Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Прибыль предприятия: ее формирование и распределение





Прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия.

С экономической точки зрения прибыль (убыток) это прирост (уменьшение) капитала собственников, имевший место в отчетном периоде. Такую прибыль можно назвать экономической. Но ее расчет произвести достаточно сложно.

При бухгалтерском подходе, бухгалтерская прибыль определяется как разница между доходами и расходами коммерческой организации.

Прибыль как важнейшая экономическая категория выполняет ряд важнейших функций.

Во-первых, прибыль является критерием и показателем эффективности деятельности предприятия. Иными словами, сам факт прибыльности уже свидетельствует об эффективной деятельности предприятий.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Выступая конечным финансовым результатом предприятий, прибыль приобретает ключевую роль в рыночном хозяйстве. За ней закрепляется статус цели, что предопределяет экономическое поведение хозяйствующих субъектов, благополучие которых зависит как от величины прибыли, так и от принятого алгоритма ее распределения, включая налогообложение.

В-третьих, прибыль является основным источником формирования финансовых ресурсов, как самого предприятия, так и государства. То есть источником формирования доходов бюджетов различных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов, а так же экономических санкций.

Формирование прибыли с одно стороны связано с реализацией:

1) продукции работ и услуг. В этом случае прибыль рассчитывается как разница между выручкой и всеми затратами (т.е. полной себестоимостью);



2) основных средств. При этом финансовый результат от реализации основных средств рассчитывается как разница между выручкой от продажи и остаточной стоимостью основных средств, а также затратами связанными с реализацией этих основных средств.

3) прочих активов. То есть излишних оборотных средств. Прибыль определяется как разница между выручкой и балансовой стоимостью этих активов.

С другой стороны формирование прибыли связано с получением различных доходов и осуществлением различных расходов не связанных с реализацией (т. е. внереализационных доходов и расходов).

В состав таких доходов и расходов входят:

- арендная плата полученная или уплаченная;

- проценты, полученные или уплаченные по предоставленным кредитам и займам;

- штрафы, пени, неустойки по хозяйственным договорам полученные или уплаченные;

- дооценка или уценка материалов;

- доходы от участия в других организациях;

- чрезвычайные доходы и расходы ( убытки от стихийных бедствий и т. п., страховые возмещения);

- и др.

Распределению подлежит общая (бухгалтерская) прибыль, которая определяется как сумма прибыли от реализации, плюс прочие (внереализационые) доходы и минус прочие (внеренализационные) расходы.

В первую из общей прибыли, которую называют прибыль до налогообложения, уплачивают налог на прибыль. Оставшаяся прибыль после налогообложения (чистая прибыль) распределяется предприятием самостоятельно на потребление (выплата дивидендов) и накоплание одним из методов:

1) фондовым, путем создания специальных фондов:

- фонда накопления для обеспечения капитальных вложений с целью расширения производства и прироста собственных оборотных средств;

- фонда социальной сферы для осуществления капитальных вложений в социальной сфере (строительство детских садов, жилья, клубов и т.п.);

- резервного фонда для обеспечения финансовой устойчивости предприятия.

2) нефондовым, без образования специальных фондов. То есть после выплаты дивидендов остается нераспределенная прибыль, которая используется на расширение производственной и непроизводственной сферы.

В практической деятельности чаще всего используется смешанный способ распределения прибыли. Например, после выплаты дивидендов создается резервный каптал и остается нераспределенная прибыль.

Тема 5. Финансы некоммерческих организаций

Содержание финансов некоммерческих организаций

В Гражданском кодексе РФ некоммерческая организация определяется как организация, не имеющая извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан и организаций, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи, а также в иных целях на достижение общественных благ.

Финансы некоммерческих организаций представлены разнообразными финансовыми отношениями, складывающимися по поводу формирования и использования денежных фондов различного назначения:

· с органами государственной власти различных уровней по поводу получения бюджетных средств и их использования;

· с другими организациями, физическими лицами по поводу формирования внебюджетных доходов (взносов учредителей (кроме бюджетных учреждений), паевых и членских взносов, целевых поступлений, включая гарантии, пожертвования, а также доходов от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и их использования;

· с органами власти разных уровней по поводу уплаты налогов страховых взносов во внебюджетные фонды на обязательной пенсионное и социальное страхование;

· со своими работниками (по выплате заработной платы, премий, материальной помощи и др.).

Таким образом, финансы некоммерческих организаций – это совокупность отношений, связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов организации для достижения целей ее деятельности, предусмотренной в уставе.

Некоммерческие организации могут создаваться в различных организационно-правовых формах:

· потребительских кооперативов;

· общественных или религиозных организаций (объединений);

· финансируемых собственником учреждений (бюджетных учреждений);

· объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов);

· некоммерческих партнерств;

· автономных некоммерческих организаций

· других формах, разрешенных законодательством (ст. 50 Гражданского кодекса РФ и ФЗ «О некоммерческих организациях» от 07 2010г.).

В Российской Федерации большинство некоммерческих организаций создано в форме бюджетных учреждений, правовой статус которых определен Бюджетным кодексом РФ.

Содержание финансовых отношений некоммерческих организаций с бюджетом разных уровней зависит главным образом от правового статуса организации:

1. Для бюджетных учреждений ввиду необходимости их финансирования собственником предусмотрены двухсторонние отношения в части:

· финансирования из бюджетов разных уровней;

· уплаты налогов в бюджетную систему.

Разная организационно-правовая форма некоммерческих организаций, получающих средства из бюджета, определяет и различные формы предоставления бюджетных средств:

· для бюджетных учреждений – это ассигнования на содержание бюджетных учреждений (ст.69 Бюджетного кодекса РФ);

· для других некоммерческих организаций (общественных, религиозных, фондов) бюджетные средства предоставляются не на их содержание, а в рамках выполнения иных федеральных целевых программ в форме субсидий.

Материальными носителями финансовых отношений выступают финансовые ресурсы.

Финансовые ресурсы некоммерческих организаций – совокупность денежных доходов, поступлений и накоплений, используемых на текущее содержание и расширение деятельности этих организаций.

Источники финансовых ресурсов, принципы их формирования и использование зависит от вида оказываемых услуг и характера их предоставления (платно или бесплатно).

Одна часть общественных потребностей может удовлетворяться только в коллективной форме (оборона, национальная безопасность, государственное управление, защита экологии, санитарно-эпидемиологические мероприятия и др.). Эти потребности касаются всех членов общества, соответственно, эти бюджетные учреждения финансируются полностью из бюджета.

Другая группа общественных потребностей (в образовании, здравоохранении, культуре, социальном обеспечении и др.) имеют индивидуальную форму удовлетворения. Источниками их финансирования могут быть как бюджетные средства так и средства организаций и населения.

Нормативный уровень удовлетворения общественных потребностей за счет государственных средств зависит от состояния экономики, исторических традиций и др.(Так, в странах Евросоюза он выше, в США и Японии – ниже. Например, в большинстве стран Евросоюза государство практически полностью финансирует среднее образование и большую часть финансирует высшее образование. В ряде стран (Великобритания, Дания) из бюджета полностью финансируется медицинское обслуживание. В Германии, Бельгии, Нидерландах здравоохранение и образование финансируется на принципах социального медицинского страхования. В Швеции и Канаде преобладает бюджетно-страховая система финансирования здравоохранения.

В Российской Федерации за счет общегосударственных финансовых ресурсов финансируется общее, среднее образование, минимальный уровень медицинского обслуживания, нормативный уровень высшего образования, установленный законодательством уровень социального обеспечения и др.

Удовлетворение социально значимых потребностей сверх нормативного уровня происходит за счет средств организаций и населения. Ряд услуг предоставляется гражданам только на платной основе. К ним отн6осятся услуги театрально-зрелищных мероприятий, парков культуры и отдыха, организаций, обеспечивающих отдых населения, нотариусы, адвокаты и др. Источником удовлетворения этих индивидуальных потребностей являются средства населения.

Содержание финансов общественных организаций и объединений

Общественные организации и объединения создаются на основе принадлежности людей к одной профессии или социальной группе общих интересов и увлечений (профсоюзы, спортивные общества). В качестве специфической организационной формы общественных объединений можно выделить специальные целевые фонды (Фонд культуры, Благотворительные фонды).

Финансы общественных объединений включают следующие отношения:

· между общественными объединениями и их членами по поводу уплаты вступительных и членских взносов;

· между общественными объединениями и предприятиями и учреждениями в случае добровольных пожертвований;

· внутри общественного объединения по формированию и использованию фонда;

· между нижестоящими и вышестоящими общественными объединениями.

На организацию финансов общественных объединений оказывает влияние два основных фактора:

1. общественные организации являются добровольными самодеятельными организациями граждан, и поэтому основным источником их финансирования выступают добровольные взносы и пожертвования;

2. общественные организации и объединения обладают определенной собственностью (в виде зданий, сооружений, предприятий), но она не может выступать источником доходов отдельных членов. Все доходы идут на общее обслуживание и удовлетворение уставных потребностей в целом. Организация финансов частично регламентируется государством, но в основном она определяется уставом общественных организаций, где оговариваются их цели, задачи, принципы формирования материально-финансовой базы. В хозяйственной деятельности сочетаются коммерческий расчет и сметное финансирование. Эта особенность находит отражение и в их финансовых планах.

Доходная часть может содержать:

· добровольные взносы (вступительные и текущие);

· пожертвования юридических и физических лиц;

· доходы от оказания платных услуг (ведение спортивных секций, курсы кройки и шитья);

· бюджетные ассигнования, кроме политических партий;

· прочие.

Расходная часть определяется характером деятельности тех или иных общественных организаций и объединений. По уставной деятельности общественные организации не имеют финансовых обязательств перед государством, за исключением тех, какие находятся на балансе коммерческих организаций.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.