Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Условия, обеспечивающие развитие УУД





Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:

· Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.

· Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.

· УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностной.

 

Вопрос №18 Методика планирования воспитательной работы в школе и классе.

Планирование воспитательной работы в школе: значение, требования, функции и формы планирования

Планирование – подготовительный этап, которому отводится важное место в системе управления школой.

В основе планирования лежит план воспитательной работы учебного заведения.

Разработать план – это значит предусмотреть большой комплекс мероприятий по улучшению организации воспитательного процесса.

План – это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем и временные границы.

Объектом планирования является педагогический процесс.

При планировании необходимо учитывать закономерности развития учащихся и их индивидуальные особенности.

Планирование воспитательного процесса в школе имеет определенные значение:
1) Способствует определению содержания работы на конкретный отрезок времени;

2) Дает возможность отобразить разнообразные формы, методы и приемы воспитательной работы;

3) Обеспечивает четкую, систематическую и целенаправленную организацию деятельности;

4) Способствует профессиональному развитию педагога.



Планирование осуществляет следующие функции:

1) Направляющая (определяющая), т.е. она содержит конкретные направления и виды деятельности;

2) Прогнозирующая – она отражает замысел и представляет результаты через конкретные действия;

3) Организаторская – эта функция отражает средства. С помощью, которых деятельность организуется, указывает кто является ее объектом и субъектом и указывает порядок деятельности, отвечая при этом на вопросы: Кто? Что? Когда? Где? должен делать;

4) Контрольная, т.е. сам педагог, пользуясь планом воспитательной работы, может контролировать реализацию поставленных задач и по плану легко осуществлять деятельность.

Планирование позволяет предопределить результат и эффективность системы воспитательной работы.

Предназначение плана – это значит упорядочить педагогическую деятельность и обеспечить выполнение таких требований, как планомерность, систематичность, управляемость, преемственность и целенаправленность. По этому, план будет помощником в работе в том случае, если будут соблюдаться следующие требования:

1) Целенаправленность – в основе лежит цель, которая должна быть реализована в ходе содержания деятельности;

2) Перспективность – когда цели деятельности реально осознаются и принимаются как близкие, понятные и доступные;

3) Преемственность – учет предыдущего опыта исключая дублирование и видение перспективы (будущего);

4) Комплексность – использование разнообразных форм, средств, методов и видов деятельности в их единстве и взаимосвязи;

5) Объективность – знание объективных условий деятельности школы, ее условий и возможностей педагогов и учащихся.

План должен быть четким, кратким и ясным.

По форме планирование может быть:

· Текстовым – подробное описание задач и мероприятий, направленных на их решение;

· Графический – полная, но краткая картина предстоящей деятельности в виде таблицы;

· Смешанный – и таблица и текст (описание + таблица);

· План-циклограмма – представление задач и воспитательной работы на определенный промежуток времени, посвященный определенной проблеме.

 

Классификация видов планирования в школе и их структура

В школе должно существовать календарное планирование. Т.е. все общешкольные мероприятия должны располагаться по четвертям, месяцам, неделям и отдельным числам.

В современной школе выделяют 3 вида планов (перспективный, годовой, текущий).

Сроки планирования определяются целями планирования.

Перспективный план. Он разрабатывается на 5 лет на основе глубокого анализа работы школы за последние годы. Перспективный план согласуется с планами городского управления образования и науки и составляется на 1 января текущего года. Этот план не должен быть слишком детальным. Его задача:наметить важные ориентиры функционирования и развития школы на определенный период.

Структура перспективного плана:

1) Задачи школы на планированный срок;

2) Перспективы развития контингента учащихся по годам, возможное количество классов;

3) Перспективы обновления образовательного учреждения и внедрения педагогических инноваций;

4) Обеспечение школы педагогическими кадрами;

5) Повышение квалификации педагогических кадров через различные формы (курсы, семинары, тренинги и т.д.);

6) Развитие материально-технической базы и учебно-методического оснащения школы;

7) Социальная защита педагогов и учащихся, улучшение их быта, условий для отдыха.

Особое место отводится повышению квалификации учителей и распределению сил и средств на длительный период.

Годовой план. Он охватывает время работы школы на весь учебный год, включая летние каникулы. Годовой план составляется в мае – июне и утверждается педагогическим советом школы в конце августа. Изменения в годовом плане происходят очень редко и о них ставят в известность педагогический совет школы.

План воспитательной работы школы на год включает основные вопросы, над которыми нужно работать всему педагогическому коллективу.

Структура годового плана:

1) Введение. Оно включает в себя:

a. Краткий анализ итогов работы школы за прошедший год и задачи на новый учебный год;

b. Особенности микрорайона и условия работы школы;

c. Работа коллектива школы по выполнению всеобуча (все дети должны получать образование);

d. Деятельность педагогического коллектива по повышению качества образовательного процесса;

e. Совместная работа школы, семьи и общественности по воспитанию учащихся;

f. Работа с педагогическими кадрами;

g. Система внутришкольного контроля;

h. Укрепление учебно-материальной базы школы;

i. Организационно-методические мероприятия (тематика заседаний совета школы, педсоветы, тематика производственных совещаний и т.д.).

На основе общешкольного годового плана составляется текущий (календарный план) организационной, методической и внеклассной работы на текущую четверть. Отдельно педагогического и ученического коллектива.

По горизонтали обозначается:

Недели и дни учебной четверти.

По вертикали:

Организационные формы работы с педагогами и учащимися, фамилии учащихся (ответственных), тематика.

Разделы:

1) Педсовет;

2) Заседание методических объединений;

3) Профсоюзные собрания и производственные совещания;

4) Совещания при деректоре;

5) Заседания местного кометета;

6) Общешкольные родительские собрания;

7) Школьные вечера;

8) Спортивные вечера;

9) Массовые культ. походы;

10) Общешкольные газеты;

11) Работа научных клубов, организация выставок и олимпиад.

 

Планирование воспитательной работы классного руководителя

Классный руководитель может составлять различные планы:

1) План работы на год (годовой), полугодие (перспективный), четверть, месяц, неделю, день (текущие) + календарное планирование;

2) План работы по основному направлению на определенный период (месяц, год и т.д.) например по нравственному воспитанию, зож, праавовому и познавательному;

3) План работы с родительским комитетом, родительские собрания;

4) План самообразования по совершенствованию педагогического мастерства.

Педагогу необходимо творчески подойти к составлению плана, учитывая особенности класса, условия школы. Опыт своей работы. Общий ход планирования можно представить тремя этапами:

1) Составление педагогом проекта плана;

2) Коллективное планирование (сбор идей, предложений);

3) Окончательное оформление плана, внесение педагогом корректив.

Характер и уровень взаимодействия классного руководителя и учащихся зависит от многих о бстоятельств: возраста детей, подготовленность педагога, типа планирования.

Основным документом в работе классного руководителя является план на учебный год (полугодие). Рекомендуются следующие разделы этого плана:

1) Анализ педагогической работы за прошедший учебный год;

2) Задача работы классного руководителя на новый учебный год;

3) Работа с коллективом учащимся;

4) Взаимодействие с педагогическим коллективом;

5) Работа с семьей общественностью.

Эта форма предполагает соединение в себе перспективного календарного и текущего планировании.

При оформлении плана на каждую неделю отводится один разворот листа. Это позволяет предусмотреть планирование на весь год и в то же время вносить по ходу работы дополнения и изменения.

План работы классного руководителя составляется согласно режиму работы школы – по четвертям. В плане воспитательной работы еще отражают следующие разделы: Количество учащихся, сведения о родителей, группы здоровья детей, их успеваемость, занятия в кружках. Важно сделать на весь класс «социальный портрет класса».

Организационно-воспитательная работа (выбор актива класса, распределение обязанностей, работа с документами – ведение личных дел и составление списка учащихся класса).

Раздел "Внеклассная работа" – отмечается участие класса в общешкольных мероприятиях (олимпиады, конкурсы, спортивные мероприятия, организуются встречи с известными людьми и ветеранами ВОВ). Все это способствует формированию собственного мировоззрения школьников и происходит переоценка ценностей.

Направления работы классного руководителя Работа с учениками Работа с родителями Работа с педагогами и общественностью
Неделя, месяц
ЗОЖ Правовое воспитание   Нравственное воспитание Эстетическое Патриотическое   Права и обязанности граждан   Проведу родительское собрание   Приглашу в библиотеку

 

Пакет школьных методик

Это, прежде всего, целый ряд эмпирических методов, позволяющих получить информацию о личности школьников и уровне их знаний, эмоциональном состоянии, интересах, мотивах деятельности и качествах личности: наблюдение (целенаправленное, с фиксацией количественных характеристик в тетради классного руководителя); беседа (с постановкой цели – как изучения, так и воспитательного воздействия); опросники, интервью, анкеты, тесты (цель их – не только выявление определённых качеств личности и индивидуальности каждого воспитанника, общественного мнения и отношений учащихся к чему–либо, но и сбор содержательного материала для раз­личных форм воспитательной работы). К примеру, простейший опрос на тему «Что я люблю и что я ненавижу» позволит классному руководителю увидеть своеобразие внутреннего мира и душевного состояния учащихся, их «непохожесть» и определить характер индивидуального воздействия.

Школьники с удовольствием принимают участие в тестировании. К примеру, тест «Кто я» даёт возможность учащимся (да и педагогу) изучить себя по нескольким параметрам: экстраверт – интраверт, циклотомик – шизотомик, сома–тоник – церебротоник – висцеротоник, сила «Я» – слабость «Я» (степень эмоциональной устойчивости), общительность – лидерство – конформизм, женст­венность – мужественность, лживость – правдивость (корректурная шкала). Есть тесты, которые предполагают не только воздействие, но и выработку опреде­лённой стратегии и тактики самовоспитания, содержат целую систему упражнений для самостоятельного психологического и педагогического тренинга. Например, такие тесты, как «Стратегический, оперативный и тактический жизненный ана­лиз» и «Что Вы за птица?». Последний содержит рекомендации–упражнения для различных типов характеров по развитию позитивных качеств и устранению нега­тивных. Есть специальные подборки тестов для школьников. Хороший материал для изучения индивидуальности учащихся и включения их в воспитательный процесс классному руководителю дают следующие методики:

• Недописанного тезиса (предложения, рассказа, сочинения...). Например, «Хорошая жизнь – это...»; «Принципиальный человек всегда...»; «Чтобы иметь друзей, надо...»; «Нельзя позволять унижать себя, ибо...»; «Когда я вижу не­достатки человека, то я...»; «Я не согласен с тем, что гово­рят, будто...» и др.

• «Тезис и мнение по нему». Например, «Гордый человек – это всегда скромный человек»; «Чтобы воспитать счастливого человека, надо «приготовлять его не для счастья, а к тру­ду жизни» (К.Д.Ушинский); «Горе – учитель мудрых» и др.

• «Альтернативный тезис» типа: «Дисциплина – это свобода. Дисциплина – это неволя»; «Друзей должно быть очень много. Друзей должно быть мало (один–два), но верных»; «Учит жизни не книга, а опыт. Учит жизни не опыт, а книга» и др.

• «Метод ранжирования» (расстановки в порядке очерёдности по степени личностной значимости). Например, перечень качеств человека: вежливый, практичный, добрый, сильный, умный, принципиальный, весёлый, гуманный, це­леустремлённый, здоровый, великодушный, красивый, муже­ственный и т.д.

• «Цветограмма» (раскрашивание дней недели, часов дня и пр. соответственно настроению, душевному состоянию человека) позволяет воспитателю, классному руководителю не только знать, но и корректировать с помощью определённых воспитательных воздействий эмоциональное состояние своих воспитанников.

• «Метод обобщения независимых характеристик» помогает «высветить» разные грани личности воспитанников, когда их характеризуют различные люди – родители, сверстники (активисты, друзья, любящие, а также не уважающие их одноклассники), учителя, просто знакомые. С ис­пользованием этого метода нередко происходит как бы «акт открытия человека». Недаром ещё Лихтенберг высказал интересную мысль: «Постоянно оказывается, что так называемые «дурные люди» от более основательного их изучения выигрывают, а «хорошие» – теряют».

• «Социометрическое изучение межличностных отношений в классном коллективе» при периодическом повторении его (как минимум два раза в год) позволяет классному руководителю узнать многое о классе в целом и о каждом ученике в отдельности: кто из учащихся лидер, «звезда»; есть ли предпочитаемые, принятые и, наоборот, изолированные («изгои»); кто кого предпочитает в свободном вы­боре вне классного коллектива; каковы отношения между девочками и мальчиками; какие группировки в классе и каковы их взаимоотношения; сколь сплочённым является коллектив; каков его воспитательный потенциал (в зависимости от того, кто в лидерах и предпочитаемых). В ре­зультате выясняется: как лучше строить в классе отношения «ответственной зависимости»; распределять ответ­ственность за определённые поручения; комплектовать группы для выполнения определённых классных дел; организовать группы взаимопомощи; рациональнее рассадить учащихся в классе для учебной работы и т.д.

Помимо этого, возможно исполь­зование специальных психологических, педагогических, этических игр для изучения и воспитания учащихся. Например, этическое «буриме», «дружеские объявления» («Я... ищу друга, который был бы...»), игра «Я подарю тебе... потому что...» (по цепочке проходят все уча­щиеся класса) и др.

Принципы планирования воспитательной работы

Всем воспитателям хорошо известна мысль А.С.Макаренко о «программе че­ловеческой личности и коллектива» и его работа по созданию в коллективе «пер­спектив завтрашней радости» – «близ­кой, средней и дальней». К сожалению, мысли эти, да и практика не стали по­требностью современного педагога.

Тем не менее, одной из функций школьного педагога (воспитателя в лю­бом статусе) является проектировочная деятельность, которая предполагает оп­ределение цели, задач, содержания педа­гогического процесса, замысла его про­текания. Всё это отражается в проек­те – плане воспитательной работы. План – это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая поря­док, последовательность, сроки выполне­ния и предполагаемых ответственных (детей, педагогов, других взрослых).

Таким образом, планирование вос­питательной работы – это педагогичес­кое моделирование деятельности воспитателя, которое основано на целом ряде обязательно реализуемых принципов:

• целеустремлённость, система­тичность (воспитательный процесс как система);

• конкретность (конкретные дела, направленные на реализацию цели);

• оптимистичность (наилучший ва­риант организации, жизнедеятельности);

• диалогичность (учёт мнения всех, взаимодействие);

• индивидуальность (целостное от­ношение к личности каждого, обеспече­ние условий для его самоактуализации);

• научность (в основе – научное понимание процесса воспитания, всех его компонентов);

• непрерывность, преемственность и последовательность;

• разнообразие содержания, форм и методов;

• оптимальное сочетание просве­щения и организации деятельности детей;

• единство педагогического руко­водства и активности воспитанников;

• реальность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей уча­щихся, уровня их подготовленности и условий жизни;

• связь внутри классной работы с работой школы и вне её;

• гибкость плана.

Планирование позволяет классному руководителю:

• чётко осознать цель, стратегичес­кие и тактические задачи воспитания;

• предварительно изучить классный коллектив, отдельных учащихся, состоя­ние учебно–воспитательного процесса в классе, окружающие условия;

• целенаправленно отобрать со­держание и средства, организационные формы воспитательной работы;

• проектировать результаты своей деятельности, планируя и корректируя поступательное движение в развитии кол­лектива и личности каждого учащегося;

• видеть перспективы собственного самосовершенствования – общечелове­ческого и педагогического.

Укажем и на наиболее распространённые ошибки при планировании работы, допускаемые в практике классных ру­ководителей:

• отсутствие чётко поставленной цели, конкретных стратегических задач воспитания, основанных на глубоко на­учном знании детей и сложившейся психолого–педагогичес­кой ситуации;

• традиционное ожидание указаний, рекомендаций, предписаний, разработок «мероприятий» свыше и, как след­ствие, безынициативность классного руководителя;

• примитивизм планирования (план–отписка, содержащий какой–то, часто случайный, перечень дел);

• неумение привлечь детей к планированию;

• неконкретность и неопределённость спланированных дел, которые приводят к незаинтересованности как детей, так и педагога (типа: «провести диспут», «работать над нравствен­ным воспитанием детей», «устроить «огонёк» или «поход по местам боевой славы» и т.п.).

 

Как создается план воспитательной работы

Что же непосредственно предшествует планированию воспи­тательной работы воспитателя, классного руководителя? Во–первых, ознакомление с государственными документами, оп­ределяющими задачи школы и воспитания на современном этапе; изучение инструктивно–методических материалов Ми­нистерства образования и местных органов управления обра­зованием; изучение психолого–педагогической и методичес­кой литературы по актуальным проблемам воспитания и по методике и технике планирования воспитательной работы. Во–вторых, определение целей и задач на основе возраста детей, уровня развития классного коллектива, условий вос­питания (возможностей города или села, конкретного регио­на, школы и близлежащих учебно–воспитательных учрежде­ний), а также личностного потенциала самого классного ру­ководителя. К примеру, в условиях Москвы может быть сформулирована такая цель: «Стимулирование духовного развития старшеклассников (9–11–е классы) через приоб­щение к большой культуре». На основании цели выделяется группа стратегических задач:

1. Организация внеурочной интеллектуально–познава­тельной деятельности учащихся.

2. Стимулирование здорового образа жизни, выработка каждым учащимся собственной программы оздоровления.

3. Приобщение учащихся к культуре.

4. Оказание помощи старшеклассникам в профессио­нальной ориентации и самоопределении в отношении к из­бранной профессии.

5. Создание и развитие ученического коллектива, органи­зация и стимулирование деятельности классного соуправления и самоуправления.

6. Воспитание культуры общения, создание опыта куль­турного проведения досуга в свободно выбранных видах дея­тельности и общения.

Помимо этого, могут быть и другие задачи у воспитателя. Так, всячески приветствуется привлечение учащихся к планиро­ванию. В самых разных формах: классный час «Перспективы нашей жизни» («продажа идей» классным руководителем; рас­сказ о наиболее интересных делах, которые можно провести; письменный опрос учащихся), ящик или конверт предложений, опросник, «мозговой штурм» и др.

В практике школ накоплен интересный опыт использова­ния ролевых, деятельностных игр при планировании воспита­тельной работы и анализе хода выполнения плана. Например, игры: «Лидер» (Л.Н.Григорьева), «Мы – коллектив? Мы – коллектив... Мы – коллектив!» (М.Г.Казакина), «Какой у нас коллектив» (А.Н.Лутошкин) и др.

Хорошо также с ребятами изучать календарь знамена­тельных дат предстоящего учебного года, выбрать наиболее ин­тересные и полезные для воспитания учащихся даты. Наконец, для углублённого изучения всех учебных предметов необходимо запланировать ряд экскурсий, посещений музеев, выставок, просмотров спектаклей, предметных недель и т.д.

Могут быть добавлены ещё дела, обусловленные профи­лем школы и класса. Из всего этого составляется перечень ос­новных дел на четверть, полугодие, год. Они–то и будут положе­ны в основу перспективного плана.

 

Виды планов воспитательной работы и варианты планирования

В современной школе используются, как правило, такие ви­ды планов:

1. Общешкольный, план классного руководителя, план любого другого объединения детей и взрослых (кружка, секции, клуба, детской общественной организации, методобъединения классных руководителей и учителей–предметников, групп про­длённого дня и т.д.).

2. Перспективный, календарный и перспективно–ка­лендарный.

3. План на учебный год, на четверть, на месяц, на неделю.

4. План работы школы, класса, клуба, группы детей и взрослых по какому–либо направлению, специальной про­грамме, по реализации определённых задач и актуальных про­блем школы.

5. План воспитательного меро­приятия (общешкольного, классного, группового).

6. План работы по развитию инди­видуальности учащихся (А.С.Макаренко: «программа человеческой личности»).

Общешкольный план воспитатель­ной работы, как правило, включает в себя:

• анализ результатов воспитательной работы за предыдущий период времени;

• цель, стратегические и тактичес­кие задачи на будущее;

• научно–методическую тему иссле­довательской работы педагогического коллектива;

• инструктивную и научно–методическую работу с педагогами;

• общешкольные дела (коллектив­ная творческая деятельность);

• работу с научными кадрами, постоянными и временными творческими группами педагогов и детей;

• работу с различными ученическими объединениями, творческими союзами, советами дел, лидерами ученического самоуправления и т.п.;

• совместную деятельность с yчреждениями культуры, науки, образования, здравоохранения, правовыми органами, общественными организациями и т.д.;

• работу по традиционным и инновационным направлениям; вопросы, выносимые на педагогические советы, совещания при директоре, административные и педагогические консилиумы, родительские и ученические собрания и т.п.;

• деятельность в рамках принятых, воспитательных программ и проектов;

• перечень возможных дел в классных коллективах, творческих объединениях, клубах, объединениях дополнительного образования.

Что касается разных вариантов планирования воспитательной работы школы и класса (группы), то это завися от того основания, по которому определяются содержание и структура плана. Приведём примеры.

Если классный руководитель строит свою воспитательную работу на основе системно–ролевого подхода, то в пла­не могут быть такие разделы (В.Т.Кабуш): «Я и общество», «Я и природа», «Я и моя школа», «Я и моя семья», «Я и моё Я».

Для наиболее целенаправленной работы по поддержке самопознания и самостроительства личности ре­бёнка О.С.Газман и его коллеги пред­ложили педагогам разрабатывать сле­дующие целевые программы: «Уче­ние», «Общение», «Досуг», «Образ жизни», «Здоровье».

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.