Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Конкуренция и ее виды в рыночной модели хозяйствования.





Система отношений собственности в современной экономике.

Собственность как экономическая категория — исторически развивающиеся общественные отношения по поводу распределения (присвоения), описывающие принадлежность субъекту, у которого имеется исключительное право на распоряжение, владение и пользование объектом собственности. Совокупность вещей, принадлежащих данному субъекту (собственнику), составляет имущество соответствующего лица, поэтому отношения собственности называются также имущественными отношениями. Субъект собственности – люди, вступающие в отношения между собой в связи с присвоением благ. Объект собственности – то, по поводу чего возникают отношения между людьми. Экономическая сторона собственности определяется формами и отношениями собственности, от которых зависят способы, методы хозяйствования, эффективность использования объектов собственности. Юридическая сторона собственности проявляется в наличии у субъекта собственности прав на конкретный объект, гарантирующих ему возможность владеть, распоряжаться или использовать его по своему усмотрению.

Собственность рассматривается как "пучок прав". Согласно экономической теории не ресурс, не средство пр-ва и рабочая сила являются собственностью, а совокупность прав по использованию ресурса. Полный "пучок прав" состоит из следующих 11 элементов:

- право владения, то есть право исключительного физического контроля над благами;

- право использования, то есть право применения полезных свойств благ для себя;

- право управления, то есть - право решать, кто и как будет обеспечивать использование благ;

- право на доход, то есть право обладать результатами от использования благ;

- право суверена, то есть право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение благ;

- право на безопасность, то есть право на защиту от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды;

- право на передачу благ в наследство;

- право на передачу благ в наследство;

- право на бессрочность обладания благами;

- запрет на использование способом, наносящим вред внешней среде;

- право на ответственность в виде взыскания, то есть возможность взыскания блага в уплату долга;

- право на остаточный характер, то есть право на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий

 

Рынок: сущность, функции, виды.

Ры́нок — категория товарного хозяйства[1], совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или товара на товар (бартер). При свободном доступе на рынок, как производителей, так и потребителей, обмен происходит в условиях конкуренции.

Одним из главных критериев рынка является наличие конкуренции[2]. Чтобы рынок был конкурентоспособным, должно быть несколько независимых друг от друга покупателей и продавцов. Конкурентными считаются рынки со значительным числом независимых участников. Рынок с одним продавцом и несколькими покупателями называется монополией. Рынок одного покупателя и нескольких продавцов — монопсонией. Это крайности несовершенной конкуренции.

Рынком также называют определённое место, где происходит торговля[1].

Функции

информационная — рынок даёт его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;

посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем;

ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учётом конкуренции;

регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике. Наиболее успешно это происходит в условиях совершенной конкуренции;

стимулирующая — рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг;

координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль;

санирующая (оздоравливающая) — выявление неэффективных, убыточных предприятий и побуждение их к банкротству, ликвидации или реструктуризации.

Виды рынков

По территориальному признаку: местный, региональный, национальный, мировой

По субъектам, вступающим в обмен: рынок потребителей, производителей, промежуточных продавцов, государственных учреждений

По объектам обмена: рынки средств производства, рынок товаров и услуг, финансовый рынок, рынок интеллектуальной собственности

По степени конкуренции: конкурентный (совершенная конкуренция), с монополистической конкуренцией, олигопольный,

монополия

С учётом ассортимента: замкнутый, насыщенный. смешанный

По степени соблюдения законности: легальный (официальный), нелегальный (теневой), чёрный (в некоторых словарях «чёрный» = «нелегальный»)

По степени насыщенности:, равновесный (спрос = предложение), дефицитный (спрос > предложение), избыточный (спрос < предложение)

По степени развитости экономической свободы:, свободный, регулируемый

По характеру продаж: оптовый, розничный

 

Конкуренция и ее виды в рыночной модели хозяйствования.

Конкуренция — соперничество в какой-либо области с целью получения выгоды

В экономике различают 2 типа конкуренции:совершенная и несовершенная.Совершенная конкуренция является теоретическим построением, идеалом и используется для разработки методологии анализа других рыночных структур. Несовершенная конкуренция представлена на рынке следующими реальными рыночными структурами: монополия, олигополия и монополистическая конкуренция. По некоторым действиям данные структуры не отличаются друг от друга, но у каждой из них есть характерные особенности, присущие каждой конкретной структуре. Монополия представлена на рынке, как правило, единственной фирмой крупного размера. Для успешности функционирования-одной из целей ее деятельности является дальнейшее поддержание уникальности. Олигополия представлена на рынке несколькими фирмами у которых существует возможность договоренности о влиянии на рынок. Одной из главных ее целей является соблюдение стабильности при поддержании определенного уровня доходности. Монополистическая конкуренция представляет ситуацию на рынке, когда каждая из фирм не имеет значительного влияния на рынок и действует в соответствии со своими возможностями на рынок. Упор, в основном, делается на дифференциацию. По сравнению с олигополией стратегическое поведение отсутствует

Различают совершенную и несовершенную форму конкуренции.

1) Совершенная конкуренция - соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Для нее характерны следующие черты:

- наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара;

- возможность свободного доступа товаропроизводителей к различным производственным секторам;

- однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного сектора, состоящего из множества фирм;

- хорошее знание рынка покупателями и продавцами.

2) Существует несколько моделей несовершенной конкуренции.

Одна из моделей - монополия, для которой характерны:

- единственный продавец;

- отсутствие близких продуктов-заменителей;

- диктуемая цена;

- вступление в отрасль конкурентов заблокировано.

Критерием оценки степени монополизации служит доля хозяйственной единицы в производстве. Монополия в широком смысле - это такая модель организации рынка, при которой число продавцов становится столь малым, что каждый продавец уже в состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а потому и на цену продаваемого товара; Моделью несовершенной конкуренции является монополистическая конкуренция. Ее отличительные признаки:

- существует достаточно большое количество фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимозависимость и фактически невозможен тайный сговор;

- продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и непохожими условиями их продажи;

- экономическое соперничество влечет за собой ценовую и неценовую конкуренцию;

- вступление в отрасль является относительно легким.

- тип продукта дифференцированный;

- неценовая конкуренция: значительный упор на рекламу, торговые знаки, торгов. марки

Моделью несовершенной конкуренции является олигополия, для которой характерны:

- наличие нескольких фирм;

- тип продукта (стандартизированный или дифференцированный);

- контроль над ценой;

- наличие существенных препятствий при вступлении фирм в отрасль;

неценовая конкуренция, особенно при дифференциации цен.

Дуополия - простейший случай олигополии, где участвуют два производителя определенного вида продукции, каждый из которых может самостоятельно полностью удовлетворить платежеспособный спрос.

Также существуют след. виды конкуренции:

1. Недобросовестная: испол-ние нерыночных форм конкур борьбы (недоброкачест реклама, распростр-ние ложных сведений о конк-тах, незакон испол-ние товарного знака).

2. Неценовая: м-ды, к-рые исп-ют конкурирующие фирмы, отличные от измен-ия продажных цен на их продукцию.

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2023 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.