Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Инновационная деятельность как объект инвестирования





Инновации всегда требуют финансовых вложений. Для того чтобы извлечь дополнительную при­быль, повысить эффективность деятельности организации, получить социально-экономический эффект, необходимо осуществить финансовые вложения.

Высокий потенциал эффективности инноваций обеспечивает спрос на нововведения со стороны предпринимателей, формируя рынок научно-технических, организационных и социальных новшеств.

Источниками инвестиций в инновационные проекты выступают ассигнования бюджетов всех уровней, собственные средства организаций, заемные средства, иностранные инвестиции, инвестиции частных лиц.

Бюджетные ассигнования на разработку и реализацию инноваций ограничены доходами бюджет­ной системы. Однако их направления и размеры зависят от экономической политики.

Например, в промышленно развитых странах размеры бюджетных ассигнований на развитие на­учно-технического прогресса достаточно велики. В Японии законом определено, что не менее 3% ВВП должно направляться на развитие фундаментальных научных исследований (из бюджета!).

Иностранные инвестиции в инновационную деятельность могут осуществляться как в форме меж­государственных, межправительственных программ по научно-техническому и экономическому со­трудничеству, так и в форме частных инвестиций от зарубежных финансовых организаций и частных предпринимателей.

Наиболее привлекательными для внешних инвесторов являются сырьевые отрасли, а также отрас­ли первичной переработки сырья. Эти отрасли обычно не требуют значительных инвестиций, а доста­точно высокое качество вывозимого сырья, заготовок и полуфабрикатов может быть обеспечено без ис­пользования достижений НТП.

Собственные средства организаций остаются основным источником финансирования инновацион­ной деятельности. Однако для этого нужны в достаточном количестве накопленные оборотные средства предприятий. В результате реформ и инфляции большинство предприятий в РФ лишились оборотных средств. Однако некоторые отрасли ими располагают, например, связь, и вообще отрасли с малой дли­тельностью производственного цикла. Предприятия с длительным производственным циклом лишены возможности финансирования инновационной деятельности. Мировой опыт показывает, что 80-90% инноваций финансируются промышленными компаниями за счет собственных средств.

Заемные средства предоставляются за счет финансового капитала, аккумулированного в финансо­во-кредитных учреждениях. К финансово-кредитным учреждениям относятся коммерческие банки, страховые компании, паевые фонды, инвестиционные компании. В них аккумулируются временно сво­бодные средства юридических и физических лиц.

Любое новшество должно быть на рынке капитала инвестиционно привлекательным и конкурен­тоспособным. Поэтому очень важны финансово-экономический показатели эффективности инвестиций: чистый доход, индекс доходности, срок окупаемости и другие.

Факторы инвестиционной привлекательности инновационных проектов и программ можно разде­лить на две группы: финансово-экономические и внеэкономические.

В большинстве случаев инвесторы привлекают высокие финансовые показатели, однако сущест­вуют ситуации, при которых инноватор вынужден реализовать новшество несмотря на его экономиче­скую непривлекательность. Например, при реализации экологических мероприятий не всегда присутст­вует финансовый эффект.

К внешнеэкономическим факторам инвестиционной привлекательности относится экологическая необходимость мероприятий, опыт работы фирмы в той отрасли, где реализуется проект, межотрасле­вая диверсификация, которая достигается при реализации проекта и расширяет сегменты рынка, где присутствует предприятие.

В лучшем финансовом положении всегда оказываются предприятия, которые вовремя меняют или расширяют свой рыночный сегмент в соответствии с изменившимся спросом.

Например, в ходе реформ в РФ резко сократился спрос на большегрузные автомобили. Руково­дство АО «ГАЗ» сумело вовремя освоить новый сегмент рынка, выпустив модель микрогрузовика «Га­зель».

На рынке новаций для обеспечения конкурентоспособности новшества проводится маркетинговый отраслевой анализ, разрабатываются различные рейтинги отраслевой инвестиционной привлекательно сти. Наиболее привлекательные в инвестиционном отношении отрасли российской экономики: нефте-, газодобыча, электроэнергетика, связь, металлургия.

Существенным внеэкономическим фактором привлекательности инновации для инвестора являет­ся имидж и репутация инноватора.

Инвестирование инновационной деятельности может осуществляться за счет как собственных, так и привлеченных, а также заемных средств. Для российских предприятий основным источником инве­стиций является собственная прибыль и амортизационные отчисления.

На Западе очень популярным способом увеличения собственных средств компании является эмис­сия акций. Это привлеченные средства. Такой финансовый ресурс является платным, поскольку акцио­неры приобретают акции в расчете на дивиденды.

Заемный капитал (за исключением беспроцентных ссуд) выдается на условиях возвратности, сроч­ности и платности, то есть представляет собой кредиты в различной форме.

Наряду с традиционной формой кредитования в инновационной деятельности широко применяют­ся лизинг, форфейтинг и франчайзинг.

Лизинг - долгосрочная аренда машин и оборудования на срок до 20 лет. Арендодатель за свой счет приобретает необходимое оборудование и сдает его в аренду арендатору. Права собственности на обо­рудование остаются у арендодателя. По окончании лизингового договора арендатор может вернуть арендуемое имущество или выкупить его по остаточной стоимости. В течение всего срока эксплуатации арендатор перечисляет плату за использование имущества. Арендная плата включает амортизацию и доход арендодателя.

Форфейтинг - финансовая операция, превращающая коммерческий кредит в банковский. Инвестор при отсутствии достаточных средств для инноваций выписывает комплекс векселей.

Сроки погашения векселей равномерно распределены во времени. Таким образом, инвестор полу­чает отсрочку в платежах и гарантии банка по обеспечению платежей. Форфейтинг является для инно­ватора гарантией надежности инвестора.

Франчайзинг предусматривает тиражирование инноваций с привлечением крупного капитала. Кроме финансовых средств по договору инноватору могут быть переданы нематериальные активы (тех­нологии, секреты производства), торговый знак и др.

Очень важен для управления инновациями показатель цены капитала.

Цена капитала - представляет собой отношение общей суммы платежей за использование финан­совых ресурсов к общей стоимости этих ресурсов.

Как правило, имеется несколько источников финансовых ресурсов с различной ценой капитала.

Средневзвешенная цена капитала определяется по формуле:

Собственные средства (прибыль и амортизация) и привлеченные финансовые средства от продажи акций обычно объединяются в одну группу.

Цена собственного капитала определяется по формуле:

При этом считается, что прибыль, амортизация и безвозмездные поступления как источники инве­стиций являются бесплатными.

Цена собственного капитала является нижним пределом рентабельности инновации.

Если реализовать инновационный проект с доходностью меньшей, чем цена собственного капита­ла, то ухудшаются финансовые показатели компании.

Для внешнего инвестора цена собственного капитала инноватора является гарантией возврата вложенных средств, показателем финансовой надежности объекта инвестиций.

Цена заемного капитала определяется как средневзвешенная процентная ставка по кредитам:

В зависимости от единиц измерения dj, p, kj цена капитала выражается в долях единицы или в про­центах.

Цена заемного капитала зависит от внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам от­носятся деловая репутация фирмы-инноватора, авторитет руководства, система взаимоотношений с партнерами и конкурентами, политическая поддержка, финансовые показатели работы.

Внешние факторы определяются макроэкономической ситуацией, в частности, к ним относятся уровень инфляции, ставка рефинансирования Центрального Банка, темпы роста или снижения ВВП. Кроме того, к внешним факторам относятся государственная инвестиционная политика, ситуация на финансовом рынке.

Цена капитала определяет нижнюю границу доходности инновационного проекта.








Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2023 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.