Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Нормативно-законодательная база в строительстве





Одна из основных задач сметного дела – обеспечение унифицированного подхода к определению сметной стоимости строительных работ.

Сметные нормативы - это обобщенное название комплекса сметных норм, цен и расценок, объединяемых в отдельные сборники. Они служат основой определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений, расширения и технического перевооружения предприятий любой формы собственности.

Отдельной сметной нормой называется совокупность ресурсов (затрат труда рабочих, времени работы строительных машин, потребности в материальных ресурсах), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных и других работ.

Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества материальных и трудовых ресурсов, необходимых для выполнения единицы соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям.

Элементные сметные нормативы нормируют расход и цены ресурсов на единицу конструкций, вида работ, материала, механизма и других ресурсов. Они определяются в натуральном или денежном выражении и используются при расчетах соответствующих нормативных показателей на физические объемы работ.

Укрупненные сметные нормативы – это сметные нормы, выраженные в процентах, прейскуранты, укрупненные расценки и нормы, в которых в качестве показателей используются комплексные работы и конструкции, включающие набор элементных работ, а также объекты и условия их выполнения. Они устанавливаются в денежном выражении в базисных ценах 1991 года усредненные по республике в зависимости от видов строительства, отраслей народного хозяйства, отраслей промышленности и направлений в составе отраслей.



 
 

 


Рис. Система сметных нормативов

Укрупненные сметные нормы, выраженные в процентах, применяют в первую очередь для расчета уровня и количества затрат и расходов, которые не поддаются детальному нормированию и не зависят напрямую от вида выполняемых работ. К таким нормативам относятся нормативы накладных расходов, плановых накоплений, заготовительно-складских расходов, временных зданий и сооружений, зимних удорожаний и т.д.

Укрупненные сметные нормы предназначены для определения сметной стоимости зданий и сооружений на первой стадии проектирования, когда еще не разработаны рабочие чертежи. Сборники УСН подразделяются на две группы.

Первая группа состоит из УСН на здания и сооружения в целом и предназначена для определения сметной стоимости зданий и сооружений, возводимых по типовым и повторно применяемым экономичным индивидуальным проектам.

Во вторую группу входят УСН на конструктивные части зданий и виды работ. Они предназначаются для составления смет на здания и сооружения, строящиеся по индивидуальным проектам, предусматривающим применение типовых решений узлов и конструкций.

Укрупненные сметные нормы разрабатываются на укрупненные единицы измерения: типовое здание и сооружение в целом; 100 м2 площади застройки типового здания; 100 м.п. длины здания, 1 км трубопровода и т.д.

В жилищно-гражданском строительстве, где сооружение объектов осуществляется на основе типовых проектов, при составлении смет могут применяться прейскуранты на строительство зданий и сооружений. В отличие от УСН прейскуранты могут быть использованы как для определения сметной стоимости на первой стадии проектирования, так и для составления смет по рабочим чертежам. Прейскуранты разрабатываются на потребительскую единицу, а также на отдельные компоновочные части зданий, многократно повторяющиеся в проектах в разнообразных сочетаниях (блок-секции, соединительные вставки, пристроенные помещения и т.д.).

В прейскурантах учитываются все затраты, необходимые для возведения конкретного здания и сооружения. В них наряду с основными ценами приведены поправки, учитывающие изменения (при привязке конкретного здания) на определенной строительной площадке гидрогеологических условий, а также применение различных видов отделки и вариантов проектных решений некоторых конструктивных элементов.

Сметно-нормативная база, необходимая для определения сметной стоимости строительства, устанавливается на определенный период времени, по истечении которого она пересматривается. В промежутках между очередными пересмотрами сметно-нормативная база пополняется новыми нормативами и ценами в соответствии с изменениями технического уровня строительства, совершенствованием технологии строительства, внедрением новых машин и материалов.

Основу фундаментальной нормативно-справочной базы системы ценообразования в Республике Беларусь составляют следующие документы:

1. Сборники ресурсно-сметных норм на строительные работы (РСН). Сборники 1÷47. (прил. 1)

2. Сборники ресурсно-сметных норм на ремонтно-строительные работы. Сборники № 51÷69.

3. Сборники ресурсно-сметных норм на монтаж оборудования. Сборники 1÷69.

4. Сборники ресурсно-сметных норм на реставрационно-восстановительные работы. Сборники 101÷121.

5. Сборники сметных цен на материалы, изделия и конструкции:

часть 1 Строительные материалы, 1992г.;

часть 2 Строительные конструкции и детали, 1992г.;

часть 3 Материалы и изделия для санитарно-технических работ, 1992г.;

часть 4 Местные материалы, изделия и конструкции, 1992г.;

часть 5 Материалы, изделия и конструкция для монтажных и специальных строительных работ, 1992г.

6. Сборники сметных цен на перевозку грузов для строительства в 2-х частях (СНиП 4.04-91). Утверждены Госстроем СССР 1991г.

7. Сборник норм для определения сметной стоимости эксплуатации машин для условий строительства в Республике Беларусь (СНиП 4.03-91). Утверждены МВК при Госстрое Республики Беларусь (протокол от 20.10.1992г. № 2).

8. Сборник сметных цен эксплуатации строительных машин для условий строительства в Республике Беларусь. Утверждены МВК при Госстрое Республики Беларусь (протокол от 20.10.1992г. № 2).

9. Сборники расценок на пусконаладочные работы. Книги 1-10.

10. Прейскурант на строительство:

- наружных сетей водопровода и канализации;

- наружных сетей теплоснабжения;

- наружных сетей и сооружений газоснабжения;

- воздушных линий электропередач напряжением до 35 кВ (ПЭСС-1-91);

- трансформаторных подстанций 6-35/0,4 и 35/1 кВ сельскохозяйственного назначения (ПЭСС-2-91).

11. Укрупнённые расценки на единицу строительной продукции с учетом ее потребительских качеств по сериям КПД.

12. Каталоги-кодификаторы типовых сборных бетонных и железобетонных конструкций и изделий:

Том 1. Сборные бетонные и железобетонные конструкции и изделия для промышленного строительства, 1992г.;

Том 2. Сборные бетонные и железобетонные конструкции и изделия для гражданского строительства, 1992г.;

Том 3. Сборные бетонные и железобетонные конструкции и изделия для зданий в каркасе серии 1.020, 1.30, 90, 90.3 1992г.;

Том 4. Сборные бетонные и железобетонные конструкции и изделия для инженерных сетей и сооружений, 1992г.;

Дополнение № 1. Сборные бетонные и железобетонные конструкции и изделия. 1994г.

13. Каталог-кодификатор типовых столярных изделий для строительства в Республике Беларусь, 1993г.

14. Сборник укрупненных сметных норм и расценок на работы по дезактивации, сносу и захоронению загрязнённых строений и вентоборудования. Утверждены МВК при Госстрое Республики Беларусь (протокол от 13.02.1995г. № 01-797).

15. Сборник ресурсно-сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений (РДС 8.01.102-02). Утверждены приказом Минстройархитектуры от 28.02.1992г. № 92.

16. Сборник ресурсно-сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (РДС 8.01.103-02). Утверждены приказом Минстройархитектуры от 28.02.1992г. № 92.

17. Указания по применению ресурсно-сметных норм (РДС 8.01.104-02). Утверждены приказом Минстройархитектуры от 28.02.1992г. № 92.

18. Сборники индексов изменения стоимости, цен и тарифов в строительстве по регионам и в среднем по республике (издаются ежемесячно).

Сметная документация

Сметная документация составляется на этапе проектирования. Состав сметной документации зависит от стадийности проектирования, особенностей объекта строительства. Состав сметной документации оговаривается договором на проектные работы.

Разработка сметной документации производится:

- на стадии «архитектурный проект» - на основании объектов-аналогов укрупненных показателей стоимости и ресурсов, укрупненных ресурсно-сметных норм, прейскурантов на строительство, других укрупненных показателей нормативных документов для определения стоимости строительства;

- на стадии «строительный проект» - на основании укрупненных ресурсно-сметных норм, прейскурантов на строительство, укрупненных расценок на единицу строительной продукции, сборников ресурсно-сметных норм.

К обязательным формам сметной документации относятся:

- сводный сметный расчет;

- сводка затрат;

- ведомость сметной стоимости строительства объектов, входящих в пусковой комплекс;

- объектные сметы;

- локальные сметы;

- ведомость объемов и стоимости работ.

Кроме того, по согласованию с заказчиком в состав сметной документации могут включаться такие сметные документы, как:

- индивидуальные единичные расценки;

- калькуляции стоимости материалов, конструкций и изделий;

- калькуляции транспортных расходов;

- ведомость потребности в ресурсах;

- информационный блок данных.

Состав сметной документации зависит от степени индивидуальной проработки сметных норм для строительства конкретного объекта, специфических особенностей проекта и способов организации работ.

 

Локальная смета

 

Локальные сметы являются первичными сметными документами и составляются на общестроительные работы, санитарно-технические и специальные строительные работы по зданиям и сооружениям или по общеплощадочным работам на основе объемов, определенных при разработке рабочего проекта, рабочей документации (рабочих чертежей).

Применительно к особенностям отдельных видов строительства, специализации подрядных организаций, структуре проектной документации локальные сметы (ресурсно-сметные расчеты) составляются:

по зданиям и сооружениям:

- на общестроительные работы, специальные строительные работы (фундаменты под оборудование, специальные основания, обмуровку и изоляцию оборудования и трубопроводов, химические защитные покрытия, каналы, промышленные печи и трубы, гидромеханизированные, горнопроходческие, горно-вскрышные и другие работы), внутренние санитарно-технические работы (водопровод, канализация, отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха и др.), на сети внутренней телефонизации, радиофикации, газификации, телевидения, на внутреннее электрическое освещение, электросиловые установки, технологическое и другие виды оборудования, контрольно-измерительные приборы (КИП) и автоматику, автоматизированные системы управления, промышленную связь, приобретение производственного, хозяйственного инвентаря и мебели и на другие работы;

по общеплощадочным работам:

- на вертикальную планировку, устройство инженерных сетей, подъездных и межцеховых путей и дорог, благоустройство и озеленение территории, малые архитектурные формы и другие.

При отсутствии расценок в сборниках ресурсно-сметных норм, а также прейскурантов, укрупненных сметных норм на строительство по ресурсно-сметным нормам допускается использование их в ценах 1991 года с применением следующих поправочных коэффициентов:

а) На работы, определяемые по сборникам единичных расценок на строительные конструкции и работы и по сборникам на ремонтно-строительные работы:

- к основной заработной плате - 1,62;

- к эксплуатации машин и механизмов - 1,75.

б) На работы, определяемые по сборникам расценок на монтаж оборудования:

к основной заработной плате - 1,63;

к эксплуатации машин и механизмов - 2,03.

Стоимость выполнения отдельных видов работ, нормы и расценки на которые отсутствуют в сборниках ресурсно-сметных норм и сборниках единичных расценок, определяется на основе индивидуальных расценок, разрабатываемых и утверждаемых в составе проектно-сметной документации.

Сметная стоимость материалов, изделий и конструкций определяется на основании:

- сборников сметных цен на материалы, изделия и конструкции для условий строительства в Республике Беларусь в ценах, введенных с 01.01.1991 года;

- прейскурантов оптовых цен, действующих на 01.01.1991 года, с начислением транспортных и других затрат в сумме, определенной по аналогичному материалу, изделию или конструкции с корректировкой на вес единицы измерения; в случае отсутствия аналогичного материала - по калькуляции транспортных затрат, рассчитанной по форме 12 приложения Р [1].

Сметная стоимость материалов, изделий и конструкций, отсутствующих в сборниках Сметных цен и прейскурантах оптовых цен, определяется по сборникам сметных цен на материалы, изделия и конструкции, введенные в действие с 01.01.1984 года с применением к ним коэффициентов пересчета в цены 1991 года, определенных отношением сметной цены 1991 года к цене 1984 года аналогичного материала, изделия или конструкции, или коэффициентов пересчета, приведенных в приложении С [1].

Стоимость материалов, изделий и конструкций, на которые отсутствуют базисные сметные цены, определяется путем деления их стоимости в текущих ценах на индекс изменения стоимости материалов-представителей, близких по своему назначению и характеристике.

Стоимость импортных материалов, изделий и конструкций включается в сметную документацию в базисных ценах 1991 года исходя из контрактной цены в порядке, определяемом письмом Минстройархитектуры Республики Беларусь от 11.03.1999 г. № 04-2/4-1617 «Об определении стоимости строительства с применением импортных материалов и оборудования» [44]:

- устанавливается постоянный курс иностранной валюты на 01.01.1991 г. 1 доллар США – 1,692 руб., на который умножается контрактная цена. Полученная стоимость включается в материальные ресурсы – по стоимости аналогичных отечественных материалов, разница между стоимостью импортного и аналогичного отечественного материала – в прочие затраты.

В соответствии с письмом Минстройархитектуры Республики Беларусь от 29.11.1999 г. № 04-2/4-8915 «Об импортных материалах» [48] транспортные и заготовительно-складские расходы в текущем уровне цен определяются только от стоимости отечественного аналога и не начисляются на разницу между фактической стоимостью импортного материала и отечественного аналога. Начисление налогов в актах выполненных работ производится от фактической стоимости импортных материалов.

Стоимость материалов, приобретаемых по контрактам, заключенным в Российской Федерации и других республиках СНГ, в базисном уровне определяется по сборникам сметных цен и прейскурантам. Формула перевода инвалютных средств в базисные цены в рублях по установленному твердому курсу на 01.01.1991 г. указывается по соответствующей строке локальной сметы. При отсутствии контракта стоимость импортных материалов может определяться исходя из рыночной стоимости аналогичных импортных материалов на момент разработки документации.

Материалы, сметные цены на которые в базисном уровне определяются по сборникам сметных цен и прейскурантам, не относятся к импортным. Расчет цены должен быть приведен в локальной смете.

Сметная стоимость оборудования определяется:

серийного, освоенного промышленностью - по прейскурантам оптовых цен, введенных в действие с 01.01.1991 года, а при их отсутствии - по прейскурантам оптовых цен, введенным в действие с 01.01.1982 года, и дополнениям к ним с применением коэффициентов пересчета в цены 1991 года, определенных отношением оптовой цены 1991 года к цене 1984 года оборудования с аналогичными техническими характеристиками;

серийного, вновь осваиваемого промышленностью оборудования – по временным ценам завода-изготовителя с приведением в базисный уровень цен 1991 года путем деления временной цены на коэффициент изменения стоимости групп оборудования по отношению к цене января 1991 года (по данным Минстата);

нестандартизированного, уникального оборудования и специальных технологических линий - по ценам единичного заказа или предварительным ценам с приведением в базисный уровень цен 1991 года аналогичным путем, как вновь осваиваемого оборудования.

В сметную стоимость оборудования помимо его оптовой цены включаются начисления в размере 11,2 % от стоимости оборудования, включающие затраты на запасные части (если они не предусмотрены оптовыми ценами), тару, упаковку, реквизит, транспортные расходы, расходы на комплектацию, наценки снабженческо-сбытовых организаций и заготовительно-складские расходы.

Стоимость импортного оборудования включается в сметную документацию в базисных ценах 1991 года исходя из контрактной цены в порядке, определяемом Минстройархитектуры:

- устанавливается постоянный курс иностранной валюты на 01.01.1991 г. 1 доллар США – 1,692 руб., на который умножается контрактная цена. Полученная стоимость включается в стоимость оборудования – по стоимости аналогичного отечественного оборудования, разница между стоимостью импортного и аналогичного отечественного оборудования – в прочие затраты.

Стоимость оборудования, приобретаемого по контрактам, заключенным с поставщиками Российской Федерации и других республик СНГ, в базисном уровне определяется по прейскурантам. Формула перевода инвалютных средств в базисные цены в рублях по установленному твердому курсу на 01.01.1991 указывается в соответствующей строке локальной сметы.

Определение транспортных расходов импортного оборудования в случае, когда контрактом предусмотрена доставка его до границы, от границы до монтажной зоны строительной площадки, производится в установленном порядке, как и для отечественного оборудования.

Вся информация об объекте строительства группируется по проектным технологическим модулям (ПТМ).

ПТМ содержит информацию об объемах и стоимости строительно-монтажных работ, потребности в материальных, трудовых и других видах ресурсов, необходимых для выполнения работ. Порядок группировки по ПТМ должен соответствовать технологической последовательности работ и учитывать специфические условия отдельных видов строительства.

Код и наименование ПТМ выбираются из типового набора. Например: «Ж106 Земляные работы», «Ж109 Фундаменты», «Ж212 Каркас», «Ж220 Перекрытие» и т.д.

В отдельные разделы выделяются работы, относящиеся к подземной части зданий и надземной части. Часто на подземную и надземную часть составляются отдельные локальные сметы.

В соответствии с п.2.7 [1] локальные сметы (ресурсно-сметные расчеты) составляются по форме № 5, 6 (приложения Е, Ж).

Объемы строительных монтажных и ремонтных работ при составлении смет определяются на основании проектных данных соответствующей части проекта согласно действующим сметным нормам и правилам подсчета объемов работ, или на основе описи работ (дефектного акта) согласно действующим сметным нормам и правилам подсчета объемов работ. Номенклатура и количество оборудования принимаются на основании заказных спецификаций или типовых наборов оборудования.

В локальной смете выделяются нормативная трудоемкость и сметная зарплата, которые определяются путем суммирования их величин, выделенных в прямых затратах и накладных расходах.

Нормативная трудоемкость в составе прямых затрат складывается из затрат труда рабочих, не занятых обслуживанием машин и затрат труда рабочих, обслуживающих машины (определяется по сборникам ресурсно-сметных норм (РСН)).

Нормативная трудоемкость в составе накладных расходов определяется умножением суммы накладных расходов (в руб.) на коэффициент перехода к затратам труда (в чел.-час), который принимается равным 0,065.

Сметная зарплата в локальных сметах включает две составляющие:

- в составе прямых затрат она определяется суммированием основной заработной платы рабочих и заработной платы рабочих, обслуживающих машины;

- в составе накладных расходов – умножением суммы накладных расходов (в руб.) на коэффициент 0,335, определяющий долю заработной платы, учтенную в накладных расходах.

При наличии усложненных условий производства работ, обоснованных проектом организации строительства, их влияние учитывается коэффициентами к нормам затрат труда, основной заработной плате и эксплуатации машин, приведенными в [7].

Согласно п.10 [6] в сметах на строительство объектов учитываются затраты по перебазировке строительной техники с одной строительной площадки (базы механизации) на другую, если они не учтены сметными нормами (отсутствуют показатели в графе 13 [6]).

В соответствии с исходными данными подрядчика и данными проекта организации строительства проектный институт в процессе разработки проектно-сметной документации может произвести замену машин и механизмов, учтенных ресурсно-сметными нормами, с корректировкой стоимости их эксплуатации (письмо Минстройархитектуры от 17.12.1997 г. № 04-4/4-8636). Если такая замена произошла в процессе выполнения работ, то в случае удорожания стоимости разница покрывается за счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты, передаваемого в распоряжение подрядной организации.

В отдельных случаях, когда по решению директивных органов подрядная организация привлекается к строительству объекта вне постоянного региона ее дислокации, разрешается применять поправочный коэффициент к транспортным затратам в базисных ценах с учетом фактических транспортных схем, согласованных с заказчиком (письмо Минстройархитектуры от 03.05.1999 г. № 04-2/4-3127 [52]).

По каждому ПТМ подводятся итоги. Суммируются индивидуальные значения по статьям прямых затрат, после чего начисляются накладные расходы и плановые накопления. Накладные расходы и плановые накопления определяются раздельно для общестроительных работ и монтажа металлоконструкций, для специализированных работ.

В тех случаях, когда в соответствии с проектными данными осуществляется разборка конструкций, снос зданий и сооружений, в результате которых намечается получить строительные конструкции, материалы и изделия, пригодные для повторного применения, или производится попутная строительству добыча отдельных материалов (камень, гравий, лес и др.), за итогом локальных смет приводятся возвратные суммы, уменьшающие размеры выделяемых заказчику капитальных вложений, не исключаемые из итога локальной сметы и из объема выполненных работ, которые показываются отдельной строкой под названием «В том числе возвратные суммы». Возвратные суммы определяются на основе номенклатуры и количества получаемых для последующего использования материалов, конструкций и изделий.

Количество получаемых для дальнейшего использования материалов уточняется заказчиком и подрядчиком после выполнения демонтажных работ. Стоимость таких материалов, изделий и конструкций в составе возвратных сумм определяется по прейскурантам оптовых цен за вычетом из этих сумм расходов по приведению их в пригодное для использования состояние и доставке до места переработки и от места переработки к месту складирования.

Стоимость материалов, не пригодных для повторного использования на данном объекте, но при наличии возможности реализации, определяется по ценам, утверждаемым в установленном порядке на дрова, металлолом и другие отходы, получаемые от разборки, либо по ценам аналогичных материалов с учетом годности к использованию или реализации. На указанную сумму уменьшаете сумма финансирования по объекту.

В случае невозможности (подтвержденной соответствующими документам) использования или реализации материалов от разборки или попутной добычи, их стоимость в возвратных суммах не учитывается.

Затраты по перевозке на свалку полученных в результате разборки материалов, непригодных для дальнейшего использования и реализации (строительного мусора), включаются в локальные сметы с учетом затрат на оплату расходов по содержанию свалки. Средства на оплату расходов по содержанию свалки принимаются в размере 0,55 руб. за 1 м3 и включаются в прочие затраты.

Стоимость повторно используемых материалов и затрат на их приведение в годное состояние включается в объем строительно-монтажных работ с указанием за итогом сметы возвратных сумм.

При использовании оборудования, которое числится в основных фондах и намечается к демонтажу и переносу в строящееся (реконструируемое) здание в пределах расширяемого, реконструируемого или модернизируемого действующего предприятия, в локальных сметах предусматриваются только средства на демонтаж и повторный монтаж этого оборудования, а за итогом сметы справочно показывается его стоимость.

Локальные сметы (ресурсно-сметные расчеты) на строительные, монтажные и ремонтные работы в текущих ценах составляются по форме 5Т (приложение У) в соответствии с содержанием, приведенным в разделе 3.5 (п.3.5.33) [1].

Сметная стоимость строительных, монтажных и ремонтных работ в текущих ценах определяется:

- базисно-индексным методом - применение к базисной стоимости текущих или прогнозных индексов изменения их стоимости по элементам затрат (заработная плата, машины-представители, материалы-представители, транспортные затраты, накладные расходы и плановые накопления);

- ресурсным методом - применение фактических (текущих) и средневзвешенных цен к нормативному расходу ресурсов: трудовых, материальных, машин и механизмов, топливно-энергетических, оборудования и инвентаря.

При составлении локальных смет (ресурсно-сметных расчетов) в текущих ценах обязательным является приложение справочных данных по средневзвешенным ценам и индексам изменения стоимости ресурсов согласно приложению Ф [1].









ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.