Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Международное сотрудничество в обеспечении устойчивости будущего человечества. «Повестка дня на XXI век»





Для построения эффективного и справедливого мирового экономического порядка, который помог бы странам встать на путь устойчивого развития, необходимы отношения партнерства между всеми странами мира.

Развивающимся странам необходимы капиталовложения для стимулирования экономического роста и обеспечения стабильного удовлетворения основных потребностей населения. Необходимо найти пути уменьшения внешней задолженности этих стран, а также предложить им помощь в управлении экономикой и рациональном использовании природных ресурсов в целях устойчивого развития.

На встрече глав 179 государств в Рио-де-Жанейро (Бразилия) в 1992 году был принят свод принципов последующего развития. Эти принципы определяют права народов на развитие и их обязанности по сохранению окружающей среды. Они основаны на идеях Стокгольмской декларации, принятой в 1972 году и ориентируются на международную солидарность, так как «…ни одна страна не в состоянии добиться этого в одиночку, однако мы можем добиться этого совместными усилиями – на основе глобального партнёрства».

В Рио-де-Жанейрской декларации говорится, что единственный путь обеспечения долгосрочного экономического прогресса – это его увязка с охраной окружающей среды. Это может быть достигнуто только в том случае, если страны начнут новое и равное сотрудничество с участием правительств, их народов и основных общественных групп.

Рио-де-Жанейерские принципы включают следующие основные идеи:

· Сегодняшнее развитие не должно осуществляться во вред интересам развития и охране окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений;

· Для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него;



· Искоренение нищеты и неравенства в уровне жизни в различных частях мира необходимо для обеспечения устойчивого роста и удовлетворения потребностей большинства населения;

· Тот, кто загрязняет окружающую среду, должен нести и финансовую ответственность за это загрязнение;

· Устойчивое развитие требует более глубокого научного понимания.

«Повестка дня на XXI век», принятая на Встрече на высшем уровне в Рио-де-Жанейро, отражает всемирное согласие и политические обязательства по вопросам развития и экономического сотрудничества. В ней признается, что обеспечение устойчивого развития является в первую очередь обязанностью правительств и что оно потребует разработки национальных программ, планов и политики. Усилия государств должны координироваться через международные организации, такие как Организация Объединенных Наций.

Решение задач, поставленных в «Повестке дня на XXI век», потребует существенной финансовой помощи для развивающихся стран. Она нужна, чтобы оплатить возрастающие расходы на решение глобальных экологических проблем и ускорение процесса перехода к устойчивому развитию. Ниже приводится краткий перечень основных проблем и путей, рекомендуемых для их решения.

Основными проблемами признаны следующие:

Борьба с бедностью.

ООН и ее страны-члены должны признать борьбу с бедностью одной из своих приоритетных задач.

Каждой стране нужна своя программа, чтобы ликвидировать такие основные причины бедности, как голод, неграмотность, недостаточное медицинское обслуживание и уход за детьми, нехватка рабочих мест и другие. Действиям отдельных правительств должна быть оказана поддержка, потому что борьба с бедностью является общей обязанностью всех стран.

Цель программ, направленных на борьбу с бедностью – обеспечить возможности для людей больше зарабатывать себе на жизнь, причем на стабильной основе. Бедные должны сами обеспечивать себя, вместо того, чтобы зависеть от финансовой или продовольственной помощи из-за рубежа.

Для обеспечения устойчивости в течение продолжительного времени планы экономического развития должны принимать во внимание необходимость сохранения и защиты природных ресурсов. Политика развития, которая сосредоточивается на увеличении производства товаров, не обеспечивая устойчивости ресурсов, на которых это производство основано, рано или поздно столкнется с падением производительности, а это снова может привести к росту нищеты.

Местное население само должно участвовать в охране и рациональном использовании природных ресурсов, для этого ему нужен доступ к земле, природным ресурсам и достаточное количество средств, чтобы начать продуктивно работать. Для улучшения уровня образования и профессиональной подготовки должны создаваться местные учебные центры по обеспечению устойчивого развития.

Растущее население.

Растущее население мира (ожидается, что к 2020 году население мира достигнет 8 миллиардов человек) и расширяющееся производство ведут к росту нагрузки на воздух, почву, воду и другие природные ресурсы.

Решение демографических проблем должно стать частью национальных стратегий устойчивого развития и странам следует разработать демографические цели и программы.

Стратегии развития должны предусмотреть решения комплекса проблем роста населения, здоровья экологических систем, технологий и доступа к ресурсам. Планы развития должны быть направлены на удовлетворение таких потребностей, как снабжение продовольствием, наличие основного жилища и социального обслуживания, образования, благосостояние семьи, восстановление лесов, основные меры по охране окружающей среды и обеспечение занятости.

Страны должны иметь представление о своих возможностях жизнеобеспечения народонаселения. Мир должен лучше прогнозировать возможные результаты своей нынешней экономической деятельности.

Устойчивое развитие потребует программ по защите воспроизводства населения, чтобы уменьшить материнскую и детскую смертность.

Демографические программы должны быть частью более широкой политики. Управление ресурсами должно обеспечивать удовлетворение потребностей людей и сохранять устойчивость в течение длительного периода.

Защита здоровья людей.

Здоровье людей зависит от состояния окружающей среды. Хорошее состояние здоровья требует экономического, социального и духовного развития, а также здоровой окружающей среды, включая безопасную пищу и воду.

Необходима широкая кампания против болезней. Люди нуждаются в медицинском образовании, прививках и необходимых лекарствах. Системы здравоохранения должны быть приспособлены к местным условиям, а местное население должно быть обучено обслуживанию и ремонту медицинского оборудования.

В рамках общей стратегии достижения здоровья перед миром стоят следующие основные задачи:

· Мобилизация и объединение национальных и международных усилий для борьбы с ВИЧ/СПИДом.

· Борьба с туберкулезом, особенно новыми, неподдающимися лекарственному лечению разновидностями.

· Обеспечение 95% детей мира лечением против острых респираторных инфекций.

· Разработка программ по борьбе с малярией во всех странах, в которых она представляет существенную угрозу здоровью.

Каждая страна должна иметь план действий в области здравоохранения, охватывающий национальную государственную систему здравоохранения.

Государствам рекомендуется:

· Иметь национальную службу контроля за здоровьем населения, способную контролировать и предсказывать появление или рост заразных болезней.

· Создать местные системы здравоохранения, которые удовлетворяют основным потребностям населения в питьевой воде, здоровой пище и санитарии.

· Обеспечить основные услуги здравоохранения для детей, включая вакцинацию и питание.

· Разработать программы по борьбе с загрязнением воздуха.

Всем государствам следует иметь программы по определению экологических факторов, угрожающих здоровью, и по уменьшению соответствующих рисков. Они должны включить меры по защите экологии и здоровья в программы национального развития и обучать население мерам по устранению экологических факторов, наносящих ущерб здоровью.

Устойчивость поселений.

В 2000 году половина населения мира проживала в городах. Урбанизация общества является частью экономического развития. Однако во все большем числе городов проявляются симптомы экологического и экономического кризиса – от загрязнения воздуха до живущих на улицах бездомных. Странам следует уменьшать бедность в городах за счет поддержки «неформального» экономического сектора.

Для того чтобы сделать жизнь в городах более рациональной, правительствам следует обеспечить людям гарантию безопасности их собственности и юридическую защиту их прав. Условия жизни в несанкционированных поселках и городских трущобах должны быть улучшены, чтобы снизить дефицит жилья в городах. Во всех городах следует обеспечить снабжение питьевой водой, уборку мусора.

В программах строительства упор должен делаться на использование местных материалов, энергетически эффективных проектов, материалов, не наносящих вреда здоровью и окружающей среде, и трудоемких технологий, которые обеспечат занятость населения.

Выхлопные газы автотранспорта загрязняют воздух в городах приземным озоном, твердыми частицами, окисью углерода и другими вредными веществами.

Стратегии развития транспорта должны быть направлены на снижение потребности в автомобилях и стимулирования эффективного общественного транспорта, а также развитие протяженной сети дорожек для пешеходов и велосипедистов. Застройка должна планироваться таким образом, чтобы уменьшить потребность в дальних поездках.

Необходимы национальные программы поощрения энергосберегающих и основанных на возобновляемых источниках энергии (энергия солнца, воды, ветра, биомассы) технологий.

Для того чтобы снизить уровень миграции в большие города, правительства должны улучшить условия жизни в сельских районах и поощрять развитие городов среднего размера.

Развивающиеся страны нуждаются в финансовой поддержке и технической помощи для того, чтобы подготовить специалистов в таких областях, как городское планирование, уменьшение отходов, обеспечение качества воды, санитария, эффективная энергетика и экологически чистый транспорт.

Усиление роли основных групп населения.

Правительства стран достигли договоренности по поводу большого числа задач, стратегий и механизмов, включенных в «Повестку дня на XXI век», однако для реализации этих целей необходимо активное участие широких слоев населения. Последнее должно быть осведомлено о решениях в области охраны окружающей среды и развития и принимать широкое участие в их реализации.

Правительства стран должны обеспечивать сообществу доступ ко всей важной информации по вопросам окружающей среды и развития.

Укрепление роли коренного населения.

Благосостояние коренного населения, составляющего значительную часть населения Земли, зависит от возобновляемых ресурсов и экосистем.

Правительствам следует признать, что земли коренного населения необходимо защищать от экологически опасной деятельности, которую население считает неприемлемой в социальном и культурном отношении. Для решения проблем, связанных с заселением земель и использованием ресурсов, должны существовать национальные правила и процедуры разрешения споров.

Правительствам следует включить в национальное законодательство «Положения о правах и обязанностях коренного населения». Кроме того, страны должны принять законы и проводить политику, защищающие обычаи коренных жителей и их собственность, включая идеи и знания.

Коренное население должно принимать активное участие в разработке национальных законов и политики, касающихся рационального использования ресурсов или другой деятельности, которая может затрагивать их интересы.

Правительствам и международным организациям следует признавать ценности, традиционные знания и методы рационального использования ресурсов, которыми пользуется коренное население, и применять эти методы. Также следует обеспечивать коренное население технологиями с целью повышения продуктивности его деятельности по рациональному использованию ресурсов.

Сотрудничество с неправительственными организациями.

В ходе деятельности по достижению целей, сформулированных в «Повестке дня на XXI век», следует признать неправительственные организации всей Планеты в качестве партнеров и оказывать им поддержку.

Неправительственные организации играют ключевую роль в становлении и осуществлении принципов демократического участия. Одной из определяющих черт таких организаций является их независимость от государственного и других секторов общества. Помимо независимости, неправительственные организации обладают разнообразными и прочными знаниями в областях, которые нужны для обеспечения экологически безопасного и социально надежного устойчивого развития.

Эти организации могут сыграть важную роль, помогая обществу достичь согласия по поводу того, каким образом следует перейти от неустойчивого развития к устойчивому. Как Организации Объединенных Наций, так и отдельным Правительствам следует приглашать неправительственные организации к участию в формулировании политики и принятию решений, направленных на достижение устойчивого развития. Им следует также привлекать эти организации к работе по рассмотрению и оценке деятельности, осуществляемой для реализации целей, сформулированных в Повестке дня на XXI век.

Правительствам следует привлекать неправительственные организации к разработке программ устойчивого развития, наилучшим образом используя их возможности в таких областях, как образование, борьба с нищетой, а также охрана и восстановление окружающей среды.

Деятельность местных властей.

Многие проблемы и решения, перечисленные в «Повестке дня на XXI век», порождены деятельностью, осуществляемой на местном уровне, и поэтому местные органы власти играют важную роль в достижении устойчивого развития.

Ввиду наибольшей близости к населению, местные власти играют очень важную роль в просвещении населения по вопросам устойчивого развития и в его мобилизации в целях такого развития.

Местным должностным лицам необходимо консультироваться с гражданами и общинами, предпринимателями и промышленными предприятиями с целью сбора информации и достижения общего согласия по поводу стратегий устойчивого развития. Такое общее согласие поможет внести изменения в местные программы, политику и законы для того, чтобы достичь целей, сформулированных в «Повестке дня на XXI век».

Объединение местных усилий на международном уровне даст возможность гражданам разных стран обмениваться информацией, идеями и опытом, приобретенными на местном уровне. Таким организациям, как Программа Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ООН-ХАБИТАТ)[168], следует вести сбор информации о местных стратегиях. Кроме того, местным органам власти должны оказывать помощь такие организации, как Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН)[169], Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП)[170], Международный союз местных органов власти (МСМОВ)[171] и Всемирная федерация породненных городов (ВФПГ)[172].

Деловые и промышленные круги.

Деловые и промышленные круги, включая транснациональные корпорации и представляющие их организации, играют чрезвычайно важную роль в достижении целей устойчивого развития, сформулированных в «Повестке дня на XXI век».

Ответственные представители делового мира могут сыграть важную роль в повышении эффективности использования ресурсов, сведении к минимуму отходов и охране здоровья человека и качества окружающей среды. При осуществлении перехода к устойчивому развитию деловым и промышленным кругам необходимо разработать методы и технологии, которые уменьшают вредное воздействие их деятельности на окружающую среду.

Деловые и промышленные круги должны:

· Разрабатывать такую политику, осуществление которой приведет к уменьшению воздействия их деятельности и продукции на окружающую среду.

· Обеспечить, чтобы управление выпуском продукции и производственными процессами осуществлялось с полной ответственностью и соблюдением этических принципов, касающихся охраны здоровья, безопасности и зашиты окружающей среды.

· Сделать экологически безопасные технологии доступными для их филиалов, находящихся в развивающихся странах.

· Оказывать помощь работникам небольших предприятий в приобретении профессиональных навыков.

· Учреждать национальные советы по устойчивому развитию, как в официальном деловом сообществе, так и в неофициальном секторе, включающем мелких предпринимателей.

· Расширять исследования и разработки в области экологически безопасных технологий и систем контроля за окружающей средой.

Научные и технические круги.

Очень важно, чтобы все – от политических деятелей до широкой общественности – осознавали ту роль, которую должны играть наука и техника в защите окружающей среды и развитии человечества.

Глобальная окружающая среда изменяется в настоящее время намного быстрее, чем когда-либо в предыдущие столетия, в следующем столетии могут произойти значительные экологические изменения и неожиданные события.

Научные знания могут помочь в рациональном управлении окружающей средой и развитием в целях выживания и удовлетворения будущих потребностей человечества. Ученые углубляют свои знания в области таких проблем, как изменение климата, рост потребления природных ресурсов, демографические тенденции и деградация окружающей среды. Эта информация должна быть использована для разработки долговременных стратегий устойчивого развития.

Ученые и технические специалисты несут особую ответственность за исследования биосферы и помощь в ее защите. Представители этой группы, которая включает инженеров, архитекторов, промышленных дизайнеров, планировщиков городов и представителей других профессий, должны разработать кодекс действий и руководящие принципы для согласования потребностей человека и интересов защиты окружающей среды.

Правительствам следует поддерживать те научные направления, которые могут привести к более ясному пониманию функционирования окружающей среды и которые дают более верные оценки возможностей нашей планеты по обеспечению растущих потребностей человечества. Ученые могут подсказать пути более эффективного использования энергии и природных ресурсов в таких областях, как промышленность, сельское хозяйство и транспорт.

Правительства стран также должны решить, как национальные научно-технические программы могли бы способствовать большей устойчивости развития и обеспечить полный и открытий обмен информацией среди ученых и руководителей.

Также необходимо включение вопросов этики в области экологии и развития в систему приоритетов в сфере образования и научных исследований.

Все страны, и в первую очередь развивающиеся, испытывают потребность в большем количестве ученых, имеющих подготовку в области экологии, природных ресурсов и управления ими. Чрезвычайно важно, чтобы в развивающихся странах было достаточное их количество, что позволит им вести переговоры о глобальных проблемах развития и окружающей среды на равной основе с развитыми странами.

В числе основных средств, применяемых для решения проблем, рекомендуются:

Принятие решений.

Для того чтобы выбор путей развития был экономически эффективным, социально справедливым, ответственным и экологически рациональным, необходимо понимать связи между окружающей средой и проблемами развития.

Некоторые правительства начали систематически учитывать воздействие экологических факторов на экономическую, социальную, налоговую, энергетическую, сельскохозяйственную, транспортную, торговую и другие сферы своей политики.

Правительствам следует разработать стратегии устойчивого развития, чтобы объединить в единое целое политику в социальной и экологической сферах во всех министерствах и на всех уровнях.

Эти стратегии должны иметь целью социально направленное экономическое развитие наряду с охраной ресурсной базы и окружающей среды на благо будущих поколений. В разработке этих стратегий должны участвовать как можно более широкие слои населения.

Правительства должны содействовать разработке законодательства по устойчивому развитию, основанного на разумных экономических, социальных и природоохранных принципах, а также соответствующей оценке рисков. Должно быть также обеспечено проведение этих законов в жизнь.

Финансирование устойчивого развития.

Как уже отмечалось ранее, для реализации грандиозных программ устойчивого развития, изложенных в «Повестке дня на XXI век», обязательства по выполнению которых страны мира взяли на себя в Рио-де-Жанейро, необходимы значительные капиталовложения.

Основные международные финансирующие организации, такие как Международная ассоциация развития[173], региональные банки развития и Глобальный экологический фонд ООН[174], должны проявить достаточную гибкость, чтобы помочь развивающимся странам найти дополнительные средства, необходимые для реализации проектов Повестки дня на XXI век. Программе развития ООН (ПРООН) следует предусмотреть ресурсы для помощи странам в приобретении необходимых навыков и опыта, требующихся для обеспечения устойчивого развития.

От мирового сообщества требуется оказание помощи развивающимся странам с низкими или средними доходами в выплате их внешних задолженностей для того, чтобы эти страны смогли найти средства для инвестирования устойчивого развития.

Источником получения дополнительных средств может стать перераспределение ресурсов, направляемых в настоящее время на военные цели.

Создание потенциала для устойчивого развития.

Создание потенциала является существенным шагом в подготовке национальных стратегий устойчивого развития и программ реализации «Повестки дня на XXI век» в целях устойчивого развития. Страны могут использовать существующие стратегии сохранения окружающей среды, развития и планы охраны природных ресурсов.

Развивающимся странам требуется техническая помощь и сотрудничество в установлении приоритетов с тем, чтобы они могли заняться новыми долгосрочными проблемами, а не останавливаться только на решении задач сегодняшнего дня.

Организационные меры, связанные с устойчивым развитием.

В декабре 1992 года Генеральная Ассамблея ООН приняла решение об учреждении Комиссии по устойчивому развитию в целях обеспечения эффективного осуществления решений Конференции ООН по окружающей среде и развитию.

Комиссия по устойчивому развитию является форумом высокого уровня по вопросам устойчивого развития, который проводит обзор достигнутого прогресса, контролирует ход осуществления Повестки дня на XXI век.

Комиссия ежегодно проводит сессии в Нью-Йорке в рамках двухлетнего цикла обзора и политики.

Решающее значение для обеспечения деятельности Комиссии по устойчивому развитию имеет не только привлечение к процессу работы Комиссии государств-членов, но и обеспечение участия основных групп, партнерств и Учебного центра.

Партнерства в интересах устойчивого развития представляют собой добровольные многосторонние механизмы, которые способствуют достижению согласованных на международном уровне целей в области устойчивого развития. В ходе процесса Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию было создано более 200 партнерств и их число продолжает расти. Ярмарки партнерства, которые проходят во время сессий Комиссии по устойчивому развитию, предоставляют возможность продемонстрировать прогресс, достигнутый существующими партнерствами, а также создать новые партнерства, и наладить взаимодействие между партнерами.

Учебный центр обеспечивает практическое обучение по вопросам, которыми занимается Комиссия по устойчивому развитию. Во время каждой сессии Комиссии предлагается целый ряд различных курсов, на которых ведут занятия опытные преподаватели и практические работники.

Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде(ЮНЕП) создана в 1972 году. Ее назначение состоит в обеспечении руководства и поощрении партнерства в области бережного отношения к окружающей среде путем создания возможностей для улучшения качества жизни государств и народов без ущерба для будущих поколений.

Являясь главным органом Организации Объединенных Наций в области окружающей среды, ЮНЕП разрабатывает глобальную экологическую программу, содействует реализации природоохранной составляющей устойчивого развития в рамках системы ООН, неуклонно выступает в защиту природной среды земного шара.

Это учреждение консультирует страны по вопросам включения экологических факторов в их политику и программы в области развития.

Программа ООН по развитию(ПРООН)действует как ведущее учреждение в мобилизации донорской помощи и организации усилий системы ООН по накоплению опыта в области устойчивого развития.

Международное законодательство.

Международное законодательство в области устойчивого развития обеспечивает сложное равновесие между потребностями в сфере развития и охраны окружающей среды.

Многие существующие международно-правовые документы и соглашения в области охраны окружающей среды разрабатывались без должного участия и вклада развивающихся стран, поэтому они требуют пересмотра для того, чтобы отразить приоритеты и интересы развивающихся стран и обеспечить сбалансированное осуществление таких международных документов и соглашений.

Важно, чтобы все страны принимали участие в разработке международных договоров по обеспечению устойчивого развития. В международных стандартах в области охраны окружающей среды должно учитываться различное положение и возможности стран. Политика в области охраны окружающей среды должна быть направлена на ликвидацию основных причин, вызывающих ухудшение состояния окружающей среды, и не должна использоваться для введения ненужных ограничений в международной торговле.

В «Повестке дня на XXI век» и в других документах, принятых в Рио-де-Жанейро, представлена серия шагов для перехода к устойчивому миру в социальном, экономическом и экологическом плане. Рекомендуется реализовывать их на практике, совершенствуя и разрабатывая более подробные планы. Чрезвычайно важно при этом сохранить динамику процесса, осуществляя достигнутые соглашения.

Данная задача потребует не только руководства и поддержки Правительств и деловых кругов, но и дальновидности, сотрудничества и работы всех граждан.









Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.