|
Рекомендуется для направления подготовки специальности
060201 «Стоматология»
1. Цели и задачи дисциплины:
Цель изучения курса химии состоит в формировании системных знаний о строении вещества, основных закономерностях протекания химических реакций, закономерностях в химическом поведении основных классов неорганических и органических соединений во взаимосвязи с их строением для использования этих знаний в качестве основы при изучении процессов, протекающих в живом организме, и основных материалов, используемых в стоматологической практике.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Химия» относится к базовой части учебного цикла С.2 «Математический и естественнонаучный цикл». Для успешного изучения дисциплины студент обязан иметь базовый уровень знаний среднего (полного) и основного общего образования по химии. Химия в медицинских вузах является фундаментальной общетеоретической дисциплиной. Прочные химические знания в значительной степени определяют теоретическую базу врача высокой квалификации. Химия закладывает физико-химическую основу изучения функционирования неорганических и биологических систем различного уровня организации, определяет возможность подхода к рассмотрению на молекулярном уровне процессов, происходящих в организме в норме и при различных патологиях. Знания по химии необходимы для дальнейшего освоения таких дисциплин как биология, биологическая химия, биохимия полости рта, материаловедение, фармакология.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: основные химические понятия и законы общей химии, понятия о строении атома и химической связи, основы классификации, номенклатуры, получения и химических свойств химических элементов и их неорганических и координационных соединений; принципы классификации, номенклатуры и изомерии органических соединений; пространственное и электронное строение органических молекул и химические превращения веществ, связь их с биологической функцией; строение и химические свойства основных классов биологически важных органических соединений.
Уметь: использовать свойства химических веществ в лабораторной практике, прогнозировать направление и результат химических превращений неорганических соединений, выполнять расчеты, связанные с определением характеристик веществ или растворов, классифицировать органические соединения по строению углеродного скелета и по природе функциональных групп, выделять функциональные группы для определения химического поведения органических соединений; составлять формулы по названиям и называть их по структурной формуле типичные представители биологически важных веществ средств; прогнозировать направление и результат химических превращений органических соединений.
Владеть: навыками обращения с химической посудой, безопасной работы в химической лаборатории и умение обращаться с едкими, ядовитыми, легколетучими соединениями, навыками работы с горелками и электрическими нагревательными приборами, центрифугами, фотоколориметрами и другими приборами.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц.
4. Содержание дисциплины
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
|
Содержание раздела
| 1.
| Строение вещества
| Корпускулярно-волновой дуализм мате-риального мира. Волновая функция. Электронные конфигурации атомов и ионов. Периодический закон Д.И. Менделеева. Химическая связь. Метод валентных связей. Гибридизация орбиталей. Пространственная конфигу-рация молекул. Химическая связь в комплексных соединениях. Ионная связь.
| 2.
| Термодинамика и кинетика химических реакций
| Основы термохимии. Энтальпия. Закон Гесса. Энтропия. Свободная энергия Гиббса. Условия самопроизвольного протекания реакции.
Скорость химической реакции. Порядок реакции. Химическое равновесие. Кон-станта скорости и константа равновесия. Смещение химического равновесия.
Понятия адсорбции и катализа.
| 3.
| Химические реакции в растворах
| Общие понятия о дисперсных системах. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля, титр, молярная, нормальная концентрации.
Теория электролитической диссоциации. Зависимость кислотно-основных свойств электролитов от характера их диссо-циации. Амфотерные электролиты (ам-фолиты). Ионные реакции. Условия протекания реакций ионного обмена.
| 4.
| Химические равновесия в растворах
| Слабые электролиты. Закон разбавления. Эффект общего иона. Сильные элек-тролиты. Активность и коэффициент ак-тивности. Ионная сила. Ионное произ-ведение воды. Водородный показатель. Буферные растворы. Гидролиз солей. Константа гидролиза. Зависимость гид-ролиза от температуры и концентрации растворов.
Константа растворимости. Раствори-мость. Условия растворения и образо-вания осадка.
Электролитическая диссоциация и кон-станта нестойкости комплексных соеди-нений.
Коллоидные растворы.
| 5.
| Классы неорганических соединений
| Основные классы неорганических соеди-нений. Двойные оксиды. Керамические материалы.
| 6.
| Общие свойства металлов
| Общие физические и химические свойства металлов. Сплавы. Сплавы. Микроструктура и диаграммы состояния различных типов сплавов.
| 7.
| Электрохимические процессы
| Электрохимические процессы. Возник-новение двойного электрического слоя на границе металл-электролит. Электродный потенциал, способы его измерения. Электрохимический ряд напряжений металлов. Принцип работы гальвани-ческих элементов. Электрохимическая коррозия.
| 8.
| Введение в органическую химию
| Органическая химия как область науки, изучающая строение и механизмы функ-ционирования биологически активных молекул с позиции органической химии. Основные положения теории хими-ческого строения. Изомерия. Классы органических соединений. Механизмы органических реакций.
| 9.
| Углеводороды
| Предельные и непредельные углево-дороды: основные типы химических реакций алканов и алкенов. Сопряженные диены. 1,2- и 1,4-Присоединение к сопря-женным диенам. Полимеризация сопря-женных диенов.
Ароматические соединения. Реакции электрофильного замещения в арома-тическом ядре.
| 10.
| Спирты и фенолы
| Спирты (алкоголи и алканолы). Атом-ность спиртов. Водородная связь. Реак-ционная способность спиртов.
Фенол. Кислые свойства фенола.
| 11.
| Карбонилсодержащие органические соединения
| Альдегиды и кетоны. Электронное строение карбонильной группы. Реакции оксосоединений по карбонильной группе и по a-положению. Диальдегиды и дике-тоны. Ацетилацетон. Кето-енольная таутомерия.
| 12.
| Карбоновые кислоты и их производные
| Карбоновые кислоты. Строение карбок-сильной группы. Производные карбо-новых кислот: соли, галогенангидриды, ангидриды, амиды, нитрилы, сложные эфиры. Методы получения и свойства. Природные высшие жирные кислоты (ВЖК): пальмитиновая, стеариновая, оле-иновая, линолевая, линоленовая, арахи-доновая. Липиды и фосфолипиды. Ферментативный гидролиз жиров. Окисление кислот в организме. Фраг-менты фосфорной кислоты в нуклеиновых кислотах и аденозинфосфатах. Фосфа-тиды. Лицетин и кефалин.
Оксикислоты. Строение и номенклатура оксикислот. Молочная кислота, образо-вание при молочнокислом брожении и в мышцах. Превращение молочной кислоты в пировиноградную при метаболизме. Яблочная, винная и лимонная кислоты. Оптическая изомерия на примерах молочной и винных кислот.
| 13.
| Амины
| Амины. Основные свойства аминов. Диамины. Этилендиамин, путресцин, кадаверин, гексаметилендиамин – их биологическое значение и применение.
| 14.
| Аминокислоты
| Аминокислоты, входящие в состав белков: классификация, строение, номен-клатура, стереоизомерия, кислотно-основ-ные свойства (образование биполярного иона). Химические свойства аминокислот. Биологически важные реакции a-амино-кислот: дезаминирование (окислительное и неокислительное), гидроксилирование, декарбоксилирование a-аминокислот (образование коламина, гистамина, триптамина).
| 15.
| Пептиды и белки
| Пептиды и белки. Первичная структура белков. Частичный и полный гидролиз. Понятие о сложных белках. Гликопро-теиды, липопротеиды, нуклеопротеиды, фосфопротеиды.
| 16.
| Углеводы
| Углеводы. Углеводы в природе. Значение углеводов. Фотосинтез. Моносахариды. Цикло-цепная таутомерия. D- и L- ряды. Реакции моноз по функциональным группам. Глюкоза, манноза, галактоза, фруктоза, рибоза и дезоксирибоза; нахождение в природе и биологическое значение. Аскорбиновая кислота. Восста-навливающие и невосстанавливающие дисахариды: сахароза, мальтоза, цело-биоза, лактоза.
| 17.
| Гетероциклические соединения
| Биологически важнейшие гетероцик-лические системы.
Нуклеиновые кислоты. Нуклеиновые основания.
|
Лабораторный практикум
На лабораторном занятии подробно рассматривается, повторяется, и проводится обобщение основных теоретических вопросов. Решаются качественные и количественные задачи, соответствующие содержанию практического занятия. Проводится лабораторная работа с теоретическим анализом каждого опыта. На занятиях студенты также отвечают на вопросы текущей контрольной работы, раздаваемой им индивидуально на карточках.
№ п/п
| №№ раздела дисциплины
|
Наименование лабораторных работ
| Трудо-емкость
(час.)
| 1.
|
| Основные классы неорганических соединений
|
| 2.
|
| Скорость химической реакции. Химическое равновесие
|
| 3.
|
| Приготовление раствора кислоты
|
| 4.
|
| Стандартизация раствора кислоты (кислотно-основное титрование)
|
| 5.
|
| Строение атома. Химическая связь
|
| 6.
| 1,2,3,5
| Коллоквиум 1
|
| 7.
|
| Ионные равновесия в растворах
|
| 8.
|
| Гетерогенные равновесия в растворах
|
| 9.
|
| Буферные растворы
|
| 10.
|
| Коллоидные растворы
|
| 11.
|
| Электрохимические процессы
|
| 12.
|
| Общие свойства металлов
|
| 13.
| 4,6,7
| Коллоквиум 2
|
| 14.
|
| Изомерия органических соединений
|
| 15.
|
| Алканы, алкены
|
| 16.
|
| Ароматические углеводороды
|
| 17.
|
| Спирты и фенолы
|
| 18.
|
| Альдегиды и кетоны
|
| 19.
|
| Карбоновые кислоты
|
| 20.
| 8-17
| Коллоквиум 3
|
|
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
Соответствие систем оценок (В соответствии с Приказом Ректора №996 от 27.12.2006 г.):
Баллы за семестр
| Итоговая оценка
| Баллы за итоговый контроль знаний
| Общая сумма балов
| Итоговая оценка
|
|
| 0 - 14
| 93 - 100
| 5+ (А)
| 71 - 85
|
| 0 - 14
| 84 - 92
| 5 (В)
| 64 - 70
|
| 0 - 14
| 68 - 83
| 4 (С)
| 51 - 63
|
| 0 - 14
| 59 - 67
| 3+ (D)
| 44 - 50
| нет
| 0 - 14
| 51 - 58
| 3 (Е)
| 34 - 43
| нет
| 0 - 14
| 36 - 50
| 2+ (FX)
| <29
|
| нет
| 3-35
| 2 (F)
| Вид работы
| Количество работ
| Количество баллов
| Общая сумма баллов
| Лабораторные работы
|
|
|
| Контрольные работы
|
|
|
| Коллоквиумы
|
|
|
| Итого за семестр
|
|
|
| Итоговая аттестация
|
|
|
| ИТОГО
| 100 баллов
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. М.: Высш. шк., 2001.
2.Слесарев В.И. Химия. Основы химии живого. СПб: Химиздат, 2005.
3.Глинка Н.Л. Общая химия. М.: Высш. шк., 1988.
4.Фридрихсберг Д.А. Курс коллоидной химии. СПб.: Химия, 1995.
5.Коровин Н.В., Масленникова Г.Н., Мингулина Э.И., Филиппов Э.Л. Курс общей химии. М.: «Высшая школа», 1990.
6.Павлов Н.Н. Теоретические основы общей химии. М.: «Высшая школа», 1978.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение………………………………………………………….
|
| Основные понятия химии………………………………………
|
| Основные законы химии………………………………………...
|
| Классы неорганических соединений…………………………..
|
| Основы химической термодинамики…………………………
|
| Строение вещества…………………………………………….
|
| Строение атома…………………………………………………
|
| Периодический закон и периодическая система элементов….
|
| Химическая связь…………………………………………………
|
| Химическая кинетика…………………………………………
|
| Адсорбция……………………………………………………….
|
| Понятие катализа……………………………………………..
|
| Растворы…………………………………………………………
|
| Физико-химические процессы в растворах…………………….
|
| Диссоциация сильных электролитов……………………………
|
| Диссоциация слабых электролитов…………………………….
|
| Электролитическая диссоциация воды…………………………
|
| Буферные растворы……………………………………………...
|
| Равновесие в растворах с осадком……………………………...
|
| Гидролиз солей…………………………………………………..
|
| Коллоидные растворы………………………………………….
|
| Комплексные соединения………………………………………
|
| Общие свойства металлов…………………………………….
|
| Электрохимические процессы…………………………………
|
| Коррозия металлов……………………………………………...
|
| Программа курса «Химия»……………………………………...
|
| Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов....
|
| Список использованной литературы………………………….
|
|
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|