Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Технологические основы деятельности





Психолога-консультанта

Тема 8. Понятие о техниках и технологии применительно

К практике консультирования

Вопросы:

1. Понятия: «техника» и «технология» в консультировании.

2. Техники активного слушания.

3. Техника прояснения.

4. Техника консультирования немецкого психолога А. Ленца «анализ социальной сети клиента».

5. Промежуточные техники.

6. Техники-ошибки консультанта.

Вопрос 1. Понятия: «техника» и «технология» в консультировании

В Большой советской энциклопедии понятие «технология» оп­ределяется следующим образом: (от греч. techne - искусство, мастерство, умение - и ... логия - совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы… (БСЭ, с.1341).

И.С. Шемет пишет: «Технология - это способдостижения конструктивной цели. Для достижения конструктивных целей в социальной сфере мало осознавать эти цели, нужно иметь способы их достижения, т.е. технологии. Чем совершеннее технология, тем быстрее достигается цель… То общество выживет и будет процветать, которое создаст самые эффективные технологии улучшения человека и сделает их массовыми» (Шемет И.С. Интегративные психотехнологии в социальной работе. - Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2004. - С.61).

Технология применительно к консультированию - это совокупность методов, методик, техник, способов и приёмов организации общения психолога и клиента (группы), применяемая первым по запросу и при непосредственном участии вторых с целью изменения их состояния, отношений, положения, социально-психологических характеристик и свойств для продолжения полноценного социального развития и профилактики осложнений процесса социализации.



Под методикой понимается «совокупность методов обучения чему-нибудь, практического выполнения чего-либо», а метод - это «способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь» (Ожегов С.И. Словарь русского языка, 1984).

Метод носит универсальный характер. Методики всегда «привязаны» к изучению или преобразованию какого-либо конкретного предмета, например, межличностных отношений в семье.

Под методикой следует понимать «совокупность методических, технических приёмов, модифицирующих метод своим своеобразием, последовательностью и взаимосвязью»; под техникой - «совокупность специальных приёмов для эффективного использования того или иного метода» (См. Основы социально-психологических исследований / под ред. А.А. Бодалёва, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. - М: Гардарики, 2007. - С.71).

Пример: техники решение-ориентированного психологического консультирования.

Поиск и активизация ресурсов клиента осуществляются с помощью вопросов:

- Что раньше помогало Вам преодолевать подобные проблемы?

- Как такие проблемы решали Ваши родственники, знакомые?

- Что сейчас помогает Вам решать проблему хотя бы временно?

- Кто или что могло бы Вам помочь в разрешении проблемы?

Наиболее часто применяемые приемы:

1. «Опора на прогресс»: Был ли в последнее время такой период, когда проблема исчезала или значительно уменьшилась? Как Вы думаете, с чем это было связано? Что этому способствовало? Что мы все могли бы сделать, чтобы закрепить эти механизмы?

2. «Фантазии о будущем»: Когда проблема может разрешиться? Что может этому способствовать? Пофантазируйте: Если бы мы встретили Вас, когда у Вас уже было все в порядке, и спросили бы: «Что Вам помогло?», то что бы Вы ответили? Что еще могло бы Вам помочь?

3. «Благодарности авансом»: Продумайте, как Вы будете благодарить людей, включенных в Вашу программу за помощь. Далее клиенту предлагается начать авансом реализовывать программу благодарностей.

4. «Проблема как решение»: Чему научила Вас эта проблема? Чем она была полезна для Вас?

5. «Новое позитивное название»: Придумайте какое-нибудь хорошее имя для Вашей проблемы, чтобы мы могли использовать его в беседе. Поиск хорошего имени для своей проблемы побуждает начать анализировать ее позитивные аспекты.

В настоящее время в консультативной практике применяются концепции, технологии и методы, разработанные в русле психоанализа, бихевиоризма, когнитивизма, интеракционизма, гештальт-психологии, экзистенциально-гумани-стического, социально-конструктивистского, телесно-ориентированного направ-лений, например, психодинамическая концепция в психоанализе и метод индивидуальной психологии А. Адлера, концепция и метод индивидуации К. Юнга, характерологический анализ и метод самоанализа К. Хорни, концепция, технология и методы психосинтеза Р. Ассаджиоли; концепция и методы трансактного анализа Э. Берна; гуманистическая концепция и клиентцентрированный метод К. Роджерса; концепция и конфликт-центрированный метод Н. Пезешкиана; концепция «кризисного вмешательства» и методы кризисной интервенции, концепция совладания и её методы, концепция и методы арт-терапии, трансгенерационная концепция и её методы, имиджелогическая концепция, технология и методы персонального имиджмейкинга, контактологическая концепция и методика контактного взаимодействия Л.Б. Филонова; коучинг, синтезирующий эти и другие технологии и методы; технология и методы акмеологического подхода и другие.

Консультирование - это беседа, т.е. процесс профессионального общения, которым управляет психолог, и который может быть технологизирован.

Структурные компоненты

технологии консультирования:

I КОМПОНЕТА - то, что приносит на консультацию клиент:

1) личность с её индивидуальными особенностями (в т.ч. с теми, которые трудно определить визуально, но их целесообразно выявить с помощью различных методов психодиагностики);

2) трудная жизненная ситуация (тип ситуации по уровню объективной и субъективной сложности, тип ситуации в зависимости от нарушения механизмов социализации и социального развития личности; особенности переживания ситуации и копинг-стратегия клиента и др.);

3) первичный запрос;

4) актуальная проблема (тип проблемы);

5) социальный заказ(целостный и детализированный образ желаемого положения, который находит определение в контракте).

II КОМПОНЕНТА - то, что предъявляет клиенту психолог:

1) личность(ПВК и квалификация);

2)местооказанияпомощи(материально-бытовые условия);

3) технология документирования (контракт, журнал учёта посетителей, индивидуальная карта клиента на бумажном и/или электронном носителе и др.);

4) готовность моделировать процесс психологической помощи:

а) готовность адаптировать базовую технологию первичного собеседования под тип клиента и его запрос о помощи;

б) готовность применить базовые технологии консультирования в зависимости от условий оказания/получения помощи (что предполагает способность психолога на основе базовой технологии консультирования конструировать и применять собственные модели работы с клиентами, адекватные их запросам, половозрастным и индивидуально-личностным особенностям):

- технологию индивидуальной работы с клиентом;

- технологию консультирования диады;

- технологию группового консультирования.

III КОМПОНЕНТА - консультативная беседа.Консультативная беседа - это упорядоченный процесс профессионального общения (предпочтительно, диалогического) психолога и клиента, который разворачивается поэтапно и управляется консультантом. Каждый этап консультативной беседы включает определённый набор процедур и определённым образом структурирован. В каждом отдельно взятом случае она моделируется психологом на основе базовой технологии ведения консультативной беседы с клиентом.

IV КОМПОНЕНТА - процедура оценки эффективности консультирования (объективная и субъективная), самоанализ полученного психологом опыта.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.