Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики





Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Донецкий национальный университет экономики и торговли

Имени Михаила Туган-Барановского

Донецкий финансово-экономический техникум

 

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»

 

для студентов среднего профессионального звена всех форм обучения специальностей 38.02.06 Финансы и 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

 

 

Конспект лекций по дисциплине «Экономика организации» для студентов среднего профессионального звена всех форм обучения специальностей 38.02.06 Финансы и 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).Составители: Мингалеева Л.Н. Донецк, 2016. - 134 с.

 

 

Конспект лекций по дисциплине «Экономика организации» включает вступление, основную часть, список рекомендованной литературы. К каждой теме дисциплины «Экономика организации» предложены план темы, содержание лекции, вопросы для самопроверки, рекомендуемая литература.

 

 

Разработчики: Л.Н. Мингалеева, специалист высшей категории,

преподаватель ДонФЭТ

 

 

Рецензенты: М.В.Фомина, д.э.н., профессор, зав. кафедры

экономической теории Дон НУЭТ

В.В. Васильева, к.э.н., доцент, председатель ЦК

экономики и права Дон ФЭТ

 

 

Конспект лекций по дисциплине «Экономика организации» рассмотрен и утвержден на заседании цикловой комиссии экономики и права

Протокол от «______»____________2016 года №___

Председатель ЦК ____________________Васильева В.В.

«_________»__________________________2016 года

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Вступление…………………………………………………………………..
Тематический план дисциплины…………………………………………..
Тема 1. Организация – основное звено экономики……………………….
Тема 2. Управление организацией (предприятием)………………………
Тема 3. Организация производственного процесса……………………….
Тема 4. Планирование деятельности организации………………………..
Тема 5.Основной капитал и его роль в производстве……………………..
Тема 6. Оборотный капитал………………………………………………..
Тема 7. Капитальные вложения и их эффективность……………………
Тема 8. Персонал организации и производительность труда……………
Тема 9. Организация оплаты труда……………………………………….
Тема 10. Издержки производства………………………………………….
Тема 11. Цена и ценообразование…………………………………………
Тема 12. Прибыль и рентабельность………………………………………
Тема 13. Финансовая деятельность предприятия………………………..
Список рекомендованной литературы……………………………………

 

Вступление

 

 

Рыночные условия ведения хозяйства обусловливают существенные изменения в деятельности организации (предприятий). Эффективность их работы зависит от того, насколько правильно специалисты смогут спрогнозировать развитие предприятия в перспективе, обеспечить конкурентоспособность продукции, учесть негативные факторы и предусмотреть пути эффективных действий. Это определяет значение изучения дисциплины «Экономика организации (предприятия)» при подготовке специалистов для народного хозяйства, особенно по специальности «Финансы».

Данный конспект лекций имеет целью помочь студентам дневного и заочного отделения образовательно-квалификационного уровня младший специалист приобрести необходимые теоретические знания по дисциплине «Экономика организации (предприятия)» и самостоятельно прорабатывать материал дисциплины. Конспект составлен в соответствии с учебной и рабочей программами дисциплины и рассчитан на студентов всех форм обучения экономических специальностей образовательно-квалификационного уровня младший специалист.

Конспект состоит из вступления, 20 лекций по основным темам дисциплины. К каждой теме Конспекта лекций приведены: план, содержание лекции, вопросы для самопроверки и список литературы, которую можно использовать при самостоятельном изучении тем дисциплины. Общий список литературы приведен в конце конспекта.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭКОНОМИКА организации (ПРЕДПРИЯТИЯ)»

    № п/п   Название тем   Количество часов  
Всего часов Ауди-торно В т.ч. Самост. работа
лекции практич
  Раздел 1. Организация (предприя - тие) как самостоятельный субъект хозяйствования в условиях рынка.
Тема 1. Организация – основное звено экономики
Тема 2. Управление организацией (предприятием)
Тема 3. Организация производственного процесса
Тема 4. Планирование деятельности организации
  Раздел 2. Материально-техническая база организации (предприятия)
Тема 5.Основной капитал и его роль в производстве
Тема 6. Оборотный капитал.
Тема 7. Капитальные вложения и их эффективность
  Раздел 3. Персонал и оплата труда в организации (предприятии)
Тема 8. Персонал организации и производительность труда
Тема 9 Организация оплаты труда
  Раздел 4. Финасово – экономичес- кие результаты деятельности организации (предприятия).
Тема 10. Издержки производства
Тема 11. Цена и ценообразование.
Тема 12. Прибыль и рентабельность
Тема 13. Финансовая деятельность предприятия……………………….
Всего

 

Тема 1. Организация (предприятие)– основное звено экономики

Лекция № 1.Предпринимательская деятельность: сущность, функции и виды. Организация (предприятие): понятие, признаки, основные направления деятельности.

План

1. Предпринимательская деятельность: сущность, функции и виды.

2. Организация (предприятие): понятие, признаки, основные направления

деятельности.

3. Классификация организаций (предприятий).

4. Организационно-правовые формы предприятий (самостоятельное

изучение)

5. Объединения организаций (предприятий).

 

Учебные цели:

- изучить сущность, функции и условия для осуществления предпринимательской деятельности;

- акцентировать внимание на видах предпринимательской деятельности;

- выяснить сущность понятий «организация», «предприятие»;

- рассмотреть основные направления деятельности предприятия;

- разобраться в классификации предприятий по различным признакам;

- выяснить организационно-правовые формы предприятий;

- изучить виды объединения организаций (предприятий).

 

 

1. Предпринимательская деятельность: сущность, функции и виды.

Развитие предпринимательства является неотъемлемой чертой рыночной экономики.

Предпринимательство - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Субъектами предпринимательства могут быть как отдельные физические лица (граждане), так и юридические лица (организации).

Объектами предпринимательской деятельности могут быть товар, продукт, работа, услуга.

Важнейшими характеристиками предпринимательской деятельности являются:

самостоятельность хозяйствующих субъектов. Это означает, что хозяйствующий субъект может самостоятельно выбирать виды деятельности, хозяйственных партнеров, способы использования экономических ресурсов. Он самостоятельно управляет хозяйственно-финансовой деятельностью, принимает решения, несет ответственность по своим обязательствам;

рисковый характер деятельности.В условиях рыночной экономики риск является объективным явлением в связи с неопределенностью экономической среды, наличием конкуренции;

экономическая заинтересованность.Она выражается в стремлении к наращиванию стоимости предприятия, максимизации прибыли. При этом экономический интерес хозяйствующего субъекта в процессе предпринимательской деятельности, в конечном счете, приносит пользу всему обществу. (во-первых, получить прибыль можно, только продав нужный потребителю, соответствующий спросу товар; во-вторых, развитие хозяйственной деятельности способствует росту занятости населения, повышению доходов, как предпринимателей, так и наемных работников; в-третьих, часть полученных в процессе предпринимательской деятельности доходов в форме налогов пополняет государственный бюджет);

опора на инновации.В современных условиях роль инноваций возрастает. Инновационная деятельность направлена на поиск и реализацию новшеств в целях расширения ассортимента, повышения качества продукции, совершенствования технологии и организации производства, в конечном счете, повышения эффективности. Эта творческая, поисковая деятельность реформирует производство и другие сферы экономики.

Предпринимательская деятельность связана с реализацией важных для экономики страны функций, основными из которых являются:

- ресурсная - объединение экономических ресурсов в единый хозяйственный процесс;

- организаторская - обеспечение эффективного использования ресурсов (факторов производства);

- творческая - обеспечение инновационного развития экономики, использование инноваций на всех этапах предпринимательского дела (организация, управление, производственные процессы, маркетинг и т. п.).

Для развития предпринимательства необходимы определенные экономические, социальные, правовые и другие условия.

Экономическими условиями расширения предпринимательства являются: наличие устойчивого спроса на товары и услуги, наличие и доступность финансовых ресурсов, свободный рынок средств производства, развитость инфраструктуры рынка (банки, биржи, связь, транспортное обслуживание, складское хозяйство и др.).

Социальные условия развития предпринимательства — отношение членов общества к труду, величине оплаты труда, условиям труда, жизни, быта, предпринимательству, стремление к приобретению товаров, услуг, отвечающих определенному образу жизни. Важную социальную роль в развитии предпринимательства играет формирование социальной ответственности предпринимателя.

Правовые условия - это законы, регулирующие предпринимательство, создающие благоприятные условия для его развития, процедуры открытия и регистрации предприятий, налоговое и антимонопольное законодательство и др.

Предпринимательство может осуществляться в разных видах:

- производственное,

- коммерческое (торговое),

- финансовое,

- консультационное,

- инновационное и др.

Эти виды деятельности могут осуществляться раздельно или вместе, например, производственно-торговая.

К производственному предпринимательству относится деятельность, направленная на производство продукции, выполнение работ, оказание производственных услуг.

Основное содержание коммерческого предпринимательства — операции по купле-продаже товаров, т. е. деятельность в сфере товарного обращения.

Финансовое предпринимательство можно рассматривать как разновидность коммерческого предпринимательства, где объектом купли-продажи выступает особый товар: деньги, иностранная валюта, ценные бумаги (акции, облигации, векселя и др.).

В настоящее время выделяют как самостоятельный вид предпринимательства консультационную деятельность(консалтинг). Консультационное предпринимательство заключается в предоставлении за плату независимых советов и помощи по вопросам управления, включая рекомендации по решению внутренних проблем и реализации рыночных возможностей предприятий.

Инновационное предпринимательство тесно связано с нововведениями. Говоря об инновационном предпринимательстве, следует упомянуть о получившем в последние годы широкое развитие венчурном бизнесе. Под венчурной фирмой обычно понимается коммерческая научно-техническая фирма, занятая разработкой и внедрением новых и новейших технологий и продукции с неопределённым заранее доходом, т.е. с рискованным вложением капитала.

Все рассмотренные виды предпринимательства могут функционировать как по отдельности, так и в тесной взаимосвязи.

 

Коммерческие организации

Хозяйственное товарищество представляет собой коммерческую организацию с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом и может создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного). Учредителями и одновременно участниками полного товарищества могут быть индивидуальные предприниматели и (или) организации, при этом количество участников должно быть не менее двух. Главный признак этой формы организации предпринимательской деятельности — неограниченная солидарная ответственность участников по обязательствам товарищества. Товарищество на вере отличается от полного товарищества тем, что в нем наряду с полными товарищами имеются один или несколько участников-вкладчиков, которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в предпринимательской деятельности.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) — это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли, размеры которых определены уставом общества. Участники общества несут ответственность по его обязательствам в пределах своих вкладов. Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью не должен быть меньше законодательно установленной суммы.

Общество с дополнительной ответственностью, по сути, является разновидностью ООО. Различие между ними в том, что участники общества с дополнительной ответственностью принимают на себя ответственность по обязательствам общества не только в размере вкладов, внесенных в уставный капитал, но и другим своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, что фиксируется в учредительных документах. В этом случае интересы кредиторов защищены в большей степени.

Акционерным признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций, при этом акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, лишь в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом (ОАО). В том случае, если акции распределяются только среди участников общества или иного, заранее определенного круга лиц, общество признается закрытым акционерным обществом (ЗАО). Если ОАО вправе проводитьоткрытую подписку на выпускаемые им акции, то ЗАО такогоправа не имеют. В связи с тем, что акции открытых акционерныхобществ свободно продаются и количество акционеров можетбыть достаточно большим, ОАО обязаны ежегодно публиковатьдля всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс,отчет о прибылях и убытках.

Акционерные общества являются единственными полноправными собственниками принадлежащего им имущественного комплекса. Акционеры являются собственниками только ценных бумаг, которые дают им право получения определенной доли дохода общества в виде дивидендов. Государство регулирует деятельность акционерных обществ, устанавливая для них минимальные размеры уставного капитала на дату регистрации общества.

Производственный кооператив — добровольное объединение граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. По своим обязательствам кооператив отвечает всем своим имуществом; при недостатке средств члены кооператива несут дополнительную ответственность в размерах и порядке, предусмотренных законодательством и уставом кооператива.

Унитарное предприятие — это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, которое является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям). Имущество, выделяемое унитарному предприятию при его создании, находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Некоммерческие организации

Потребительский кооператив (потребительское общество) представляет собой добровольное объединение граждани юридических лиц на основе членства с целью удовлетворенияматериальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевыхвзносов.

Общественные и религиозные организации (объединения) — это добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившиеся на основании общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Фонд — это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Некоммерческие партнерства — некоммерческая организация, основанная на членстве, учреждаемая гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении их деятельности. Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства.

Автономные некоммерческие организации — это не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры, спорта и др. Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями, является собственностью этой организации. Учредители не сохраняют прав на переданное автономной некоммерческой организации имущество, но осуществляют надзор за деятельностью организации в порядке, предусмотренном учредительными документами. Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.

 

План

1. Сущность и необходимость управления.

2. Функции управления, их характеристика.

3. Методы управления.

 

Учебные цели:

- выяснить сущность управления предприятием;

- понимать отличие субъекта управления от объекта управления;

- изучить принципы управления предприятием;

- рассмотреть сущность понятия функции управления;

- дать характеристику функций управления;

- показать сущность экономических, организационно-распорядительных и социально-психологических методов управления.

 

Методы управления

Практическая реализация функций управления осуществляется с помощью методов управления.

Методы управления – способы воздействия на коллектив и отдельных работников, с целью достижения поставленных задач.

Все методы управления подразделяются на три группы: организационно-распорядительные (административные), экономические и социально- психологические.

Организационно-распорядительные методы предусматривают воздействие на коллективы людей и отдельных работников непосредственно, в форме прямого предписания определенных действий (приказы, указания, инструкции), а также правовое влияние на отношения людей в процессе производства.

Экономические методы управления базируются на использовании экономических законов, экономических интересов и показателей, экономических санкций и процессов (финансирование, кредитование, налогообложение, ценообразование, оплата труда и т.д.).

Социально-психологические методы действуют на разум и чувства людей, побуждая их поступать в соответствии с общепринятыми нормами и гражданским долгом (убеждение, личный пример руководителя, традиции).

Под принципами управления понимают правила, отправные положения, которыми необходимо руководствоваться, осуществляя управленческую деятельность. К основным принципам управления относятся: научность, объективность, системность, коллегиальность, материальная заинтересованность, материальная ответственность и другие.

 

Вопросы для самопроверки:

1. В чем заключается необходимость управления предприятием?

2. Что следует понимать под управлением предприятием?

3. Назовите принципы управления.

4. Что такое функции управления?

5. Раскройте смысл функции «планирование».

6. Что означает такая функция управления, как организация?

7. В чем заключается суть мотивации?

8. Что такое методы управления?

9. Дайте характеристику организационно-распорядительных методов управления.

10. Что представляют собой экономические методы управления?

11. Дайте характеристику социально-психологических методов управления.

 

 

Рекомендованная литература:

1. Баскакова О. В.Экономика предприятия (организации): Учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. — М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2013. — 372 с.

2.Экономика предприятия: Учебник / За ощ. редакцией С. Ф. Покропивного.- Изд. 3-е перераб. и доп. - К.: КНЭУ, 2006, с.7 - 28, 58 - 72.

3.Экономика предприятия: теория и практикум (За редакцией доц. Мищенко Н.Г., доц. Ященко О. И.): Учебное пособие. Львов: "Магнолия 2006", 2008, с.7 - 91.

4.Ковальчук І.В. Экономика предприятия: Учебн. пособ. - К.: Знание, 2008. - (Высшее образование ХХІ века), с. 26 - 120.

 

 

План

1. Производственная структура предприятия.

2. Виды производственных структур в зависимости от различных признаков.

3. Понятие об организационной структуре предприятия.

4. Типы организационных структур (самостоятельно).

 

 

Учебные цели:

- выяснить сущность структуры управления;

-разобраться в том, что такое производственная структура и какие факторы ее определяют;

- выяснить виды производственных структур;

- дать сущность организационной структуры;

- охарактеризовать типы организационных структур.

 

 

План

1. Производственный процесс: понятие, элементы и принципы организации.

2. Производственный цикл и определение его продолжительности.

3. Организационные типы производства и их характеристика.

4. Методы организации производства.

5. Сущность, показатели и методы обеспечения качества продукции (самостоятельно).

 

Учебные цели:

 

- выяснить сущность производственного процесса;

- обратить внимание на элементы и принципы организации производственного процесса;

- рассмотреть сущность производственного цикла и методику определения его продолжительности;

- дать характеристику организационных типов производства;

- выяснить сущность и отличие поточного и непоточного методов организации производства;

- дать понятие продукции, качества продукции, показателей качества продукции;

- изучить методы оценки и обеспечения качества продукции

 

 

Ф раб t

Т = ----------(минут)

П пр-ва

При передаче изделий транспортными партиями ритмичность работы линии определяется ритмом потока – временем между изготовлением двух очередных транспортных партий:

R = n * Т

n – число изделий в партии

Темп поточной линии определяет производительность поточной линии, т.е. показывает количество изделий, выпускаемых поточной линией в единицу времени. Он обратно пропорционален такту потока:

П пр-ва

r = ----------(изделий /час)

Ф раб t

Тема 4. Планирование деятельности организации (предприятия)

Лекция № 5.Сущность, принципы и методы планирования. Виды планов предприятия.

 

План

1.Планирование как функция управления. Принципы и методы планирования.

2. Виды планов.

3. Стратегическое и тактическое планирование.

4. Основные разделы годового плана предприятия.

5. Бизнес-планирование, его назначение и роль в планировании деятельности предприятия (самостоятельно).

Учебные цели:

- выяснить сущность планирования как функции управления;

- дать характеристику методов и принципов планирования;

- рассмотреть виды планов;

- показать отличия стратегического и тактического планирования;

- дать характеристику основных разделов годового плана предприятия;

- разобраться в сущности и роли бизнес-планирования

 

1.Планирование как функция управления. Принципы и методы планирования.

К основным функциям управления относятся: планирование, организация, мотивация, регулирование, контроль.

Функция планирования предполагает решение вопроса о том, какими должны быть цели предприятия, что должно делать предприятие и его коллектив для их достижения.

Сущность планирования состоит в определении целей и обосновании способов и средств их достижения.

Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимости обеспечения производственного и социального развития и повышения доходов.

Сущность планов состоит в том, что в них определяются не только конкретные задачи, стоящие перед предприятием, но и пути их выполнения.

Уровень планирования деятельности предприятия зависит от многих факторов и, прежде всего, от соблюдения определенных принципов, в соответствии с которыми разрабатываются планы.

К основным принципам планирования относятся следующие:

1.Научность – предполагает широкое применение в планировании достижений науки и техники, инноваций, новых экономических и инженерных расчетов, норм и нормативов, стройной системы технико-экономических показателей.

2.Оптимальность – заключается в разработке наилучших решений каждой экономической задачи.

3.Комплексность и системность – означает всесторонний охват показателей плана и увязку, взаимосвязь и взаимозависимость этих показателей.

4. Непрерывность– проявляется во взаимосвязи перспективного, текущего и оперативного планирования.

5.Прогнозирование предполагает определение перспективных целей и задач, а также стратегии развития предприятия.

Планирование деятельности предприятия осуществляется с помощью различных методов, наиболее распространенными из которых являются:

1)Метод экстраполяции– это метод планирования от достигнутого уровня. Фактически достигнутая величина определенного показателя в отчетном периоде корректируется на сложившийся средний процент ее изменения. Он простой, но не точный.

2)Метод интерполяции – противоположный методу экстраполяции. Предприятие устанавливает цель для достижения в будущем, исходя из которой, определяет промежуточные показатели. Например, предприятие намечает прибыль, которую хочет получить, а исходя из заложенного в план объема прибыли – определяет объем производства и объем поставок продукции.

3)Балансовыйметод. С помощью этого метода увязываются потребности в ресурсах и их наличие, соизмеряются затраты на производство с их результатами, т.е. достигается количественное соответствие между различными разделами и показателями плана.

4)Нормативный. Основан на использовании технико-экономических норм и нормативов. При составлении плана снабжения используются нормы расхода материалов, при планировании численности работников используются нормы обслуживания, нормы численности и т.д.

5)Расчетно-аналитический. Является самым распространенным. Он основывается на изучении отчетных данных и применении в расчетах нормативно-справочного материала и системы балансов.

6)Графоаналитический. Соединяет графические средства выражения и аналитический характер обработки данных. Им часто пользуются в перспективном и стратегическом планировании, где графическое изображение темпов изменения показателей за ряд лет, лучше воспринимается и легче оценивается их взаимосвязь.

7)Экономико-математические.Эффективны, если используется компьютерная техника. Они обеспечивают быстроту и качество расчетов, возможность из нескольких вариантов выбрать оптимальный.

 

2. Виды планов.

Различные виды планов, взаимосвязанные между собой, представляют систему планов предприятия.

По содержанию и форме проявления различают следующие видыпланирования и виды планов.

1. С точки зрения обязательности плановых заданий— директивное и индикативное планирование (планы).

Директивноепланирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер. В рыночной экономике директивное планирование может использоваться как средство решения задач, имеющих общенациональное значение (охрана окружающей среды, оборона и др.). Предприятия используют директивное планирование в процессе текущего управления, при принятии решений о конкретных действиях.

Индикативноепланирование носит направляющий, регулирующий, рекомендательный характер. Как инструмент управления индикативное планирование чаще всего используется на макроуровне. Государство с помощью экономических регуляторов определяет направления развития отраслей и сфер экономики, при этом воздействие на предприятия осуществляется через формирование правовой среды, принятие республиканских, региональных программ развития, выработку определенной налоговой, таможенной, инвестиционной политики и др.

Предприятия используют индикативное планирование при разработке перспективных планов.

Индикативное и директивное планирование дополняют друг друга и должны быть органически связаны.

2. В зависимости от срока, на который разрабатываются планы, и степени детализации плановых расчетовразличаютдолгосрочное (перспективное), среднесрочное и краткосрочноепланирование.

Долгосрочное (перспективное) планированиеохватывает период в пять и более лет. Такие планы предназначены для определения долгосрочной стратегии организации, включая социальное, экономическое, научно-техническое развитие. Перспективное планирование следует отличать от прогнозирования.

Прогнозированиеэто предвидение, которое строится на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем. Прогнозирование выступает как один из этапов перспективного планирования; оно позволяет моделировать различные варианты, сценарии развития планируемого процесса. Однако в ряде случаев прогнозирование может выступать как самостоятельная функция управления, например разработка прогнозов социально-экономического развития регионов. Эти прогнозы учитываются хозяйствующими субъектами при планировании своей деятельности. Одновременно хозяйствующие субъекты при составлении планов могут прогнозировать объемы продаж и долю рынка, поведение основных конкурентов, научно-технические разработки, риски и др.

Среднесрочное планированиеосуществляется на период от одного года до пяти лет.

Краткосрочное планированиеохватывает период до одного года, включая квартальное, месячное, недельное планирование.

 

 

3. Стратегическое и тактическое планирование.

По содержанию плановых решенийвыделяют стратегическое, тактическое, оперативное и бизнес-планирование.

Стратегическое планированиеориентировано на долгосрочную перспективу и определяет цель, основные направления деятельности организации, пути и средства достижения поставленной цели. Следует различать понятия долгосрочного и стратегического планирования. Стратегия — это не функция времени, а функция направления. Она не просто сосредоточена на определенном периоде, а включает в себя совокупность идей развития предприятия.

Стратегическое планирование принципиально отличается от других видов планирования в трактовке будущего. Оно использует не традиционный подход «из настоящего — в будущее», а предполагает принятие решений по схеме «из будущего — в настоящее», построение плана действий, основываясь на представлении о будущем предприятия.

Значение выработки стратегии, позволяющей предприятию (организации) сохранять конкурентоспособность в долгосрочной перспективе, чрезвычайно велико. В условиях конкуренции и быстро меняющейся ситуации на рынке организация не может успешно функционировать, концентрируя внимание только на решении внутренних проблем, связанных с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности.

Важно выработать стратегию, обеспечивающую адаптацию организации к изменениям внешней среды.

Процесс разработки стратегии развития организации включает следующие этапы:

1) определение миссии организации, ее предназначения, социально-экономической роли;

2) формулировка стратегических целей организации;

3) анализ внешней среды;

4) анализ внутренних возможностей организации, ее сильных и слабых сторон;

5) разработка и анализ возможных вариантов стратегий (стратегических альтернатив) и выбор стратегии;

6) реализация стратегии;

7) стратегический контроль, оценка стратегии.

Тактическое планирование это принятие решений о том, как должны быть распределены ресурсы предприятия для достижения стратегических целей. Если стратегическо







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2023 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.