|
Управление инновационной деятельностью
Выделяют два уровня инновационной деятельности: операционный и стратегический. Операционная инноватика обслуживает текущие краткосрочные цели организаций: получение текущей прибыли за счет стабильных производственных затрат. К операционной инноватике относится проведение локальных инноваций, то есть отдельных улучшений в продуктах, технологиях, услугах. Такие изменения на предприятия происходят довольно часто, и они нуждаются в управлении. Управление локальными инновациями функциональное, консервативное. Оно должно поддерживать, сохранять стабильные условия для производства и проведения локальных инноваций, способствовать снижению издержек. Операционная инновация по существу является одной из функций управления, наряду с производством, планированием, сбытом продукции. Стратегическая инноватика направлен на решение глобальных задач организаций по их стабильной деятельности в долгосрочной перспективе. Стратегическая инноватика способствует достижению целей удовлетворения потребителей, а не только получения текущих прибылей. Инновационная деятельность такого масштаба представляет собой целый комплекс мероприятий: от идеи продукта до его коммерческой реализации. Для этого необходима консолидация усилий исполнителей на всех стадиях цикла создания и реализации нового продукта, то есть исполнителей всех функций организации. Надо иметь ввиду также, что стратегическая инноватика требует большого количества многих ресурсов. Таким образом, стратегическая инноватика нуждается в проектном управлении, при котором все функции, включая и само проектирование, и производство, и маркетинг, рассматриваются как звенья одной цепи, служат одной цели выпуска нового продукта для решения проблемы потребителей. Рассмотрим особенности стратегии - четкой инноватики как объекта проектного управления. Прежде всего, следует осознать необходимость стратегической инноватики. Исходные условия инновационных проектов обычно крайне неблагоприятные для организации, так как отдельные улучшения в рамках операционной инноватики не дают желаемого результата, а только отвлекают ресурсы. Нужны кардинальные преобразования, то есть стратегическая инноватика. Руководство предприятия должно это осознать. Второй особенностью является лидер. Для стратегической инноватики требуется не просто менеджер, а лидер. Только он может объединить всех участников сложного инновационного процесса, лидер способен выдвигать неординарные решения для выхода из тупиковых ситуаций и только ему поверят сотрудники. Третьей особенностью является наличие концепции стратегических преобразований. Лидер разрабатывает и выдвигает концепцию кардинального развития организации, опираясь на возможности предприятия и потенциал его сотрудников, на глубокое знание внешней среды предприятия, личный опыт. Концепция должна найти выход из сложившегося кризисного положения. Следующей особенностью стратегической инноватики является организационно-структурные преобразования. В соответствии с разработанной концепцией производится усовершенствование структуры организации, например, вводятся новые подразделения, изменяются функции прежние. Важнейшей особенностью является формирование команды для реализации инновационного проекта. Подбор членов команды осуществляется исключительно по деловым качествам и умению работать сообща, в коллективе. Члены команды, руководители подразделений должны выполнять свое дело, свои функции в координации с другими исполнителями и сообразуясь с интересами организации. Еще одной особенность стратегической инноватики состоит в распределении полномочий. Команде проекта предоставляются самые широкие полномочия по решению своего круга вопросов, как в применении методов работы, так и в использовании ресурсов. К особенностям проектного управления относится стратегический маркетинг, определяющий позиционирование нового товара на рынке, возможную рыночную долю организаций. Руководитель проекта определяет, какую продукцию и какого качества производить, каким потребителям продавать. Из-за ограниченности ресурсов, прежде всего инвестиционных, и времени надо проводить ранжирование стратегических задач по установленным приоритетам в области потребления ресурсов и очередности решения. Выход из кризиса и завоевание большой доли рынка в долгосрочной перспективе возможно только при достижении высокого качества работ. При разработке и реализации проекта надо стараться не допускать ошибок. Для обеспечения эффективности реализации инновационного проекта необходимо стратегическое партнерство с поставщиками, соисполнителями, потребителями. Это также особенность проектного управления. Следующей особенностью считается сжатие процесса во времени, что достигается с помощью параллельно-интеграционного (перекрестного) способа выполнения работ. Одновременное (параллельное) выполнение работ сокращает период от разработки до реализации новой продукции. Но при этом требуется координация и совместная работа, взаимосвязь всех исполнителей. На этапе реализации продуктов необходимы операционный маркетинг (подготовка продукта к выходу на рынок, сервис) и операционная инноватика, то есть проведение текущих усовершенствований. В отечественной практике проектное управление давно широко применяется (с 70-х годов) на государственном, региональном, отраслевом уровнях, а также на уровне предприятия. На государственном (региональном и отраслевом) уровне инновационный проект выступает как элемент программы (инновационной). Реализация программы нуждается в программно-целевом управлении. На предприятии каждый проект призван решить определенную проблему в рамках программно-целевого управления. В основе программно-целевого управления находится система программ и проектов, ориентированная на решение важнейших задач экономического развития страны. Программно-целевое управление базируется на принципах: 1. Целенаправленность - ориентация программ на достижение конечных результатов; 2. Системность - разработка всей совокупности мер, необходимых для реализации программы; 3. Комплексность - соответствие частных целей (проектов) генеральной цели программы; 4. Обеспеченность финансовыми, информационными, материальными и трудовыми ресурсами; 5. Приоритетность - ранжирование проектов по срочности исполнения и обеспечения ресурсами; 6. Экономическая безопасность проектов программы; 7. Согласованность программ различного уровня (федеральных, региональных, отраслевых); 8. Своевременность достижения намеченного результата. Таким образом, программно-целевое и проектное управление взаимосвязаны и являются современными эффективными методами управления. ![]() ![]() Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ![]() Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ![]() Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ![]() Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|