Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Источники правового регулирования иностранных инвестиций.





Традиционно источники правового регулирования подразделяются на национальные и международные. Национальные НА, регулирующие инвестиционную деятельность на территории РФ можно подразделить на три группы:

1) нормативные акты, регламентирующие общие вопросы инвестиционной деятельности, к ним относятся Конституция РФ (ст.8, 34, 57), ФЗ от 9.07.1999 № 160 "Об иностранных инвестициях в РФ", ГК РФ, ФЗ от 8.12.2003 "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".

2) НА, которые регламентируют отдельные направления инвестиционной деятельности - ФЗ от 25.02.1992 "Об инвестиционной деятельности РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений", ФЗ от 30.12.1995 "О соглашениях о разделе продукции", ФЗ от 21.07.2005 "О концессионных соглашениях", ФЗ от 22.07.2005 "Об особых экономических зонах в РФ". Кроме того, отделдьные вопросы инвестиционной деятельности регламентируются следующими ФЗ-ами "О финансовой аренде (лизинге)", "О рынке ЦБ", "О банках и банковской деятельности", "Об организации страхового дела в РФ".

3) НА, регламентирующие отдельные вопросы деятельности организаций с иностранными инвестициями: Налоговый и таможенный кодексы, з-н "О таможенном тарифе", "Об охране окружающей среды".

В сфере международных соглашений РФ участвует как в многосторонних, так и в двусторонних договорах. Среди двусторонних необходимо отметить Конвенцию об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Сеул, 1985г. - Сеульская конвенция), Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между гос-вом и лицом другого гос-ва, подписана в Вашингтоне 1965г., Конвенция Унидруа о международном финансовом лизинге от 28.05.1988г. Также Россия подписала ряд соглашений в рамках ВТО, также подписана Европейская энергетическая хартия, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, которое учредило партнерство между РФ и европейским сообществом. В рамках СНГ в 1993г. было подписано соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности, однако в настоящий момент РФ денонсировала данный договор. В марте 1994г. Межпарламентская Ассамблея СНГ приняла рекомендательный законодательный акт об общих принципах регулирования иностранных инвестиций в государствах-участниках ассамблеи, но данный международный акт содержал только общие статьи и не оказал существенного влияния на национальной зак-во.



Помимо многосторонних соглашений для РФ действует большое кол-во двусторонних договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений, а также соглашений об устранении двойного налогообложения.

Понятие иностранного инвестора.

При определении иностранных инвесторов российский законодатель пошел по пути простого перечисления тех субъектов, которые могут выступать иностранным инвестором. Таким обарзом, согласно ст.2 з-на "Об иностранных инвестициях" в качестве иностранного инвестора могут выступать следующие лица:

- иностранное ЮЛ, гражданская правоспособность которого определяется в соотв-вии с зак--вом гос-ва, в котором оно учреждено;

- иностранная организация, не являющаяся ЮЛ, но в силу своей правоспособности имеющие право осуществлять иностранные инвестиции;

- иностранные граждане и лица без гр-ва, постоянно проживающие за пределами РФ;

- международная организация, созданная в соотв-вии с МД РФ;

- иностранные гос-ва, в соотв-вии с порядком, который определяется российским зак-вом.

В отношении каждого из субъектов действующее зак-во делает оговорку, что такой субъект имеет право осуществлять инвестиции на территории России только при условии, что такое право предоставлено личным законом соответствующего субъекта. Всех инвесторов по характеру инвестиций и способу формирования капитала можно разделить на три вида:

1 - индивидуальные инвесторы: в качестве них выступают ФЛ, действующие за собственный счет и от своего имени;

2 - корпоративные инвесторы: организации, производящие инвестирование за счет собственных или заемных средств. Основная цель деятельности таких субъектов - стимулирование производства и извлечение производственной прибыли.

3- институциональные инвесторы представлены финансовыми посредниками ,которые привлекают заемные денежные средства для вложения их в ЦБ и иные финансовые инструменты. Институциональные инвесторы - профессиональные участники финансового рынка.

Правовые режимы допуска инвестиций.

Правовой режим - совокупность правил, регулирующих какую-либо сферу деятельности. В практике правового регулирования иностранных инвестиций выделяют 2 основных типа правовых режима - абсолютные относительные. Сущность абсолютных режимов заключается в том, что иностранным инвестициям предоставляется полная правовая защита и гарантируется отсутствие каких бы то ни было дискриминирующих условий по отношению к другим иностранным инвесторам. Абсолютный режим представляет собой минимальный международный стандарт, действующий в сфере правового регулирования иностранных инвестиций. Он включает в себя обязанность принимающего гос-ва защищать иностранную собственность. Недостатком данного режима является абстрактность его содержания, поэтому он конкретизируется при помощи различных видов относительных правовых режимов.

Среди относительных правовых режимов выделяют 4 вида:

1) режим наибольшего благоприятствования;

2) национальный режим;

3) режим допуска;

Режим деятельности.

Режим наибольшего благоприятствования устанавливается путем заключения международных соглашений и состоит в том, что каждое из договаривающихся гос-в предоставляет инвесторам другого гос-ва режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый им инвесторам из любого третьего гос-ва. Выделяется несколько разновидностей данного режима:

- частичное благоприятствование означает неприменение дискриминационных мер;

- полное благоприятствование: на иностранных инвесторов распространяются льготы, которые предоставляются или будут предоставлены инвесторам из третьих гос-в;

- взаимное благоприятствование: предоставление режима на основах взаимности;

- абсолютное благоприятствование: такой режим предоставляется без условий о взаимности.

Используя данный режим гос-ва стремятся не допустить дискриминации своих инвесторов и создать для них условия, при которых они могли бы осуществлять свою деятельность, пользуясь теми же преимуществами, что и инвесторы из других гос-в. Наилучшего эффекта установления данного режима достигается, когда создается система соответствующих двусторонних договоров, либо заключается многостороннее соглашение, в котором участвует большая группа стран и в рез-те возникает регион, где действуют единые правила деятельности иностранных инвесторов.

Национальный режим может устанавливаться как международными договорами, так и внутренним зак-вом гос-ва. Суть данного режима состоит в том, что деятельность иностранных инвесторов осуществляется на тех же условиях, что и деятельность национальных ЮЛ и ФЛ. Таким образом, для иностранных инвесторов создаются условия, исключающие дискриминацию не только по отношению к иностранным инвесторам, но и по отношению к инвесторам местного происхождения.

Режим допуска - совокупность правил, регулирующих порядок допуска иностранного инвестора на национальный рынок, как правило, такой режим предусматривает специальные правила входа на рынок для иностранных лиц, предусматривая при этом разрешительный порядок.

Режим деятельности - совокупность правил, которые регулируют порядок осуществления инвестиционной деятельности и защиты интересов иностранных инвесторов после того, как они получили доступ на местный рынок. В соотв-вии с данным режимом, национальное зак-во устанавливает различные изъятия льготного или ограничительного характера.

Российское зак-во в кач-ве базового режима предоставляет иностранным инвесторам национальный режим. Вместе с тем, в отношении иностранных инвесторов устанавливаются изъятия ограничительного и стимулирующего характера. К изъятиям ограничительного характера относится вложение иностранного капитала в банки, иные кредитные организации и страховые организации.

Изъятия стимулирующего характера представляют собой систему льгот для иностранных инвесторов, к таким льготам относятся льготы по уплате налогов и таможенных пошлин.

Следует иметь в виду, что изъятия из национального режима могут также устанавливаться международными соглашениями РФ, в частности такие изъятия установлены соглашением о партнерстве и сотрудничестве с европейским сообществом.

Таким образом, правовое регулирование иностранных инвестиций в России характеризуется многообразием правовых режимов.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.