Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В КОНЦЕ XIX– НАЧАЛЕ XX вв.





 

Российский монополистический капитализм и его особенности. Развитие сельского хозяйства. Реформы С. Ю. Витте и П. А. Столыпина.

1. Российский монополистический капитализм и его особенности.В России особенности монополистического капитализма проявились наиболее сильно, что было обусловлено рядом факторов:

1. Исторических – Россия перешла к капитализму позднее многих стран Европы.

2. Экономико-географических – необъятная территория с различными природными условиями и её неравномерным освоением.

3. Социально-политических – сохранение самодержавия, помещичьего землевладения, сословного неравноправия, политического бесправия широких народных масс, национального угнетения.

4. Национальных – различный уровень экономического и социокультурного развития многочисленных народов империи.

К 1880–1890 гг. в России завершился промышленный переворот, вслед за этим в стране началась индустриализация. Россия в н. ХХ в. являлась аграрно-индустриальной страной (82 % населения проживало в сельской местности и занималось сельским хозяйством). В этот период в стране активно происходят процессы формирования и развития монополистического капитализма. В процессе монополизации России можно выделить 4 этапа:

1. 1880–1890-е гг. – возникновение первых картелей на основе временных соглашений о совместных ценах и разделе рынков сбыта, усиление банков.

2. 1900–1908 гг. – создание крупных синдикатов, банковских монополий, концентрации банков.

3. 1909–1913 гг. – возникновение трестов и концернов, сращивание промышленного и банковского капиталов, создание финансового капитала.

4. 1913–1917 гг. – возникновение государственно-монополистического капитализма, сращивание монополий с государственным аппаратом.

Важная особенность капиталистической эволюции России состояла в том, что огромную роль в экономической жизни, становлении основных элементов нового играло самодержавное государство. Вмешательство государства в хозяйственную жизнь выражалось:

– в создании казенных заводов, которые были исключены из сферы конкуренции;

– в государственном контроле над ж/д транспортом и строительством новых дорог;

– в том, что государству принадлежала значительная часть земельных угодий;

– в существовании значительного государственного сектора в экономике;

– в установлении государством протекционистских тарифов, в предоставлении государственных кредитов и заказов;

– в создании государственных условий для привлечения иностранных инвестиций.

Но на развитие российской экономики отрицательно влияли следующие факторы:

– многоукладный характер экономики – наряду с частнокапиталистическими сохранялась кустарная промышленность, общинный уклад;

– неравномерность в развитии отдельных отраслей;

– зависимость от внешних рынков зерна и иностранных инвестиций;

– сочетание высоких темпов развития экономики с низкой производительностью труда, отставание в производстве продукции на душу населения;

– российская буржуазия не имела доступа к власти и не была свободна в принятии решений.

В развитии сельского хозяйства наблюдались следующие особенности:

1. Зерновая специализация сельского хозяйства, приведшая к аграрному перенаселению и истощению земель.

2. Зависимость от цен на зерно на внешнем рынке в условиях усилившейся конкуренции со стороны США, Аргентины, Австралии.

3. Маломощность основной массы крестьянских хозяйств, прирост продукции наблюдался только в помещичьих хозяйствах и небольшой части зажиточных крестьян.

4. Россия – зона рискованного земледелия, что в условиях низкой технологии сельского хозяйства привело к хроническим неурожаям и голоду.

5. Сохранение полукрепостнических и полуфеодальных пережитков в деревне (помещичье землевладение, общинная система землепользования).

Аграрный сектор был включен в модернизацию лишь частично. Именно проблемы сельского хозяйства стали главным стержнем экономической, социальной и политической жизни страны начала века.

2. Реформы С. Ю. Витте и П. А. Столыпина.Важную роль в реформировании России на рубеже XIX–XX вв. принадлежит С. Ю. Витте и П.А. Столыпину.

С. Ю. Витте – министр финансов (1892–1903), председатель совета министров (1903–1906). При Витте значительно расширилось вмешательство государства в экономику, оно поддерживало некоторые области промышленности, активно развивало казенное хозяйство. Особое внимание Витте уделял кадровой политике: издал циркуляр о привлечении на службу лиц с высшим образованием, добивался права комплектовать личный состав по опыту практической работы. По инициативе Витте были осуществлены крупные экономические мероприятия:

– введение единых тарифов на железной дороге;

– государственное регулирование внутренней и внешней торговли через систему налогов;

– сосредоточение большей части железных дорог в руках государства;

– расширение государственного сектора промышленности;

– активизация деятельности госбанка;

– введение государственной монополии на торговлю спиртным.

Укрепление частного предпринимательства: гибкое налоговое законодательство, борьба с дефицитом бюджета, укрепление национальной валюты, умеренный протекционизм.

Витте предложил ряд мер, направленных на разрушение общины и превращение крестьянина в собственника земли, а также на улучшение положения рабочих.

Несмотря на далеко неполное осуществление своих планов, Витте сделал много для превращения России в индустриальную страну. При нем было развернуто строительство Транссиба, КВЖД, существенно укрепились финансы, уменьшился дефицит бюджета.

Власти не хватило прозорливости пойти по пути реформ сверху и осуществить политическую модернизацию страны, следующая попытка изменить облик России была произведена в ходе революции 1905–1907 гг. После революции была сделана попытка разрешить противоречия путем постепенного реформирования страны. Определяющим моментом реформаторской деятельности стала перестройка отношений собственности в сельском хозяйстве. Ставка делалась не на ликвидацию помещичьего землевладения, а на создание и укрепление частной крестьянской собственности на землю путем разрушения общины.

П. А. Столыпин– русский государственный деятель, председатель Совета министров в 1906–1911 гг. Из всех начинаний Столыпина наиболее последовательно в жизнь была проведена аграрная реформа. Основной ее целью было создать крепкое крестьянское хозяйство, основанное на частной земельной собственности. Это дало бы возможность успокоить Россию, избежать новой революции, расширить социальную опору власти, обеспечить продвижение страны по пути капиталистической модернизации. 9 ноября 1906 г. был издан указ, позволявший крестьянам закреплять за собой свой надел и разрешавший им выход из общины, а закон 14 июня 1910 г. сделал выход обязательным.

В аграрных преобразованиях Столыпина можно выделить несколько направлений:

1. Разрушение общины «сверху» и вывод крестьян на отруба (выделение крестьянина с землею из общины при сохранении усадьбы на прежнем месте) и хутора (выделение с переносом усадьбы на новое место). Избавляясь от общинных ограничений (периодических переделов земли, принудительного севооборота, т. е. необходимости сеять ту же культуру, что и соседи), крестьянин превращался в полноправного собственника, по своему усмотрению распоряжающегося принадлежащими ему сельскохозяйственными угодьями.

2. Реорганизация крестьянского поземельного банка, скупка им помещичьих земель и перепродажа их в руки крестьян.Эта мера решала проблему малоземелья, не затрагивая интересы крупных собственников. Крестьянам была передана часть государственных и удельных (принадлежавших императорской семье) земель. Основанный еще в 1882 г. Крестьянский банк в годы аграрной реформыпокупал помещичьи имения и продавал их крестьянам мелкими участками на достаточно выгодных условиях. Чтобы облегчить положение крестьян, государство с 1906 г. отказалось от взимания остатков выкупных платежей.

3.Поощрение переселения малоземельных и безземельных крестьян из Центральной России на окраины (в Сибирь, на Дальний Восток, в Среднюю Азию). Переселенцам прощались недоимки, выдавались беспроцентные ссуды, продавались дешевые железнодорожные билеты. В течение пяти лет переселенцы не платили налогов. Эти льготы и отсутствие перспектив в родных местах побудили многих малоземельных крестьян отправиться в восточные районы. За 10 лет число переселенцев превысило 3 млн. человек.

Итоги реализации столыпинской аграрной реформы:

Разрушить общину не удалось. К 1916 г. из общины выделилось 26 % общинников. Пик выделений пришелся на 1908–1909 гг., когда из общины вышло более половины хозяев. Лидировали по выделениям черноземные губернии, Новороссия и Украина. Как правило, покидали общину самые бедные и самые богатые крестьяне. Из 2 млн. выделившихся из передельных общин, 1,2 млн. продали свои наделы. Среди них хозяйства бедняков и середняков, получивших до15 десятин земли на хозяина, составили 89 %. Зато среди покупателей земли 76 % приходилось на долю кулаков, 88 % всей купленной земли также принадлежала им.

Важную роль в рамках реформы играло переселение крестьян в Сибирь, способствовавшее развитию аграрного капитализма вширь. После того как правительство в 1906 г. приняло поощрительные меры, стали уезжать бедняки и середняки. Общий итог был следующим: всего в Сибирь переселились за 1906–1914 годы 3040 тысяч человек, остались 2516 тысяч (83 %), вернулись 524 тысячи (17 %). Остались в Сибири и 235 тысяч ходоков. Положительная роль переселений состояла в том, что новоселы освоили за 1906–1914 гг. свыше 30 млн. десятин угодий, построили тысячи населенных пунктов, подняли удельный вес русского населения и дали толчок развитию капитализма. Однако проблему малоземелья в европейской части России переселение не решило. Естественный прирост здесь составлял 2 млн. крестьян в год, а оседало в Сибири в среднем по 300 тысяч в год.

Таким образом, полностью реализовать реформу не удалось. После пика 1907-1909 гг. реформа пошла на убыль. 3/4 крестьян остались в общине, менее половины кулацких хозяйств переселились на хутора и отруба, и их не удалось оторвать от крестьянского мира. Переселение же удалось организовать в таких размерах, которые не разрядили аграрного перенаселения в центре. Несмотря на неудачу в основных своих пунктах, реформа способствовала дальнейшей капитализации и расслоению деревни, на что изначально она и нацеливалась. Кулачество в результате ее проведения укрепило свои экономические и социальные позиции и смогло обеспечить уже в 1915 г. половину товарной зерновой продукции России. Дала реформа и некоторое расширение капитализма в Сибири. Поэтому однозначно отрицательно рассматривать ее итоги нельзя.

П. А. Столыпин оказался последним реформатором императорской России. Пришедший на смену Столыпину В. Н. Коковцев стал проводить политику, фактически свернувшую все либеральные начинания предшественника.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите особенности и этапы развития монополистического капитализма.

2. Какие особенности в развитии сельского хозяйства вы можете назвать?

3. Дайте характеристику деятельности С. Ю. Витте.

4. Назовите основные направления и итоги аграрной реформы П. А. Столыпина.

Лекция 12

 

РЕВОЛЮЦИЯ 1917 г. В РОССИИ

Кризис самодержавия. Предпосылки и причины революции. Февральская буржуазно-демократическая революция. Сущность двоевластия. Октябрьская революция. II съезд Советов.

1. Кризис самодержавной системы.В начале ХХ в. Россия оставалась самодержавной монархией. Последний российский император, по мнению историков, оказался на троне явно не ко времени. Он был не по возрасту и не по положению доверчив, порой наивен, чем с успехом пользовались интриганы. А его стремление избегать скандалов и всякой грязи обеспечивало тем же интриганам безнаказанность. Несмотря на то, что занятие государственными делами тяготило Николая II, он не допускал мысли об отказе от неограниченной власти.

Для Николая II было весьма характерно назначать на ответственные посты своих родственников, независимо от их личных качеств и способностей. В результате в самое сложное для России время – годы кризиса и войны – на ключевых должностях оказались люди не только бездушные, но и неподконтрольные.

Огромный вред авторитету самодержавия наносила «деятельность» при царском дворе многочисленных юродивых, провидцев и блаженных. Наиболее разрушительной оказалась деятельность «святого старца» Григория Распутина, ставшего символом разложения российского самодержавия в последние годы царствования Николая II. Старец несмотря на свое темное прошлое, скандальный образ жизни и полную безграмотность, стал одним из «центров силы» в правящей верхушке, особенно в период Первой мировой войны, и оказывал прямое влияние на принятие важных государственных решений.

Для превращения Государственной Думы в послушное орудие самодержавия, 3 июня 1907 г. был изменен избирательный закон, делавший откровенную ставку на помещиков и крупную буржуазию, которые получили в Думе более половины мест. В III Думе сложилось определенное равновесие между правыми (144 депутата), центром – октябристами (148 депутатов) и левыми фракциями. Ни одна из группировок не могла самостоятельно обеспечить утверждение того или иного законопроекта. Поэтому все решала позиция центра – октябристов. С самого начала деятельности Думы эта практика, получившая название «октябристский маятник» стала успешно осуществляться. В итоге правительство могло проводить ту политику, которую считало нужной в настоящий момент. Таким образом, в ходе третьеиюньского переворота было обеспечено сохранение за правительством подлинной власти в стране и Думе.

Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война временно потушила разгоравшееся оппозиционное движение в России. На совместном заседании Государственной Думы и Государственного Совета 26 июля 1914 г. было заявлено об отказе от оппозиционной деятельности. Однако военные неудачи, рост стачечного движения и полная неспособность властей обеспечить управление страной стимулировали активность политических партий и консолидацию либеральных сил – прогрессистов, кадетов и октябристов.

В августе 1915 г. на собрании Государственной Думы был создан прогрессивный блок, фактическим руководителем которого стал П. Н. Милюков. Это была попытка компромисса, которая предусматривала создание правительства «общественного доверия», куда входили бы и думские деятели. В условиях назревания общенационального кризиса в 1916 г. был поставлен вопрос о полной ответственности министров перед Думой.

После «министерской забастовки» 1915 г. и последовавшей за ней отставки нескольких министров верховная власть входит в полосу затяжного кризиса, из которого она уже не смогла выбраться. Внешним выражением этого кризиса явилась «министерская чехарда» – быстрая смена министров и премьеров. Начало ей положила отставка в январе 1916 г. И. Л. Горемыкина с поста председателя Совета министров. Увольнение ненавистного Думе премьера, с одной стороны, выглядела как уступка «Прогрессивному блоку», а с другой было признано сделать правительство более твердым. Но новый премьер Б. В. Штюрмер был лишь 8 годами моложе 76-летнего Горемыкина, и в отличии от своего предшественника, не чуждался связей со всякими проходимцами.

Штюрмер пробыл на посту премьера до ноября, сменивший его А. Ф. Трепов продержался всего пять недель, а последний председатель Совета министров получил свое назначение 27 декабря 1916 г. За это же время сменилось два министра внутренних дел, два министра юстиции, два военных министра и два министра земледелия.

1 ноября 1916 г. на открывшейся сессии Государственной думы выступил лидер кадетов П. Н. Милюков. Его речь была построена по всем правилам ораторского искусства: нагнетая обстановку, он бросал в адрес правительства обвинения в коррупции, в преступной дезорганизации тыла, в тайных контактах с Германией. Среди этих обвинений прозвучал намек на связь «темных сил» с императрицей. Все это, утверждал Милюков, порождает в обществе подозрения и слухи об измене в верхах. Перечислив все промахи правительства, он заключил каждый пассаж вопросом-рефреном: «Что это – глупость или измена?». Речь Милюкова произвела эффект разорвавшейся бомбы не только в Думе, но и по всей стране.

Спустя два дня в Думе выступил соратник Милюкова В. В. Шульгин, который заявил, что в условиях, когда «страна смертельно испугалась собственного правительства», не остается ничего, как «бороться с этой властью, пока она не уйдет». Дума в лице «Прогрессивного блока» бросала, таким образом, открытый вызов правительству и косвенный – династии. В конце ноября против влияния «темных сил» выступили уже Государственный совет и Совет объединенного дворянства.

Правящие верхи оказались в положении самоизоляции. Сам же Николай II и в еще большей степени Александра Федоровна утратили чувство реальности. Главного врага они видели в Думе и были уверены, что простой народ не изменил своим патриархальным устоям.

 

2. Причины революции:

1. Кризис верхов – невозможность правительства управлять страной старыми методами и выход происходивших в стране процессов из-под контроля. Жизнеспособность Российской империи подрывали бюрократизм и неэффективность государственного аппарата, рост коррупции, произвол чиновников. Назначение и пребывание в должности главы правительства и министров зависели исключительно от благоволения Николая II. Убийство Распутина не достигло своей цели. Курс оставался неизменным и характеризовался как попытка политического маневрирования между правительственными кругами буржуазно-дворянской оппозицией с креном вправо.

2. Ухудшение положения народных масс выше обычного. Правительство установило низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, что привело к ее сокрытию крестьянами и нехватке продовольствия. В результате чего цены резко выросли, началась инфляция.

3. Рост недовольства народных масс и повышение революционной активности. Это выразилось в росте оппозиционных настроений в среде буржуазии, интеллигенции и крестьянства, недовольство в армии и ее быстрое революционизирование, углубляющийся кризис, приведший к стихийно оформившемуся стремлению покончить с самодержавием.

3. Революция 1917 г.В начале 1917 г. новый революционный кризис привел к разрушению многовековой российской монархии. Начавшееся в январе-феврале забастовочное движение приняло массовый характер. 27 февраля 1917 г. власть в Петербурге была в руках восставших, 1 марта образовано Временное правительство. 2 марта Николай II отрекается от престола в пользу брата Михаила. В результате февральской революции в стране установилось двоевластие: Временное правительство, у которого не было реальной власти, и Советы, обладавшие реальной властью, но не имевшие четкой программы.

Правительственные кризисы, произошедшие в апреле, июле, августе, явились следствием политической нерешительности буржуазного правительства, нерешенностью социально-экономических проблем. Временное правительство не могло решить важнейшие вопросы, касающиеся народов России: прекращение империалистической войны, решение аграрного вопроса, определение форм государственного устройства. Только 1 сентября 1917 г. Россия была объявлена республикой.

Провозгласив на VI съезде РСДРП(б) курс на вооруженное восстание, большевики планомерно его выполняли. В начале октября началась подготовка восстания, 25 октября Петроград находился в руках восставших. Открывшийся 25 октября II Съезд Советов был поставлен пред фактом победы восставших. После того как съезд покинули меньшевики, эсеры, его работу возглавили большевики. На съезде были приняты первые документы советской власти: декрет о мире, декрет о земле и декрет о власти.

Таким образом, в результате февральской революции в России возникло три варианта возможного исторического пути России:

1. Победа блока демократических и социалистических сил.

2. Реставрация конституционной монархии.

3. Установление большевистской диктатуры, который и был реализован.

Приход к власти большевиков оказался неслучайным. Временное правительство оказалось неспособным решить насущные проблемы действительности – вопросы власти, войны и мира, аграрный, национальный, выхода из экономического кризиса. Осенью 1917 г. продолжалось падение жизненного уровня населения. Усиливалось недовольство политикой правительства. Ширилось рабочее движение, экономические требования перерастали в политические, крестьяне практически приступили к осуществлению аграрной революции, взволновались национальные окраины. Кроме того была партия, теория и класс, способные осуществить социалистическую революцию.

Ни одна из политических сил не была заинтересована в пробуждении возвышенного, ответственного отношения к тому, что происходило со страной. Никто не стремился развивать основы демократии, искусство компромисса. По мнению исследователя Я. А. Терехова революцию шаг за шагом сменял русский бунт.

В осуществлении мер, которые могли привести к стабилизации обстановки, правительство проявило недопустимые и ничем не оправданные колебания и нерешительность. Большевики, напротив, обещали доведенным до отчаяния массам простые и понятные решения всех наболевших проблем: «Земля – крестьянам», «Мир – народам», «Фабрики – рабочим». Политический кризис в стране завершился Октябрьским восстанием и захватом власти партией большевиков. Легитимность этому событию придали решения II съезда Советов, закрепивших единовластие Советов. На повестке дня стояла основная задача – удержание власти.

 

Вопросы для самопроверки

1. В чем выразился кризис самодержавия в начале ХХ века?

2. Назовите причины революция 1917 г.

3. Какие основные события революции вы можете назвать?

4. Какие альтернативы политического развития России существовали после февраля 1917 г.? Почему был реализован вариант установления большевистской диктатуры?

Лекция 13







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2023 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.