Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Рекомендуется для направления подготовки специальности





060201 «Стоматология»

1. Цели и задачи дисциплины:

Цель изучения курса химии состоит в формировании системных знаний о строении вещества, основных закономерностях протекания химических реакций, закономерностях в химическом поведении основных классов неорганических и органических соединений во взаимосвязи с их строением для использования этих знаний в качестве основы при изучении процессов, протекающих в живом организме, и основных материалов, используемых в стоматологической практике.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Химия» относится к базовой части учебного цикла С.2 «Математический и естественнонаучный цикл». Для успешного изучения дисциплины студент обязан иметь базовый уровень знаний среднего (полного) и основного общего образования по химии. Химия в медицинских вузах является фундаментальной общетеоретической дисциплиной. Прочные химические знания в значительной степени определяют теоретическую базу врача высокой квалификации. Химия закладывает физико-химическую основу изучения функционирования неорганических и биологических систем различного уровня организации, определяет возможность подхода к рассмотрению на молекулярном уровне процессов, происходящих в организме в норме и при различных патологиях. Знания по химии необходимы для дальнейшего освоения таких дисциплин как биология, биологическая химия, биохимия полости рта, материаловедение, фармакология.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: основные химические понятия и законы общей химии, понятия о строении атома и химической связи, основы классификации, номенклатуры, получения и химических свойств химических элементов и их неорганических и координационных соединений; принципы классификации, номенклатуры и изомерии органических соединений; пространственное и электронное строение органических молекул и химические превращения веществ, связь их с биологической функцией; строение и химические свойства основных классов биологически важных органических соединений.



Уметь: использовать свойства химических веществ в лабораторной практике, прогнозировать направление и результат химических превращений неорганических соединений, выполнять расчеты, связанные с определением характеристик веществ или растворов, классифицировать органические соединения по строению углеродного скелета и по природе функциональных групп, выделять функциональные группы для определения химического поведения органических соединений; составлять формулы по названиям и называть их по структурной формуле типичные представители биологически важных веществ средств; прогнозировать направление и результат химических превращений органических соединений.

Владеть: навыками обращения с химической посудой, безопасной работы в химической лаборатории и умение обращаться с едкими, ядовитыми, легколетучими соединениями, навыками работы с горелками и электрическими нагревательными приборами, центрифугами, фотоколориметрами и другими приборами.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц.

4. Содержание дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины   Содержание раздела
1. Строение вещества Корпускулярно-волновой дуализм мате-риального мира. Волновая функция. Электронные конфигурации атомов и ионов. Периодический закон Д.И. Менделеева. Химическая связь. Метод валентных связей. Гибридизация орбиталей. Пространственная конфигу-рация молекул. Химическая связь в комплексных соединениях. Ионная связь.
2. Термодинамика и кинетика химических реакций Основы термохимии. Энтальпия. Закон Гесса. Энтропия. Свободная энергия Гиббса. Условия самопроизвольного протекания реакции. Скорость химической реакции. Порядок реакции. Химическое равновесие. Кон-станта скорости и константа равновесия. Смещение химического равновесия. Понятия адсорбции и катализа.
3. Химические реакции в растворах Общие понятия о дисперсных системах. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля, титр, молярная, нормальная концентрации. Теория электролитической диссоциации. Зависимость кислотно-основных свойств электролитов от характера их диссо-циации. Амфотерные электролиты (ам-фолиты). Ионные реакции. Условия протекания реакций ионного обмена.
4. Химические равновесия в растворах Слабые электролиты. Закон разбавления. Эффект общего иона. Сильные элек-тролиты. Активность и коэффициент ак-тивности. Ионная сила. Ионное произ-ведение воды. Водородный показатель. Буферные растворы. Гидролиз солей. Константа гидролиза. Зависимость гид-ролиза от температуры и концентрации растворов. Константа растворимости. Раствори-мость. Условия растворения и образо-вания осадка. Электролитическая диссоциация и кон-станта нестойкости комплексных соеди-нений. Коллоидные растворы.
5. Классы неорганических соединений Основные классы неорганических соеди-нений. Двойные оксиды. Керамические материалы.
6. Общие свойства металлов Общие физические и химические свойства металлов. Сплавы. Сплавы. Микроструктура и диаграммы состояния различных типов сплавов.
7. Электрохимические процессы Электрохимические процессы. Возник-новение двойного электрического слоя на границе металл-электролит. Электродный потенциал, способы его измерения. Электрохимический ряд напряжений металлов. Принцип работы гальвани-ческих элементов. Электрохимическая коррозия.
8. Введение в органическую химию Органическая химия как область науки, изучающая строение и механизмы функ-ционирования биологически активных молекул с позиции органической химии. Основные положения теории хими-ческого строения. Изомерия. Классы органических соединений. Механизмы органических реакций.
9. Углеводороды Предельные и непредельные углево-дороды: основные типы химических реакций алканов и алкенов. Сопряженные диены. 1,2- и 1,4-Присоединение к сопря-женным диенам. Полимеризация сопря-женных диенов. Ароматические соединения. Реакции электрофильного замещения в арома-тическом ядре.
10. Спирты и фенолы Спирты (алкоголи и алканолы). Атом-ность спиртов. Водородная связь. Реак-ционная способность спиртов. Фенол. Кислые свойства фенола.
11. Карбонилсодержащие органические соединения Альдегиды и кетоны. Электронное строение карбонильной группы. Реакции оксосоединений по карбонильной группе и по a-положению. Диальдегиды и дике-тоны. Ацетилацетон. Кето-енольная таутомерия.
12. Карбоновые кислоты и их производные Карбоновые кислоты. Строение карбок-сильной группы. Производные карбо-новых кислот: соли, галогенангидриды, ангидриды, амиды, нитрилы, сложные эфиры. Методы получения и свойства. Природные высшие жирные кислоты (ВЖК): пальмитиновая, стеариновая, оле-иновая, линолевая, линоленовая, арахи-доновая. Липиды и фосфолипиды. Ферментативный гидролиз жиров. Окисление кислот в организме. Фраг-менты фосфорной кислоты в нуклеиновых кислотах и аденозинфосфатах. Фосфа-тиды. Лицетин и кефалин. Оксикислоты. Строение и номенклатура оксикислот. Молочная кислота, образо-вание при молочнокислом брожении и в мышцах. Превращение молочной кислоты в пировиноградную при метаболизме. Яблочная, винная и лимонная кислоты. Оптическая изомерия на примерах молочной и винных кислот.
13. Амины Амины. Основные свойства аминов. Диамины. Этилендиамин, путресцин, кадаверин, гексаметилендиамин – их биологическое значение и применение.
14. Аминокислоты Аминокислоты, входящие в состав белков: классификация, строение, номен-клатура, стереоизомерия, кислотно-основ-ные свойства (образование биполярного иона). Химические свойства аминокислот. Биологически важные реакции a-амино-кислот: дезаминирование (окислительное и неокислительное), гидроксилирование, декарбоксилирование a-аминокислот (образование коламина, гистамина, триптамина).
15. Пептиды и белки Пептиды и белки. Первичная структура белков. Частичный и полный гидролиз. Понятие о сложных белках. Гликопро-теиды, липопротеиды, нуклеопротеиды, фосфопротеиды.
16. Углеводы Углеводы. Углеводы в природе. Значение углеводов. Фотосинтез. Моносахариды. Цикло-цепная таутомерия. D- и L- ряды. Реакции моноз по функциональным группам. Глюкоза, манноза, галактоза, фруктоза, рибоза и дезоксирибоза; нахождение в природе и биологическое значение. Аскорбиновая кислота. Восста-навливающие и невосстанавливающие дисахариды: сахароза, мальтоза, цело-биоза, лактоза.
17. Гетероциклические соединения Биологически важнейшие гетероцик-лические системы. Нуклеиновые кислоты. Нуклеиновые основания.

Лабораторный практикум

На лабораторном занятии подробно рассматривается, повторяется, и проводится обобщение основных теоретических вопросов. Решаются качественные и количественные задачи, соответствующие содержанию практического занятия. Проводится лабораторная работа с теоретическим анализом каждого опыта. На занятиях студенты также отвечают на вопросы текущей контрольной работы, раздаваемой им индивидуально на карточках.

№ п/п №№ раздела дисциплины   Наименование лабораторных работ Трудо-емкость (час.)
1. Основные классы неорганических соединений
2. Скорость химической реакции. Химическое равновесие
3. Приготовление раствора кислоты
4. Стандартизация раствора кислоты (кислотно-основное титрование)
5. Строение атома. Химическая связь
6. 1,2,3,5 Коллоквиум 1
7. Ионные равновесия в растворах
8. Гетерогенные равновесия в растворах
9. Буферные растворы
10. Коллоидные растворы
11. Электрохимические процессы
12. Общие свойства металлов
13. 4,6,7 Коллоквиум 2
14. Изомерия органических соединений
15. Алканы, алкены
16. Ароматические углеводороды
17. Спирты и фенолы
18. Альдегиды и кетоны
19. Карбоновые кислоты
20. 8-17 Коллоквиум 3

БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Соответствие систем оценок (В соответствии с Приказом Ректора №996 от 27.12.2006 г.):

Баллы за семестр Итоговая оценка Баллы за итоговый контроль знаний Общая сумма балов Итоговая оценка
0 - 14 93 - 100 5+ (А)
71 - 85 0 - 14 84 - 92 5 (В)
64 - 70 0 - 14 68 - 83 4 (С)
51 - 63 0 - 14 59 - 67 3+ (D)
44 - 50 нет 0 - 14 51 - 58 3 (Е)
34 - 43 нет 0 - 14 36 - 50 2+ (FX)
<29 нет 3-35 2 (F)
Вид работы Количество работ Количество баллов Общая сумма баллов
Лабораторные работы
Контрольные работы
Коллоквиумы
Итого за семестр    
Итоговая аттестация    
ИТОГО 100 баллов

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. М.: Высш. шк., 2001.

2.Слесарев В.И. Химия. Основы химии живого. СПб: Химиздат, 2005.

3.Глинка Н.Л. Общая химия. М.: Высш. шк., 1988.

4.Фридрихсберг Д.А. Курс коллоидной химии. СПб.: Химия, 1995.

5.Коровин Н.В., Масленникова Г.Н., Мингулина Э.И., Филиппов Э.Л. Курс общей химии. М.: «Высшая школа», 1990.

6.Павлов Н.Н. Теоретические основы общей химии. М.: «Высшая школа», 1978.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение………………………………………………………….
Основные понятия химии………………………………………
Основные законы химии………………………………………...
Классы неорганических соединений…………………………..
Основы химической термодинамики…………………………
Строение вещества…………………………………………….
Строение атома…………………………………………………
Периодический закон и периодическая система элементов….
Химическая связь…………………………………………………
Химическая кинетика…………………………………………
Адсорбция……………………………………………………….
Понятие катализа……………………………………………..
Растворы…………………………………………………………
Физико-химические процессы в растворах…………………….
Диссоциация сильных электролитов……………………………
Диссоциация слабых электролитов…………………………….
Электролитическая диссоциация воды…………………………
Буферные растворы……………………………………………...
Равновесие в растворах с осадком……………………………...
Гидролиз солей…………………………………………………..
Коллоидные растворы………………………………………….
Комплексные соединения………………………………………
Общие свойства металлов…………………………………….
Электрохимические процессы…………………………………
Коррозия металлов……………………………………………...
Программа курса «Химия»……………………………………...
Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов....
Список использованной литературы………………………….

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.