Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Организационные аспекты ВЭД РФ.





В России более 70 лет существовала государственная монополия на внешнюю торговлю, которая и создала административно-распределительную модель ВЭД. При такой модели воздействие внешней конкуренции было нейтрализовано закрытой или автаркической структурой экономики. Изоляция предприятий от внешнего рынка и конкуренции привела к неконкурентоспособности на этом рынке их продукции. Начало реформирования страны (1985 г) не совпало с началом формирования нового адекватного рыночным условиям механизма регулирования ВЭД (1991 г). Результатом этого отставания явились отрицательные показатели внешнеторгового сальдо (С=Э-И<0) государство впадает в зависимость от импорта – ущерб экономической безопасности страны (1989 г – 3.7 млрд $, 1990 – 9.7 млрд $) Это послужило сигналом для критики реформаторов экономики.

Итак, во времена советской власти Россия вела активную внешнеэкономическую деятельность, причем монополию на осуществление ВЭД имело только государство: ВЭД была закрытой, и осуществляло ее только государство. Разница между мировыми и внутренними ценами компенсировалась из бюджета. Переход к рыночной экономике в России обусловил ее открытость для внешнего мира, включая снятие ограничений с ВЭД. Началом процесса либерализации явилось появление Указа Президента РСФСР «О либерализации ВЭД на территории РСФСР» от 15.11.91. Согласно указу: «Все хозяйственные субъекты РФ независимо от форм собственности имеют право самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность, в том числе посредническую», ранее считавшуюся уголовно наказуемой; т.о. образом, была снята монополия государства на внешнюю торговлю большинством товаров.



Меры по либерализации ВЭД включали:

1. Снятие ограничений на экспорт готовой продукции (при сохранении жестких и количественных, и тарифных ограничений на вывоз топливно-энергетических ресурсов)

2. Частичная либерализация валютного курса

3. Отмена ограничений на импорт

4. Установление особого порядка экспорта стратегически важных сырьевых товаров, вывоз которых на начальном этапе составлял 70% российского экспорта

5. Постепенный переход на тарифные методы регулирования при сокращении количественных ограничений

6. Отмена квотирования и лицензирования экспорта

7. Отмена института специальных экспортеров и льгот участникам ВЭД.

Однако данный указ не смог охватить все стороны либерализации, и государство потеряло контроль за ВЭД, ее эффективность стала падать. В последствии были приняты другие законы, направленные на совершенствование регулирования ВЭД.

Положение на мировом рынке.

- В 60-ые годы – всплеск ВЭД, на страны СНГ приходилось 50% мирового товарооборота.

- В 75 году СССР господствовал на 38 хозяйственных рынках.

- В течение последних 10 лет, наши позиции уменьшаются, так как мы потеряли господствующее положение на рынках: в 90г., мы занимаем ведущие позиции на 5 рынках.

- В настоящее время, Россия опирается на экспорт сырья (нефть и газ 45%, лес, алмазы, черные и цветные металлы 15%), т.к. не выгодно производить ГП – существует сильная конкуренция со стороны иностранных фирм, чьи товары не всегда отвечают высоким качествам.

Т.о., Россия занимает на мировом рынке положение, неадекватное ее экономическим возможностям и политической значимости. Основную долю импорта занимает продукция машиностроения и продовольствие.

Россия является членом таких международных организаций, регулирующих международные торговые отношения, как:

1. Экономический и социальный совет при ООН.

2. Система программ развития ООН (экономического роста и развития, Всемирная продовольственная программа, и т.д.).

3. Комиссия по праву Международной торговли.

4. Венская конвенция о договорах по купле-продаже товаров.

5. МВФ.

6. Международная торговая палата.

Совокупность современных участников внешнеэкономической деятельности можно классифицировать по ряду принципов: профилю внешнеэкономической деятельности; характеру совершаемых внешнеторговых операций; организационно-правовым формам, определяющим порядок их образования, принадлежность капитала и порядок распределения доходов. Развитие внешнеэкономической деятельности сопровождается изменением облика ее субъекта. Рассмотрим основные типы современных субъектов внешнеэкономической деятельности.

Для осуществления внешнеэкономических связей необходимо следующее:

1) государственная регистрация предприятия по месту нахождения предприятия (утверждение учредительных документов: устава и договора, а также получение свидетельства о государственной регистрации);

2) стать на учет в налоговом управлении по месту регистрации;

3) получить в установленном порядке печать, штамп;

4) зарегистрироваться в государственном реестре.

Определение экономической целесообразности намечаемой коммерческой сделки предполагает так же и соблюдение следующих основных положений:

- экспортно-импортная операция основывается на принципе полной самоокупаемости (в том числе валютной), самофинансирования, т.е. основных принципов полного хозрасчета;

- объем предполагаемой сделки устанавливается исходя из имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов: материальных, валютных, интеллектуальных;

- коммерческой сделки должны предшествовать тщательный маркетинг, технико-экономическое обоснование, должны быть просчитаны и рассмотрены многочисленные варианты возможных коммерческих сделок;

- организация коммерческой сделки должна вестись с соблюдением нормативно-правовых актов (международных законов, указов, постановлений соответствующих органов; двусторонних государственных соглашений).

Вновь созданному предприятию не следует начинать свою деятельность с внешнеэкономических связей с зарубежными партнерами, необходимо накопить определенный опыт, работая на внутреннем рынке.

К основным формам относят:

Консорциумы - форма объединения предприятий производственного и внешнеэкономического профиля деятельности. Их доля в общей численности участников внешнеэкономической деятельности составляет не более 0,5 %. Создаются консорциумы для реализации крупномасштабных проектов (например, строительство объектов за рубежом). Участниками консорциума являются предприятия-производители и поставщики экспортной продукции, проектные и финансовые организации. Действие консорциума может иметь разовый (при строительстве конкретного объекта) и долговременный характер (при необходимости реализации какой-либо внешнеэкономической программы).

Внешнеэкономические организации (ВО) МВЭС обслуживают ВЭС государственного уровня на условиях межправительственных соглашений, в том числе экспорт по лицензиям Министерства внешнеэкономических связей (МВЭС), специальный (критический) импорт по отдельным решениям правительства.

Отраслевые внешнеэкономические объединения (ВЭО) призваны содействовать развитию внешнеэкономической деятельности предприятий и объединений отрасли.

Смешанные общества создаются за границей с участием средств крупных российских экспортеров и иностранных партнеров. Цель создания смешанных обществ - содействие расширению отечественного экспорта. Через смешанные общества получают более полную информацию о рынке сбыта, степени конкурентоспособности продукции.

Торговые дома представляют собой ассоциации самого различного рода внешнеторговых, производственных, транспортных, складских, научно-исследовательских, банковских и страховых организаций, входящих в их состав на добровольной основе и осуществляющих свою деятельность как у себя в стране, так и за рубежом. Близки к торговым домам, но с меньшей универсализацией (сбыт собственной национальной продукции) трейдинговые компании. Основными функциями трейдинговых компаний являются выбор «рынка для товара и товара для рынка», предоставление кредита покупателю, транспортировка, оформление документации.

Основными задачами ассоциаций внешнеэкономического сотрудничества являются:

1) оказание практической помощи участникам внешнеэкономической деятельности в вопросах комплексного изучения мировых рынков, правового обеспечения внешнеторговых сделок, содействие в подготовке внешнеторговых контрактов и поиске партнеров;

2) проведение семинаров, конференций;

3) издание справочников, сборников.

Пример. «Интерэлектро» - объединение по сотрудничеству в области электроники. Создано при участии Германии, Италии, Великобритании. «ВЕСТ» - Восточно-европейское сотрудничество и торговля (создано в 1991 г.): в числе учредителей 700 организаций и фирм Венгрии, Польши, Чехии, России, стран СНГ.

Значительная часть мирового товарооборота осуществляется через торговых агентов-посредников. Агент обязан соблюдать агентское соглашение.

Простые посредники, или «брокеры», заключают сделки купли-продажи от имени и за счет принципала. Они не являются стороной в контракте, а выполняют функцию поиска товаров и партнеров по сделке, получая за это специальное брокерское вознаграждение - куртаж (0,25 - 3 % от стоимости сделки). Брокерскую сделку, как правило, оплачивает тот, кто первый обратился к брокеру.

Комиссионер, с одной стороны, выражает интересы принципала, с другой - выступает продавцом от собственного имени, но за счет принципала. Сторонами комиссионного соглашения являются комитент и комиссионер. Комиссионеру поручается продать товар за определенное комиссионное вознаграждение на территории конкретной страны или группы стран; при этом оговаривают минимальную цену, ниже которой комиссионер не имеет права продавать товар.

Аукционист выступает в роли агента, имеющего разрешение на аукционную торговлю, обеспечивает продажу товара участнику аукциона, предложившему за него наиболее высокую цену.

Дистрибьюторы (сбытовые посредники) заключают контракты купли-продажи с продавцами и покупателями от своего имени и за свой счет как обычные торговые фирмы, занимающиеся перепродажей товаров.

Экспедитор занимается предоставлением услуг по отправке груза, принимая его у отправителя и передавая основному перевозчику. Он обладает специальными знаниями об особенностях транспортировки и отправки грузов, их различной специфики (например, жидкий криогенный продукт).

Коммивояжеры представляют собой посредников в сбыте товара экспортера за границей.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.