состоянию разбалансированности всей цепочки воспроизводства – производства, распределения, обмена и потребления. Период неустойчивого состояния организации обусловлен как факторами внешней среды, так и внутренними процессами, связанными с её жизненным циклом. Весь набор обстоятельств в данное конкретное время, определяющий кризисное состояние организации, называется кризисной ситуацией. Она характеризуется: материальным и моральным износом основных фондов, выпускаемой продукции, конструкторских разработок; утратой персоналом динамичности и предрасположенности к изменениям; потерей гибкости и адаптивности организационно-структурных элементов, систем стимулирования труда и т.п.[9] Работа менеджера в кризисной ситуации – это управленческая деятельность по диагностике и переводу организации из неустойчивого состояния (стагнации, коллапса) в равновесное, сбалансированное состояние, характеризующееся, прежде всего, ритмичным, постоянно возобновляющимся процессом производства материальных благ и услуг (рис. 15.2).
Рис. 15.2 - Укрупненная схема работы менеджера в кризисной ситуации
Постоянный мониторинг и диагностика внешней и внутренней среды организации позволяет вовремя распознать надвигающийся кризис, принять предупредительные меры и подготовить к работе в кризисной ситуации персонал организации. Для этого до настоящего кризиса И. Ансофф рекомендует создать искусственный кризис, придумав внешнего врага, угрожающего существованию организации.[10] В кризисной ситуации имеет место кратное сокращение спроса на продукцию, повышение цен на комплектующие изделия, материалы и энергоресурсы, отток кадров, трудности в освоении новой продукции. Именно решением этих проблем и должен, прежде всего, заниматься менеджер с целью перевода организации в равновесное состояние. В наиболее общем виде перед менеджером стоят следующие главные задачи: · урегулировать финансовые проблемы: добиться отсрочек платежей; заключить кредитные соглашения и т.п.; · сделать рациональной работу персонала, сократить лишние звенья, переместить и сократить работников, повысить интенсивность труда; · оптимизировать номенклатуру выпускаемой продукции; · реструктурировать основные фонды путём продажи или сдачи в аренду лишних и концентрации необходимых фондов для эффективного производства; · изменить систему внешних взаимодействий: повысить имидж организации; заручиться поддержкой региональных и муниципальных органов власти, извлечь максимальную пользу из отношений с коммерческими и общественными организациями. По мнению Е.М. Примакова[11] в кризисных ситуациях необходимо, в первую очередь, не допустить фатальныхуправленческих ошибок. К ним можно отнести: хулу предшественника; привлечение к ответственности и наказание работников; осуществление массовых увольнений; кардинальное изменение оплаты труда; одновременное увольнение группы ключевых менеджеров; задержка в уплате налогов; ужесточение отношений с региональными и местными органами власти; эскалация конфликта между руководителями высшего звена. В последнем случае кризис приобретает необратимый характер. Таким образом, в условиях повышенной агрессивности внешней среды и неустойчивости экономического баланса организации резко возрастает необходимость в сплочении и внутренней организованности управленческого аппарата. Эта задача может быть решена путём осуществления следующих мероприятий[12]: · изменение структуры аппарата применительно к решению приоритетных задач антикризисного управления (функциональное, иерархическое, технологическое перераспределение работ и людей). Необходимо формирование устойчивых (психически, творчески, организационно) управленческих коллективов; · назначение менеджеров в соответствии с их антикризисными функциями (на основе должностного, профессионального, квалификационного и личностного соответствия характеру и содержанию антикризисных функций); · совершенствование вертикальных и горизонтальных коммуникаций для ускорения движения информации, сокращение процедур принятия решений и обеспечение быстрого и неукоснительного выполнения команд); · формирование команды менеджеров (по принципу дополнения их личных и профессиональных качеств), которая в состоянии выступать в роли проводника стабилизационных процессов в организации. Работа в кризисной ситуации предъявляет повышенные требования к уровню профессиональной компетенции работников управленческого аппарата организации (табл. 15.4).
Таблица 15.4 – Основные требования к профессиональной компетенции менеджеров в кризисной ситуации
Кроме специфических требований к профессиональной компетенции,менеджеры в кризисной ситуации должны отвечать ряду требований субъективно-психологического характера: общая эрудиция; коммуникабельность; психическая устойчивость, способность работать в стрессовых ситуациях; способность к концентрации воли и ее навязыванию окружающим (подчиненным и внешнему окружению); способность к самостоятельному принятию решений (смелость брать на себя ответственность); чувство нового, восприимчивость к изменениям; умение доводить дело до запланированного результата (усидчивость, системность, настойчивость); умение «держать удар» (способность к продолжению активной деятельности после сильных потрясений); оптимизм.[13] В организации, находящейся в кризисной ситуации, одной из центральных задач её менеджмента является обеспечение баланса интересов собственников и наемных работников. При этом менеджмент оценивает их интересы как прямо противоположные: и те, и другие требуют от него денег. А чем больше средств направляется на оплату труда, тем меньше масса прибыли. В кризисной ситуации любой социальный конфликт может привести к катастрофическим последствиям. Поэтому менеджмент при принятии управленческих решений всякий раз должен отдавать предпочтение не наиболее экономически эффективному, а компромиссному решению, удовлетворяющему всех. В этой связи одной из основных проблем менеджмента является изыскание средств на осуществление стабилизационных мероприятий. Решение этой задачи включает: поиск внутренних резервов за счет реструктуризации производства; привлечение средств из внешней среды в виде финансирования специальных программ по линии административных органов, а также путем эмиссии акций, продажи объектов, получения займов и т.п. Наряду с формальными группами, создаваемыми руководством, в организации существуют различные неформальные объединения по интересам. В условиях кризисной неустойчивости организации неформальные группы и лидеры активизируются, а их влияние на организацию усиливается. Вышеприведенные обстоятельства требуют от руководителей специальной работы с лидерами неформальных групп. Действия руководства организации в отношении такой «рабочей аристократии» всегда должны носить тщательно взвешенный характер, а в условиях кризиса - особенно осторожный. Как показывает практика, в контактах с такими неформальными группами и лидерами для руководства организации выгоднее придерживаться общих фраз и не давать конкретных обещаний, поскольку в условиях кризисности, ввиду неустойчивости внешней и внутренней среды, нет гарантий их выполнения. В целом можно отметить, что характерной особенностью менеджмента в кризисной ситуации является повышенные требования к прогнозно-аналитической составляющей управленческих решений и действий. Контрольные вопросы и задания 1. Какие работники относятся к персоналу управления? 2. В чём сходство и различие понятий «квалификация» и «компетенция». Попытайтесь объяснить, почему отличники учёбы порой не так успешны в качестве руководителей, чем их менее успевающие сокурсники. 3. Какими качествами должен обладать менеджер? 4. Используя дополнительную литературу, изучите теории лидерства. 5. В чём выражается сущность работы менеджера? 6. Охарактеризуйте работу менеджера в кризисной ситуации. ![]() ![]() Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ![]() ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ![]() Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ![]() Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|