Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ





ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Основная функция прогноза — обоснование возможного состояния объекта в будущем или определение альтернативных путей.

Прогноз носит вероятностный характер, но обладает определенной достоверностью. Прогноз на практике - это предплановый документ, фиксирующий вероятную степень достижения поставленной цели в зависимости от масштаба и способа будущих действий [42].

Задачи прогнозирования связаны с тем, что прогноз, помимо анализа возможностей, является основой для разработки стратегии, планирования и управления предприятием. Прогноз должен определять:

- основные технические и организационно-экономические проблемы и сроки их решения;

- материалы, технологические процессы и оборудование, предназна­ченные для изготовления новой перспективной и традиционной продук­ции;

-ожидаемые объемы производства продукции у конкурентов и по­требность в ней на рынках;

- ожидаемую себестоимость разработки и производства этой продук­ции;

- мощность предприятия, необходимую для разработки и изготовле­ния новой продукции;

- потребность в трудовых ресурсах с учетом изменения их структуры, квалификации и ожидаемого роста производительности труда.

 

Прогноз должен включать:

- краткий анализ развития прогнозируемого направления производ­ства и характеристику его современного состояния;

- выявление перспективных технических и экономических проблем, уже решенных, но не получивших практического применения;

- оценку важности проводящихся исследований, требующих внима­ния и затрат для решения будущих проблем [41].



Виды прогнозов можно классифицировать по нескольким призна­кам:

1) По периоду упреждения (временному охвату):

- оперативные, со сроком до 3-6 месяцев от начала прогноза;

- краткосрочные прогнозы - до 1 года;

- среднесрочные прогнозы - до 5 лет;

- долгосрочные прогнозы - более 5 лет.

Как правило, чем длительней период, на который составляется про­гноз, тем значительней может быть отклонение фактических данных от прогнозируемых.

В современных условиях, характеризирующихся неустойчивостью внешней среды, использование фиксированного календарного периода для разработки прогнозов часто затрудняет практическое их использование в менеджменте.

В директивной экономике в основном сложилась практика формиро­вания текущих, кратко-, средне- и долгосрочных прогнозов-программ (со­ответственно на 1 год, 5, 10 и 20 лет). Главным недостатком такого подхо­да является то, что календарный период охватывает различные этапы, от­личающиеся качественными параметрами (например, этапы жизненного цикла товара, разработки месторождений в добывающих отраслях, изме­нения производственной мощности и т.п.).

2) В сфере управления народным хозяйством в зависимости от ха­рактерных особенностей объекта прогнозирования прогнозы условно делят на:

- социальные;

- научно-технические;

- экономические.

Экономические прогнозы можно воспринимать как всеобъемлющие, содержащие элементы как социального, так и научно-технического про­гнозирования.

Задачами экономического прогнозирования являются: предвидение возможного распределения ресурсов по различным направлениям; опреде­ление нижних и верхних границ получаемых результатов; оценка макси­мально возможного количества ресурсов, необходимого для решения хо­зяйственных и научно-технических проблем и др.

В отличие от экономического научно-технический прогноз опреде­ляет вероятное натурально- вещественное состояние прогнозируемого объ­екта (системы).

Взаимосвязь экономического и научно-технического прогнозирова­ния показана на рис. 1.2.

               
 
 
   
Технико-экономический прогноз
 
   
 
   
Маркетинг

 

 

 


Рис. 1.2. Связь научно-технического и экономического прогнозов

 

3) По типам прогнозирования различают:

-творческое видение, основанное на использование субъективного мнения прогнозиста, его интуиции;

-поисковое прогнозирование, базирующееся на изучении тенденций развития хозяйственной системы и продлении их в будущее.

Этот вид прогноза дает ответ на вопрос, что вероятнее всего про­изойдет при условии сохранения существующих тенденций. Он может быть основой для стратегического планирования.

Поисковое прогнозирование в свою очередь может быть двух видов:

- традиционным, или экстраполятивным;

- новаторским — альтернативным.

Экстраполятивный прогноз предполагает, что экономическое разви­тие происходит гладко и непрерывно, поэтому прогноз, может быть про­стой проекцией (экстраполяцией) прошлого в будущее.

Альтернативный подход исходит из того, что внешняя и внутренняя среда подвержены постоянным изменениям, и вследствие этого:

- процесс развития происходит не только гладко и непрерывно, но и скачкообразно и прерывисто;

-существует определенное число вариантов будущего развития хо­зяйственной системы.

Таким образом, при альтернативном прогнозировании создаются прогнозы, включающие сочетание различных вариантов развития выбран­ных показателей и явлений. Данный вид прогнозирования может объеди­нить два способа развития — гладкий и скачкообразный, создавая синтети­ческую картину будущего [1].

Нормативное прогнозирование исходит из общих целей и стратеги­ческих ориентиров на будущий период. При данном подходе рассматри­ваются только рациональные варианты прогноза, т.е. варианты поискового прогноза, которые обеспечивают попадание в требуемое конечное состоя­ние из текущего исходного с учетом существующих ограничений на ре­сурсы (в том числе, время).

Сопоставление и согласование прогноза на базе указанных двух под­ходов способствует получению наиболее полного материала для определе­ния политики хозяйственной системы (рис. 1.3.) [41].

4) По возможности воздействия на будущие прогнозы:

- пассивный прогноз - при отсутствии воздействий на среду;

- активный прогноз предполагает активные действия на прогнозиро­вание будущего, реальное воздействие на внешнюю среду.

5) По степени вероятности:

- вариантные, когда имеются несколько вариантов развития системы;

- инвариантные, когда прогноз предполагает только один вариант развития. Такие прогнозы часто основываются на экстраполятивном под­ходе, простом продолжении сложившейся тенденции.


Потребные ресурсы
Возможные результаты
Маркетинговые исследования

       
   
 
 


Рис. 1.3. Согласование двух подходов к прогнозированию

6) По способу представления:

- точечный прогноз предполагает, что данный вариант имеет единст­венное значение прогнозируемого показателя;

-интервальный прогноз - это предсказание будущего, в котором предполагается некоторый интервал, диапазон значений прогнозируемого показателя (рис. 1.4).

Социально-экономические прогнозы традиционно разрабатываются поэтапно:

1 этап. Подготовка материалов (сбор, анализ и корректировка) по прогнозируемой проблеме.

2 этап. Разработка (и корректировка) отдельных долгосрочных, среднесрочных и текущих научно-технических и социально-экономических прогнозов:

2.1 .анализ тенденций и проблем;

2.2.разработка прогнозов в составе предполагаемой комплексной программы.

 

 

yt

 
 

 


Период наблюдения Период упреждения прогноза t

Рис. 1.4. Точечный и интервальный прогнозы

Условные обозначения:

e - точность прогноза, абсолютная погрешность;

Таким образом, технология построения экономических прогнозов представляет собой сложный многошаговый процесс, который невозможно реализовать без выработки научной теоретико-методологической основы прогностических расчетов.

 

                   
   
   
       
 
 
 

 


Рис.2.1. Методы экономического прогнозирования.

Обоснованность прогноза в значительной мере зависит от выбора метода прогнозирования(рис.2.1).

Особое место в классификации методов прогнозирования занимают комбинированные методы, которые объединяют различные методы про­гнозирования. Использование комбинированных методов особенно акту­ально для сложных социально-экономических систем, когда при разработ­ке прогноза показателей каждого элемента системы могут быть использо­ваны различные сочетания методов прогнозирования. Разновидностью комбинированных методов можно считать эконометрическое моделирова­ние.

Практическое применение того или иного метода прогнозирования определяется такими факторами, как объект прогноза, сложность и струк­тура системы, наличие исходной информации, квалификация прогнозиста.

В таблице 2.1 приведена характеристика различных методов прогнозиро­вания экономических систем и область их применения.

Да нет да нет

 


Нет

Инструмент прогноза   Скользящие и экспоненциаль- ные средние, ав- торегрессия
да нет да

               
       
 
 
 

 

 


Рис.2.2.Схема выбора статистического метода прогнозирования

 

Методы экстраполяции сводятся к обработке имеющихся данных об объекте прогнозирования за прошлое время и распространению обнару­женной в прошлом тенденции на будущее.

Методы моделирования — наиболее сложный метод прогнозирова­ния, состоящий из разнообразных подходов к прогнозированию сложных систем, процессов и явлений. Эти методы могут пересекаться и с эксперт­ными методами.

Экстраполяция трендов

Наиболее распространенными из группы математических методов являются методы прогнозной экстраполяции. Временной ряд при экстра­поляции представляется в виде суммы детерминированной (неслучайной) составляющей, называемой трендом, и стохастической (случайной) со­ставляющей, отражающей случайные колебания или шумы процесса.

Прогнозную экстраполяцию можно разбить на два этапа.

• Выбор оптимального вида функции, описывающей ретроспектив­ный ряд данных. Выбору математической функции для описания тренда предшествует преобразование исходных данных с использованием сгла­живания и аналитического выравнивания динамического ряда.

• Расчет коэффициентов (параметров) функции, выбранной для экст­раполяции.

Для оценки коэффициентов чаще остальных используется метод наименьших квадратов (МНК).

Сущность МНК состоит в отыскании коэффициентов модели тренда, минимизирующих ее отклонение от исходного временного ряда:

S = ∑(yt - ŷ)2 → min, (2.3)

где ŷ, - расчетные (теоретические) значения тренда;

у — фактические значения ретроспективного ряда;

n — число наблюдений.

Подбор модели в каждом конкретном случае осуществляется по це­лому статистически ряду критериев (дисперсии, корреляционному отно­шению и др.). Кроме того, для выбора зависимости ŷt=f(t)

существует несколько подходов. Это метод последовательных разностей, метод характеристик прироста, визуальный (глазомерный) выбор формы. Расчет оценок прироста показателя, дополненный визуальным выбором взаимосвязи, уменьшает риск неправильного выбора модели для прогнози­рования. В частности, могут быть рекомендованы следующие аппрокси­мирующие зависимости:

∆ Y / ∆ t = const → ŷt =a0 + a1 t, (2.4)

∆ ln y / ∆ t = const → ŷt = a0 ta, (2.5)

∆ ln y / ∆ ln t = const → ŷt = a0 tt1, (2.6)

∆ Y2 / ∆ X2 = const → ŷt = a0 + a1 t + a2 t2, (2.7)

∆ (t / y) / ∆ t = const → ŷt = t / (a0 + a1 t). (2.8)

В Приложении 1 показаны графические зависимости, позволяющие осуществлять визуальный выбор формы зависимости прогнозируемого по­казателя от фактора времени, а в Приложении 2 - системы нормальных уравнений, применяемые для оценки параметров полиномов невысоких степеней.

Для выявления более четкой тенденции уровни, нанесенные на гра­фик, можно сгладить (элиминировать) с помощью трех приемов:

• метода технического выравнивания - когда на графике визуально (на глаз) проводится равнодействующая линия, отражающая на взгляд ис­следователя тенденцию развития;

• метода механического сглаживания - расчет скользящих и экспо­ненциальных средних;

• метода аналитического выравнивания - построение тренда.

Преимущество трендовой модели в более высокой степени надежно­сти. Кроме того, она позволяет экономически интерпретировать параметры уравнения тренда и достаточно наглядно изображает тенденцию и откло­нения от нее на графике.

В рыночной ситуации можно порекомендовать конкретные виды функций, наиболее пригодные для экстраполяции [29].

Спрос на ряд непродовольственных товаров может быть описан сте­пенной функцией или экспонентой (особенно на активных этапах жизнен­ного цикла товаров). Общие закономерности спроса отражаются кривой Гомперца. При изучении влияния фактора времени на спрос может быть использована логистическая (сигмоидальная) кривая. Процесс затухания роста спроса по мере перехода населения к группам населения с более вы­соким доходом отражается полулогарифмической кривой.

В развитии рынка как единого экономического пространства (как и в развитии локальных рынков) могут проявиться определенная повторяе­мость, цикличность, обусловленная как внутренними свойствами рынка, так и внешними причинами.

Рис. 2.3. Моделирование тенденции продажи товара по стадиям жизненного цикла

Условные обозначения:

1 - выведение товара на рынок; 2 - рост; 3 - зрелость; 4 - упадок; 5 - реанимация спроса.

 

В условиях переходной экономики возрастает значимость прогнози­рования жизненного цикла товара (ЖЦТ). Автором концепции ЖЦТ счи­тается известный маркетолог Теодор Левитт, предложивший ее в 1965г.

Суть прогноза заключается в том, чтобы определить, как надолго и насколько интенсивно будет сохраняться спрос на данный товар. Прогноз ЖЦТ - многоплановый процесс, важной составляющей которого является подбор для каждого этапа соответствующей трендовой модели, отражаю­щей не только рост, стабилизацию или спад, но и степень ускорения или замедления этих процессов. Такой прогноз является составным элементом прогнозирования покупательного спроса и рыночной конъюнктуры.

Жизненный цикл товара можно графически смоделировать в виде сложной кривой (рис. 2.3).

Математически смоделировать весь жизненный цикл товара практи­чески невозможно, пришлось бы использовать сложную многочленную функцию, которую трудно интерпретировать. Целесообразно использовать метод линейно-кусочных агрегатов, то есть моделировать и прогнозиро­вать каждый этап ЖЦТ с помощью трендовой и (или) многофакторной мо­дели, отражающей закономерности каждого этапа.

Рис.5.1.Вариант структурной схемы цикла прогнозировании

Прогноз является предплановым документом и поэтому его внедре­ние на практике означает разработку научно обоснованного, оптимального плана повышения эффективности производства на основе использования вариантов прогноза показателей качества и затрат на его достижение.

Таким образом, на практике имеет место прогнозный цикл (рис. 5.1) [8], включающий осознание проблемы, определение цели прогнозирова­ния, критериев оценки прогноза, прогнозирование и принятие решений на

основе прогноза, распределение ресурсов, мотивацию участников процес­са, практическую реализацию прогноза, контроль и оценку результатов.

Общая логическая последовательность важнейших операций разра­ботки прогноза сводится к следующим основным этапам:

• предпрогнозная ориентация (программа исследования). Уточнение
задания на прогноз: характер, масштабы, объект, периоды обоснования и
упреждения и т.д. Формулирование общей цели, декомпозиция целей;

• анализ объекта прогнозирования и среды, динамических рядов по­казателей;

• разработка сценария развития среды и определение прогнозного го­ризонта;

• разработка типового представления объекта прогнозирования;

• построение серии гипотетических (предварительных) поисковых
или нормативных моделей прогнозируемого объекта;

• проведение прогнозного моделирования;

• оценка достоверности и точности, а также обоснованности (верификации) прогноза;

• анализ результатов прогнозирования;

• выработка по результатам анализа рекомендаций для принятия решений в сфере управления;

• экспертное обсуждение прогноза (экспертиза) и рекомендаций, их
доработка с учетом замечаний экспертов.

Структура прогноза обусловлена сроками, на которые он разрабаты­вается, а также основными направлениями научно-технического прогресса, которые зависят от «срока жизни» тенденций, сложившихся в период, предшествующий их разработке. Чем более устойчивый характер имеют тенденции, тем шире может быть горизонт прогнозирования.

Прогноз является предплановым документом и поэтому его внедре­ние на практике означает разработку научно обоснованного оптимального плана повышения эффективности производства на основе использования вариантов прогноза показателей качества и затрат на его достижение.

 

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ


Анализ ретроспективный— метод изучения сложившихся в прошлом тенденций технического, социального, экономическо­го развития объекта для формирования стратегии
его развития.

Верификация- проверка истинности (адекватности) прогнозной модели.

Вероятность - степень возможности свершения данного собы­тия (изменяется от 0 до 1).

‘’Дерево целей’’ - структурированная, построенная по иерархиче­скому принципу (ранжированная по уровням) совокупность целей системы, программы, плана.

Динамический ряд - временная последовательность ретроспективных значений переменной объекта прогнозирования.

Задание на прогноз - документ, определяющий цели и задачи прогно­за и регламентирующий порядок его разработки.

Значащая переменная объекта прогнозирования- переменная объекта прогнозирования, прини­маемая для описания объекта в соответствии с за­дачей прогноза.

Корреляционное поле - графическое изображение зависимости функции от фактора с целью предварительного определе­ния тесноты и формы связи между функцией и
каждым фактором.

Критерий Стьюдента — математический критерий, характеризующий существенность факторов, входящих в модель.

Метод прогнозирования — способ исследования объекта прогнозирования, направленный на разработку прогнозов.

Методика прогнозирования - совокупность оригинальных правил использова­ния приемов прогнозирования при разработке конкретного прогноза.

Методы параметрические - методы прогнозирования элементов полезного эффекта, затрат и других, основанные на установ­лении зависимости между параметрами объекта и
организационно- технического уровня производ­ства, с одной стороны, и полезным эффектом или элементами затрат - с другой.

Методы экономико-математические — методы анализа и оптимизации, которые применяются для выбора наилучших, оптимальных ва­риантов, определяющих хозяйственные решения в сложившихся или планируемых экономических условиях.

Методы экспертные - методы прогнозирования, заключающиеся в выработке коллективного мнения группы специалистов в данной области.

Методы экстраполяции -1) методы, основанные на прогнозировании, из­делия, необходимого для реализации того или иного аспекта программы.

-2) методы, основанные на прогнозировании по­ведения или развития объекта в будущем по тенденциям (трендам) его поведения в прошлом.

Модуль - упрощенное представление объекта, используемая для прогнозирования возможных состояний объекта в будущем.

Неопределённые условия - возникают тогда, тогда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов.

Нормативный прогноз — прогноз, устанавливающий пути и сроки дости­жения определенных состояний объекта прогно­зирования.

Период упреждения - это период, на который разрабатывается прогноз.

План-это решение, директивное определение перечня и сроков действий, исходя из определенных целей и ресурсов.

Поисковый прогноз - это прогноз, устанавливающий возможные со­ стояния объекта прогнозирования.

Показатель - величина, измеритель, позволяющий судить о состоянии объекта.

Предвидение - опережающее отображение действительности, основанное на познании законов развития объекта или процесса (включает прогноз и предсказание).

Предсказание- достоверное, основанное на логической последовательности суждений заключение осостояниях какого-либо объекта или процесса в будущем.

Приём прогнозирования- одна или несколько логических или математических операций, направленных на получение конкретного объекта в определенные сроки.

Прогноз - вероятностное суждение о состояниях объекта в будущем или об альтернативных путях достижения этого состояния.

Прогнозная ретроспекция - этап прогнозирования, на котором исследуется история объекта прогнозирования и прогнозного фона с целью получения их систематизированного описания.

Прогнозный горизонт - это максимальный период упреждения, при котором обеспечивается заданная точность и надеж­ность прогноза.

Прогнозный диагноз - этап прогнозирования, на котором исследуется
история объекта, прогнозного фона с целью выявления проблем, тенденций их развития и выбора метода прогнозирования.

Прогностика (футурология) - научная дисциплина о закономерностях разра­ботки прогнозов.

Проект- решение относительно конкретного мероприятия, сооружения.

Проспекция- этап прогнозирования, на котором с использованием выбранных методов разрабатываются прогнозы объекта прогнозирования, прогнозного фона, производится их верификация.

Системный подход к менеджменту- подход, при котором любая система (объект)
рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов.

Структура - способ сочетания составных частей (компонентов) системы для наилучшего выполнения главной ее цели.

Тренд - аналитическое или графическое представление изменений переменной во времени, полученное в результате выделения регулярной составляющей динамического ряда.

Управленческое решение - результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.

Фактор - частный показатель объекта или процессов, про­текающих в системе, оказывающих влияние на функцию.

Формальные статистические данные - получают на этапе ретроспекции при анализе
объекта прогнозирования или используя данные официальной статистики.

Функция - результативный признак, прогнозная величина, рассчитанная по уравнению регрессии.

Характеристика объекта прогнозирования - качественное или количественное отражение какого-либо свойства объекта прогнозирования.

Целевой прогноз - гипотетическая картина последовательного раз­вития во времени и пространстве событий, составляющих в совокупности эволюцию системы.

Экзогенная переменная объекта прогнозирования - значащая переменная объекта прогнозирования, отражающая свойства прогнозного фона (внешней среды).

Эндогенная переменная объекта прогнозирования - значащая переменная объекта прогнозирования, отражающая его собственные свойства.

Энтропия - величина, характеризующая степень неопределенности объекта.

Этап прогнозирования - часть процесса разработки прогноза, характеризующаяся своими задачами, методами и результа­тами.


 

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 248 с.

2. Анташов В.А., Уварова Г.В. Экономический советник менеджера: Учебно-практическое пособие. - М.: Финансы, учет, аудит, 1996. – 318 с.

3. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. — 3-е изд., перераб. — М.: Финансы и статистика, 1995. — 288 с.

4. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 1996. - 192 с.

5. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Экспертные оценки в принятии плановых решений. - М.: Экономика, 1976.

6. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - 2-е изд., пере­раб. и доп. - М.: Гардарика, 1998. - 296 с.

7. Гжегорчик Е.Д. Популярная логика (Краткий очерк логики предполо­жений). - М.: Наука, 1980. - 179 с.

8. Глущенко В.В. Менеджмент: системные основы: 2-е изд., доп. и испр. - Железнодорожный, Моск.обл.: ТОО НПЦ «Крылья», 1998. - 224 с.

9. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование-планирование. Теория проектирования эксперимен­тов. - Железнодорожный, Моск.обл.: ТОО НПЦ «Крылья», 1997. – 400 с.

10. Тейл Г. Экономические прогнозы и принятие решений. - М.: Статисти­ка, 1977.-282 с.

11.Джонстон Дж. Экономические методы: Пер. с англ, и пред. А.А.Рывкина. - М.: Статистика, 1990. - 444 с.

12.Евланов Л.Г., Кутузов В.А. Экспертные оценки в управлении. - М.: Экономика, 1978. - 136 с.

13.Информатика в статистике: Словарь-справочник. — М.: Финансы и ста­тистика, 1994.-208с.

14.Карасев А.И., Крамер Н.Ш., Савельева Т.Н. Математические методы и модели в планировании. - М.: Экономика, 1987. - 239 с.

15.Карданская Н.Л. Основы принятия решений: Учебное пособие. - М.: Русская Деловая Литература, 1998. - 288 с.

16.Карлоф Б. Деловая стратегия: Пер. с англ. / Науч. ред. и авт. послесл. В.А.Приписнов. - М.: Экономика, 1991. - 239 с.

17.Карпова Т.П. Основы управленческого учета: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 392 с.

18.Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инве­стиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 1996. - 432 с.

19.Козлов Н.А., Бочаров Е.П. Перспективный экономический анализ. -М.: Финансы и статистика, 1987. - 256 с.

20.Лобаяова Б. Стратегическое планирование и прогнозирование на пред­приятии // Российский экономический журнал. - 1992. — №№ 3-5.

21. ЛьюисК.Д. Методы прогнозирования экономических показателей. - М.: Финансы и статистика, 1986. - 3 18 с.

22.Менеджмент организации: Учебное пособие./ Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 432 с.

23.Нанивская В.Г., Пленкина В.В., Тонышева Л.Л. Управление предпри­ятиями в рыночной экономической системе: Учебное пособие. - Тю­мень, 1995.-80 с.

24.Перспективное отраслевое планирование: экономико-математические методы и модели / Под ред. А.Г. Аганбегяна. - Новосибирск: Наука, 1986.-358с.

25.Планирование в сложных хозяйственных системах / В.Г.Нанивская, В.В. Пленкина, Л. Л. Тонышева, Г.А.Чистякова, И.В.Андронова, Е.М.Дебердиева. Под ред. В.Г.Нанивской. Учебное пособие. - Тюмень: ТюмГНГУ, 1998.-80 с.

26.Рабочая книга по прогнозированию / Редкол.: И.В.Бестужев-Л а да (отв. ред.).-М.: Мысль, 1982.-430с.

27.Рябушкин Б.Г. Применение статистических методов в экономическом анализе и прогнозировании. - М.: Финансы и статистика, 1990. - 345 с.

28.Саркисян С.А. Теория прогнозирования И принятия решений. - М.: Высшая школа, 1977.— 351 с.

29.Статистика рынка товаров и услуг: Учебник/ Беляевский И.К., Кулагина Г.Д., Короткое А.В. и др.; Под ред. И.К. Беляевского. - М.: Финансы и статистика, 1995.-432 с. 30.Статистическое моделирование и прогнозирование / Под ред. А.Т.Гринберга. - М.: Финансы и статистика, 1990. - 285 с.

31.Теория вероятностей и математическая статистика: Учебное пособие для экономических специальностей ВУЗов/ В.А. Колемаев, О.В. Старо­веров, В.Б. Турундаевский; Под ред. В.А. Колемаева. - М.: Высшая школа, 1991.-400 с.

32.Теория и практика статистического моделирования экономики / Под ред. Е.М.Четыркина, А.Класса. - М.: Финансы и статистика, 1986. - 272 с.

33.Уткин Э.А. Управление фирмой.— М.: Акалис, 1996.-516 с.

34.Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: Учебное посо­бие.-М.: ЗАО

Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. -208 с.

35.Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента: Учебно-практическое посо­бие, 2-е изд. - М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. - 352 с.

36.Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга: Пер. с нем./ Под ред. и предисл. А.А.Турчака, Л.Г.Головача, М.Л.Лукашевича. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 800 с.

37. Цыгичко В.Н. Руководителю - о принятии решений. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: ИНФРА-М, 1996. - 272 с.

38.Четыркин Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов. 2-е изд., испр. И доп.-М: Дело, 1995.-348с.

39.Четыркин Е.М. Статистические методы прогнозирования. - 2-е изд. перераб.- и доп.-М.:Статиспоэд,,1997.-200с.

40.Эддоус М., Стендсфилд Р. Методы принятия решений / Пер. с англ., под ред. И. И. Елисеевой. - М.: Банки и биржи, 1994,-198 с.

41.Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. О.И. Волкова. – М.: ИНФРА-М, 1997. -416 с.

 

Визуальный выбор формы взаимосвязи при поисковом моделировании

 

 


 

 

Приложение 2

Системы линейных уравнений

Для оценки параметров полиномов по МНК

Вид зависимости Уравнение тренда Система уравнений
Прямая
Гипербола
  Парабола 2-го порядка
Парабола 3-го порядка
Показательная кривая (экспонента)
Степенная функция

 

 

ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ









Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.