Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Институт моды, дизайна и технологий





Академия высокой мода

Институт моды, дизайна и технологий

 

Учебная программа

и контрольные

задания

Дисциплина

Исследование систем управления

по специальности 061100 «Менеджмент организации»

форма обучения экстернат

Москва 2007г.

 


Учебная программа

по дисциплине

«Исследование систем управления»

разработана на кафедре экономики и менеджмента

 

 

Введение

Дисциплина «Исследование систем управления» является одной из основных для студентов, обучающихся по специальности менеджмент.

В современных условиях развития экономики качество решений, принимаемых в процессе управления, непосредственно зависит от исследовательского подхода к управлению, умения изучать проблемы, определять их истоки и последствия.

Совершенствование процесса управления немыслимо без серьёзной исследовательской работы.

Идеология специальности «Менеджмент» предполагает воспитание и развитие у будущих менеджеров творческого подхода к работе, стремление к поиску новых форм организации управления, осуществления научного подхода к управлению, его совершенствованию и развитию.

Дисциплина «исследование систем управления» не только формирует научное представление об исследовательской деятельности, но и содержит практические рекомендации по её методическому обеспечению, организации и планированию. Она опирается на целый ряд общеэкономических, методологических и математических дисциплин, особенно дисциплин управленческого цикла: «менеджмент», «маркетинг», «управленческие решения», «математические методы в экономике» и др.

В рыночной экономике основным двигателем исследования систем управления является практическая проблема и необходимость её решения для обеспечения выживания, развития бизнеса и общества в целом.



В предпринимательской деятельности всё большую роль играют: предшествующие (прогнозные и плановые), исследования в реальном масштабе времени протекания процессов (контрольные, диагностические, сравнительные), последующие (отчётные…) исследования систем управления.

Для минимизации рисков и своевременного повышения эффективности деятельности необходимо постоянно исследовать и совершенствовать систему управления бизнесом.

Возрастающая важность дисциплины исследования систем управления определяется двумя тенденциями: продолжающейся интеграцией функций развития, маркетинга, менеджмента и контроля в их деятельности, усложнением технико-организационной среды как системной совокупности методов и технических средств управления.

Интеграция этих функций обусловлена своевременной адаптацией и обеспечению их живучести в изменяющихся внешних и внутренних условиях.

Назначением и целью данной дисциплины является:

- инициировать и развить у студента творческие способности, перспективное мышление, стремление к исследовательской деятельности, мотивировать научный и новаторский подход к управлению;

- дать знания и навыки практического исследования управления, анализа существующих ситуаций, опирающегося на предвидение и планирование будущего.

Учебно-методическое пособие содержит тематический план дисциплины, аннотированное содержание дисциплины, контрольные задания, рекомендуемую литературу – основную и дополнительную.

Настоящее учебно-методическое пособие состоит из пяти разделов.

В первом разделе рассматриваются проблемы исследования в современном менеджменте. Он состоит из пяти глав.

В первой главе содержатся вопросы исследования и их роль в научной и практической деятельности человека.

Вторая глава рассматривает требования и основные черты менеджера исследовательского типа.

В третьей главе приведены общие понятия об управлении.

В четвёртой главе констатируется управление как синтез науки, практики и искусства.

Пятая глава содержит принципы, функции и методы управления.

Раздел II «Методология исследования систем управления» рассматривает роль методологии в исследовании систем управления (глава 6), диалектический подход к исследованию систем управления (глава 7), методологию теории систем (глава 8) и системный анализ в исследовании управления (глава 9).

В разделе III «Общенаучные и частнонаучные методы исследования систем управления» содержится классификация систем управления и методов их исследования (глава 10), информация, измерения, данные, их анализ при исследовании систем управления, контроль и диагностика проблем (глава 11), некоторые вопросы эффективности и управления исследованием, риски, ответственность и личные качества исследователя (глава 12) и частнонаучные (специальные) методы исследования систем управления (глава 13).

Раздел IV «Прогнозные, плановые, экспериментальные методы исследования и исследование нововведений» содержит прогнозные и плановые исследования (глава 14), методы теории планирования экспериментов (глава 15), экономические методы (глава 16) и исследование нововведений (глава 17).

В Разделе V «Эффективность исследования систем управления» приводятся проблемы эффективности исследовательского процесса (глава 18), фактологическое обеспечение исследования (глава 19), оценки в исследовании систем управления (глава 20), мышление исследователя (глава 21) и креативное образование (ориентированное на развитие творческих способностей человека) современного менеджера.

 


Тематический план по дисциплине

«Исследование систем управления»

(общее количество часов – 78, в т.ч. аудиторных – 46)

 

Наименование разделов и тем Кол. час.
Раздел I. Исследования в современном менеджменте. Глава 1. Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека    
Глава 2. Требования к менеджеру исследовательского типа и его основные черты
Глава 3. Общие понятия об управлении.
Глава 4. Управление – наука, практика, искусство.
Глава 5. Принципы, функции и методы управления.
Раздел II. Методология исследования систем управления. Глава 6. Роль методологии в исследовании систем управления.
Глава 7. Диалектический подход к исследованию управления.
Глава 8. Методология теории систем.
Глава 9. Системный анализ в исследовании управления.
Раздел III. Общенаучные и частнонаучные методы исследования систем управления. Глава 10. Классификация систем управления и методов их исследования.
Глава 11. Измерения, данные, их анализ, информация при исследовании систем управления, контроль и диагностика проблем.
Глава 12. Экспертные и логические методы исследования, аналогии, моделирование и статистические исследования. ?
Глава 13. Эффективность, управление исследованием, риски, ответственность и личные качества исследователя.
Глава 14. Частнонаучные (специальные) методы исследования систем управления.

 

 


 

Наименование разделов и тем Кол. Час.
Раздел IV. Прогнозные, плановые, экспериментальные методы исследо-вания, исследование нововведениями. Глава 15. Прогнозные и плановые исследования.
Глава 16. Экспериментальные методы исследований систем управления.
Глава 17 Экономические исследования систем управления.
Глава 18. Исследования нововведениями.
Раздел V. Эффективность исследования систем управления. Глава 19. Исследовательский потенциал и принципы эффективности исследовательского процесса
Глава 20. Фактологическое обеспечение исследования.
Глава 21. Оценки в исследовании систем управления.
Глава 22. Мышление исследователя.
Глава 23. Креативное образование современного менеджера.

Всего часов 46 -

 


 

Содержание

дисциплины «Исследование систем управления».

 

Эволюция и достижения мировой управленческой мысли. Зарождение управления как науки. Концепции макроэкономического управления. Современные теории управления. Этапы развития теории и практики управления в XX веке. Школа человеческих отношений. Классическая и административная школа. Школа использования достижений разных наук в управлении. Теория «X» и теория «Y». Метод исследования операций. Теория систем. Метод анализа ситуаций. Теория и практика управления в РФ.

Информация в управлении. Автоматизация в управлении. Управленческий труд.

 

Тест

по дисциплине «Исследование систем управления»

 

Вопрос и вариант ответа
Что такое методы исследования? 1.1. Средства оптимизации исследований 1.2. Определение состава проблем 1.3. Способы проведения исследований 1.4. Исследовательские способности менеджера 1.5. Алгоритм исследования
В чём преимущества диалектического подхода к исследованию? 2.1. Требует количественных оценок 2.2. Предполагает учёт человеческого фактора 2.3. Ориентирует на поиск противоречий 2.4. Даёт новые знания 2.5. Имеет универсальный характер
Что такое методология исследования? 3.1. Совокупность методов исследования 3.2. Логическая схема исследования 3.3. Плановый выход к исследованию 3.4. Соответствие целей, средств и методов исследования 3.5. Эффективный приём получения знаний
Что даёт менеджеру знание типологии исследования? 4.1. Позволяет эффективно распорядиться ресурсами 4.2. Определяет организацию исследования 4.3. Удачное формирование коллектива исследователей 4.4. Способствует выбору наилучшего типа 4.5. Даёт объективную оценку проблемы
Что такое фактология исследования? 5.1. Использование фактического материала в процессе исследования 5.2. Проверка информации 5.3. Методы обработки информации 5.4. Система работы с фактами 5.5. Объяснение фактов
Что такое качество исследования? 6.1. Успешное решение проблем 6.2. Совокупность свойств исследования 6.3. Практическое содержание и значимость исследования 6.4. Свойства и характеристики исследования, отражающие потребности развития управления 6.5. Методы исследования, позволяющие раскрыть содержание проблемы
Какой из перечисленных методов относится к общенаучным? 7.1. Статистический анализ 7.2. Экспериментирование 7.3. Социологический анализ 7.4. Тестирование 7.5. Хронометрирование
В чём преимущество методов тестирования? 8.1. Глубина раскрытия проблемы 8.2. Простота и доступность, не требует специальных знаний 8.3. Количественная определённость 8.4. Позволяет исключить психологические и личностные нюансы 8.5. Позволяет быстро получить информационный материал
Зачем исследовать управление? 9.1. Для повышения квалификации менеджера 9.2. Для повышения качества управленческих решений 9.3. Для разработки стратегии управления 9.4. Для эффективного совершенствования управления 9.5. Для получения дополнительной информации при принятии решений
Что является системой управления? 10.1. Структура органов и звеньев 10.2. Совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность 10.3. Организационная форма управления 10.4. Совокупность действий персонала управления, направленная на достижение целей 10.5. Комплекс характеристик, отражающих состояние управления
Что такое проблема? 11.1. Это направление исследования 11.2. Совокупность информации о состоянии системы 11.3. Тенденция развития управления системы 11.4. Противоречие, требующее разрешения 11.5. Кризисные ситуации в развитии управления
Как взаимосвязаны методология и организация исследования? 12.1. Методология определяет вид и форму организации 12.2. Не имеет прямой зависимости 12.3. Организация определяет выбор методологии исследования 12.4. Связь соответствует по критерию эффективности исследования 12.5. Методология определяет получение информации, организация – её обработку
Что понимается под целью исследования? 13.1. Выбор предмета исследования 13.2. Главная направленность исследования 13.3. Проблема развития 13.4. Познание тенденции развития 13.5. Поиск путей эффективного развития
В чём состоит главный признак концепции исследования? 14.1. Наличие всей необходимой информации 14.2. Наличие ресурсов, необходимых для проведения исследования 14.3. Комплекс ключевых положений по методологии и организации исследования 14.4. Совокупность эффективных подходов и исследований 14.5. План организации и проведения исследования
Почему исследования являются функцией современного менеджмента? 15.1. Повышается образовательный уровень менеджеров 15.2. Обостряется конкуренция 15.3. Компьютер расширяет возможность исследования 15.4. Повышается сложность решаемых проблем 15.5. Развитие науки этому способствует
Какое из определений Вы считаете наиболее полным? 16.1. Это способ получения дополнительной информации 16.2. Это вид деятельности человека 16.3. Это способ использования знаний в практической деятельности 16.4. Это навыки анализа и проектирования 16.5. Познание законов природы и общества
В чём состоит главная особенность исследования социально-экономических систем? 17.1. Затруднено получение объективной информации 17.2. Размыты границы объекта исследования 17.3. Ограничены возможности экспериментирования 17.4. Решающее значение системного анализа 17.5. Динамичность процесса функционирования
Что является главным в системном подходе к исследованию? 18.1. Тип мышления менеджера 18.2. Знание предмета исследования 18.3. Возможность имитационного моделирования явлений 18.4. Определение целостности и связи явлений 18.5. Наличие всей необходимой информации

 

 


Рекомендуемая литература

Основная

1. Лебедев О.Т., Коньковская А.Р. Основы менеджмента. – С-П.: «МиМ», 1977

2. Кнорринг В.Н. Теория, практика и искусство управления. – М.: «Норма-инфра.м», 1999

3. Райзберг Б.А., Фатхутдинов Р.А. Управление экономикой. – М.: ЗАО «Бизнес-школа», 1999

4. Коротков Э.М. Исследование систем управления. – М.: «Дека», 2000

5. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследования систем управления. – Железнодорожный, НПЦ «Крылья», 2000

6. Хашков Д.М., Хашков П.М. Основы системного анализа. – М.: МГУ, 1996

 

Дополнительная

7. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. – М.: Высшая школа, 1989

8. Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа. – С-П.: Изд. СПбГТУ, 1997

9. Растригин Л.А. Современные принципы управления сложными объектами. – М.: «Советское Радио», 1980

10. Спицнадель В.Н. Основы системного анализа. – С-П.: Военмех, 2000

11. Комаров М.А. Исследование операций и теория игр. – М.: МГУ, 1996

 

 


Контрольные задания.

1. Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека.

2. Требования и основные черты менеджера исследовательского типа.

3. Основные понятия теории управления.

4. Управление – наука и искусство.

5. Принципы, функции и методы управления.

6. Методология в исследовании систем управления.

7. Диалектический метод в исследовании управления.

8. Методология теории систем.

9. Основные методы и особенность системного анализа и системного подхода в управлении.

10. Классификация систем управления и характеристика методов их исследования.

11. Информационный характер управления, измерения, данные, их анализ, контроль, диагностика проблем и принятие решений.

12. Экспертные методы исследования.

13. Логические методы исследования.

14. Моделирование в исследовании систем управления.

15. Статистические методы в исследовании управления.

16. Источники рисков, их уменьшение, ответственность и личные качества исследователя.

17. Общенаучные методы исследований, их классификация и характеристики.

18. Частнонаучные методы исследований в системах управления.

19. Эффективность и управление исследованием.

20. Методы описания и представления систем управления.

21. Исследование динамических свойств систем.

22. Методы исследования динамических моделей в системах управления.

23. Интеллектуальные системы управления и особенности их применения в менеджменте.

24. Прогнозные исследования систем управления.

25. Плановые методы исследования систем управления.

26. Применение теории планирования эксперимента к исследованию систем управления.

27. Экспериментальные исследования систем управления.

28. Экономические исследования систем управления, их виды и особенности применения.

29. Исследования управления нововведениями.

30. Эффективность исследования систем управления.

31. Мышление в исследовательской и управленческой деятельности.

32. Креативное образование современного менеджера.

Академия высокой мода

Институт моды, дизайна и технологий

 

Учебная программа

и контрольные

задания

Дисциплина









ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.