Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Свобода и ответственность в человеческой деятельности





Свобода является философской категорией.

С одной стороны, свобода есть (прежде всего, свобода выбора).

С другой стороны, свободы нет (всё в жизни предопределено – фатализм).

В полной степени человек не будет полностью свободен никогда, так как у него есть обязанности. Например, конституционные обязанности гражданина РФ

1) Любить и чтить конституцию и уголовный кодекс)))

2) уплата налогов;

3) защита отечества;

4) защита и охрана природу;

5) защита и охрана культуры;

6) забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей;

7) право и обязанность на бесплатное общее основное образование;

8) забота о нетрудоспособных родителях.

II. Блок «Познание» (гносеология или эпистемология)

Мышление и мировоззрение

Мышление – процесс отражения объективного мира в субъективной реальности человека (субъективное отражение объективного мира). 1) Основа мышления- мозг человека 2) Мышление неразрывно связано с языком. 3) Мышление носит опосредованный характер (то есть тесно связано с историческим процессом). 4) Мышление формирует мировоззрение человека. Мировоззрение – совокупность итогов познания в ценностном отношении к миру (итоги взглядов на мир).

Мировоззрение может существовать в разных формах:

А) обыденное (житейское);

Б) религиозное (как вариант – мифологическое);

В) научное мировоззрение.

Все эти три формы мировоззрения взаимосвязаны. В чистом виде не одного из типов мировоззрения не существует, но можно говорить о доминировании одного мировоззрения над другим в определенный исторический период.

Способы формирования мировозрения

1) спонтанный (случайно)

2) целенаправленный (в семье, школе). Ролевое бесправие – меньший объём прав и обязанностей по сравнению со взрослыми.

Виды знания

Познание – процесс деятельности человека, направленный на отражение объективного мира в субъективных понятиях, суждениях и умозаключениях, а результатом познания является знание.(Процесс познания – субъект и объект)

Мнения на возможные познания мира

1. Агностицизм – отрицает полное или частичное познание мира, то есть познание не дает верных сведений о мире. Мир непознаваем.

2. Скептицизм – не отрицает возможности познания мира, но ставит под сомнение достоверность всех познавательных процессов.

3. Рационализм – мир принципиально познаваем и это возможно.

4. Сенсуализм – мир познаваем через чувственно

Виды познания

1. Житейское (обыденное) познание;

2. религиозное (мифологическое);

3. научное;

4. художественное (человек познает через художественный образ);

5. общественное;

6. философское.

Ни одно из этих познаний не является сформированным, и могут реализоваться и через друга.

Чувственная и рациональная формы познания

Чувственное познание Рациональное познание
Чувственное познание – познание посредством органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). Рациональное познание – познание с помощью разума, мышления.
НЕЛЬЗЯ ПЕРЕСТУПИТЬ ЧЕРЕЗ СТУПЕНЬ! НЕЛЬЗЯ ПЕРЕСТУПИТЬ ЧЕРЕЗ СТУПЕНЬ!
Ощущение – отражение отдельных свойств предмета, процесса или явления. Восприятие – чувственный образ предмета, процесса или явления. Представление – чувственно наглядный образ предмета, процесса или явления, оставшийся в памяти. Весь процесс происходит за секунды. Понятие – отражение существенных свойств предмета, процесса или явления. Суждение – сочетание понятий, одно из которых – субъект – определяется и раскрывается через другое – предикат. Умозаключение – мыслительный процесс, в ходе которого из одного или нескольких суждений, называемых посылами, выводится новое суждение, называемое заключением, или следствием.Типы умозаключения: · индуктивное (от частного к общему); · дедуктивное (от общего к частному); · по аналогии.
Особенности чувственного познания: 1. Непосредственность и наглядность (нужно чувствовать или видеть чтобы познать). 2. Предметность и целенаправленность (холодное – это холодно). 3. Воспроизводит внешние свойства. Особенности рационального познания: 1. Опора на результаты чувственного познания. 2. Абстрактность и объективность. 3. Воспроизведение внутренних законов и связей.

Знание является единством чувственного и рационального познания, то есть без чувственного познания мир практически непознаваем (если ты слеп и глух, то тебе тяжело будет познавать мир, ну и если чел тупой, то ему будет крайне сложно познавать мир).

Интуицияполучение какого-либо знания в результате озарения , т.е. непонятным способом. Интуиция бывает:

1. Мистическая (религиозное откровение; дежавю).

2. Интеллектуальная (открытие Менделеевым таблицы Менделеева)

Знаниерезультат познавательной деятельности (знание как результат познания).

Смысл термина «знание»

1. Знание, как способность или умение (я знаю карате)

2. Знание ,как познавательное значение информации (я знаю как достать…)

3. Знание ,как особая познавательная единица = знание, как смекалка

Виды знания

1. Житейское – строится на здравом смысле и личном опыте. (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании)

2. Научное – строится на понятиях. (Понимание действительности в ее прошлом, на-стоящем и будущем, достоверное обобщение фактов).

3. Религиозное (мифологическое) – базируются на восприятии верой.

4. Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении.

5. Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.

6. Философское постижение мира – высшая форма теоретического познания.

Понятие истины, её критерии

Истина – знание, которое соответствует своему предмету и совпадает с ним.

ИСТИНА

 

 

ОБЪЕКТИВНАЯ СУБЪЕКТИВНАЯ

(Не зависит от человека (Зависит от человека

и человечества в целом) и человечества)

Основные свойства истинны

1) Истина есть некий процесс, но не одноразовый акт познания формулировки конкретного вопроса (истина познаётся долго).

2) Истина всегда конкретна (Т.е связана с конкретным местом и конкретным временем)

3) Истина всегда едина, то есть включает в себя 3 аспекта:

а) объективный;

б) абсолютный;

в) относительный.

Объективная истина – это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина Относительная истина
Исчерпывающие, достоверные знания, которые никак не могут быть опровергнуты. Абсолютная истина – раз и навсегда. Например: любые аксиомы и законы физики (земля шарообразна). tкипения воды = 100°C. Неполные, неточные знания. Например: Солнце вращается вокруг Земли – относительная истина, так как недостаточно информации, чтобы опровергнуть или доказать это. Относительная истина ограничена: - уровнем развития конкретного человека; - средствами и методами познания; - уровнем развития общества. Со временем относительная истина или опровергается (Земля плоская) или становиться абсолютной.

Таким образом, разница между абсолютной и относительной истиной в степени точности и полноты отражения действительности.

Понятие «ложь»

1. Ложь, как заблуждение (несознательное искажение действительности). Заблуждение играет большую роль в истории науки, так как заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены, либо становятся истиной. Соответственно заблуждения способствуют новым критериям.

2. Ложь, как преднамеренный акт (преднамеренная ложь – сознательное искажение действительности).

Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения истины или заблуждения.

Критерии истины

1.Соответствие законам логики. Например, Петров создал вечный двигатель.

2. Соответствие ранее открытым законам науки

3. Соответствие фундаментальным законам. Например, закон сохранения энергии

4. Практика – система деятельности людей , направленная на преобразования окружающей действительности.

Формы практики:

А) труд (материальное производство);

Б) в качестве социальных действий (реформа, революция);

В) как научный эквивалент

Функции практики:

1. Как источник познания;

2. как основа познания;

3. как цель познания;

4. как критерий истины.

Другие определения истины:

· Истина как то, что подтверждено практическим опытом.

· Истина как соответствие знаний действительности.

· Истина как некое соглашение между людьми (конвенция), например, стул называть СТУЛОМ, а не диваном.

· Истина как свойство самосогласованности знаний, когда несколько наук или разные положения в одной науке приходят к одному выводу.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2023 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.