Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Конституция Российской Федерации и Конституция Республики Башкортостан о местном самоуправлении





 

Местное самоуправление является важнейшей составной частью управления обществом. Необходимость его закреплена законодательно на всех уровнях. Широкое применение местного самоуправления в России – это объективная необходимость, обусловленная совокупностью факторов. Основными из них являются:

· неизбежность преобразований всей системы управления российским обществом с переносом тяжести на территориальный уровень;

· целесообразность рассредоточения государственной власти по всем уровням управления, настоятельная необходимость в децентрализации управления;

· историческая потребность в широкой демократизации всех сфер жизни российского общества, необходимость равноправного и реального участия населения в его развитии;

· важность усиления ориентации местных сообществ на повышение деловой активности;

· острая необходимость преодоления затянувшегося кризиса в России.

Развитие местного самоуправления имеет большое экономическое, социальное и политическое значение. Экономическое значение местного самоуправления состоит в том, что его развитие способствует развитию деловой активности населения муниципального образования, и, в конечном счете, повышению эффективности функционирования его хозяйства и увеличению вклада в развитие региональной и национальной экономики.

Социальное значение местного самоуправления видится, прежде всего, в его ориентации на улучшение качества жизни населения муниципального образования. Органы местного самоуправления по закону обеспечивают удовлетворение всех потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, причем на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов.



Политическое значение местного самоуправления состоит в развитии народовластия в России, существенном расширении возможностей добровольного участия населения муниципального образования непосредственно или через представительные органы в решении всех вопросов местного значения. Для этого могут быть использованы разнообразные формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления самоуправления.

Местное самоуправление, согласно Европейской Хартии о местном самоуправлении, составляет одну из основ любого демократического строя. Статья 2 Хартии гласит: "Принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны, и по возможности, в конституции страны".

Конституция РФ признает и гарантирует местное самоуправление в статьях 3,12,130-133 и др. Местное самоуправление, как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. В соответствии со статьей 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Признавая и гарантируя местное самоуправление. Конституция РФ устанавливает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. В статье 130 "местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью". Вместе с тем Конституция РФ исходит из того, что право местного самоуправления осуществляется населением как через формы прямого волеизъявления, так и через выборные и другие органы местного самоуправления.

Европейская Хартия о местном самоуправлении определяет, что финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им конституцией или законом полномочий. Этот важнейший принцип местного самоуправления получил свое правовое закрепление в Конституции РФ. Статья 132 предоставляет органам местного самоуправления право самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы. Статья 133 Конституции РФ гарантирует права органов местного самоуправления на судебную защиту, компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

Конституция Российской Федерации закрепила следующие принципы местного самоуправления:

1. Принцип экономической самостоятельности, означающей:

а) равноправие муниципальной собственности среди других форм собственности;

б) самостоятельное владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

в) самостоятельное утверждение и исполнение местных бюджетов;

г) самостоятельное установление местных налогов и сборов;

д) соответствие материально-финансовых ресурсов местного самоуправления его компетенции.

2. Принцип организационно-правовой направленности, означающей:

а) самостоятельное решение населением вопросов местного значения;

б) организационное обособление местного самоуправления;

в) многообразие форм осуществления местного самоуправления;

г) учет мнения населения при изменении границ муниципального образования;

д) законность в организации и деятельности местного самоуправления;

е) гласность в системе местного самоуправления;

ж) коллегиальность и единоначалие в системе местного самоуправления;

з) гарантии местного самоуправления;

и) ответственность в системе местного самоуправления;

к) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

л) взаимодействие местного самоуправления с государством.

Конституция Российской Федерации и принятый в соответствии с ней в 1995 году Федеральный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", основываются на тех подходах к определению местного самоуправления, которые изложены в Европейской Хартии о местном самоуправлении. В соответствии с Конституцией РФ Федеральный Закон о местном самоуправлении определяет роль местного самоуправления в осуществлении демократических преобразований в России, правовые, экономические и финансовые основы самоуправления и государственные гарантии его осуществления, устанавливает общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.

Республика Башкортостан, как субъект Российской Федерации, одной из первых законодательно закрепила и сделала практические шаги в становлении местного самоуправления. Так, Конституция Республики Башкортостан (в редакции от 3 декабря 2002 года) в восьмой главе в шести статьях (109-114) речь весьма конкретно определяются правовые основы местного самоуправления. В статье 112 заложены принципиальные элементы, которые довольно четко раскрывают конституционный механизм реализации местной власти на принципах местного самоуправления. "Органы местного самоуправления, – определено в Конституции РБ, – самостоятельно управляют муниципальной собственностью, в пределах своей компетенции формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения". Более того, в этой статье Конституция обязывает органы государственной власти республики содействовать местному самоуправлению. Впервые в Конституции четко оговаривается, что местное самоуправление осуществляется и в городских и в сельских поселениях.

Реализуя основные положения Конституции Республики Башкортостан, в конце 1994 года Верховным Советом Республики Башкортостан были приняты законы "О местном государственном управлении в Республике Башкортостан" и "О местном самоуправлении в Республике Башкортостан" (был радикально обновлен в 1998 году). На основе этих законов города и районы республики получили свой статус в системе органов государственной власти, а сельские и поселковые Советы свой – как муниципальные образования. Такое положение соответствовало статье 108 Конституции Республики Башкортостан 1993 года, где были закреплены два вида местной власти: местное государственное управление и местное самоуправление. Получалось так, что местное самоуправление осуществлялось только в сельской местности, а районные и городские Советы и их исполнительные органы – администрации относились одновременно и к государственному и к местному управлению.

Тем самым система местной власти в Республике принципиально отличалась от российской, где города и районы были отнесены к муниципальному, а не государственному уровню. Система местного государственного управления на городском и районном уровнях, обладая определенными преимуществами, тем не менее, была обречена, поскольку не обеспечивала реализацию права граждан на местное самоуправление в городах, не соответствовала российскому конституционному принципу необходимости отделения государственных органов от органов местного самоуправления.

В итоге в 2000-2003 гг. были проведены серьезные преобразования в системе местной власти в Республике Башкортостан. Уже Закон Республики Башкортостан “О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан”, принятый 3 ноября 2000 года, существенно изменил положение в этой области. Местное государственное управление по существу было упразднено, а вместо этого был введен термин “местные органы государственной власти в районах и городах РБ”. В принципе, это те же городские и районные органы власти (Советы и администрации), которые вошли в систему органов государственной власти РБ. Фактически термин “местный” здесь применяется в значении “территориальный”.

Местное самоуправление не было ограничено только селами и поселками Республики Башкортостан, а распространяется на все типы поселений. Согласно закону РБ “Об установлении границ муниципальных образований РБ”, а также соответствующим поправкам в законе РБ “О местном самоуправлении в РБ”, в городах РБ были созданы муниципальные образования, первые выборы в представительные органы которых прошли 16 марта 2003 года.

Однако система местного самоуправления в Республике Башкортостан нуждалась в дальнейшем развитии, в приведении ее в соответствие с российскими и международными стандартами в сфере местного самоуправления. В первую очередь это было сделано в рамках реализации ФЗ №131. (см. гл. Особенности организации и функционирования местной власти в Республике Башкортостан. Реформирование местного самоуправления в Республике Башкортостан).

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.