Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ





 

Утверждаю

Декан ФЭУБ, профессор, д.э.н.

_____________ М. Б. Щепакин

«___» _____________ 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» (БД.03.5.1)

для специальности 080100 – Экономика

направление

факультета Экономики, управления и бизнеса

кафедра-разработчик Экономики и управления производством

 

Вид учебной работы и формы контроля Дневная форма Заочная форма
всего часов курс, семестр всего часов курс, семестр
Общая трудоемкость дисциплины 1,2    
Аудиторные занятия всего В том числе: -лекции -практические (семинарские) занятия     1,2   1,2 1,2    
Самостоятельная работа: -курсовой проект(работа) -прочие виды - 1,2   1,2    
Зачет - -    
Экзамен - 1,2   -

 

2011 г.

 

 

Рабочая программа составлена на основании Учебного плана специальности 080100 – Экономика, утвержденного Ученым советом факультета__________., протокол №

.

 

Составитель: доцент Пшениснова С.Р.

 

Рецензент кафедры-разработчика (выпускающей кафедры) ,

д. э. н., профессор __________________ Петрова Е.В.

 

 

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры экономики и управления производством

«__26___» ____08________ 2011 г., протокол №_1___

Заведующий кафедрой разработчика, доцент ______________ Л.И.Соколова

 

Рассмотрена методической комиссией промышленно-экономического факультета

«__28__» _____08______ 2011 г. протокол № __1__

 

Председатель методической комиссии, проф. ______________ М. Б. Щепакин

 

Количество часов на дисциплину: 100

Количество аудиторных часов на дисциплину: 24

(12 - лекции, 12 - практические занятия)



Количество часов для самостоятельной работы: 76

Итоговая аттестация: зачет

1 Цель и задачи дисциплины

Необходимость развития корпоративной социальной ответственности (КСО, Corporate Social Responsibility – CSR) обусловлена широким развитием форм и стандартов социального партнерства, социального аудита и социальной отчетности в сферах бизнеса, местного управления, некоммерческих и негосударственных организаций, образования, средств массовой информации.

Создание новой области экспертного знания предполагает разработку и реализацию ряда организационных проблем теоретических основ (понятия объекта и предмета корпоративной социальной ответственности, выбор и статус экспертов, методы экспертизы, этика экспертизы), подготовка экспертов по КСО, учебно-методическое обеспечение этой подготовки, анализ эффективности.

Цель дисциплины: формирование компетенций, направленных на применение технологий КСО в бизнесе, местном управлении, некоммерческих и негосударственных организациях, учреждениях образования, средствах массовой информации и развитие умений профессионального их использования для достижения взаимовыгодных, согласованных с интересами общества целей; формирование представления о предмете, основных понятиях, содержании, формах и методах развития и оценки корпоративной социальной ответственности (КСО).

Объект изучения: корпоративные коммуникации, социальная политика бизнеса.

Предмет изучения: особенности, проблемы и перспективы моделей и технологий развития корпоративной социальной ответственности.

Междисциплинарные связи в курсе базируются на использовании знаний, полученных студентами в рамках изучения других дисциплин (менеджмент, экономика, маркетинг, право, связи с общественностью, этика),

Основные понятия, термины: интегрированные маркетинговые коммуникации, коммуникативные технологии, корпоративная культура, корпоративная социальная ответственность (КСО), благотворительность, патронаж, PR, социальная ответственность, социальные инвестиции, социальный аудит, спонсорство, социальная эффективность.

Задачи дисциплины:

− понимание особенностей современного международного бизнеса, его социальных функций в современном обществе;

− понимание природы, содержания и основных направлений корпоративной социальной ответственности, ее роли в социальном позиционировании современного бизнеса, его общественной рецепции, развитии социального партнерства, и гражданского общества;

− освоение концептуального и терминологического аппарата современных PR, интегрированных маркетинговых коммуникаций, прикладной этики;

− усвоение содержания, особенностей, проблем и преимуществ традиционных моделей и технологий социальных инвестиций;

− усвоение содержания, особенностей, проблем и преимуществ коммуникативных моделей и технологий КСО;

− освоение средств и методов социальной оценки различных моделей КСО, а также их эффективности;

− формирование готовности к работе по развитию в организации корпоративной социальной ответственности.

Результаты, востребованные на рынке труда:

В рамках данной дисциплины возможно освоение профессиональных компетенций, позволяющих выполнять следующие виды работ:

− руководить в организации развитием социальной корпоративной ответственности;

− разрабатывать социальную политику организации;

− разрабатывать и реализовать проекты социальных инвестиций;

− создавать социальные отчеты организации в соответствии с международными стандартами.

2 Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны :

а) з н а т ь:

− особенности социального позиционирования современного бизнеса, роль и значение развития корпоративной социальной ответственности;

− роль и значение деловой активности в современном обществе;

− особенности, преимущества и проблемы различных моделей и технологий развития корпоративной социальной ответственности;

б) у м е т ь:

- пользоваться средствами и методами оценки различных моделей и технологий корпоративной социальной ответственности;

- владеть концептуальным и терминологическим аппаратом современной прикладной этики;

в) и м е т ь п р е д с т а в л е н и е:

 

3 Содержание дисциплины

3.1 Тематический план дисциплины

№ раздела дисциплины Наименование раздела дисциплины Лекции Практические (семинарские) занятия
Корпоративная социальная ответственность: понятие и история формирования * *
Социальные функции деловой активности * *
Социальная ответственность бизнеса: зарубежный и отечественный опыт * *
Стадии позиционирования и рецепции бизнеса в социальной среде * *
Благотворительность и социальные инвестиции бизнеса * *
Традиционные модели и технологии КСО: прямые инвестиции * *  
Традиционные модели и технологии КСО: косвенные инвестиции * *
Коммуникативные технологии КСО * *
Модели оценки КСО * *
Проблемы эффективности КСО * *

 

Содержание лекций

 

№ раздела дисциплины Наименование раздела, подраздела и их содержание Количество часов
дневная форма обучения заочная форма обучения
Корпоративная социальная ответственность: понятие и история формирования Факторы становления концепции корпоративной социальной ответственности (Corporate Social Responsibility, CSR) в конце XIX – начале XX столетий. Борьба профсоюзов в защиту прав трудящихся, развитие благотворительности. Антитрестовское законодательство, активное продвижение бизнеса в политику. Великая Депрессия и кодексы честной конкуренции. Экологическое движение 1970-х и концепция «нулевого роста». Международные конвенции и дискуссии о КСО 1970-1980-х гг. Корпоративная социальная ответственность как приоритет ЕС и ООН. КСО как системообразующий принцип и философия современного бизнеса. КСО и национальные деловые культуры. КСО и этика бизнеса.  
Социальные функции деловой активности. Особенности взаимодействия бизнеса и общества. Экономическая и инновационная функции современного бизнеса. Политическая функция бизнеса и менеджмента. Цивилизованное лобби и коррупция. Лидерская и интегративная функции деловой активности. Бизнес, менеджмент и нравственная культура общества. Деловая активность и социальное партнерство. Бизнес и некоммерческие организации (НКО). Деловая активность и развитие гражданского общества. Роль бизнеса и менеджмента в современном российском обществе.  
Социальная ответственность бизнеса: зарубежный и отечественный опыт Зарубежный опыт развития КСО. Социальные нефинансовые отчеты и рынок ценных бумаг. Международные конвенции и стандарты КСО первого и второго поколения. КСО «по-советски»: опыт разработки планов социально- экономического развития предприятий и регионов. Социальная политика компаний в стадии первоначального накопления. Особенности восприятия и развития КСО в современной России. Формы и виды социальной ответственности современного бизнеса. КСО внутри и вне организации. Ответственность перед потребителями. Развитие человеческих ресурсов и вложения в человеческий капитал. Добросовестная деловая практика (отношения с партнерами, инвесторами, способы ведения конкурентной борьбы). Корпоративное гражданство: сотрудничество с местными и федеральными органами власти, участие в стратегическом развитии территории размещения. Экология и безопасность. Участие в развитии гражданского общества: участие в фондах, попечительских советах, поддержка социально незащищенных групп населения, детства и юношества, культуры и искусства, конфессиональных организаций и мероприятий, спорта и здорового образа жизни, здравоохранения. Международные и отечественные организации, занимающиеся вопросами КСО.  
Стадии позиционирования и рецепции бизнеса в социальной среде Первоначальное накопление: война всех против всех и проблема легитимности и общественного признания «победителей», новых собственников. Стадия «служения» (благотворительность, филантропия) и ее неоднозначные результаты. Необходимость перехода от филантропии к социальным инвестициям, корпоративному гражданству и социальному партнерству. Проблема признания и уважения бизнеса в современной России.  
Благотворительность и социальные инвестиции бизнеса Социальная политика и социальные коммуникации бизнеса. Спонсорство, патронаж и благотворительность. Социальные функции и возможности благотворительности. Факторы и условия развития благотворительности. Традиции благотворительности в дореволюционной России. Проблемы развития благотворительности в современной России (недостаток информации, законодательство, непрофессионализм НКО, общество и экономика недоверия, особенности нормативно-ценностного содержания российской нравственной культуры и духовного опыта). Эмоциональность, субъективность и малая рациональность благотворительности бизнеса. Благотворительность и опасность нецелевого использования средств. Благотворительность как дело не бизнеса, а бизнесменов, реализации свободы воли личности, но не компании. Необходимость перехода к КСО как социальным инвестициям.  
Традиционные модели и технологии КСО: прямые инвестиции Прямые социальные инвестиции компании. Преимущества технологии (прямой контроль финансов, «короткая рука». Недостатки технологии: существенные финансовые затраты, проблема анализа эффективности, трудоемкость, угроза превращения компании в «дойную корову» органов власти, потребительского отношения общественности.  
Традиционные модели и технологии КСО: косвенные инвестиции Социально значимый маркетинг. Социальные инвестиции посредством корпоративных фондов. Достоинства технологии: аккумулирование ресурсов, более эффективный менеджмент социальных инвестиций. Проблемы технологии: недоверие общественности, потери в налогообложении НКО, затраты на административный менеджмент НКО. Региональная социальная политика. Социальные инвестиции посредством системных фондов, эндаументов. Преимущества технологии: аккумулирование ресурсов в региональном и национальном масштабах, участие в масштабных проектах и программах, развитие партнерских отношений на региональном, федеральном и международном уровнях, привлечение экспертов, финансовая прозрачность социальных инвестиций, повышение общественного доверия. Проблемы технологии: утрата прямого контроля («длинная рука»), затраты на административный менеджмент и налогообложение НКО, первоначальное недоверие органов власти.  
Коммуникативные технологии КСО Интегрированные маркетинговые коммуникации. Благотворительность как часть корпоративной культуры. Социальный аудит и гуманитарная экспертиза как систематически выстроенный социальный диалог. Социальная отчетность, стейкхолдеры и формирование гражданского общества. Проблемы технологии: дополнительная подготовка персонала, необходимость привлечения экспертов. Преимущества технологии: экономия и оптимизация затрат, развитие многовекторных партнерских отношений, большая информационная отдача, возможность комплексного анализа эффективности, интегрированный маркетинг и бренд-интеграция бизнеса. Социальное партнерство и корпоративные социальные коммуникации. PR как Public Relations и как Public Responsibility.  
Модели оценки КСО Опыт подготовки социальных (нефинансовых) отчетов в соответствии с международными и отечественными стандартами КСО, а также их верификации. Методика рейтингования КСО.  
Проблема эффективности КСО Эффективность как интегральная характеристика управления. Виды и уровни эффективности. Эффективность как результативность, как экономичность и как целесообразность. Многовекторность и мультипликативность эффективность социально-экономической и социально-культурной деятельности. Перспективы комплексного междисциплинарного анализа эффективности КСО.  
  Итого:  

 

 









Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.