Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Коллизионное регулирование вопросов собственности





Общие правила определения правового статуса собственности

 

Самостоятельные коллизионные привязки для определения права, применимого к вещным правоотношениям содержится в 1205-1207 статьях ГК.

В целом коллизионные нормы о вещных правах подразделяются на 2 основные группы:

1) Нормы о содержании, осуществлении и защите вещных прав

2) Нормы о возникновении и прекращении вещных прав

 

В соответствии со ст1205 ГК содержание права собственности и иных вещных прав на движимое и недвижимое имущество, а так же осуществление и защита этих прав определяются по праву страны, где это имущество находится. Таким образом в российском законодательстве определяющим законом является закон местонахождения вещи. Этот закон применяется в большинстве государств мира. На основе этого же закона определяется принадлежность имущества к категории движимых или недвижимых вещей. Главная причина использования данного принципа – учет интересов гражданского оборота. Под правом страны, где находится имущество, следует понимать фактическое действительное местонахождение соответствующего имущества вне зависимости от местонахождения собственника или обладателя иных вещных прав. Так же не имеет значения место выдачи правоустанавливающих документов на имущество.

 

На практике определение применимого права в первую очередь необходимо для осуществления защиты вещных прав. В частности предъявление виндикационного иска должно осуществляться в месте нахождения вещи. На практике встает вопрос «Что понимать под местом нахождения вещи?» в случае незаконного лишения собственника его прав. Законодательства различных государств предусматривает 2 варианта решения этого вопроса:



1) Иск предъявляется по месту фактического нахождения вещи на момент предъявления иска

2) Иск предъявляется в месте, где вещь находилась в тот момент, когда она была утеряна собственником

 

Российское законодательство использует 2-ой вариант решения этого вопроса. Законодательство России считает, что стороны спора не могут изменить местонахождение вещи, украденной у собственника в своих интересах. При этом местонахождение данной вещи может быть избрано недобросовестным владельцем специально с целью затруднить защиту прав собственника.

 

Ст1206 ГК определяет применимое право для возникновения и прекращения вещных прав. Возникновение и прекращение права собственности по общему правилу определяются по праву страны, где имущество находилось в момент возникновения юридического факта, послужившего основанием для возникновения или прекращения вещных прав. Таким образом в России признаются вещные права на имущество, возникшие в иностранном государстве на основании норм иностранного права при условии, что эти нормы не были нарушены.

 

Из данного общего правила есть 2 исключения:

1) Возникновение и прекращение вещных прав в отношении движимого имущества, находящегося в пути, определяется по праву страны из которой это имущество было отправлено. Под имуществом находящимся в пути понимаются вещи находящиеся в процессе транспортировки независимо от того на основании какой сделки они перемещаются. Данная привязка к месту отправления вещи призвана обеспечить необходимую определенность при осуществлении права, подлежащего применению.

2) Возникновение права собственности в силу приобретательной давности определяется по праву страны, где имущество находилось в момент окончания срока приобретательной давности. Следует помнить, что возникновение права собственности по данному основанию возможно только в случае длительного, открытого и непрерывного владения вещью как своим собственным имуществом. При этом сроки приобретательной давности установленные в различных странах не совпадают.

 

Особый характер носят положения для определения применимого права к праву собственности на транспортные средства. К ним не может применяться традиционный принцип местонахождения вещи, поскольку данные объекты по своей природе постоянно перемешаются.

Ст1207 ГК закрепляет правила, согласно которым к транспортным средствам применяется право той страны, в которой эти объекты зарегистрированы. Таким образом юридическая фикция постоянного нахождения вещи в одном месте обеспечивает стабильность их правового режима.

 

Коллизионные нормы в отношении вещных прав так же содержатся в «Кодексе Торгового Мореплавания». В частности он определяет, что права на имущество, затонувшее во внутренних морских водах или в территориальном море, определяются законом государства, в котором имущество затонуло. Если имущество затонуло в открытом море, то к нему применяется «закон флага».

 

Применительно к вопросам собственности на территории РФ следует учитывать разъяснения министерства юстиции для российских нотариусов. При проведении правовой экспертизы документов в отношении вещных прав следует учитывать положения российского законодательства à а именно: содержание права собственности определяется по месту нахождения вещи. Форма сделки в отношении недвижимого имущества подчиняется праву страны, где это имущество находится, но если имущество внесено в государственный реестр РФ, то должно применяться российское право.

 

Права иностранных граждан и лиц без гражданства, а так же иностранных юридических лиц ограничены российских законодательством при возникновении права собственности на некоторые объекты. В частности они не могут обладать правом собственности на земельные участки, находящиеся на приграничных территориях, а так же иные природные ресурсы (в том числе недра и леса).

Все объекты природного значения данные субъекты могут иметь только на праве аренды. Исключения из данного правила устанавливаются ЗК РФ.

 

Наследование недвижимого имущества так же определяется по праву страны, где имущество находится.

Если недвижимое имущество внесено в государственный реестр РФ, то его наследование определяется российским правом. Для стран СНГ в сфере вещных правоотношений действует Минская Конвенция 93г и Кишиневская Конвенция 2002г. В данных документах закрепляются общие правила, определенные российским законодательством.

Применение за границей законов о национализации

Национализация – изъятие имущества, находящегося в частной собственности и передача его в собственность государства.

В результате национализации, как правило, в собственность государства переходит не отдельные предприятия, а их комплексы, составляющие отрасль экономики.

Национализацию следует отличать от реквизиции.

В МЧП национализация понимается как правомерные действия государства по осуществлению социально-экономических изменений.

Реквизиция – изъятие имущества в случае неотложной необходимости с последующим возвратом этого имущества собственнику.

 

Право государства на национализацию (в том числе имущества, принадлежащего иностранным лицам) вытекает из принципа суверенитета государства.

При этом условия проведения национализации определяются внутренним правом государства.

 

С точки зрения МЧП для правовой природы национализации характерными являются следующие черты:

  • Акт национализации – акт государственной власти
  • Это социально-экономическая мера общего характера, а не мера наказания отдельных лиц
  • Национализация осуществляется в отношении собственности вне зависимости от того, кому она принадлежит
  • Каждое государство при проведении национализации должно выплатить справедливую и эффективную компенсацию за имущество

 

Условия и размеры компенсации должны определяться внутренними законами государства. Если акт национализации обладает вышеуказанными чертами, то закон о национализации признается правомерным и приобретает экстерриториальное действие (т.е. признается за пределами государства).

Таким образом государство, осуществившее национализацию, признается за границей собственником имущества, находившегося в момент национализации как на его территории, так и за границей. Соответственно, если это имущество в последующем вывозится на территорию других государств, то имущество будет обладать иммунитетом государственной собственности.

 

Защита культурных ценностей и права собственности на них

 

В большинстве государств предусмотрены специальные меры для защиты права собственности на культурные ценности. В некоторых государствах для их защиты приняты законы, запрещающие вывоз культурных ценностей. Однако в большинстве государств их вывоз не ограничен à это в свою очередь требует создания международных механизмов защиты данных объектов.

В странах ЕС действует директива 1993г. №93-7. Согласно ей все незаконно-вывезенные культурные ценности должны быть в обязательном порядке возвращены в государство на основании запроса о возврате.

В 1995г была принята Конвенция Унидруа «О похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностях». Цель конвенции – защита культурного достояния и содействия культурных обменов.

Под культурными ценностями понимаются ценности, которые с точки зрения религиозной или светской обладают важностью для археологии, антропологии, истории, литературы, искусства или науки, и которые принадлежат к одной из категорий, указанных в приложении к конвенции.

Конвенция предусматривает обязанность владельца похищенной культурной ценности вернуть её вне зависимости от того, является ли он добросовестным приобретателем или нет.

 

Любая просьба о реституции (возврате) вещи должна быть внесена в трехлетний срок с момента, когда истцу стало известно о месте нахождения культурной ценности. Но в любом случае этот срок не может превышать 50 лет с момента похищения.

Реституция культурной ценности, которая является неотъемлемой частью какого либо памятника или археологического заповедника, либо общественной коллекции, не подлежит никаким срокам давности.

Владелец культурной ценности, если он является добросовестным приобретателем, имеет право требовать возмещения при условии, что он не знал, что ценность была похищена, и найти продавца этой вещи не представляется возможным.

 

В 1992г были приняты основы законодательства РФ «О культуре». В соответствии с данным законом все незаконно-вывезенные за рубеж культурные ценности, были признаны культурным достоянием народов России. Таким образом они подлежат возвращению в Россию независимо от их местонахождения, времени и обстоятельств вывоза.

 

13 апреля 1993г был принят закон «О вывозе и ввозе культурных ценностей». В соответствии с данным законом установлен перечень культурных ценностей не подлежащих вывозу. Другие категории ценностей вывозятся на основании решения о возможности их вывоза. Решение принимается министерством по культуре.

В любом случае культурные ценности, заявленные к вывозу, подлежат обязательной государственной экспертизе, после проведения которой выдается свидетельство о праве вывоза ценности. Все культурные ценности РФ могут вывозиться с территории России только временно.

 

Ввоз и вывоз архивных документов регламентируется ФЗ «Об архивном деле в РФ» (22 октября 2004г). Архивные документы так же подлежат обязательной экспертизе. Вывоз из России архивных документов возможен только в том случае, если они были приобретены на законных основаниях. Вывоз копий архивных документов на носителях любого типа осуществляется без ограничений.

Особое положение занимает правовой статус культурных ценностей, оказавшихся на территории РФ в годы Второй Мировой Войны. Их правовой статус регламентируется специальным ФЗ от 15 апреля 98г «О культурных ценностях, перемешенных в СССР в результате второй мировой войны и находящихся на территории РФ». В соответствии с данным законом все культурные ценности, ввезенные на территорию Советского Союза в качестве компенсаторной реституции, являются достоянием РФ и находятся в федеральной собственности. Однако если данные ценности ранее составляли собственность жертв нацистских режимов, то данные ценности должны быть возвращены прежним собственникам. Это подчеркивается в Постановлении КС от 20июля 99г.

 

Под условия данного закона не подпадает 3 вида культурных ценностей:

ü Культурные ценности заинтересованных государств, насильно изъятые и незаконно вывезенные с их территории бывшими неприятельскими государствами. Под заинтересованными государствами понимаются все оккупированные государства

ü Культурные ценности, которые являлись собственностью религиозных организаций или частных благотворительных учреждений при условии, что они не служили интересам фашизма

ü Культурные ценности, которые принадлежали лицам, лишенным этих ценностей в связи с их активной борьбой против нацизма, в том числе семейные реликвии

 

В отношении этих трех категорий ценностей закон определяет возможность предъявления претензии о возвращении перемещенных ценностей. Таким претензии должны предъявляться правительством соответствующего государства в адрес правительства РФ.

Кроме того возможен возврат культурных ценностей как проявление доброй воли (по собственной инициативе России). Так же закон предусматривает возможность заключения международных договоров по вопросам возвращения и равноценного обмена перемещенных ценностей.

 

В соответствии с соглашением стран СНГ «О сотрудничестве в области культуры», а так же с соглашением «О вывозе и ввозе культурных ценностей» на территорию любого государства СНГ запрещен ввоз культурных ценностей, в отношении которых объявлен международный розыск. Они подлежат задержанию для их последующего возвращения законным собственникам.

 

Самостоятельно посмотреть вопрос: правовой статус государственной собственности за рубежом

 

23.10.09









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.