Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методологические подходы и концептуальные положения решения профессиональных педагогических задач





1.1.Системный подход к решению профессиональных педагогических задач

Общая характеристика системного подхода. Системный подход является методологической основой деятельности, при которой объект познания или преобразования рассматривается как система*. Ключевым понятием данного подхода является «педагогическая система (ПС)». Под педагогической системой Л.Ф.Спирин понимает объединение людей специально созданное для осуществления целей воспитания. ПС возникает вся­кий раз, когда учебная, трудовая, общественно-политическая, науч­ная, художественно-эстетическая, спортивная деятельность людей рассматривается с точки зрения осуществления педагогических це­лей, когда эта деятельность становится источником целей и средст­вом воспитания одновременно. ПС — один из видов сложной социальной динамической системы управления. В состав ПС входят: подсистемы объектов воспитания, субъектов воспитания, субъектов непреднамеренного воспитательного воздействия, педагоги­ческих средств, а также организационных форм и методов работы.

Понятие педагогическая ситуация трактуется как объективное состояние педагогической системы в определенный момент времени. Педагогическая задача – результат осознания воспитателем цели воспитания, а так же условий и проблемы ее осуществления.

Педагогический анализ является системным, основанным на научной методологии и педагогической теории выявления сущности конкретных объектов (процессов) с целью получения информации для решения педагогических задач и исследования этих решений. С помощью его методов педагогические системы изучаются для определения целей, задач и способов действий.



 

_________________

*Системный подход к решению педагогических задач разработал Л.Ф.Спирин, доктор педагогических наук, профессор Костромского педуниверситета им. Н.А. Некрасова, действительный член Академии педагогических и социальных наук1.Его применение к решению педагогических задач стало возможным благодаря появлению ряда пособий совместно с профессором Кононыкиным П.В., доцентами Фрумкиным, М.Л., Степинским М.А., Бочкаревой О.В., Павличковой Г.Л.: Анализ учебно-воспитатльных ситуаций и решение педагогических задач (1974), Основы педагогического анализа (1985), Педагогические задачи и их решение (1991), Педагогика решения учебно-воспитательных задач (1994).

[1] Л.Ф.Спирин Теория и технология решения педагогических задач (развивающее профессионально-педагогическое обучение и самообразование) / Под ред.засл.деятеля науки РФ, доктора педагогических наук, профессора П.И.Пидкасисистого. М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997.-с.174

 

 

Системный подход позволяет смотреть функционально на объект структуры, разложить сложную для решения проблему на ее составляющие вплоть до постановки конкретных, имеющих отработанные методы решения задач, а так же удерживать их вместе в качестве единого целого.

Педагогический анализ, являясь разновидностью познавательной деятельности, осуществляется на основе теории поэтапного формирования умственных действий, эстетических и этических оценок, жизненного опыта.

Наряду с понятиями «система», «педагогическая ситуация» в «терминологическую составляющую» системного подхода входят и такие понятия, как:

- принцип развития – связан с пониманием сущности движения всего мироздания, требует исследования направленности всяких изменений в окружающей реальности;

- принцип конкретно-исторического подхода – истина всегда конкретна в том смысле, что каждый объект и каждое социальное явление – продукт исторического развития. Без конкретно-исторического подхода не может быть подлинно научного анализа и понимания процесса.

Терминосистема педагогической задачи и ее решение.Решать задачу – значит построить мысленно или письменно ориентировочную основу деятельности в виде прогноза и потом выполнить эту деятельность. Осознание педагогической задачи происходит в результате анализа конкретных условий, возникающих в соответствующей ситуации. В результате анализа возникает проблема. В этом смысле и сама ситуация проблемна.

Проблема – объективно возникший в процессе познания вопрос или целый комплекс вопросов, решение которых представляет теоретический или практический интерес.

Вопрос – это неизвестный элемент содержания в задаче, требующий выяснения.

В педагогической задаче, как и в любой вообще, всегда имеется известное содержание и неизвестное, что и есть вопрос:

Как? Почему? Зачем? Что делать? Каковы причины поступка? и др. Эти вопросы связаны с выяснением сущности фактов, явлений, процессов, происходящих в педагогической системе и за ее пределами. Решение каждой задачи предполагает принятие решения.

Прикладная теория принятия решения включает следующие компоненты данного процесса:

· Мотивация принятия решения, осознание цели, необходимости принятия решения.

· Разработка вариантов (альтернатив) для принятия реше­ния. Выявление гипотез. Прежде всего, субъект, ищущий решения, выдвигает известные ему варианты; если убеждается, что один из известных вариантов не подходит, то он предпринимает поиск нового, ранее неизвестного ему. При этом решение приходит или в результате осознанного размышления, или интуитивно.

· Оценка и прогноз перебираемых вариантов (альтернатив). При этом определяется мера возможности осуществления вариантов и производится прогностическая оценка последствий каждого из вариантов.

· Формирование критериев или профилей предпочтения. Критерий— это условный образец (правила; нормы), позволяющий сравнить между собой рассматриваемые варианты решений с точки зрения их целесообразности и эффективности для достижения цели. На основе принятых критериев осуществляется выбор наилучшего варианта. Если критерии четко сформулировать нельзя, то обосновывают предпочтения, дающие возможности делать направленный выбор альтернативы на основе некоторых практических соображений. Если критерий очень сложный, то определяют его составляющие, а затем на их основе конструируют совокупный (глобальный) критерий.

· Выбор варианта-альтернативы путем решения специальных задач методами формальной логики или с использованием эвристических методов и моделей; теоретико-практическое обоснование выбранного варианта.

Подготовка студентов к решению профессиональных педагогических задач. Профессиональная деятельность, направленная на успешное решение образовательно-воспитательных задач в любой педагогической системе (в любом образовательном учреждении) предусмотрена в общепедагогической профессиограмме учителя. Структура общепедагогической профессиограммы включает:

· профессионально-педагогические знания;

· общепедагогические навыки и умения этапа педагогической диагностики и целеполагания; этапа решения педагогических задач по уровню планирования учебно-воспитательного процесса, этапа практической работы по осуществлению намеченного плана, этапа анализа выполнения педагогической работы и определения степени достижения намеченной цели конкретных учебных и внеучебных дел.

Педагогическая деятельность рассматривается как решение профессиональных задач различного типа, класса и уровней; ее можно моделировать как систему задач, подчиненных обобщенным целям обучения и воспитания. Учитель мастер – это человек, способный успешно решать профессиональные задачи, реализуя функцию управления процессом саморазвития (самообразования и самовоспитания) личности, оказывая естественно индивидуализированную помощь. Анализ педагогических ситуаций организуется так, что при этом можно постигать логику становления профессионального мастерства, уяснять социально-нравственные требования к учительской профессии.

Организация практики студентов на основе системного похода к решению профессиональных педагогических задач. В ходе практики студентам необходимо выполнить анализ педагогической ситуаций и решить воспитательные задачи. Целесообразно провести практикум по решению воспитательных задач.

В КГПУ им. К.Э. Циолковского сложился опыт подготовки студентов к решению воспитательных (исследовательских) задач.

 









ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.