Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Общая характеристика социально-экономического





Развития Киевской Руси

Судя по древним летописям, первоначально славянские племена не знали сословий, и свободные жители пользовались одинаковыми правами. Но постепенно отдельные группы населения стали различаться богатством и социальным положением. Наиболее высокий статус среди них занимали земские бояре, т.е. представители местной племенной аристократии, потомки древних родовых старейшин, а также торговцы, жившие на пути «из варяг в греки». Наряду с ними в высшие социальные слои входили и верховные дружинники, княжьи мужи, среди которых, кстати, было немало представителей варягов-скандинавов, финнов, венгров и других народов. Они поступали на службу к князьям, постепенно ассимилируясь со славянами. В течение IX— XII веков шел процесс сближения земской и военной аристократии. Они приобретали большие земельные угодья и становились крупными землевладельцами.

Постепенное наступление на общину, закабаление смердов, захват общинных земель — все это приводило к росту сопротивления земледельцев. Они убегали от феодалов на «пустоши», т.е. на свободные земли, поднимали стихийные бунты, убивали представителей вотчинной администрации, устраивали массовые хищения имущества феодалов. Это заставляло киевских князей уделять внимание разработке правовых норм внутригосударственной жизни. От этой эпохи до нас дошло множество документов: уставы о церковных судах, кормчие книги, княжеские уставы и др. Среди них была «Русская Правда» («Правда Роська») — важнейший свод норм древнерусского законодательства. Первый вариант этого правового кодекса Киевской Руси («Древнейшая Правда») появился в 1016 году, но историки обычно связывают этот документ с именем Ярослава Мудрого, при котором в 1030-х годах был основательно переработан и дополнен его текст. Позже, в конце XI века, наследники Ярослава Мудрого выпустили вторую часть «Русской Правды» — «Правду Ярославичей». В этих документах ограничивалась, а позже отменялась кровная месть как страшный пережиток первобытного общества, определялась ответственность за кражу и порчу имущества, скота, за нападение на представителей вотчинной администрации. Например, за убийство огнищанина (старшего дружинника) , тиуна (приказчика), сельских старост полагалось выплатить штрафы в размере 80 гривен, а за убийство смердов и холопов-страдников — 5 гривен.



Становление системы налогообложения

Первоначально великие киевские князья собирали дань (со всего населения) — полюдьес подвластных им территорий, периодически объезжая их или посылая туда своих наместников — «посадников», старших «мужей» -дружинников[2].

Полюдье являлось выражением верховного права князя на землю и установления понятия подданства.Для сбора этой дани князь с дружиной ежегодно с ноября по апрель объезжал огромные подвластные им территорииили посылалтуда своих наместников. Собиралось продовольствие, меха мед, воск и др.

Размеры дани, место и время сбора заранее не определялись. Старшие дружинники со своими отрядами могли собирать и большее количество дани, чем князь. Такие захватнические методы вызывали протест населения. Так, в 945 году в древлянской земле произошло восстание против князя Игоря, он был убит. Его жена, княгиня Ольга, провела налоговую реформу, установив «уроки» - нормы дани, а также время и место ее сбора - «погосты»[3].

Кроме полюдья существовал повоз:население тех земель, куда князь и наместники ехать не могли или не хотели, должно было само везти дань в Киев. Во время полюдья князь или посадники чинили суд и расправу по тем жалобам, с которыми население обращалось к князю.

Такая форма сбора дани возникла еще в VI—VIII веках. Сохранялась она и в Древнерусском государстве. Размеры дани, место и время сбора не определялись заранее, а зависели от случая. Позже из-за протестов населения княгиня Ольга в 946 году установила «уроки», т.е. фиксированные нормы дани, время и место ее сбора. В этих же местах стали собираться и торговцы. Единицей обложения были «дым» (двор, семья) или «плуг» («рало») Реже единицей обложения считался человек.

По мере развития крупного землевладения и укрепления государства формы эксплуатации менялись и дифференцировались. Постепенно дань приняла форму подати в пользу государства и форму феодальной ренты (выплачиваемую феодалу) — оброка.

 

Становление и развитие денежно-кредитных отношений в

Древней Руси

Исследователи полагают, что до середины Х в. гривна серебром весила порядка 68,2 г, 1 куна — 2,72 г, 1 резана — 1,36 г. Но во второй половине Х в. и в ХI в. (т.е. в эпоху «Русской Правды»), с разделением древнерусской денежно-весовой системы на южную (киевскую) и северную (новгородскую), первая стала базироваться на гривне, эквивалентной византийской литре (163-164 г), а вторая — на более тяжелой гривне, весом около 200 г. Однако на этом развитие древнерусской денежной системы не закончилось.

Начиная с 1137 г., письменные документы фиксируют появление некоей загадочной «гривны новых кун». По мнению одних историков, этими «новыми кунами» назывались уже не монеты, а натуральные «товаро-деньги», заменившие на русском рынке ХII в. вышедшие из употребления серебряные дирхемы. Предполагается, что товаро-деньгами могли служить или некоторые широко распространенные на Руси ремесленные изделия, или южноморские раковины — каури.

Согласно другой точке зрения, «новыми кунами», сменившими «старые» (т.е.дирхемы), тоже являлись серебряные монеты, но уже не восточные, а западноевропейские, именовавшиеся денариями. В этот же период номинал «гривна новых кун» уже не равнялся традиционному денежно-весовому понятию «гривна серебра», а составлял лишь четвертую часть последней.

Полная переориентация древнеславянского рынка на западные денарии произошла в середине XI в., после того, как на Востоке наступил серебряный кризис, связанный с истощением рудников драгметалла и спровоцировавший прекращение чеканки классического дирхема. В древнерусских письменных документах такие деньги называют также «шелягами» (от английского «шиллинг») или «пенязи» (от латинско-итальянского «пенязь-пенни». Многие тысячи экземпляров этих монет оказались в составе древних кладов, обнаруженных на протяжении ХIХ-ХХ вв. Основная масса находок сосредоточена в былых пределах Новгородской земли (ныне — в административных границах Ленинградской, Новгородской и некоторых других смежных областей России).

Считалось не по-христиански брать высокие проценты за кредит. Когда в начале XII века ростовщики стали взимать до 50% годовых, население Киева в 1113 году выступило против таких грабительских условий, и великий князь Владимир Мономах был вынужден вмешаться. Он ввел «Устав о резах» (процентах), в котором было указано снизить долговые проценты до 20%. Было запрещено обращать в полное рабство полузависимых людей, отрабатывающих свой долг у заимодавца. Этим же Уставом запрещалось заниматься паразитическим ростовщичеством. Устав Владимира Мономаха законодательно завершил создание феодальной системы Древнерусского государства[4].

В первом варианте свода древнерусского законодательства «Русской Правды» — так называемой новгородской «Краткой Правде» 1016 г., составленной под руководством князя Ярослава Владимировича (будущего киевского князя Ярослава Мудрого),— все кредитные вопросы решались в одной-единственной коротенькой статье: «Если кто будет искать на другом долга, а должник начнет запираться, то идти ему на извод перед 12 человеками; если окажется, что должник злонамеренно не отдавал должных ему денег, то взыскивать за обиду три гривны».

Здесь взаимоотношения кредитора с недобросовестным должником еще достаточно просты. Речь, судя по всему, идет исключительно о беспроцентных ссудах, выдававшихся по устной договоренности заимодавца с клиентом, в присутствии свидетелей. Если последние подтверждали претензии истца-кредитора, тому, сверх искомой суммы, присуждались также три гривны (около 200 г серебра) штрафа, взысканного с должника-неплательщика.

В 70-е гг. ХI в. Русь располагала уже более объемной «Пространной Правдой», в которой проблемам долгов, кредита, а также связанным с этим вопросом купли-продажи и хранения различных товаров, было посвящено более полудюжины статей. Инициатором совершенствования законодательства был княжеский триумвират сыновей-наследников Ярослава Мудрого, скончавшегося в 1054 г.: Изяслав Киевский, Святослав Черниговский, Муромский и Тьмутараканский, а также Всеволод Переяславский и Ростово-Суздальский. В начале ХIII в., при сыне последнего — великом князе киевском Владимире Мономахе — «Правда» Ярославичей была дополнена новым законодательным «Уставом», также включавшим статьи, регулировавшие денежно-кредитные отношения.

Поначалу упомянутое законоположение краткой «Правды» было дополнено и уточнено в интересах истцов-кредиторов. Теперь для судебного взыскания долга, не превышающего трех гривен, достаточно было лишь заявления и присяги одного заимодавца. Только неуплата более крупной задолженности требовала подтверждения свидетельскими показаниями. В этом случае сохраняла силу норма Ярославовой «Правды», с присуждением истцу вышеуказанного штрафа. При отсутствии же свидетелей иск аннулировался. Интересно, что это законоположение распространялось даже на такой привилегированный слой древнерусского населения, как княжеская дружина.

Отдельная статья «Пространной Правды» посвящена купеческому кредиту. Она предусматривает возврат денег должником уже по обязательству, а не по приговору свидетелей (т.н. «послухов»). Специальный своего рода гарантийный договор заключался и при передаче товаров на хранение. Заботясь о развитии внешней торговли Руси, князья Ярославичи защитили интересы иностранных купцов, ставших, по неведению, доверителями несостоятельных партнеров, погрязших в долгах. Последних могли продать в рабство, а вырученными деньгами, вкупе со средствами, полученными от продажи их имущества, удовлетворить претензии иностранца и прочих заимодавцев, за исключением тех из них, кто, в свою очередь, имел невыполненные долговые обязательства. Продажей в рабство, по усмотрению кредиторов, наказывались также купцы, не сохранившие доверенные им деньги или товар по собственной вине (пропили, промотали, испортили по небрежности).

За долги раба (холопа) нес ответственность его господин. Он был обязан удовлетворить претензии кредитора, не осведомленного о кабальном положении должника, обманом выдававшего себя за вольного человека. В случае, ежели заимодавец знал о рабском состоянии клиента, претензии не принимались.

В особых статьях оговаривались условия выдачи ссуд и ростовщический процент. В ту пору можно было получить ссуду сроком на месяц, треть года или год. Как и в настоящее время, наиболее дорогими были кратковременные (месячные) ссуды. Ставки по ним могли достигать 50% и выше. В случае, если должник, не погасив ссуду, бежал за пределы Руси, он объявлялся преступником, навсегда лишенным доверия соотечественников.

Владимир Мономах считал, что корнем социальных зол были неконтролируемые при Святополке проценты по ссудам и, как следствие, возникновение множества несостоятельных должников, которым угрожали разорение и рабство. На совещании с дружиной в селе Берестове (близ Киево-Печерской лавры) были законодательно закреплены процентные нормы, которые составляли своего рода «вилку» (от 20 до 50%) и были четко оговорены. Таким образом, если ростовщик требовал двойную норму минимального процента («два реза»), или 40%, то он имел право брать такой процент и получить выданную сумму «исто» (обратно). Но если заимодавец попытался бы «заломать» клиента на «три реза» (60%), то, по новому закону, не только терял право на получение сверхприбыли, но лишался всей выданной суммы.

После проведения кредитной реформы и включения своего «Устава» в текст «Русской Правды», 60-летний Владимир Всеволодович Мономах железной рукой удерживал порядок на Руси еще 12 лет, до самой кончины. Его старший сын Мстислав (1125-1132), унаследовав великокняжеский стол и отцовский характер, стал последним Великим государем единой империи Рюриковичей — Киевской Руси. С его уходом в вечность «раздрашася вся Русская земля», погрузившись в пучину непрерывных гражданских междоусобных войн, полыхавших целый век и прекратившихся только под игом, плетью и арканом монгольского хана Батыя[5].

Итак, в начале XII века Киевская Русь достигла наивысшего развития. Именно законодательное оформление раннефеодальной империи стало началом ее раздробленности. По имеющимся законам местные князья и бояре получили большую самостоятельность во всех делах, что привело их к борьбе с великим киевским князем и между собой. Начиная с 1130-х годов Киевская Русь распалась на несколько самостоятельных государств.


Тема 2.Развитие ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ финансовых отношений Киевской Руси (конец XII — первая половина XV века)[6]









Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.