Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие государственной политики. Механизмы формирования государственной политики





Политика – это искусство управления государством, ведение государственных дел, содержание деятельности органов власти. Всякие элементы государственного управления приобретают политический характер, если затрагивают интересы социальных групп, классов, национальностей, широких народных масс.

Политика всегда отражает определенные интересы, прежде всего социально-экономические, она вытекает из экономического состояния общества и является эффективной, если соответствует потребностям развития. Вместе с тем политика обладает самостоятельностью и влияет на все сферы жизни, в том числе на экономику, выражая ее в концентрированном виде.

В демократическом обществе основой формирования государственной внутренней и внешней политики является воля народа, которую он проявляет на референдумах, выборах представительной и исполнительной власти, в акциях одобрения или протеста и в других формах. Облеченные доверием народа органы и должностные лица государственной власти разрабатывают стратегию и тактику управления страной, которые материализуются в нормативных правовых и других актах. Органы государственного управления различных уровней реализуют на практике стратегические цели и тактические решения.

Механизм разработки политики включает выбор соответствующих приоритетов, учитывает последствия их реализации в экономической, социальной, экологической и других сферах, предусматривает оценку затрат, выгод и рисков. Целевые ориентиры и ограничения выражаются в показателях качества жизни (продолжительность жизни, состояние здоровья, объем знаний, доход на душу населения, занятость, реализация прав человека и др.), уровня экономического развития, экологического благополучия.



Основные направления внутренней и внешней политики российского государства определяет Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. При этом он исходит из реальных возможностей государства и объективных внешних и внутренних факторов. Так, важнейшим фактором, определяющим государственную политику, стало изменение геополитического положения России, потеря ею в связи с распадом СССР статуса сверхдержавы, экономической и военной мощи.

Российская государственная политика может группироваться по различным видам. С точки зрения объекта воздействия можно выделить такие направления как внешняя политика, экономическая политика (реформирование и развитие экономики), финансовая, аграрная, региональная, социальная политика, идеологическая (духовная) политика, военная политика, политика в отношении органов власти и государственного управления и так далее.

В конечном счете, государственная политика направлена на создание условий и гарантий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласованная единая государственная политика разрабатывается на основе взаимодействия Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ и других органов власти и получает концентрированное воплощение в прогнозах и федеральных целевых программах развития, в международных договорах России, в законах Российской Федерации и других документах и нормативно-правовых актах.

В законотворческой деятельности участвуют все ветви власти, федеральные и региональные органы государственного управления. Составляется план законопроектных работ. Правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, представительные (законодательные) органы власти субъектов РФ, Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Верховный Суд РФ.

Проекты законов и законодательных предложений направляются в Государственную Думу ответственными за их подготовку и представление в парламенте органами власти и подразделениями с:

• обоснованием необходимости принятия;

• оценкой их согласованности с другими нормами;

• ожидаемыми социально-экономическими и иными последствиями применения;

• финансово-экономическим обоснованием.

Проекты по предметам совместного ведения федеральных органов государственной власти и субъектов РФ в предварительном порядке направляются органам исполнительной власти субъектов РФ.

Принятые Государственной Думой федеральные законы передаются на рассмотрение Совета Федерации. В случае отклонения им закона (вето) палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления разногласий. Вето Совета Федерации преодолевается Государственной Думой при повторном голосовании не менее чем 2/3 голосов общего числа депутатов.

Принятый Парламентом закон направляется Президенту РФ. Если Президент его отклоняет, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон. В случае одобрения в ранее принятой редакции закона большинством, не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.

Законы вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу.

Президент РФ наделен полномочиями издавать указы и распоряжения. По вопросам, носящим нормативный характер, издаются указы, по вопросам оперативного характера – распоряжения, не являющиеся нормативными актами.

Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ издает постановления и распоряжения и обеспечивает их реализацию. Решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Решения по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений.

Указы и распоряжения Президента РФ, постановления я распоряжения Правительства РФ не должны противоречить законам, в случае противоречия действуют положения законов. Указы Президента РФ либо развивают те или иные положения законов, либо формулируют нормы отношений, которые не урегулированы законом, т. е. устраняют проблемы в законодательстве.

Министерства и другие федеральные органы исполнительной власти принимают в случаях и в пределах, предусмотренных законами и иными правовыми актами, нормативные ведомственные акты, также являющиеся источниками гражданских прав и обязанностей. Ведомственные акты издаются во исполнение решений высших органов государственной власти по их поручению или по инициативе самих органов федеральной исполнительной власти в соответствии с их компетенцией в виде приказов, постановлений, инструкций, положений, разъяснений, указаний. Эти акты регулируют отношения центральных органов власти с подведомственными предприятиями, организациями, учреждениями и другие вопросы.

Регистрацию нормативных актов министерств и ведомств РФ осуществляет министерство юстиции. Акты, не прошедшие регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий.

Разработанная государственная политика, получившая выражение в правовых актах и других официальных документах, становится основой управления, принятия решений и их выполнения с последующей оценкой.

Управление реализацией государственной политики предполагает проведение соответствующих мероприятий, конкретных действий, которые вначале принимают также форму распоряжений, решений руководителей или коллективного органа.

Процесс принятия решений включает следующие этапы:

1. Определение целей. Целью может быть намеченное задание или условие, послужившее причиной принятия решения. Цель должна быть конкретной, объективной, реальной, предполагать действия, иметь соответствующее измерение.

Цели подразделяются на краткосрочные, промежуточные, долгосрочные, по очередности достижения, большие и малые (по критерию затрат ресурсов), конкурирующие, независимые и дополнительные. Классификация целей позволяет устанавливать приоритеты, одним целям отдавать предпочтение, а другие – отложить.

2. Выявление проблемы. Принятие решения всегда связано с преодолением какой-либо проблемы или с использованием возможностей. Проблема выявляется при сопоставлении цели с фактическим состоянием дел. В государственном управлении особенно важно не менять местами цель и средство.

3. Сбор необходимой информации. Для определения характерных особенностей проблемы, выявления путей ее решения привлекается необходимая информация. Принимается во внимание только значимая достоверная информация. Она обобщается в соответствующие блоки.

4. Согласование и рассмотрение возможных альтернатив. Альтернативные варианты сравниваются по заранее принятым критериям и с учетом поставленной цели. Одни решения имеют ограниченное число альтернатив, а по другим – большой диапазон выбора. На основе более тщательного анализа, изучения ситуации выбирается наиболее реальное направление.

5. Выбор варианта решения. Выбор варианта для принятия решения всегда является самым трудным и ответственным этапом. Это сердцевина государственного управления. Отслеживаются результаты других решений, оценивается имеющийся опыт, выявляются сходства и различия, по каждой альтернативе взвешиваются все «за» и «против». Для принятия решения необходимы также смелость, решительность, воля, сама способность принимать взвешенные и своевременные решения.

6. Разработка мероприятий по реализации решения. Выполнение решения требует энергии и организаторских способностей. Поэтому принятое решение обязательно подкрепляется конкретным и детализированным планом мероприятий по его реализации с распределением ответственности по исполнителям.

7. Распределение ответственности. Ответственность за решение возлагается в первую очередь на тех, кто его разрабатывает и принимает, а во вторую – на кого эта ответственность официально возложена.

По результатам выполнения проводится оценка решения. На основе учета опыта и методов анализа предыдущих решений совершенствуется практика принятия решения.

Решения классифицируются по значимости, периодичности, рискованности. Значимость решения определяется влиянием его последствий. Наиболее значимые решения принимаются не часто, но им уделяется большее внимание.

Реализация решений возложена на органы исполнительной власти. Они обязаны выполнять как собственные решения, так и решения законодателей, судебной власти. Если решения адресованы непосредственно юридическим и физическим лицам и возлагают на них обязанности, то выполнение этих обязанностей должны контролировать также органы исполнительной власти.

О практической реализации государственной политики судят прежде всего по состоянию соблюдения законодательства, выполнения указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, решений органов власти на всех уровнях. Даже решение о его реализации останется планом действий до тех пор, пока действие фактически не совершится. Контроль и проверку исполнения органами власти РФ и субъектов РФ, их должностными лицами, а также организациями федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, общенациональных проектов осуществляетКонтрольное управление Президента Российской Федерации. Оно является самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ.

В целях повышения ответственности должностных лиц органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ за безусловное и своевременное исполнение поручений Президента РФ вводится система упреждающего контроля. Руководители указанных органов обязаны заблаговременно представлять в Контрольное управление Президента РФ информацию о принятых мерах по исполнению поручений Президента РФ с последующим докладом в установленные сроки об итогах проведенной работы.

В соответствии с КонституциейРФ Президент РФ назначаетсвоих полномочных представителей в семи федеральных округах. Полномочный представитель Президента РФ является должностным лицом, представляющим Президента РФ в пределах соответствующего федерального округа. Он осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектовРФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами и обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах федерального округа.

Представитель Президента РФ не вмешивается в деятельность органов государственной власти и управления субъекта РФ, не издает обязательные для исполнения распоряжения.

Представители Президента РФ организуют работу федеральных коллегий, в которые входят руководители федеральных ведомств в субъектах РФ. Коллегии координируют деятельность подразделений федеральных органов исполнительной власти в субъектах РФ.

Реализация государственной политики, точное и своевременное выполнение решений органов власти определяются объективными и субъективными, внутренними и внешними факторами. Многое зависит от степени доверия граждан государству. Люди часто критически настроены к власти, поэтому завоевать народное доверие действующей власти нелегко.

Прочное доверие достигается, если программа действий власти реальна, олицетворяет справедливость, включает меры, удовлетворяющие общие интересы, а управление осуществляется авторитетными людьми. Эти внешне простые и всем понятные принципы способны вернуть власти даже ранее утраченное доверие.

Неисполнение законов, указов Президента РФ, вступивших в силу решений судов, является грубым нарушением дисциплины в системе государственной службы. Оно может проявляться в нарушении порядка применения норм и сроков исполнения, установлении не предусмотренных нормативными правовыми актами процедур реализации прав граждан, искажении содержания актов.

Персональную ответственность за состояние исполнительской дисциплины несут руководители федеральных органов власти и главы исполнительной власти субъектов РФ.

Повышение оперативности, обоснованности и корректности принимаемых решений по регулированию сфер общества обеспечивается соответствующим уровнем информации. Информатизация пронизывает все направления деятельности органов управления, предприятий, учреждений, оказывает решающее влияние на процесс принятия решений, предопределяет компетентность государственных служащих.

Осуществляется программа правовой информатизации органов государственной власти. Она признана создать условия для согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти РФ и субъектов РФ в едином информационном пространстве.

Очень важная роль в государственном управлении принадлежит так называемому электронному правительству. Электронное правительство имеет следующие основные цели:

· оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;

· повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;

· поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;

· рост технологической осведомленности и квалификации граждан;

· снижение воздействия фактора географического местоположения.

Основная работа по формированию электронного правительства была начата с момента принятия государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р.

В настоящее время разработаны и функционируют ключевые элементы национальной инфраструктуры электронного правительства, в том числе:

· единый портал государственных и муниципальных услуг;

· единая система межведомственного электронного взаимодействия;

· национальная платформа распределенной обработки данных;

· единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;

· информационная система головного удостоверяющего центра.

Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), помимо информирования о порядке получения государственных и муниципальных услуг и функций, обеспечивает возможность для заявителей подавать заявления в электронной форме на получение государственных услуг, получать в электронной форме информацию о ходе рассмотрения заявлений, а также юридически значимый результат рассмотрения заявления. Кроме того, пользователь может в электронной форме оставить отзыв о качестве предоставленных ему услуг.

С целью обеспечения единой технологической и коммуникационной инфраструктуры информационного взаимодействия существующих государственных и муниципальных информационных систем Минкомсвязью России создана единая система межведомственного электронного взаимодействия или СМЭВ. Система взаимодействия предназначена для решения следующих задач: обеспечение исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме; обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме; обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций

По итогам 2011 года Россия заняла 27 место в мире в рейтинге электронного правительства ООН, улучшив свои позиции на 32 пункта – в прошлом рейтинге она находилась на 59-м месте.

Государственная политика является основой работы всех министерств и ведомств, органов исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях по подготовке конкретных мероприятий, обеспечивающих ее реализацию, по срокам и исполнителям. Реализация политики не может быть делом только органов государственной власти, это дело всего общества, всех слоев населения.

В стране идет процесс становления нового общественного строя, политической системы. В связи с этим совершенствуется система исполнительной власти. Повышается роль перспективного и текущего прогнозирования в управлении, строго разграничиваются функции и полномочия органов по горизонтали и вертикали. Пересматриваются методы государственного участия в экономике, развитии науки, образования, культуры. Усиливаются регулирующие и контрольные функции, улучшается кадровый состав государственного аппарата.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.