Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Организация как система. Законы организации.





Организация как система обладает следующими свойствами: целостностью, эмерджентностью, гомеостазисом, структурированностью. Целостностьсистемы означает единство элементов, позволяющее выделить систему из окружающей среды но ее системному свойству. Понятие целостности неразрывно связано с понятием эмерджентности, которая подразумевает наличие у системы качественно новых свойств, отсутствующих у ее составных частей. Это означает, что свойства целого не являются простой суммой свойств составляющих его элементов, хотя и зависят от них. Объединенные в систему (целое) элементы могут терять свойства, присущие им вне системы, или приобретать новые.

Гомеостазис- это свойство устойчивости, благодаря которому система всегда стремится восстановить нарушенное равновесие, компенсируя изменения, возникающие под влиянием внешних факторов.

Структурированность- возможность выделения элементов системы и распределение между ними ролей. При оптимальном распределении ролей (специализации и кооперации) достигается наивысшая эффективность системы.

В терминологии системного подхода управление- это воздействие управляющей подсистемы на управляемую, направленное либо на сохранение основных качеств системы (т.е. совокупности свойств, утеря которых ведет к разрушению системы) в условиях изменения среды, либо на выполнение некоторой программы действий управляемой подсистемой, либо на достижение определенной цели (целей).

Управляющей называется подсистема, воздействие которой определяет и обусловливает поведение другой подсистемы. Другая, подчиненная подсистема, называется управляемой. Если управляющая подсистема является человеко-машинной, она называется субъектом управления, а управляемая - объектом управления.



Системы управления, ориентированные на достижение цели, называются целенаправленными, остальные - нецеленаправленными.

Связь между организацией и управлением состоит в том, что система управления является частью организации, а организация как процесс есть часть управления.

Жизнь организации подчиняется определенным законам, главным из которых принято считать закон синергии. Он гласит, что потенциал и возможности организации, как единого целого, превышают сумму потенциала и возможностей ее отдельных элементов, что обусловлено их взаимной поддержкой и дополнением. Таким образом, существует реальный выигрыш от объединения, который перекрывает потери, связанные с ограничением самостоятельности.

Второй закон организации — закон дополнения внутриорганизационных процессов и функций противоположно направленными. Это позволяет одновременно использовать выгоды тех и других процессов, а следовательно существенно увеличить общий организационный потенциал.

Третий закон организации требует сохранения пропорциональности между ней и ее элементами при любых возможных изменениях, что позволяет в максимальной степени реализовывать их возможности.

Четвертый закон организации получил название закона композиции. Его суть состоит в том, что функционирование всех без исключения организационных элементов в той или иной степени подчиняется общей цели, а индивидуальные цели каждого из них представляют собой ее конкретизацию и являются по отношению к ней подцелями.

Пятый закон организации — закон самосохранения. Он предполагает, что любая организация, равно как и ее отдельный элемент, стремятся сохранить себя как целое, что требует соблюдения ряда условий. К ним можно отнести недопущение серьезных потрясений, которые могут привести к потере устойчивости, например конфликтов, перестроек, изменения границ, рангов ключевых фигур и т.п. ; экономию и рациональное использование ресурсов; расширение сферы деятельности.

Шестой закон организации — закон информированности. Он утверждает, что в организации не может быть больше порядка, чем у ее членов имеется информации о реальном положении вещей, позволяющей им принимать осмысленные решения.

Седьмой закон организации — закон необходимого разнообразия. Последнее обеспечивает устойчивость и гибкость организации, возможность адекватно отвечать на любые внутренние и внешние возмущения и в нужный момент соответственно противодействовать им.

Наконец, восьмой закон организации — закон онтогенеза. В соответствии с ним жизнь любой организации состоит из трех основных фаз, последовательно сменяющих друг друга: становления, развития и угасания. Понятно, что задача руководства в свете этого состоит в максимальном сокращении первой фазы, продлении второй и отсрочке наступления третьей.

 

 

Содержание управленческой деятельности. Методы управления.

Управленческая деятельность представляет собой реализацию определенных универсальных управленческих функций (планирования, прогнозирования, мотивирования, принятия решения, контроля и др.). Система этих функций присуща любой управленческой деятельности. Целью управленческой деятельности является обеспечение эффективного функционирования определенной организационной системы. Управленческая деятельность специфична и по организационному статусу ее субъекта — руководителя. Этот статус двойствен. Руководитель по определению одновременно является членом организации (группы) и стоит как бы вне ее — над ней — в силу своего иерархически высшего положения. Это порождает множество трудностей практического характера. Исследования показывают, что эффективность деятельности организации тем выше, чем в большей мере руководитель является не просто формальным «начальником», но и неформальным лидером (т.е. реальным членом организации). Но одновременно и сохранение иерархического начала («соблюдения дистанции») также является действенным средством обеспечения эффективности деятельности организаций. Следовательно, еще одним признаком управленческой деятельности является сочетание двух основных принципов ее организации — иерархического (субординационного) и коллегиального (координационного), а также необходимость их оптимального согласования. Наконец, управленческая деятельность достаточно специфична по ее типичным условиям. Они подразделяются на внешние и внутренние. К внешним условиям относятся, в первую очередь, жесткие временные ограничения, хроническая информационная неопределенность, наличие высокой ответственности за конечные результаты, нерегламентированность труда, постоянная нехватка ресурсов, частое возникновение так называемых экстремальных — стрессовых ситуаций. К внутренним условиям относятся, в частности, необходимость одновременного выполнения многих действий и решения многих задач.

Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов.

Метод управления -это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

можно выделить следующие методы управления:

Организационные методы - это способы воздействия на организационные интересы людей. Базируются они на объективных законах эффективной организации человеческой деятельности.

Организационно- административные методы в основном опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину и ответственность. Эти методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, указания, контроль за их выполнением, систему административных средств поддержания трудовой дисциплины и т.д.

Экономические методы - это способы воздействия на имущественные интересы отдельных людей и их объединений. Они не только по прежнему сохраняют свое приоритетное положение в системе методов , но в условиях рыночной экономики действительно выполняют роль базовых способов влияния на поведение людей , повышают деловую активность предприятий. В основе этих методов находятся экономические законы, законы рыночной экономики , принципы вознаграждения за труд.

Социальные методы - это способы воздействия на социальные интересы персонала организаций в целях активизации их деятельности, придания ей творческого и истинно заинтересованного характера. Задача менеджмента заключается в выявлении степени общности интересов персонала и выработке действенных способов их удовлетворения.

Психологические методы - это способы регулирования взаимоотношений между людьми с целью формирования благоприятного психологического климата, который является одним из важнейших факторов высокоэффективной деятельности людей. Эти способы многочисленны и разнообразны, их эффективность во многом определяется искусством менеджеров объединять персонал и создавать здоровый корпоративный дух.

Методы должны обеспечивать:

а) высокую эффективность деятельности;

б) активную творческую деятельность;

в) четкую организацию деятельности;

г) слаженную работу всего персонала.

Принципы формирования методов управления:

а) сочетание интересов личных, коллективных и общественных;

б) методы должны представлять из себя систему;

в) должны быть объективными (в основе должны лежать законы).

Механизм выбора методов управления включает следующие действия:

1) анализ, исследование и оценку ситуации, характера интересов участников совместной деятельности;

2) выявление направлений воздействия;

3) выбор состава и содержания методов;

4) обеспечение условий для применения выработанных методов;

5) осуществление практической работы по применению методов.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.