Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Особенности древнегреческой (античной) философии.





1. Древнегреческойназывается философия(учения, школы), выработан­ная греческими философами, проживавшими на территории современ­ной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремесленных горо­дах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. (Нередко философия Древнего Рима либо непосредственно отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под об­щим названием "античная философия".)

Древнегреческая (античная) философия в своем развитии прошла че­тыре основных этапа: демократический - VII - V вв. до н. э.; классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н. э.; эллинистический - конец IV - II вв. до н. э.; римский -1 в. до н. э. - V в. н. э.

2. К досократическому периодуотносится деятельность так называемых философов-"досократиков": милетской школы - "физиков" (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена); Гераклита Эфесского; элейской школы; атомистов (Демокрита, Левкиппа); некоторых иных философов.

Основные проблемы, которыми занимались "досократики": объясне­ние явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Метод философствования - декларирова­ние собственных взглядов, превращение их в догму.

Классический (сократический) период- время расцвета древнегречес­кой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса).

К данному этапу относятся: философско-просветительская деятельность софистов; философия Сократа; зарождение "сократических" школ; философия Платона; философия Аристотеля.

Философы сократического (классического) периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако сделали это глубже "досократиков": меньше уделяли внимания поиску первоначала; допускали участие богов и идей в создании природы и Космоса; выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего (Платон -автор учения о "чистых идеях", предшествующих реальному миру и воп­лощением которых стал реальный мир); положили начало спору между материализмом и идеализмом; проявили интерес к проблеме человека, общества, государства; от декларативно-догматического метода философствования перешли к диалогическо-доказательственному; внесли вклад в развитие логики; вели практическую философско-просветительскую деятельность (софи­сты и Сократ).

Для эллинистического периода(периода кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками Александра Македонского и их потомками) характерно: распространение антиобщественной философии киников; зарождение стоического направления философии; деятельность "сократических" философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.; философия Эпикура и пр.

Отличительные черты эллинистической философии: кризис античных моральных и философских ценностей; снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами, уважения к ним; отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам; поиск физической и духовной опоры в самом себе; стремление к отрешению от действительности; преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур); признание высшим благом - счастья и удовольствия отдельного человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур).

Наиболее известными философами римского периодаявлялись: Сенека; Марк Аврелий (император Рима в 161 - 180 гг.); Тит Лукреций Кар; поздние стоики; ранние христиане.

Для философии римского периода было характерно: взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философий (древне­греческая философия развивалась в рамках римской государственности и испытывала на себе ее влияние, в то время как древнеримская фило­софия вырастала на идеях и традициях древнегреческой); фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философий в одну - античную философию; влияние на античную философию традиций и идей философии поко­ренных народов (Востока, Северной Африки и др.); близость философии, философов и государственных институтов (Сене­ка воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам яв­лялся императором); небольшое внимание к проблемам окружающей природы; повышенное внимание к проблемам человека, общества и государства; расцвет эстетики (философии, предметом которой были мысли и пове­дение человека); расцвет стоической философии, сторонники которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии личности, ученос­ти, уходе в себя, безмятежности (атараксии, то есть невозмутимости); преобладание идеализма над материализмом; все более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов; повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни; рост влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей; постепенное слияние античной и христианской философий, их превра­щение в средневековую теологическую философию.

3. В целом древнегреческая (античная) философия имеет следующие особенности: материальной основой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов (торгово-ремесленных городских центров); древнегреческая философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослой­ку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом; стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира; объяснению явлений окружающего мира); на поздних этапах - смешение космоцентризма и антропоцентризма (в основе которого были проблемы человека); допускалось существование богов; древнегреческие боги были частью природы и близки людям; человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы; были заложены два направления в философии - идеалистическое ("линия Платона") и материалистическое ("линия Демокрита"), причем данные направления поочередно доминировали: в досократический период - материалистическое, в классический - имели одинаковое влияние, в элли­нистический - материалистическое, в римский - идеалистическое.

Тема 9. Философия софистов и Сократа

1. Общее понятие софистики и периодизация софистских школ.

Характерные черты философии софистов.

Софизм как основной логический прием софистов.

Значение деятельности софистов.

Философия Протагора.

Философия Сократа.

7. "Сократические школы".

1. Софисты- философская школа в Древней Греции, существовавшая в V - первой половине IV вв. до н. э. Представители данной философской школь' выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в каче­стве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторском) искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого "софисты" • мудрецы, учителя мудрости).

Среди софистов выделяются группы так называемых: старших софистов (V в. до н. э.) - Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий; младших софистов - Ликофрон, Алкидамант, Трассимах.

Сократ официально не принадлежал к указанным группам, но разде­лял многие идеи софистов и использовал софистику в практической деятельности.

2. Для софистов характерно: критическое отношение к окружающей действительности; стремление все проверить на практике, логически доказать правиль­ность или неправильность той или иной мысли; неприятие основ старой, традиционной цивилизации; отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недо­казанном знании; стремление доказать условность государства и права, их несовершенство; восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики; субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попыт­ки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.

3. Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов- логических приемов, уловок, благодаря кото­рым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях.

Примером данного умозаключения является "рогатый" софизм: "То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога; значит, ты их имеешь".

Данный результат достигается не в результате парадоксальности, логи­ческой трудности софизма, а в результате некорректного использова­ния логических смысловых операций. В указанном софизме первая по­сылка ложна, но выдается за правильную, отсюда результат.

4. Несмотря на то что деятельность софистов вызывала неодобрение как властей, так и представителей иных философских школ, софисты вне­сли большой вклад в греческую философию и культуру. К их главным заслугам относят то, что они: критически взглянули на окружающую действительность; распространили большое количество философских и иных знаний сре­ди граждан греческих полисов (за что впоследствии именовались древ­негреческими просветителями).

 

5. Видным представителем старших софистов являлся Протагор(V в. д, н. э.). Свое философское кредо Протагор выразил в высказывании: "Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют".

Это означает, что в качестве критерия оценки окружающей действительности, хорошего и плохого софисты выдвинули субъективное мнение человека: вне человеческого сознания ничего не существует; нет ничего раз и навсегда данного; что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности; если завтра то, что хорошо сегодня, станет плохим, то, значит, он( является вредным и плохим в действительности; вся окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека ("То, что здоровому человеку покажется сладким, больном; покажется горьким"); окружающий мир относителен; объективное (истинное) познание недостижимо; существует только мир мнения.

Одному из современников Протагора приписывается создание произ­ведения "Двоякие речи", которое также подводит к мысли об относительности бытия и познания ("Болезнь есть зло для больных, но благе для врачей"; "Смерть есть зло для умирающих, но благо для могильщи­ков и гробовщиков") и учит молодого человека достигать победы в спо­ре при любой ситуации.

Оригинально и революционно для того времени и отношение Прота­гора к богам: "О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию - и вопрос темен, и людская жизнь коротка".

6. Наиболее уважаемым из философов, имеющих отношение к софисти­ке, был Сократ(469 - 399 гг. до н. э.).

Сократ не оставил значительных философских произведений, но вен шел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог. Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название "майевтика".Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам; подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.

Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора)' темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т. д.

Философ был сторонником этического реализма, согласно которому: любое знание есть добро; любое зло, порок совершается от незнания.

Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н. э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом - цикутой.

Историческое значение деятельности Сократа в том, что он: способствовал распространению знаний, просвещению граждан; искал ответы на извечные проблемы человечества - добра и зла, люб­ви, чести и т. д.; открыл метод майевтики, широко применяемый в современном обра­зовании; ввел диалогический метод нахождения истины - путем ее доказатель­ства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов; воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Пла­тона), стоял у истоков целого ряда так называемых "сократических школ".

7. "Сократические школы"- философские учения, сложившиеся под вли­янием идей Сократа и развитые его учениками.

К числу "сократических школ" относятся: Академия Платона, школа киников, киренская школа, лигарская школа, элидо-эритрийская школа.

Академия Платона- религиозно-философская школа, созданная Пла­тоном в 385 г. до н. э., имевшая целью исследование философских про­блем, почитание богов и муз и просуществовавшая до VI в. н. э. (около 11000 лет).

Киники- философская школа, которая обосновывала идею свободы вне общества (асоциальной свободы). Ее представители проверяли своифилософские изыскания на себе. Киники вели паразитический, бродяж­нический образ жизни, не имели семьи, игнорировали государство и законы, презирали традиционную культуру, мораль, богатство, кон­центрировали внимание на человеческих пороках.

Наиболее известными представителями киников являлись Антисфен, Диоген Синопский (прозванный Платоном "Сократ, сошедший с ума").

Киренская школаоснована в IV в. до н. э. Аристиппом из Кирены, учеником Сократа. Представители данной школы (киренаики): выступали против изучения природы; высшим благом считали наслаждение; соответственно целью жизни видели наслаждение, счастье восприни­мали как совокупность наслаждения, богатство - как средство для дос­тижения наслаждения.

Мегарская школаоснована учеником Сократа Евклидом из Мегары в IV в. до н. э. Представители - Евбулид, Диодор Крон.

Мегарцы считали, что существует абстрактное высшее благо, которое не поддается точному описанию, - Бог, разум, жизненная энергия. Про­тивоположности высшего блага (абсолютного зла) не существует.

Помимо философских теоретических изысканий мегарцы вели активную практическую деятельность (фактически занимались софистикой) и получили прозвище "спорщики".

Представители мегарской школы (Евбулид) стали авторами известных апорий, то есть парадоксов (не путать с софизмами), - "Куча" и "Лы­сый", с помощью которых пытались понять диалектику перехода коли­чества в качество.

Апория "Куча": "Если на землю бросить зерно и к нему добавлять по одному зерну, то с какого момента на этом месте возникнет куча? Может ли совокупность зерен превратиться в кучу после добавления одного зерна?"

Апория "Лысый": "Если из головы человека выпадает по одному воло­су, то с какого момента он становится лысым? Можно -ли установить конкретный волос, после выпадения которого человек становится лы­сым? Можно ли установить грань, разделяющую "еще не лысого" и "уже лысого"?"

 

Тема 10. Философия Платона

/. Общая характеристика личности и творчества Платона.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2023 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.