Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Воспитание и обучение в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока





ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ИСТАНОВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ВДРЕВНЕМ МИРЕ

Для того чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать социальный опыт все новым и новым поколениям. Передача социального опыта может происходить по-разному.В первобытном обществе это осуществлялось в основном через имитацию, повторение, копирование поведения взрослых. В средние века такая передача осуществлялась чаще всего через зазубривание текстов.

Со временем человечество пришло к убеждению, что механическое повторение или заучивание – не самые лучшие способы передачи социального опыта. Наибольший эффект достигается при активном участии воспитуемого в этом процессе, при включении его в творческую деятельность, направленную на познание, освоение и преобразование окружающей действительности. Необходимость передачи социального опыта подрастающим поколениям возникла одновременно с появлением общества и будет существовать на всех этапах его развития. Родители передают свой опыт детям, старшие – младшим, более опытные – менее опытным и т. д.

Многие века процесс передачи социального опыта протекал как естественный для человеческого существования и не являлся предметом специального изучения. На определенном этапе развития человечества был накоплен такой объем опыта, который невозможно было освоить в ходе естественного существования. Взрослые стали специально обучать младших отдельным элементам своего опыта. С этого момента процесс передачи социального опыта выделился и стал целенаправленным. Осуществлялся он в ходе специально организованного взаимодействия, целью которого является передача старшими и освоение младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.



Передача социального опыта, выделившись в отдельный вид взаимодействия людей, стала занимать, прежде всего, умы философов, что нашло отражение в трудах известных мыслителей Востока и Античного мира. Уже в наиболее развитых государствах древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции – были предприняты попытки философского осмысления опыта воспитания: поскольку все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были сделаны и первые педагогические обобщения. Цивилизации Древнего Востока дали человечеству бесценное наследие, без которого трудно представить дальнейшие витки мировой истории педагогики: были предприняты первые попытки осмыслить сущность воспитания и образования. Философско- педагогическая мысль Древнего Востока повлияла на генезис воспитания и обучения в более поздние времена.

 

ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ИСТАНОВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ВДРЕВНЕМ МИРЕ

Для того чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать социальный опыт все новым и новым поколениям. Передача социального опыта может происходить по-разному.В первобытном обществе это осуществлялось в основном через имитацию, повторение, копирование поведения взрослых. В средние века такая передача осуществлялась чаще всего через зазубривание текстов.

Со временем человечество пришло к убеждению, что механическое повторение или заучивание – не самые лучшие способы передачи социального опыта. Наибольший эффект достигается при активном участии воспитуемого в этом процессе, при включении его в творческую деятельность, направленную на познание, освоение и преобразование окружающей действительности. Необходимость передачи социального опыта подрастающим поколениям возникла одновременно с появлением общества и будет существовать на всех этапах его развития. Родители передают свой опыт детям, старшие – младшим, более опытные – менее опытным и т. д.

Многие века процесс передачи социального опыта протекал как естественный для человеческого существования и не являлся предметом специального изучения. На определенном этапе развития человечества был накоплен такой объем опыта, который невозможно было освоить в ходе естественного существования. Взрослые стали специально обучать младших отдельным элементам своего опыта. С этого момента процесс передачи социального опыта выделился и стал целенаправленным. Осуществлялся он в ходе специально организованного взаимодействия, целью которого является передача старшими и освоение младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

Передача социального опыта, выделившись в отдельный вид взаимодействия людей, стала занимать, прежде всего, умы философов, что нашло отражение в трудах известных мыслителей Востока и Античного мира. Уже в наиболее развитых государствах древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции – были предприняты попытки философского осмысления опыта воспитания: поскольку все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были сделаны и первые педагогические обобщения. Цивилизации Древнего Востока дали человечеству бесценное наследие, без которого трудно представить дальнейшие витки мировой истории педагогики: были предприняты первые попытки осмыслить сущность воспитания и образования. Философско- педагогическая мысль Древнего Востока повлияла на генезис воспитания и обучения в более поздние времена.

 

Воспитание и обучение в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока

Начало истории школы и воспитания как особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе древних цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока, зарождение которых относится к 5-му тысячелетию до н. э.

Уже в эпоху позднего неолита в раз­ных регионах мира стали появляться симптомы разложения первобытной формации. Этот про­цесс был многовековым, исторически длительным. Разнов­ременность возникновения новых общественных структур приводила к тому, что наряду с новыми формами организо­ванной социализации подрастающего поколения сохраня­лись и старые формы воспитания.

Прерогативы патриархальной семьи в воспитании были за­креплены еще в таких документах древнейших государств Ближнего и Дальнего Востока, как Законы Хаммурапи в Вавилоне (1750 до н. э.), книга Притч иудейского царя Со­ломона (начало 1-го тысячелетия до н. э.), индийская Бхагавадгита (середина 1-го тысячелетия до н. э.) и др.

Постепенно естественным путем вместе с укреплением государственных структур в целях специальной подготовки чиновников, жрецов, полководцев, администраторов начал складываться и новый социальный институт — школа.

Школа и воспитание в древнейших государствах Ближ­него и Дальнего Востока развивались под воздействием раз­нообразных экономических, социальных, культурных, этни­ческих, географических и других факторов. Хотя хроноло­гически эти цивилизации не совпадали, тем не менее им были присущи сходные структуры, в том числе в сфере воспитания и обучения. Эта общность — следствие того, что возникновение школ пришлось на переходную эпоху — от общинно-родового строя к рабовладельческому. Типологичность этого явления подтверждается тем, что древние циви­лизации, несмотря на то, что они существовали изолирован­но друг от друга, имели при этом принципиально общее в сфере воспитания и обучения.

В эпоху, переходную от общинно-родового строя к рабо­владельческому, происходили глубинные перемены в прак­тике воспитания и обучения: качественно изменялись спо­собы передачи культурного наследия предков от взрослых к детям. В эту эпоху как бы завершался дописьменный пери­од истории, когда речь и пиктографическое (рисунчатое) письмо как главные способы передачи информации (при­близительно с 3-го тысячелетия до н. э.) стали дополняться собственно письменностью — клинописной и иероглифической.

Возникновение и развитие письменности — важнейший фактор развития школы. При переходе от пиктографичес­кого письма к логографии, передающей не только общее содержание речи, но и членение ее на отдельные слова (древ­неегипетские и китайские иероглифы, шумерская клинопись), письмо превращается в сложную технику, которая требовала специального обучения. Дальнейшее развитие письма, связанное с появлением сначала слогового (в древней Ассирии), а затем фонетического (в древней Финикии) письма, привело к упрощению обучения грамоте и тем са­мым к увеличению «производительных возможностей» шко­ты. Отделение умственного труда от физического, начав­шееся уже на исходе первобытной истории, вызвало к жизни и появление новой специальности — учителя.

Школа и воспитание в древнейших государствах Ближ­него и Дальнего Востока развивались в логике эволюции конкретно-исторических культурных, нравственных, идеологических ценностей. Человеческая личность формировалась в рамках жестких социальных регулятивов, обязаннос­ти и личной зависимости. Идея человеческой индивиду­альности в регионах Востока была развита крайне слабо. Личность как бы растворялась в семье, касте, социальной группе, государстве. Отсюда и упование на жесткие формы и методы воспитания.

Закономерно, что своим возникновением первые школы в древнейших восточных цивилизациях обязаны служите­лям культов, ибо религия была носителем идеалов воспита­ния. Вместе с тем возникновение школ, в конечном счете, являлось ответом на определенные экономические, культур­ные, политические запросы общества. По мере социального развития такие запросы менялись, а с ними изменялись сфе­ра, содержание и методы обучения и воспитания.

Главными очагами обучения и воспитания в древней­ших государствах Ближнего и Дальнего Востока были, не­сомненно, семья, церковь, государство. Семья, однако, не была в состоянии обеспечить общество необходимым чис­лом людей, сведущих в чтении, письме, законах, что тре­бовалось для чиновничьего аппарата. Подготовка таких людей стала главной задачей особых учебно-воспитатель­ных учреждений, создававшихся служителями культов и светской властью.

В течение весьма длительного времени обучение и вос­питание носили крайне рутинный характер. Мучительным и длительным был процесс обучения грамоте из-за весьма сложной системы письма. Содержание образования было крайне скудным и узкоспециальным, закрепляя за челове­ком определенные общественные положение и функции.

К 1-му тысячелетию до н. э. постепенное развитие реме­сел, торговли, известное изменение характера труда, рост городского населения способствовали некоторому расши­рению круга людей, которым было доступно школьное обу­чение и воспитание. Помимо аристократии и служителей культа учениками школ становились постепенно дети со­стоятельных ремесленников и торговцев, однако абсолют­ное большинство населения обходилось по-прежнему лишь семейным воспитанием.

Школа, возникнув как определенный итог движения об­щества, обладала относительной независимостью в своем раз­витии и со своей стороны, будучи стимулом прогресса, влияла на общественную эволюцию. Так, школа письма, возникнув как ответ на необходимость закрепить результативность пере­дачи опыта поколений, позволяла, в свою очередь, давать обществу возможность двигаться вперед без значительных потерь из опыта прошлого, что было неизбежно в дописьменный период.

Школу и воспитание в древних цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока следует рассматривать как нечто отно­сительно цельное и как итог специфического развития каж­дой из этих цивилизаций, обладавших устойчивыми особен­ностями в сфере воспитания.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.