Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Кадровое обеспечение и оплата труда работников социальных служб





 

22 ноября 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял «Декларацию прав и свобод человека и гражданина». Была признана необходимость социальной защиты населения. Профессиональная социальная работа получила официальный статус.

Обособление сферы социальной защиты населения в самостоятельный институт поставило перед государством острую проблему насыщения новой отрасли квалифицированными кадрами.

В апреле 1991 г. впервые в России в официальный справочник была включена профессия «социальный работник». С этого времени основным условием реформирования и повышения эффективности деятельности в сфере социальной защиты населения стала разработка и осуществление Федеральной программы подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

В настоящее время профессиональная подготовка осуществляется в различных формах: очная, вечерняя, очно-заочная, заочная, экстернат. Утвердился многоступенчатый уровень образования: допрофессиональное, профессиональное, послевузовское, повышение квалификации, переподготовка кадров.

Желающие стать профессионалами в области социальной работы имеют возможность получать различную профессионально-уровневую квалификацию и специализацию в средних специальных учебных заведениях (училищах, техникумах, лицеях, колледжах), в вузах, аспирантуре.

Осваивается двухуровневая система профессиональной подготовки: бакалавриат и магистратура.

Готовят специалистов для социальной сферы Московский государственный социальный университет, 61 высшее и 5 средних специальных учебных заведений, более 30 профессионально-технических и медицинских училищ.

Отрабатывается система подготовки кадров различных специальностей: для работы в территориальных социальных службах для решения социальных проблем семьи и различных возрастных категорий населения, групп с различными медицинскими, социальными и другими отклонениями.



Во многих регионах лицам, имеющим высшее или среднее образование, предоставляется возможность пройти переобучение на спецфакультетах, отделениях вузов и в средних профессиональных учебных заведениях по специальности «социальный работник».

Складывается система непрерывного профессионального образования в подготовке специалистов социальной работы. Созданы учебно-методические объединения и научно-исследовательские коллективы институтов, лабораторий. Они ведут работу по совершенствованию учебно-методической литературы, апробации различных педагогических технологий, методов и форм обучения, способствующих эффективности учебно-образовательного процесса в профессионально-личностном становлении нового специалиста в обществе.

Кадры социальной работы - это люди, работающие в системе социальной защиты, выполняющие должностные задачи и наделенные для этого определенными обязанностями, правами и ответственностью.

В системе социальной защиты населения различают «социальных работников» и «специалистов по социальной работе».

В соответствии с должностными обязанностями специалист по социальной работе:

- выявляет на предприятии (в объединении, организации, учреждении), в курируемом микрорайоне (округе, муниципалитете) семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, психолого-педагогической, социально-экономической, социально-бытовой и иной помощи, в охране нравственного, физического и психического здоровья, и осуществляет их патронаж;

— устанавливает причины возникших трудностей, конфликтных или кризисных ситуаций (по месту жительства, работы, учебы и т.д.), оказывает содействие в их разрешении и социальную защиту;

— содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению;

— проводит среди населения работу по пропаганде здорового образа жизни, планированию семьи, соблюдению общественных норм жизни в социуме, предупреждению правонарушений и т.д.;

— оказывает консультативную помощь семьям, помогает в трудоустройстве несовершеннолетних, инвалидов, пенсионеров;

— проводит индивидуальную работу с детьми, подростками, лицами асоциального поведения, а также с теми, кто испытывает негативное воздействие социального окружения;

— выявляет и оказывает содействие лицам, нуждающимся в опеке и попечительстве, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи;

—участвует в работе по созданию центров социального обслуживания и социальной помощи семье, социальной реабилитации, приютов, подростковых и семейных центров, ассоциаций;

—организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации выпускников детских домов и лиц, вернувшихся из специализированных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы.

Кадры социальных работников можно квалифицировать по признакам трудовой занятости в определенной структуре и занимаемым должностям.

Социальная работа - сложная многофункциональная деятельность, в которой группа социально-экономических методов по существу объединяет все те способы, с помощью которых специалисты оказывают воздействие на интересы и потребности клиентов.

Материальная мотивация и поддержка жизнедеятельности личности и социальных групп, испытывающих в этом потребность, имеет первоочередное значение в системе социальной работы.

Как известно, сфера социального обслуживания занимается распределением, обменом, обслуживанием потребления материальных благ и нематериальных услуг. Всякий процесс труда в свое производство включает три основных элемента: предмет труда, средство труда и сам труд.

В социальных отраслях процесс труда существенно модифицируется. Объектом воздействия (как бы «предметом труда») является человек, его физическое и психическое здоровье, умственные и эстетические потенции.

Средства труда тоже, строго говоря, таковыми не являются, так как основные фонды учреждений медицины, здравоохранения, народного образования, социального обслуживания и пр. не выполняют функцию средств труда, а являются средством (предметами) потребления. Причем это предметы совместного потребления. Перенесения их стоимости на продукт труда здесь не происходит.

Своеобразно и содержание самого труда как целесообразной деятельности человека. Труд социальных работников -это, как правило, сложный психологический, умственный и физический труд, не ограниченный рамками законодательно установленного времени и связанный с высоким нервно-эмоциональным напряжением.

В сфере социального обслуживания значительно уже возможности механизации и автоматизации труда, хотя и здесь используются компьютеры, создаются автоматические базы данных и т.д. Чрезвычайно велика роль субъективного фактора, в совокупных затратах труда преобладает живой, а не овеществленный труд. Отсюда трудности в нормировании труда и оценке его результатов.

Вопросы оплаты труда занимают особое место в трудовых отношениях. Оплата труда - основной инструмент возбуждения и непрерывного поддержания интереса работника к высокопроизводительной отдаче своих трудовых усилий.

В социалистической экономике проблему оплаты труда в течение многих лет пытались решить по правилу «оплата труда должна соответствовать его количеству и качеству». Однако перенести это правило из области теоретизирования на практическую почву так и не удалось.

Причина в том, что неразрешимую проблему представляет измерение количества труда как количество затрачиваемой работником физической энергии и умственных усилий.

Предположение о прямо пропорциональной зависимости между количеством труда и затратами рабочего времени условно, а именно на нем зиждется повременная оплата труда, широко распространенная как в нерыночной, так и в рыночной экономике. Представляет трудность определение цены часа рабочего времени как многофакторного показателя.

Наиболее предпочтительна используемая в системе социальной работы повременная система оплаты труда, основанная на использовании сетки тарифных ставок и должностных окладов, применительно к определенному уровню квалификации работника.

Эффективность деятельности социальных служб обеспечивают специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, практический опыт и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг.

Право на профессиональную деятельность в сфере социального обслуживания имеют граждане, получившие высшее или среднее профессиональное образование или профессиональную подготовку в образовательных учреждениях РФ, а также имеющие лицензию на право самостоятельной работы в сфере социального обслуживания. Лицензирование определяется в порядке, установленном Правительством РФ, органами исполнительной власти ее субъектов.

Экономический статус социального работника государственной системы социального обслуживания определяется нормативно-правовыми документами. В их числе указ Президента РФ «О дополнительных окладах в органах государственной власти» от 26 августа 1995 г. № 879; постановление Правительства РФ «О повышении тарифных ставок (окладов) единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы» от 24 августа 1994 г. № 823; утвержденные приказом Министерства социальной защиты населения Примерные положения о деятельности учреждений социального обслуживания, а также постановление Министерства труда РФ от 22 февраля 1996 г. № 12 и др.

Оплата труда работников государственной и муниципальной системы социальной защиты населения основана на тарифной системе. Тарифная система - это совокупность нормативов, с помощью которых государство регулирует уровень заработной платы по отраслям в зависимости от квалификационных признаков, характера и условий труда работников.

Тарифная система включает тарифно-квалификационные требования, тарифные ставки, тарифную сетку и районные коэффициенты к заработной плате (табл. 18).

Квалификационные требования к работающим в сфере социального обслуживания состоят в следующем:

- специалист по социальной работе высшей категории должен иметь высшее образование, сертификат специалиста по социальной работе и стаж работы в должности специалиста по социальной работе Г категории не менее трех лет;

- специалист по социальной работе I категории - высшее образование, сертификат специалиста по социальной работе и стаж работы в должности специалиста по социальной работе II категории не менее трех лет;

- специалист по социальной работе II категории - высшее образование, сертификат специалиста по социальной работе и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее трех лет;

- специалист по социальной работе - высшее образование без предъявления требований к стажу работы и сертификата специалиста по социальной работе или среднее специальное образование, сертификат специалиста по социальной работе и стаж работы в учебно-воспитательных, медицинских учреждениях или органах социальной защиты не менее пяти лет.


Таблица 18

Разряды оплаты труда ETC

по должностям работников бюджетных учреждений и организаций службы социальной защиты населения РФ

№ п/п Наименование должностей работников Диапазон разрядов
Заведующий отделением (социальной службой) 11-14
Специалист по социальной работе 8-13
Социальный работник 3-8
Директор учреждения социального обслуживания:  
  а) со стационаром 15-18
  б) без стационара 14-17
Директор дома-интерната 15-18

Тарифная сетка - это шкала, определяющая положение тарифных ставок второго и последующего разрядов работающих к тарифной ставке первого разряда. Тарифная сетка характеризуется числом разрядов, диапазоном сетки и межразрядными соотношениями, т.е. абсолютными и относительными (в %) нарастаниями тарифных коэффициентов от разряда к разряду. Единая тарифная сетка (ETC) по оплате труда работников бюджетной сферы приведена в табл. 19.


Таблица 19

Единая тарифная сетка по «плате труда работников бюджетной сферы

Тарифный разряд Тарифный коэффициент Абсолютное возрастание тарифных коэффициентов Относительное возрастание тарифных коэффициентов, %
1,0 - -
1,30 0,30
1,69 0,39
1,91 0,22
2,16 0,25
2,44 0,28
2,76 0,32
3,12 0,36
3,53 0,41
3,99 0,46
4,51 0,52
5,10 0,59
5,76 0,66
6,51 0,75
7,36 0,85
8,17 0,81
9,07 0,90
10,07 1,00

Согласно постановлению Правительства РФ «О повышении тарифных ставок (окладов) единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы», с 1 сентября 1995 г. I разряд ETC по оплате труда работников бюджетной сферы, финансируемых из федерального бюджета, установлен в размере 60 тыс. руб. в месяц. Кроме того, увеличены тарифные ставки первых четырех разрядов: на 20000 руб. - для 1-го, на 16800 руб. - для 2-го, на 11800 руб. - для 3-го, на 6600 руб. - для 4-го.

Повышение тарифных ставок работникам организаций бюджетной сферы, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, производится субъектами РФ самостоятельно за счет их бюджетов.

Тарификация работников зависит от уровня профессионального образования и стажа работы по специальности. Тарифно-квалификационные характеристики «социального работника» содержат следующие требования по разрядам оплаты:

- 3-4-й разряды - среднее полное (общее) образование или основное общее образование и индивидуальная подготовка без предъявления требований к стажу работы;

- 4-5-й разряды - начальное профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее трех лет;

- 6-7-й разряды - высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы не менее трех лет;

- 8-й разряд — высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее пяти лет.

Требования к квалификации по разрядам «специалиста по социальной работе»:

- 9-й разряд - высшее соответствующее образование и стаж работы по специальности не менее года, или высшее иное образование и стаж работы не менее двух лет, или соответствующее среднее специальное образование и стаж работы по специальности не менее трех лет;

- 10-й разряд - высшее соответствующее образование и стаж работы по специальности не менее двух лет, высшее иное образование и стаж работы не менее трех лет или соответствующее профилю среднее специальное образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее пяти лет;

- 11-й разряд - высшее профессиональное (по профилю) образование и стаж работы по специальности не менее трех лет или высшее иное образование и стаж работы по специальности не менее пяти лет;

- 12-й разряд - высшее соответствующее образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее пяти лет или высшее иное образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее семи лет;

- 13-й разряд - высшее профессиональное (по профилю) образование, стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее пяти лет и наличие научно-методических разработок по профилю работы.

Постановлением Минтруда РФ от 22 февраля 1996 г. № 12 изменен диапазон разрядов должности «социальный работник» в приложении № 1 «Разряды оплаты труда Единой тарифной сетки по должностям работников бюджетных учреждений и организаций службы социальной защиты населения Российской Федерации». При этом разряды оплаты труда устанавливаются на один разряд выше по сравнению с разрядом, определенным в соответствии с ETC:

- социальным работникам, которые обслуживают в надомных условиях граждан пожилого возраста и инвалидов, в значительной степени или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в услугах, не входящих в перечень, предоставление которых требует специальной курсовой подготовки по вопросам медицинского ухода, медицинской и социальной реабилитации, диетологии, личностной психологии, конфликтологии и т.д., а также увеличения кратности посещений обслуживаемых граждан по сравнению с действующими нормативами;

- специалистам по социальной работе, занятым с наиболее сложными категориями населения, в том числе с несовершеннолетними с девиантным поведением, безработными, семьями «группы риска», одинокими несовершеннолетними матерями, с лицами, страдающими психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией, склонных к суициду, с вернувшимися из мест лишения свободы; осуществляющим методическое руководство и помощь работникам в организации обслуживания населения, при внедрении новых форм социального обслуживания, при работе в сельской местности;

- социальным работникам, специалистам по социальной работе и заведующим отделениями (социальными службами), деятельность которых протекает в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, на территориях вооруженных и межэтнических конфликтов на период, определенный решениями Правительства РФ или органами исполнительной власти субъектов РФ.

Гарантии и льготы работникам государственной системы социальных служб определяются органами государственной власти РФ. Статья 36 федерального закона РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» определяет, что социальные работники, занятые в государственном и муниципальном секторах социального обслуживания, имею право на:

1) работу на условиях трудового договора (контракта);

2) бесплатный профилактический осмотр и обследование при поступлении на работу и диспансерное наблюдение в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет соответствующих бюджетных ассигнований;

3) защиту профессиональной чести, достоинства и деловой репутации, в том числе в судебном порядке;

4) получение квалификационных аттестатов и лицензий на профессиональную деятельность в сфере социального обслуживания;

5) повышение квалификации за счет работодателя;

6) бесплатное получение жилой площади и жилищно-коммунальных услуг в случае, если они проживают в сельской местности или поселках городского типа, в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

При исполнении служебных обязанностей социальные работники государственного или муниципального секторов социального обслуживания имеют право на:

1) обеспечение специальной одеждой, обувью или инвентарем или выплату денежной компенсации на их приобретение в порядке, определяемом Правительством РФ;

2) внеочередное обслуживание государственными и муниципальными предприятиями торговли, общественного питания, быта, связи, отделениями сбербанков и учреждений, оказывающих юридическую помощь;

3) первоочередную установку квартирного телефона и приобретение на льготных условиях автотранспорта в целях обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в порядке, определяемом Правительством РФ;

4) бесплатный проезд на транспорте общего пользования (кроме такси) социальных работников, чья профессиональная деятельность связана с разъездами;

5) компенсацию за эксплуатацию личного автотранспорта, используемого для оказания социальных услуг в порядке, определяемом Правительством РФ.

В соответствии с российским законодательством на работников учреждений социального обслуживания государственной и муниципальной системы социальных служб, непосредственно осуществляющих социальную реабилитацию несовершеннолетних, распространяются льготы, аналогичные льготам педагогических кадров образовательных учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних. А на медицинских работников этой системы, непосредственно занятых социально-медицинским обслуживанием, - льготы, предусмотренные для медицинских работников системы государственных учреждений здравоохранения.

Гарантии и льготы работникам социальных служб иных форм собственности устанавливаются учредителями на договорной основе.

Тарифно-квалификационные характеристики призваны способствовать правильному подбору и расстановке кадров, повышению их деловой квалификации, разделению труда между руководителями и специалистами, а также обеспечению единых квалификационных требований по разрядам оплаты.

Постановление Минтруда РФ от 12 октября 1994 г. № 66 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников бюджетных учреждений и организаций службы социальной защиты населения Российской Федерации» кроме квалификационных требований содержит также перечень должностных обязанностей и необходимого объема профессиональных знаний. В качестве примера приведем:

1)Перечень должностных обязанностей заведующего отделением (социальной службой) 11-14-го разрядов: осуществляет общее руководство работой отделения, подбор и обучение сотрудников; обеспечивает надлежащие условия труда и контроль за их деятельностью. Отвечает за ведение документации, учет и отчетность отделения. Организует сохранность материальных ценностей. Осуществляет мероприятия по соблюдению в отделении санитарно-эпидемиологического и противопожарного режимов. Организует выявление и учет граждан, проживающих на территории действия отделения и нуждающихся в социальном обслуживании. Определяет число граждан, обслуживаемых сотрудниками отделения, объем их работы с учетом характера предоставляемых услуг и специфики территории обслуживания. Осуществляет конкретные мероприятия по предоставлению социальной помощи нуждающимся гражданам. Регулярно контролирует качество оказания социальных услуг и их соответствие потребностям обслуживаемых граждан. Проводит анализ и прогнозирование работы отделения. Внедряет новые виды помощи, формы и методы ее оказания. Вносит предложения в вышестоящие организации по совершенствованию форм и методов обслуживания. Содействует привлечению внебюджетных материальных средств для оказания помощи гражданам, нуждающимся в социальной поддержке. Организует их питание, отдых, посещение культурно-массовых учреждений. Осуществляет взаимодействие в вопросах обслуживания граждан с территориальными органами и учреждениями здравоохранения, культуры, образования, благотворительными, религиозными объединениями. Осуществляет мероприятия по привлечению сил и средств предприятий, организаций, общественных объединений и частных лиц к оказанию социальной поддержки обслуживаемым гражданам, координирует их деятельность. Организует через органы здравоохранения, образования, предприятия торговли, общественного питания, коммунального хозяйства, бытового обслуживания и т.д. предоставление обслуживаемым необходимых видов и форм помощи. Организует прием, сохранность и распределение гуманитарной помощи среди обслуживаемых, предоставление им натуральных видов помощи. Рассматривает заявления и предложения граждан по вопросам социального обслуживания и принимает меры по их реализации.

При этом он должен знать теорию и методику социальной работы; законы и постановления, принятые на федеральном, региональном и местном уровнях, другие нормативно-правовые акты, регламентирующие предоставление различных видов социальных услуг; основные направления в проводимой политике социальной защиты населения; отечественный и зарубежный опыт по вопросам социального обслуживания; теорию и практику управления персоналом.

2) Должностные обязанности специалиста по социальной работе, 8-13-й разряды: выявляет и учитывает на территории обслуживания семьи и отдельных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки и осуществляет их патронаж. Устанавливает причины возникающих у граждан трудностей, в том числе по месту жительства, работы и учебы. Определяет характер и объем необходимой им социальной помощи. Содействует активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи или социальной группы. Способствует улучшению взаимоотношений между отдельными людьми и их окружением. Дает необходимые консультации по различным вопросам социальной защиты. Помогает в оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временное социальное обслуживание, для опеки и попечительства. Содействует в помещении нуждающихся в стационарные учреждения органов здравоохранения. Представляет в соответствующие органы и учреждения материалы и документы для предъявления иска о лишении родительских прав, оформлении усыновления и т.д. Организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, а в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде. Координирует деятельность государственных и негосударственных организаций и учреждений по оказанию помощи нуждающимся в социальной поддержке гражданам. Участвует в работе по формированию социальной политики, развитию сети учреждений социального обслуживания населения территории. Повышает свою квалификацию и профессиональное мастерство.

Должен знать: особенности психологии личности и отдельных категорий населения; национальные и религиозные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции; основные направления в проводимой политике социальной защиты населения; законы, постановления, принятые на федеральном, региональном и местных уровнях, другие нормативно-правовые акты в сфере социальной защиты населения; работу органов и учреждений социального обслуживания; отечественный и зарубежный опыт практической социальной работы.

3) Должностные обязанности социального работника, 3-8-й разряды: выявляет граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих на территории обслуживания, нуждающихся в социальной помощи; обеспечивает обслуживание граждан продуктами питания, горячими обедами, промышленными товарами первой необходимости, медикаментами по рецептам врача. Оказывает помощь в уборке жилых помещений, протапливает печи. Сдает вещи в стирку, ремонт и т.п. Оплачивает коммунальные и другие услуги. Организует ремонт жилья, обеспечение топливом, работу на приусадебном участке, проверку правильности льгот и преимуществ, компенсационных выплат, начисления пенсий и пособий; оказывает содействие в поддержании контактов с родными и близкими, в написании писем, заявлений, ознакомлении с печатными изданиями, помогает поддержанию личной гигиены, имеет постоянные контакты с лечащим врачом обслуживаемых. Оказывает первичную медицинскую помощь: измерение температуры тела, накладывание горчичников, компрессов; оказывает первичную психотерапевтическую помощь. Вызывает врача на дом. Сопровождает обслуживаемых в лечебные учреждения, посещает их при помещении в больницу. Организует оказание ритуальных услуг.

Должен знать: нормативные документы по организации социально-бытового обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому, организацию ведения домашнего хозяйства, санитарно-гигиенические требования по уходу за престарелыми и инвалидами в домашних условиях, основы психологии лиц старшего возраста, приемы оказания неотложной помощи, основы законодательства в сфере социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов.

Раздел «Должностные обязанности» тарифно-квалификационных характеристик содержит основные функции, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему указанную должность, и являются основой для разработки должностных инструкций на местах, закрепляющих конкретные обязанности, права и ответственность работника.

Соответствие фактически выполняемых работником обязанностей его квалификации определяет аттестационная комиссия учреждения. Она же проводит переаттестацию работников в соответствии с положениями о проведении аттестации и переаттестации работников учреждений, организаций, предприятий системы социальной защиты населения и работников здравоохранения.

Оплата руководителей учреждений и организаций социального обслуживания проводится в соответствии с показателями отнесения их к группам по оплате труда, определяемым вышестоящими органами управления:

Учреждения социального обслуживания (центры социального обслуживания без стационара)









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.