Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Классификация экономического контроля






1. Государственный контроль − осуществляют органы государственной власти и управления и административные органы: Комитет государственного контроля, Министерство финансов, налоговые органы.

По целевой направленности государственный контроль в свою очередь подразделяется на:

    • общегосударственный контроль − осуществляется в масштабах всего государства органами государственной власти, центральными органами управления. Цель − обеспечение повышения эффективности производства, достижения высоких конечных результатов, более полного удовлетворения потребностей;
    • отраслевой контроль − способствует эффективному развитию отдельных отраслей экономики. Цель − выявление резервов повышения производительности труда, улучшения качества работы, развития НТП в отрасли;
    • специализированный контроль − возложен на специализированные инспекции, которые осуществляют проверку соблюдения установленного порядка организации и ведения тех или иных хозяйственных операций, входящих в их компетенцию (ветеринарный, транспортный, иммиграционный, лицензионный).
  1. Внутренний контроль − выступает составной частью системы корпоративного управления и осуществляется как непосредственно руководством и другими должностными лицами хозяйствующего субъекта, так и его специальными контрольными службами или привлеченными специализированными организациями.
  2. Аудиторский контроль − независимый контроль за деятельностью предприятий, осуществляемый аудиторами-предпринимателями или аудиторскими фирмами. Цель − проверка достоверности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности, а также законности совершаемых на предприятии операций, правильности их отражения в учете.
  3. Общественный контроль − осуществляется неправительственными организациями и отдельными физическими лицами на основе добровольности и безвозмездности. К нему относится контроль со стороны профсоюзных и молодежных организаций. Цель − проверка решения социальных вопросов в трудовых коллективах, в молодежной среде и по месту жительства членов данных организаций.

По субъектам контрольной деятельности:



1. Вневедомственный − предполагает осуществление контрольных функций независимо от ведомственной подчиненности проверяемых субъектов хозяйствования.

2. Ведомственный − осуществляется вышестоящим органом по принципу административной подчиненности. Компетенция органов ведомственного контроля распространяется на осуществление проверки вопросов данного ведомства и может выходить при необходимости за его пределы лишь по взаимосвязанным операциям и с согласия другого заинтересованного ведомства.

По характеру контрольных функций и сфере их применения выделяют:

  1. Правовой контроль − осуществляется в сфере государственного управления, обеспечивает точное и неукоснительное соблюдение законов всеми субъектами хозяйствования и должностными лицами.
  2. Экономический контроль − осуществляется в сфере управления экономикой и включает в себя финансовый, бухгалтерский, ревизионный и статистический контроль.
  3. Производственно-технический контроль − осуществляется в сфере производственного процесса и является способом оперативного регулирования хода производства.


По времени проведения:

1. Предварительный контроль − осуществляется до начала совершения хозяйственных операций, подвергающихся контролю. Цель − предупреждение незаконности и нецелесообразности проведения хозяйственных операций. Форма предварительного контроля играет важную роль в финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, в связи с чем ее целесообразно использовать прежде всего во внутреннем контроле непосредственно в процессе планирования, бюджетирования и до начала осуществления бизнес-планов.

2. Текущий контроль − производится непосредственно в процессе совершения хозяйственных операций. Цель − оперативное устранение недостатков, выявление и распространение положительного опыта.

3. Последующий контроль − осуществляется после совершения хозяйственных операций. Цель − установление достоверности отчетных данных, а также выявление недостатков или положительного опыта.

В зависимости от источников контрольных данных:

1.Документальный контроль − контроль, осуществляемый по документальным данным. Источниками таких данных являются первичные и сводные бухгалтерские документы, регистры синтетического и аналитического учета, бизнес-планы и отчеты предприятия и другие.

 

2. Фактический контроль − контроль, осуществляемый по данным осмотра проверяемых объектов в натуре, т.е. путем проведения инвентаризации фактического наличия и состояния хранения хозяйственных средств.

По охвату проверяемых объектов:

1. Сплошной − проверка объектов (хозяйственных операций) в сплошном порядке, который характеризуется большой трудоемкостью, в связи с чем он используется по отдельным участкам финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов;

2. Выборочный − ограничивается проверкой выборочного круга проверяемых объектов (хозяйственных операций) по существующим методам их отбора, на основании чего по выборочной совокупности формируются выводы по результатам проведенного контроля.

По периодичности проведения можно выделить:

Систематический (регулярный) контроль − производится, как правило, с определенной периодичностью и характерен для государственного, внутреннего и аудиторского контроля;

Разовый (эпизодический) контроль − обусловлен в основном теми или иными общественными интересами (инициативами).

По способам осуществления:

1. Ревизия − всесторонняя и глубокая документальная и фактическая проверка производственно-финансовой и коммерческой деятельности субъекта хозяйствования за определенный период времени.

2. Экономический анализ − заключается в выявлении влияния фактов на результаты хозяйственно-финансовой деятельности предприятий (неиспользованные ресурсы, финансовое состояние и платежеспособность, оценка имущества, ликвидность и т.д.). Практическое осуществление экономического анализа как способа контроля совмещается обычно с другими способами (проверками, обследованиями, ревизиями).

3. Хозяйственный спор − это способ выявления, соблюдения законности и обеспечения законных прав в хозяйственных взаимоотношениях предприятий, организаций и учреждений. Хозяйственные споры разрешаются органами Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, а также судами общей юрисдикции.

4. Следствие (расследование) − представляет такой способ контроля, при котором выявляются виновность физических лиц и размер причиненного ими ущерба. Специфика этого способа контроля заключается в том, что он осуществляется только судебно-следственными органами при наличии необходимых признаков уголовно наказуемых деяний отдельных должностных лиц.

5. Обследование − применяется в практике контроля при подготовке обсуждения или решения тех или иных вопросов хозяйственной деятельности путем их изучения на месте. Оно организуется, например, для проверки состояния складского хозяйства, пожарной безопасности, охраны труда и т.д.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.