Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Экономическая эффективность природоохранных затрат





Оценка общественно необходимой величины приро­доохранных затрат основывается на выборе принципи­альной позиции в отношении затрат на поддержание ка­чества среды. Речь идет о трех различных методологи­ческих направлениях:

1) экстенсивное, сторонники которого считают сло­жившуюся практику техногенной экспансии неизбеж­ной, а природоохранные усилия неэффективными, воз­можно бесполезными и даже замедляющими экономический рост; такой подход, трактуемый как технократи­ческий, минимизирует и оценки экологического ущерба, и природоохранные затраты;

2) экономическое, представители которого ограничи­вают природоохранные затраты сопоставлением с теку­щими экономическими результатами на основе норма­тивных требований, опирающихся на временно согласо­ванные эмиссии и другие нормы; данный подход выгля­дит как теоретическое обоснование не слишком больших природоохранных затрат, согласованных с реальными возможностями затратной экономики, он основан на не­совершенных экологических нормативах и, как правило, принимает долговременные эффекты и последствия только в виде оговорок; в результате, как очевидно, недооцениваются экономические убытки, вызванные эко­логическим неблагополучием. Именно в рамках экономи­ческого подхода разработаны методы расчета экономи­ческого ущерба, наносимого загрязнением, и методы рас­чета платежей за пользование природными ресурсами и за загрязнение среды, а также критерии природоохран­ной деятельности;

3) глобальное, которое опирается на идею экологоэкономической сбалансированности и строится на самом полном учете экономических, экологических и социаль­но-экологических составляющих в рамках долговременной природоохранной стратегии общества; при этом под­ходе оценки необходимых природоохранных затрат до­стигают максимальных значений.



По оценкам экономистов, совокупные затраты, га­рантирующие сохранение качества среды обитания, должны составлять 8—10 % ВНП.

Оценка экономической эффективности природоох­ранных затрат имеет особенности, которые проявля­ются в различиях видов эффекта, а также в методах их определения. Необходимо учитывать следующие об­стоятельства:

§ если природоохранные затраты обеспечивают прирост прибыли, то эффект от затрат выражается в ви­де предотвращенных потерь и дополнительных затрат, возникающих в результате загрязнения;

§ региональный характер эффекта природоохран­ных мероприятий требует сопоставления затрат всех природопользователей данной территории;

§ большая часть социальных результатов трудно поддается стоимостной оценке.

В соответствии с существующей методикой различа­ют первичный эффект и конечный комплексный соци­ально-экономический эффект от средозащитных ме­роприятий.

Первичный эффект заключается в снижении за­грязнения окружающей среды и улучшения ее состоя­ния и проявляется в снижении объемов загрязнений и концентраций вредных примесей в атмосфере, водной среде и почве. Учитывая необходимость сочетания эко­номических и экологических интересов предприятий, первичный эффект следует выражать непосредственно в виде приращения продукции, выпущенной без нару­шения экологических норм.

Конечный эффект выражается в повышении уровня жизни населения, эффективности производства. При этом экономические результаты проявляются как при­рост чистой продукции, снижение потерь сырья и мате­риальных ресурсов, экономия затрат в непроизвод­ственной сфере, снижение затрат из личных средств.

Социальный эффект проявляется в снижении забо­леваемости населения, улучшении условий отдыха, со­хранении природных ресурсов, имеющих эстетическую ценность. Специфика социального эффекта природоох­ранной деятельности заключена в преобладающем зна­чении его качественных характеристик. Однако соци­альный эффект может быть учтен в экономических по­казателях: экономия затрат на лечение, выплаты по больничным листам и пр.

Методика предусматривает расчет общей (абсолют­ной) и сравнительной экономической эффективности.

Абсолютная эффективность средозащитных за­трат определяется для выявления экономической ре­зультативности природоохранных мероприятий на раз­личных уровнях хозяйствования (государство, регион, отрасль, предприятие). Сравнительная эффективность затрат необходима для экономического обоснования и отбора наиболее приемлемых (оптимальных) вариантов мероприятий природоохранного значения.

Общая (абсолютная) экономическая эффективность природоохранных мероприятий определяется как отно­шение полного экономического эффекта к приведенным затратам на осуществление мероприятий:

где Эij — полный экономический эффект i-го вида на j-м объекте, С — текущие затраты, К — капитальные затраты, Еn — нормативный коэффициент эффективности капиталовложений.

Полный экономический эффект устанавливается на основе расчета величины предотвращенного ущерба, ко­торая измеряется разностью оценок экономического ущерба от загрязнения окружающей среды до и после проведения природозащитных мероприятий (либо как экономический эффект, рассчитанный по формуле:

I = Со - С', где

I — экономический эффект или прирост националь­ного дохода, Со — полные народно-хозяйственные затраты до проведения природозащитных мероприятий, С' — полные народно-хозяйственные затраты после проведения природозащитных мероприятий.

Сравниваемые варианты природозащитных меро­приятий должны быть приведены в сопоставимый вид либо по объему экологически чистой продукции, либо по нормативному показателю качества окружающей среды. Показателем экономической эффективности сравнивае­мых вариантов является минимум совокупных затрат (производственного и природоохранного назначения):

К + С/Еn + П ® min,

где К — капиталоемкость по каждому варианту, С — текущие затраты по каждому варианту, П — природоемкость продукции, которую характе­ризуют показатели водоемкости, землеемкости, величи­ны образуемых отходов и т.п.

С позиций господствующего экономического подхода очевидно стремление хозяйствующих субъектов вы­брать и осуществить такой вариант природоохранных мероприятий, чтобы разница между стоимостью полу­ченного эффекта (предотвращенного ущерба) и затрата­ми на проведение природоохранных мероприятий была максимальной. Наилучший с этой точки зрения вариант называют экономическим оптимумом качества природ­ной среды. Он имеет место, когда прирост природоохран­ных затрат при малом уменьшении экологических нару­шений становится равным снижению экономического ущерба от них. На практике при определении масштабов природоохранных мероприятий учитываются: достигну­тый уровень экономического потенциала страны, воз­можности государства по финансированию природоох­ранной деятельности, общий уровень загрязнения окру­жающей среды, рыночные факторы.

В то же время с позиций глобального эколого-экономического подхода, при котором в основе измерения эко­номической эффективности природоохранных меропри­ятий находится экологически чистая продукция, речь идет о прекращении (перепрофилировании) экологиче­ски опасного производства не только как социально не­эффективного, но и как нерентабельного с экономической точки зрения (по причине отсутствия спроса на экологи­чески «грязную» продукцию).

 

Экологическая политика

 

Экополитика — это политика по отношению к окру­жающей природной среде. При этом под политикой, как пра­вило, понимают науку о целях и задачах государства и о средствах, которые необходимы для достижения постав­ленных целей. Появление термина экополитика свиде­тельствует о признании человеческим обществом треть­его измерения в политике — экологического, а также не­обходимости рассматривать экономические, социальные и экологические цели и задачи государства как единую систему.

Иерархия экополитики, по Н.Ф. Реймерсу (1994), со­стоит как минимум из четырех уровней.

1. Международно-глобалъная экополитика заключа­ется в проведении международно-правовых, политиче­ских и внешнеполитических акций с учетом экологиче­ских ограничений в социально-экономическом развитии, мирового потенциала природных ресурсов и их глобаль­ного размещения. Например, устанавливаются экономи­ческие зоны в Мировом океане, квоты (доли, нормы) на изъятие тех или иных запасов конкретных природных ресурсов, согласуется плата за загрязнение окружающей среды, вводятся запреты на сброс тех или иных веществ (например, промывных вод из танкеров, озоноразрушающих веществ) и т.д.

2. Региональная (макрорегиональная) экополитика охватывает интересы одного континента или субконти­нента, иного крупного региона мира и предусматривает со­здание пограничных заповедников, сотрудничество стран в контроле за трансграничным переносом загряз­нений по воздуху, воде, установление региональных квот изъятия живых природных ресурсов и т.п.

3. Национальная (государственная) экополитика предполагает принятие и реализацию социально-эконо­мических управленческих решений и международных договоров, касающихся экологического состояния терри­торий (акваторий, воздушного пространства страны), ее природно-ресурсного потенциала.

4. Локальная экополитика — это аналог государ­ственной в границах малых территориальных образова­ний (например, бассейна реки, экономического района, политико-административных единиц), может включать региональную и местную экополитики.

Цели и задачи экополитики устанавливаются на гло­бальном и национальном уровнях. На региональном и местном уровне они конкретизируются, исходя из спе­цифики территории, определяются приоритеты, т.е. среди целей и задач экополитики выделяют первооче­редные.

На национальном и региональном уровнях использу­ется также понятие стратегических целей. Это цели, задачи и приоритеты, приведенные в соответствие с осо­бенностями территории, ее возможностями. Таким образом, выработка стратегии в области природопользования основывается на комплексном географическом анализе территории. Так, стратегическими целями в сфере природопользования и охраны окружающей среды яв­ляются: учет экологических и природно-географических условий конкретных территорий при решении проблем развития экономики страны; сохранение генетического здоровья населения; рациональное использование при­родно-ресурсного потенциала Украины; сохранение биоразнообразия.

Для реализации стратегических целей, исходя из внутренних и внешних объективных предпосылок, наме­чаются более конкретные направления действий, на­пример, разработка единой системы природоохранного законодательства, экологических нормативов, переход на международные экологические стандарты хозяй­ственной деятельности, формирование эффективной системы органов управления в области природопользо­вания и т.п.

На основе выделенных направлений определяются механизмы их реализации и конкретные методы — ин­струменты экополитики.

Известно около 40 различных инструментов экопо­литики. Они делятся на фискальные и нефискальные. К нефискальным инструментам относят, например, правовое обеспечение природоохранной деятельности, экологическое нормирование, образование и др. Фис­кальные инструменты (т.е. непосредственно связанные с финансами) бывают двух типов:

· связанные с государственными доходами (лицен­зирование природопользования, налоги);

· связанные с государственными издержками (при­родоохранные целевые инвестиции, государственная поддержка экологических направлений НИОКР, госу­дарственное финансирование природоохранных меро­приятий, экологических программ и пр.).

В настоящее время среди важнейших механизмов реализации экополитики в Украине следует назвать: пра­вовой, административный, экономический, информаци­онный.

 

9.13 Экологическое планирование

Экологическое планирование — это расчет по принципу составления межотраслевого баланса потенциально возможного изъятия (или иной эксплуатации) природных ресурсов или территорий без заметного нарушения существующего экологического равновесия и без нанесения ущерба одной хозяйственной отраслью другим в случае совместного использования ими природных благ.

В основе экологического планирования лежит определение вариантов возможного использования природных благ (природных ресурсов и условий) путем сопоставления природных предпосылок развития хозяйства и его ограничений на данной территории для каждого вида хозяйственной деятельности (промышленный, транспортный, рекреационный, сельскохозяйственный и др.)

Основные принципы экологического планирования заключаются в следующем:

1. Плановое использование отдельных ресурсов не должно превышать возможностей воспроизводства возобновимых ресурсов региона в том же количестве и качестве (например, годичного прироста древесины в случае использования лесных ресурсов).

2. Эксплуатация отдельного ресурса не должна при-
водить к значительному уменьшению количества и ухудшению качества других ресурсов, взаимосвязанных с первым (например, изменение стока под влиянием вырубки, рекреационных свойств местности и т.п.). С точки зрения пользователей ресурсов необходимо согласование хозяйственных интересов (антимонопольные требования).

3. Общая антропогенная нагрузка на ресурсы не должна превышать предела устойчивости природной среды (восстановительных способностей), таким образом общая ресурсная эффективность региона не должна снижаться.

4. Должна быть обоснована целесообразность в соотношении краткосрочных и потенциальных выгод использования ресурсов региона (например, увеличение доли пашни в сельскохозяйственных угодьях может дать кратковременный эффект, последствия которого приведут к снижению урожайности, усилению эрозиипочвы, что в конечном счете приведет к значительному экономическому ущербу и долговременному нарушению экологического равновесия в регионе).

5. Формы природопользования наряду с отражением социально-экономических потребностей общества должны учитывать природную специфику региона, что обеспечит устойчивое социально-экономическое развитие в условиях имеющихся экологических ограничений.

Экологическое планирование основано на точном учете природно-ресурсного потенциала и слагается из следующих этапов:

- инвентаризация естественных ресурсов;

- моделирование природно-ресурсного потенциала региона;

- территориально-экологическое планирование;

- социально-экономические оценки и расчеты.

Таким образом, экологическое планирование — это этап в развитии взаимоотношений Природы и Общества, который сменил период неконтролируемого взаимодействия биосферы и человека.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.